ПГПБ им. А.М. Горького Немецкий читальный зал


Литературно-музыкальный вечер, посвященный 250-летию
со дня рождения И. В. Гете


Летней ночи сон! Бесцельна
Эта песнь и фантастична -
Как любовь, как жизнь бесцельна,
Как творец и мирозданье.
Повинуясь лишь капризу,
То галопом, то на крыльях
Мчится в сказочное царство
Мой возлюбленный пегас -
Конь мой белый, конь крылатый,
Чистым золотом подкован,
Нити жемчуга - поводья,
Мчись, куда захочешь, конь!

Г. Гейне

Перед нами творческая программа немецкого поэта, занявшего после Гете первое место на поэтическом Олимпе Германии. Поэт - творец, песнь его причудлива, фантазия его капризна, как очертания облачка, плывущего по ясному небу. Впрочем, она может заглянуть и в самые кошмарные бездны, где обитают чудовища. Словом, никто не властен над поэтом, никому не дано право предписывать форму и содержание его сновидений. Программа всех поэтов мира первой половины 19 века "Ты - царь, живи один, дорогою свободной иди туда, куда тебя влечет свободный ум!" (А. С. Пушкин)

В Дюссельдорфе 13 декабря 1797 года в небогатой еврейской семье родился Генрих Гейне. Его отец Самсон Гейне занимался торговлей текстильными товарами. Легкомысленный, но честный и очень добрый человек, он мало преуспел на коммерческом поприще. Дом и семью держала в своих руках мать поэта - Бетти, урожденная ван Гельдерн. Женщина широко образованная, воспитанная в духе передовых просветительских идей 18 века. Истоки вольнолюбия будущего поэта, несомненно, были связаны с тем воспитанием, которое дала ему мать. Пошатнувшееся материальное положение семьи и стремление обеспечить будущее сына заставляют родителей Гейне обратиться за помощью к богатому дяде, младшему брату отца, гамбургскому банкиру Соломону Гейне.

Поселившись в доме дяди в 1816 году, Гейне с той поры и, в сущности, до конца жизни пребывал в нередко тягостной для него материальной зависимости от богатой гамбургской родни. К коммерции он оказался абсолютно неспособным. ("... кажется, начни талеры падать с неба, у меня оказались бы только дырки в голове, а дети Израиля весело бы подбирали эту серебряную монету"). В 1819 г. Гейне поступает в Боннский университет, затем продолжает свое образование в Геттингенском и Берлинском университетах (1820-1825). В студенческие годы формируется его поэтическое дарование, он начинает активно печататься.

Первый период творческого пути поэта охватывает годы с 1816-1831 до эмиграции Гейне в Париж. Это время становления и расцвета его дарования, его яркой романтической манеры преимущественно в лирике, отчасти в художественной прозе.
Первая и, пожалуй, самая значительная его книга - собрание лирических стихотворений ("Книга песен"). Любовь, восторг, страдания, и все это в романтической дымке сновидений, призраков и самой владычицы кошмаров - Смерти.
Изданная в 1827 г. и сразу облетевшая и покорившая всю Германию, "Книга песен" воплотила в жизнь программные заявления молодого Гейне. В "Книге песен" была собрана вся его ранняя лирика, в значительной части уже опубликованная на протяжении 20-х годов.

Как и для романтиков, любовь для автора "Книги песен" является первоосновой бытия, но эта первооснова трактуется им уже не столько в плане общефилософском, сколько как глубоко индивидуальное событие.
Утверждая новые пути лирики, Гейне славит земную любовь во всем ее реальном жизненном обаянии.

Не менее реальную основу получают темы любовных жалоб и мук, разлуки и одиночества лирического героя.
В цикл "Опять на родине" входит одно из лучших и известнейших стихотворений раннего Гейне - баллада "Лорелея". Легенда о рейнской сирене. В "Лорелее" Гейне мотив роковой силы любви и образ рейнской волшебницы, пробуждающей гибельное чувство у обреченного лодочника, переплетаются с историей любви самого поэта - на первый план выходят его собственные чувства и настроения. "Лорелея" Гейне получила всеобщее признание и стала одной из известнейших "народных песен". Прежде чем мы услышим балладу "Лорелея" в исполнении студентов Дальневосточного государственного технического университета, мы отправимся с вами в путешествие по реке Рейну и увидим эту легендарную скалу, на вершине которой сейчас можно увидеть фигуру Лорелеи.

Непосредственность чувств, плавная напевность ритмов "Книги песен" привлекли многих композиторов. Музыку на слова Гейне создали Шуберт, IIIyмaн, Лист, Григ, в России - Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Бородин. Многие романсы на слова Гейне стали любимыми песнями немецкого народа.
Андрей Зорин, аспирант Института искусств, и концертмейстер Елена Бальчугова исполнят песни из цикла Шумана "Любовь поэта".

Гейне был не только великий поэт, но и прекрасный прозаик. Он не писал ни рассказов, ни повестей, ни романов, а лишь слагал блестящие лиро-сатирические эссе, где смешались игра свободного иронического ума, душевные порывы и широкая образованность. Его книга "Путевые картины" поражает еще юношеской ненавистью к обывателю и трепетной восторженной любовью к природе. Он описал свое путешествие на Гарц. Немцы сложили легенды об этом крае гор и лесов, населенном призраками, ведьмами. В духе этих легенд поэт ведет свое повествование: "Туманы исчезли, как призраки", "Ночь мчалась на своем черном скакуне, и его длинная грива развивалась по ветру", "Ледяной озноб пронизал меня до мозга костей, я задрожал, как осиновый лист, и едва решился взглянуть на приведение". Ирония, однако, никак не хочет покинуть поэта: оказывается, у приведения "абстрактные ноги" и "математическое лицо".
И тут же чудесная страница о красоте природы: ночь минула, призраки растаяли, и утро всеми красками весны расцветило горы, луга, лес. "Я снова шел с горы на гору, а передо мной парило прекрасное солнце, озаряя все новые красоты. Горный дух был явно ко мне благосклонен. Он ведь знал, что такое существо, как поэт, может пересказать немало чудесного, и он показал мне в это утро свой Гарц таким, каким его дано не каждому увидеть. Но и меня Гарц увидел таким, каким меня лишь немногие видели, на моих ресницах дрожали жемчужины, столь же драгоценные, как и те, что висели на травинках лугов".

В 1831 году поэт покинул Германию, и навсегда. До конца своих дней живет во Франции. Он так много дурного наговорил о немецких провинциях, что оставаться в стране было уже нельзя. Ему запретили даже въезд в Германию.
В начале 30-х годов романтизм в значительной мере себя исчерпал. На рубеже 30-40-х годов начинается новый знаменательный этап в творчестве Гейне. Вершиной творчества Гейне этих лет была его поэма "Германия. Зимняя сказка" (1844), наиболее ярко воплотившая в себе все его поэтическая достижения, все смелое новаторство Гейне публициста, лирика и сатирика. "Зимняя сказка" более чем любое другое произведение Гейне, плод его глубоких раздумий о путях развития Германии: здесь воплотились мечты поэта о будущем его родины и стремление увидеть ее единым демократическим государством. Поэма написана под впечатлением краткого путешествия на родину в октябре 1843 г., когда немецкие власти разрешили поэту съездить в Гамбург повидать родных и заключить новый договор с его постоянным издателем Кампе.

"Когда богам становится скучно на небе, они открывают окошечко и смотрят на парижские бульвары", писал Гейне. Гейне любил Францию, Париж, но очень тосковал по родине. Во Франции Гейне заинтересовался социалистическими идеями, повстречался с молодым тогда Марксом, познакомился с идеями Сен-Симона, но вскоре Гейне разочаровался в социалистических идеях. Идеи демократии, всеобщего равенства показались ему опасными своими последствиями. С мрачным сарказмом он писал об этом в поэме "Атта Троль" (Атта Троль - пещерный житель, медведь и проповедник).

Гейне умирал в страшных мучениях: 8 лет он не покидал постели, ее он называл "матрасной могилой".
Еще в юности в письме к другу он обронил фразу, тогда, пожалуй не без романтической позы: "Когда все потеряно и нет больше надежды", тогда жизнь становится позором, а смерть - долгом".

Теперь он говорил иное: "Жизнь для меня навеки потеряна, а я ведь люблю жизнь так горячо, так страстно". Последние свои годы он полон духовных сил, с ясным умом и творческой волей. Третья часть его произведений была создана в это последнее, трагическое десятилетие его жизни.

Свободен пост! Мое слабеет тело...
Один упал - другой сменил бойца!
Я не сдаюсь! Еще оружие цело
И только жизнь иссякла до конца.

В этом стихотворении потрясает мужество поэта. 16 февраля 1856 г. не стало великого поэта. Генрих Гейне был похоронен в Париже на кладбище Монмартр.

Стихотворения в исполнении студентов ДВГУ и ДВГТУ:

Родюкова Аня "Warum sind denn die Rosen blass"
Луговская Карина "Du hast Diamanden und Perlen"
Лариса Литовченко, Таня Басько "Ein Jungling liebt ein Maedchen"
Аня Подтопная "Es war ein alter Koenig"
Настя Власова, Оля Дубина "Ich hab im Traum"
Оля; Саша Ласточкина "Still ist die Nacht"
Наташа Краслянская "Ich halt ihr die Augen zu"
Ксения Митрофанова "Im wunderschoenen Monat Mai". Перевод: Наташа Марон
Оля Двинская "Ein Maedchen stand am Meer"
Аня Козина "Nommer glaub ich, junge Schoene"
Екатерина Кырмыз "Der Brief"
Марина Пазенок "Deutschland. Wintermaerchen"
Егор Федотов "Lorelei", "Ich weiss nicht was soll es bedeuten"
Алексей Захаров "Wintermaerchen"