7 июня 2002 г.
170 лет со дня рождения генерал-лейтенанта, командира Ревельского порта, директора маяков и
лоции Балтийского моря, исполняющего должность командира Владивостокского и Санкт-Петербургского портов, командира транспорта
"Манджур" А.К. Шефнера (7.06(26.05.1832-23(11.02) 1891). Родился в Санкт-Петербурге. В 1846 г. поступил юнкером в 18-й флотский экипаж
Балтийского флота. В 1856 г. произведен в капитан-лейтенанты с переводом в 47-й Сибирский флотский экипаж. В конце 1858 г. в
Николаевске вступил в командование транспортом "Манджур". Служил на нем до октября 1870 г. 20 июня 1860 г. высадил с транспорта на
северный берег бухты Золотой Рог воинскую команду 3-й роты 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона в составе прапорщика Н.В.
Комарова, 2 унтер-офицера и 28 солдат, став одним из основателей поста Владивосток. На транспорте "Манджур" плавал в морях Дальнего
Востока между Владивостоком, Николаевском и Камчаткой, посещал порты Японии и Китая. 4 июня 1872 г. назначен исполняющим должность
командира Владивостокского порта. Проявил себя умелым администратором при перебазировании Главного порта, кораблей, частей и
учреждений Сибирской флотилии из Николаевска во Владивосток. Много сил отдал строительству служебных зданий, казарм, магазинов,
госпиталя и т.д. Был первым председателем Морского собрания во Владивостоке. 9 июля 1873 бы отчислен от исполняющего должность
командира Владивостокского порта, оставшись командиром Сибирского экипажа. В 1876 г. был переведен на Балтийский флот. Именем А.К.
Шефнера назван мыс в заливе Находка и улица во Владивостоке.
См.: Морской биографический справочник Дальнего Востока России и Русской Америки. ХVII-начало ХХ
вв. - Владивосток, 1998.- С.206-207; Зуев В. Все в мире тленно. Кроме деяний во славу Отечества // Владивосток.-1994.-2 июля.-С.7;
Розенфельд С. "Крестный отец" Владивостока // Веч. Владивосток.-1989.-5 дек. - С.8.
13 июня 2002 г.
120 лет с начала второго этапа заселения Приморья морским путем (13(1.06) 1882). Отмена
крепостного права в России открыла эпоху массовых переселений из европейской части страны в Сибирь и на Дальний Восток. Спасаясь от
разорения, сильных остатков крепостничества и малоземелья, крестьяне переселялись на окраины, где не было помещиков, имелись свободные
земли и более благоприятные условия для развития крестьянских хозяйств. Переселенческое движение в Приморье в пореформенный период
развития капитализма прошло несколько этапов: первый - с 1861 по 1881 год; второй - с 1882 по1891 и третий - с 1892 по 1900 год.
Именно в это сорокалетие происходило формирование одной из основных групп сельского населения - крестьян - старожилов Дальнего
Востока.
Большое значение для ускорения экономического и культурного развития Приморья и всего русского Дальнего Востока имело установление
регулярной морской связи с Европейской Россией. Частично эту задачу решил Добровольный флот, созданный на пожертвования народных масс
России. В 1880 г. рейсом парохода "Москва" открыто морское сообщение между Одессой и Владивостоком, что положило начало более
активному притоку переселенцев и новому этапу колонизации региона.
Согласно закона от 1 июня 1882 г. "О казеннокоштном переселении в Южно-Уссурийский край" переселенцы отправлялись пароходами
Добровольного флота по маршруту: "Одесса-Константинополь - Порт - Саид - Аден - Коломбо - Сингапур - Шанхай - Нагасаки - Владивосток".
В 1882 г. во Владивостоке учреждено Южно-Уссурийское переселенческое управление во главе с Ф.Ф. Буссе, на которое возлагалось прием
переселенцев и их устройство в местах нового водворения.
По предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Г. Анучина в 1883 г. из Одессы во Владивосток была направлена первая партия
переселенцев за казенный счет ( 255 семей в составе 1579 чел. обоего пола), основавшая в Приморье 9 новых поселений. Всего за три года
в Южно-Уссурийский край за счет государства было перевезено 4688 человек ( затрачено более 1 млн р.).
Одновременно с казеннокоштным переселением стало широко рекламироваться так называемое своекоштное переселение, т.е. за свой счет с
предоставлением льгот по новому месту жительства. Для желающих отправиться на Дальний Восток был установлен залог 600 р. - минимальная
сумма для полного обзаведения на новом месте и прокормления семьи до нового урожая. По закону от 18 апреля 1886 г. на своекоштное
переселение в Южно-Уссурийский край было ассигновано 128 тыс. р., из них 120 тыс. р. приходилось на ссуды переселенцам, размер которых
первоначально не превышал 600 р., а впоследствии систематически уменьшался. Такой способ переселения крестьян в Приморье был признан
наиболее целесообразным и считался основным. Он и дал наибольший приток переселенцев. С 1884 по 1891 гг. в край на собственный счет
прибыло 1597 семей (9753 человек обоего пола). Эти переселенцы расселились в 65 селениях края, из которых 54 были вновь основаны.
Всего с 1883 по 1901 гг. в Южно-Уссурийский край по морю перевезено 55 100 человек, в том числе 7029 (12,7 %) казеннокоштных.
Особенностью второго этапа было то, что, начиная с 1883 г., Южно-Уссурийский край превращается в основной колонизуемый район, оттесняя
Амурскую область на второе место. Этому в немалой степени способствовала организация переселения крестьян в Южное Приморье морским
путем.
См.: Сборник главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью. - Иркутск,
1883.-Т.2, вып.2.- С.134-138; Кольцова Н.К. Переселение крестьян в Уссурийский край накануне первой русской революции // Из истории
революционного движения на Дальнем Востоке в годы первой русской революции. - Владивосток, 1956. - С. 129; ЦГА РСФСР ДВ. Ф.98. Оп.1.
Д.101. Л.2-11; РГИА ДВ. Ф.391. Оп.4. Д.1962. Л.61.
Ю.Н. Осипов
16 июня 2002 г.
135 лет со дня рождения русского поэта К.Д. Бальмонта (16(04.06) 1867 - 23.12. 1942). Родился
в д. Гумнищи Владимирской губернии в дворянской семье. В 1887 г. был исключен из Московского университета за участие в студенческом
движении. Ему принадлежат поэтические сборники "Под северным небом"(1894), "В безбрежности"(1895), "Тишина"(1898), "Горящие
здания"(1900), "Будем как солнце"(1903), "Фейные сказки"(1905), "Литургия красоты"(1911), "Сонеты Солнца, Неба и Луны"(1917) и др.
Бальмонт собирал и публиковал образцы творчества народов разных стран, переводил поэтов, писал путевые письма о местах, которые
посетил. В 1916 г. К.Д. Бальмонт предпринял поездку по большим и малым городам России, начавшуюся в Полтаве и кончившуюся в Приморье -
в Никольск-Уссурийске и во Владивостоке. Бальмонт провел несколько поэтических вечеров в Пушкинском театре и был восторженно встречен
местной публикой, съездил в бухту Сидеми к знаменитому фермеру, натуралисту и охотнику М.И. Янковскому. Вместе они ходили в тайгу
охотиться на кабана и едва не подверглись нападению тигра, который параллельно с ними охотился на кабанов. Возможно, эта встреча и
вдохновила К. Бальмонта на перевод поэмы Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре", во всяком случае предисловие, написанное им к своей
книге, снабжено пометой: "Владивосток, 1916. IV". Поэт И. Фаликов так писал о поездке К. Бальмонта в Сидеми:
Поэта после всех Европ
Потряс таежный чернотроп.
Он шел на пару с Михаилом,
И живо кровь текла по жилам
Краснобородого певца.
Он упивался без конца
Избытком роскоши российской
В ее глубинке уссурийской.
См.: Александров В. Бальмонт в Приморье // Утро России. - 1993.- 23 янв.
18 июня 2002 г.
190 лет со дня рождения русского писателя, автора цикла очерков "Фрегат Паллада" И. А.
Гончарова (18(06.06) 1812 -27(15.09) 1891). Родился в купеческой семье в Симбирске (Ульяновск). Учился в Московском коммерческом
училище (1822-30). Окончив словесное отделение Московского университета(1831-34), служил при канцелярии губернатора в Симбирске
(1834-35), потом в департаменте внешней торговли Министерства финансов. С октября 1852 по август 1854 участвовал в качестве секретаря
1-й русской дипломатической миссии, возглавляемой адмиралом Е.В. Путятиным на военном фрегате "Паллада". Он побывал в Англии, Южной
Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 г. вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от
путешествия составили цикл очерков "Фрегат Паллада", печатавшихся в журналах (1855-57), отдельно изданных в 1858 г. В них с большим
художественным мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии, проникновение капитализма в
патриархальный мир Востока. И.А. Гончаров одним из первых описал свои впечатления о Дальнем Востоке.
См.: Крившенко С. Дальневосточные страницы путешествия Гончарова // Литературный Владивосток:
Лит.-худож. альманах. - Владивосток, 1980. - С. 164-174.
20 июня 2002 г.
110 лет со дня рождения русского советского поэта С.М. Третьякова (20(8.06).1892-9.08.1939 ).
Родился в г. Кулдига в Латвии. Закончил в 1916 г. юридический факультет Московского университета. В 1913 г. в г. Москве примкнул к
футуристам, к Маяковскому. В 1919 г. приехал во Владивосток, стал одним из организаторов литературно-художественного объединения (ЛХО),
куда входили футуристы Д. Бурлюк, Н. Асеев, Н. Насимович-Чужак и др. Участвует в выпуске журнала "Творчество". Во Владивостоке
выходит первый его сборник стихов "Железная пауза" (1919). После 4-5 апреля 1920 г., когда японцы оккупировали город, выступает со
стихами, обличающими интервентов. Избегая ареста, на пароходе уезжает в Китай, а оттуда весной 1921 г. через Харбин в Читу. Избран
товарищем министра просвещения Дальневосточной республики (ДВР). В 1922 г. в Чите выходят его поэтические сборники "Ясныш" и
"Путевка". По образцу окон РОСТА организует с художником Пальмовым выпуск окон ДАЛЬТА (Дальневосточное телеграфное агентство).
Публикует стихотворные фельетоны. Критика отмечала: гражданская направленность стихов затемняется увлечением футуристичеcким
речетворчеством. В 1922 г. уезжает в Москву, где включается в работу театра Пролеткульта, а затем ЛЕФа. Дальневосточная тема - в пьесе
"Рычи, Китай!", поставленной на сцене, в очерковой книге "Джунго" (1927), романе о китайском студенте "Дэн Ши-хуа" (1930) и др.
Участник I съезда советских писателей. Арестован 26 июля 1937 г. Реабилитирован посмертно.
См.: Краткая литературная энциклопедия. - М., 1972. - Т.7. -С.613:фот.; Щербак В. Третий:: 50
знаменитых гостей Владивостока // Утро России. -1999.-27 авг.-С.13; Раппопорт Е. Старт поэта // Сиб. огни.-1974.- № 2.-С.184-190.
25 июня 2002 г.
135 лет со дня рождения первого поэта г. Владивостока П.И. Гомзякова (25(13.06) 1867-1921
(1916?). Родился в Благовещенске. Школьные годы и ранняя юность прошли во Владивостоке. Стихи стал сочинять с 11 лет. В 1885 г.,
когда учился в последнем классе мужской прогимназии, напечатал маленькую книжечку стихов во владивостокской типографии командира
портов Восточного океана. Если не считать произведений Перелешина, это было первое по времени собрание стихотворений, напечатанное во
Владивостоке коренным обитателем Приморья. После гимназии решил посвятить себя профессии врача. Окончил императорский Юрьевский
университет в Дерпте (Тарту), получил специальность лекаря. В августе 1896 г. принял назначение на службу во Владивостокский пехотный
полк, куда прибыл 10 октября. В марте того же года назначен врачом в Сибирский флотский экипаж. Плавал на многих кораблях, работал в
военном госпитале. В 1904 г. издал вторую книжку "В пользу Красного Креста". В 1911 г., к 25-летию литературной деятельности, во
Владивостоке выходит его книга стихов и переводных произведений "Ad astra" ("К звездам"). Газета "Далекая окраина" посвящает доктору,
местному литератору, отдельный выпуск литературного приложения (1911 г., № 803). В 1912 г. отбыл на Балтику, там издал другие свои
книги "Две свечи. Сказание о 1812 годе" (1912), "Певцу синей птицы" (1914), "За веру предков. Гальцийская быль" (1915). Скончался в
Кронштадте в 1921 г (по другим данным - в 1916 г.). В музее им. В.К. Арсеньева сохранился единственный экземпляр стихотворений П.И.
Гомзякова "Ad astra" с дарственной надписью самого поэта своей дочери Наташе, с напутственным словом к ней; книга передана в музей
племянницей П.И. Гомзякова А.А. Пивоваровой 14 марта 1990 г.
На Амурском заливе
Надулся наш парус и лодка стрелой
Летит все вперед за игривой волной,
Как весело на море дышится нам !
Какою лазурью синеются там
Те горы вдали !
Их тонкие контуры смелы, легки
И кажутся близки, а так далеки
От нас их главы:
Как искрится море под солнца лучом !
И золотом он рассыпается в нем,
Купаясь в волнах...
См.: Поэт Гомзяков // Хисамутдинов А. Владивостокъ. Этюды к истории старого города. -
Владивосток, 1992. - С.219-222; Крившенко С. "И слушаю ропот прибоя:" // Записки ОИАК. Т.ХХХII.- Владивосток,1998.-С.115-146; Журавина
О. У истоков: (О первом поэте Приморья) // Дальний Восток.-1987.- № 9.- С.145-146.
26 июня 2002 г.
95 лет со дня основания Спасского цементного завода (26(13.06)1907). Завод стоимостью свыше 1
млн. рублей был построен в 4-х км от ст. Евгеньевка Уссурийской железной дороги. В товарищество вошли забайкальский и амурский
предприниматель Х.П. Тетюков, владивостокский купец Л.С. Скидельский. Управлял заводом инженер-механик И.П. Гумовский, а директором
был М.И. Ратомский. Работало 200 человек. В собственности товарищества были паровой двигатель, 3 локомобиля. В 1910 г. производили 300
000 бочек цемента. Спасский цементный завод являлся самым передовым предприятием в дореволюционной России, имел вращающиеся печи. В
октябре 1915 г. завод переходит во владение акционерного общества "Приморский портланд-цемент". Рабочих было 505 чел. На заводе
имелись телефон, водопровод, электричество, началась закладка церкви. М.И. Ратомский числился в списках меценатов Владивостокского
университета. Продукция завода поставлялась на строительство Транссиба, на Сахалин и др. В декабре 1917 г. большая часть завода -
производство клинкера - была законсервирована, а в середине 1918 г. прекратили работу и цементные мельницы. К восстановлению завода
приступили с конца 1925 г, с весны 1926 г. была пущена в ход первая печь. Производительность завода в довоенное время достигала
235-240 тысяч бочек в год. Работал до 1935 г. , т.е. до пуска в эксплуатацию вновь заложенного завода, строительство которого началось
во 2-й половине 1931 г..22 января 1935 г. завод выдал первую продукцию. Спасские цементники стали родоначальниками вращающихся печей с
циклонными теплообменниками. В феврале 1958 г. первая в стране вращающаяся печь была разожжена и выдала первый клинкер. Машинист
вращающейся печи И.В. Садковский был удостоен звания Героя Социалистического труда. В 60-е гг. спасский цемент шел на экспорт в
Пакистан, Бирму, Камбоджу, Индонезию, на Цейлон, Кубу. В 1974 г. вошел в производственное объединение "Спасскцемент". Награжден
орденом Октябрьской революции (1971). Вхождение в рынок было тяжелым. Спасские цементники первыми среди крупных предприятий Приморья
провели приватизацию и учредили акционерное общество открытого типа, ставшее правопреемником производственного объединения
"Спасскцемент".
См.: Бачурин А. Град Спасов поставил:. - Спасск-Дальний, 1998. - С.18; Дальневосточный край:
Наст. справ. - Владивосток, 1929. - С.97; Кузнецова М. Из Спасского цемента можно строить на века !: ( О деятельности ОАО
"Спасскцемент") // Комс. правда. - 1999. -24 дек.
27 июня 2002 г.
90 лет со дня рождения поэта А.А. Артемова (27(14.06) 1912-27.05.1942). Родился в с. Фрол
Коробовского района Московской области в семье крестьянина. В 1934 г. был призван в ряды РККА, служил в рядах ОКДВА. После службы
остался во Владивостоке; работал заведующим литературным отделом в газете Тихоокеанского флота "На боевой вахте", а затем в армейской
газете "За большевистские темпы". В 1939 г. выпустил первый поэтический сборник "Тихий океан". Затем сборники стихов: "Победители"
(1940), "Атакующее слово" (1941). Писал для детей: "Приключения трех щенков" (1939). В 1939 г. поступил в Литературный институт им.
А.М. Горького. В 1941 г. добровольцем ушел на фронт и в 1942 г. погиб в боях за Родину. В стихах А.Артемова рассказ о делах
современников сочетается с рассказом о героическом прошлом края, его отважных исследователях и защитниках. Недолго длилась
сознательная, творческая работа А. Артемова, но он успел создать четыре книги поэм, баллад, сказов, стихов, в которых живут и дышат
океанская ширь, приморская тайга, седые горы Сихотэ-Алиня, ледяные пустыни Севера. В 1964 г. во Владивостоке вышли "Избранные стихи"
А.Артемова.
Хасан
На ветру осыпаются листья лещины
И, как яркие птицы, несутся в простор,
Покрываются бронзой сухие лощины
И горбатые древние выступы гор.
Над кривым дубняком, на крутом перевале,
Опереньем сверкая, взлетает фазан.
В окаймленье вершин, как в гранитном бокале,
Беспокойное озеро - светлый Хасан -
Расшумелось у сопок, шатая утесы,
Поднимая у берега пенный прибой.
И волна, рассыпая тяжелые слезы,
Бьется глухо о камни седой головой.
Так о сыне убитом, единственном сыне,
Плачет старая мать, будто волны у скал,
И в глазах ее выцветших долгая стынет
Напоенная скорбью великой тоска.
Молчаливые горы стоят над Хасаном,
Как тяжелые створы гранитных дверей,
И повиты вершины белесым туманом,
И разбиты утесы огнем батарей.
И на склонах исхлестанной пулями сопки,
На камнях обомшелых, в покое немом.
Под косыми камнями ржавеют осколки
Отвизжавших снарядов с японским клеймом.
Угасает закат, ночь идет на заставы.
Грозовое молчанье тревогу таит.
Нерушимой навек, будто памятник славы,
Высота Заозерная гордо стоит.
См.: Писатели Дальнего Востока: Биобиблиогр. справ.- Хабаровск, 1989. - Вып.2.- С.30-31; Леонов
Н. Атакующее слово: (К 85-летию со дня рождения поэта) // Утро России. -1997. -23 сент.
Июнь 2002 г.
115 лет со времени основания с. Прохоры Спасского района(1887). В первый год поселилось 9 семей,
в 1888 г. никто не прибыл, в 1889 г. - 30 семей, в 1890 г. - 3 семьи. Место выбрано ходоками. Первые девять семей, прибывшие в
половине июня 1887 г. устроили для временного жилья шалаши и начали заготавливать лес для постройки домов, который рубили на своем
наделе. К зиме построили два дома, в которых прожили зиму по 4-5 семей. Необходимые хозяйственные принадлежности, инвентарь и хлеб
покупали в старожильческих селах. На второй год занялись распашкой и посевами хлебов. С 1891 по 1909 гг. прибыло новых семей из
Европейской России около 100 и из других сел Приморской области - около 20. В 1895 г. была построена церковь и школа, открыта осенью в
1897 г. Училось в ней: мальчиков 61, девочек 29 человек. Одна половина селения расположена на увале, а другая на низменности. Реки или
озера нет, но с восточной стороны сопки протекал ключ, не замерзающий зимою. Водой пользовались из ключа и колодцев, их в селе было
около 70. В селе имелись две паровые мельницы и известковый завод, но они не давали населению никаких заработков. Главным занятием
жителей было: земледелие, скотоводство, пчеловодство, мелкие промыслы и сенокошение на продажу.
См.: Материалы по обследованию крестьянских хозяйств Приморской области. Старожилы
стодесятинники. Т.4 (Описание селений). - Саратов, 1912. - С.188-192.
Июнь 2002 г.
105 лет со времени основания с. Буссевка Спасского района (1897). В первый год поселилось 16
семей, в 1898 - 39, а в 1899 - 4 семьи. Выбор места был произведен ходоками. Прибывшие в июне и начале июля 1897 г. 16 семей
первоначально выбрали из своей среды старосту, затем каждому отмерили 1,5 десятин в одну линию под усадьбу и огород. После этого
каждая семья построила себе маленький шалаш для ночлега и глиняные печи для хлебопечения. Затем приступили к постройке деревянных
домов. Лес на постройку рубили на своем наделе по разрешению начальства; инвентарь, хлеб и скот покупали большей частью в с.
Спасском. К зиме построили 9 домов и в некоторых из них прожили зиму по 2 семьи. Весною 1898 г. приступили к распашке огородов и
посевам хлебов. В 1903 г.ушли в Амурскую область 4 семьи и в 1899 и 1900 - 7 семей в разные села Приморской области. Все выселились
вследствие плохих дорог и не понравившейся местности. В 1908 г. была выстроена церковь на общественные средства, с получением от казны
3000 рублей. Осенью 1907 г. была открыта церковно-приходская школа. Через селение проходили дороги: узко-колейная ветка купца
Скидельского от ст. Евгеньевка в казенное лесничество, трактовая из с. Хвалынки в с. Татьяновку, выстроенная казной и две проселочные
дороги. В селении имелись две водяные мельницы, принадлежащие крестьянам. Главным занятием жителей было земледелие и скотоводство.
См.: Материалы по обследованию крестьянских хозяйств Приморской области. Старожилы
стодесятинники. Т.4 (Описание селений). - Саратов, 1912. - С.150-152; Фаттахова Т. Буссевке - 100 лет // Маяк (Спасск).- 1997.-11 авг.;
Бачурин А. Буссевка - от имени Буссе // Утро России. - 1997.- 9 авг.
Июнь 2002 г.
85 лет земству в Приморье (1917). Органы местного самоуправления. Созданы Временным
правительством на территории Приамурского края в противовес Советам. Председателем Приморской областной земской управы был правый
эсер А. Медведев. В апреле 1918 г. 4-й съезд Советов Дальнего Востока, осудив антисоветскую направленность действий земства в
обстановке начала гражданской войны и иностранной интервенции, принял решение об их ликвидации. Осенью 1918 г. после свержения
Советской власти в крае земства были восстановлены. 28 августа 1920 г. Временное правительство приняло "Положение о земских
учреждениях", по которому земства получили статус местных органов государственной власти. Основной земской единицей в крае становились
уездные земства, которые избирались на волостных собраниях и заседаниях городской думы. Сложение полномочий Временным правительством
Приморской областной земской управы в декабре 1920 г., а затем переворот 26 мая 1921 г. не позволили создать единую систему земской
организации власти. После 26 мая 1921 г. земства фактически попали под контроль Временного Приамурского правительства. За ними
остались только хозяйственные функции. В конце 1921 г. Временное Приамурское правительство, обвинив земства в сотрудничестве с
коммунистами, попыталось их упразднить и заменить дореволюционным управлением. Окончательно земское управление было упразднено
постановлением Приморского губернского военно-революционного комитета 27 октября 1922 г.
См.: Приморский край: Крат. энцикл. справ. - Владивосток, 1997. - С.202-203.
|