Знаменательные

Август

1 августа 4 августа 12 августа 15 августа 21 августа 24 августа 25 августа 28 августа 29 августа В целом по августу месяцу


1 августа 2002 г.

    55 лет Гайдамакскому судоремонтному заводу (пос. Ливадия под Находкой)(1947). 1 августа 1947 г. судоремонтная база "Тафуин" была выделена в самостоятельное хозрасчетное предприятие "Гайдамакский судоремонтный завод". Наряду с ремонтом деревянных судов завод освоил ремонт судов со стальными корпусами. В 1949 г. создана бригада судокорпускников под руководством П. Карташова, а в дальнейшем на ее базе был создан специальный корпусный цех. В 1952 г. был оборудован электромонтажный цех, а в 1955 г. введен в эксплуатацию плавучий док № 2 грузоподъемностью 400 тонн. В 1958 г. пущен в эксплуатацию электродный участок. С 1967 по 1976 гг. производится реконструкция и расширение ГСРЗ, по сути идет строительство нового завода на южном и западном берегу бухты Малый Гайдамак. В 1980 г. закончились строительные работы по реконструкции и расширению завода. В 1977-1986 гг. завод получает новые производственные мощности на южном берегу бухты, осваивает ремонт современных судов типа СТ, СТР, начинает строительство маломерных судов, вначале трансформаторных мотоботов, затем - катамаранов для обслуживания морских плантаций. В 80-х гг. на одной из выставок в разделе марикультуры был выставлен макет катамарана, построенного на ГСРЗ, оказалось, что ничего подобного нет ни только в Союзе, но и за рубежом! После этого началось строительство серии судов для морских плантаций с водолазными станциями, с водометами и другим оборудованием, но из-за недостаточного финансирования строительство катамаранов было прекращено. В 1981 г. был получен плавучий док грузоподъемностью 1500 тонн. В 1992 г завод акционируется и продолжает работать в новых экономических условиях. В 1993 г. была пущена кислородная станция, в 1994 г. в корпусном цехе создан изолировочный участок, в 1995 г. начали строительство новых судов-ярусоловов для прибрежного лова различных морепродуктов. Партнеры ГСРЗ- колхоз "Тихий океан", рыбопромысловая компания "Посейдон", многие фирмы Сахалина, Камчатки.

   См.: 50-летие ОАО "Гайдамакский судоремонтный завод": Подборка материалов // Находкин. рабочий. - 1997.- 30 июля; Киселев О.Я. Второе дыхание обрел Гайдамакский судоремонтный завод, который в 1997 г. отпразднует свой пятидесятилетний юбилей: ( Беседа с генер дир. ОАО / Вел С. Штейнберг) // Труд. - 1996. - 29 нояб.- С.11.


4 августа 2002 г.

    65 лет Первореченскому району г. Владивостока (1937). Один из пяти районов г. Владивостока. Был выделен из Фрунзенского района с населением в 41 тысячу человек. В новом районе находились: железнодорожное депо, пуговичная фабрика, мясокомбинат, судоверфь Главсевморпути, известковый и два кирпичных завода и другие предприятия. Долгое время районы, расположенные за Первой Речкой, практически не были заселены. В 1930-е гг. здесь возникли два поселка. С городом их соединяла обычная грунтовая дорога, проходившая непосредственно через долину Первой Речки кружным путем. В октябре 1963 г. эти части города были соединены путепроводом. Сюда ведут проспекты: Океанский, "Красного знамени", Народный, улицы Гоголя и Некрасовская. Район активно застраивался в 50-60-е гг. Один из крупных жилых массивов - Морской городок. Первый девятиэтажный дом во Владивостоке был построен в феврале 1963 г. в Моргородке (пр-т Столетия Владивостока,55). На территории района расположены ТОВМИ им. С.О. Макарова, флотский экипаж, стадион "Строитель", школа высшего спортивного мастерства, стоящая на берегу озера Юность. В районе Моргородка находится нефтебаза, Первореченское железнодорожное депо; на проспекте Столетия Владивостока расположены крупные магазины, кинотеатр "Искра". Здесь находится краевая детская и центральная городская им. А,П, Чехова библиотеки. В районе ул. Некрасовской расположено основное здание Приморской государственной публичной библиотеки им. А.М. Горького. В последние годы ул. Гоголя украсила транспортная развязка. Первореченский район по праву считается вторым центром Владивостока. На нить проспект Столетия - Снеговая нанизано ожерелье из 18 микрорайонов, ста улиц и множества промышленных предприятий. Но главное богатство Первой Речки - ее люди, которые сделали из Каторжной слободки современный район и один из крупнейших промышленных центров Владивостока.

   См.: От Первой до Второй Речки // Марков В. Путеводитель по Владивостоку.- Владивосток, 1993. - С.185-190; Стрикаускас Л. Район между речками и морем // Примор. вести. - 2000. - авг. (№ 66). - С.5:фот.; Труфанов В. Первореченскому району Владивостока 55 лет // Владивосток. - 1992. - 4 авг. - С.3.


12 августа 2002 г.

    25 лет со дня вступления в строй Приморского горно-обогатительного комбината по добыче и обработке вольфрамовой руды в пос. Восток-2 (1977). Приморский ГОК, способный по своим мощностям закрыть потребности в вольфраме практически всей России, является градообразующим предприятием пос. Восток-2 Красноармейского района. Это современное высокоэффективное предприятие вольфрамовой подотрасли цветной металлургии. На ГОКе построены и действуют обогатительная фабрика, рудник и др. подразделения, включая железнодорожную базу в Новопокровке. В 1995 г. положение Приморского ГОКа и соседней Лермонтовской горнорудной компании серьезно осложнил демпинговый выброс на мировой рынок большой партии вольфрамового концентрата из российского государственного резерва. Комбинат стал работать в убыток и вскоре остановился. В силу длительного простоя почти не велись горно - подготовительные работы, недостроены объекты рудника комбината. В последующие годы руководство ГОКа предпринимает большие усилия, чтобы вывести комбинат из кризиса.

   См.: Куракин С. Приморский ГОК рассчитывает на гарантии правительства: (Беседа с пред. ком. по пром-сти администрации края / Вела А. Прозорова) // Владивосток. - 1996. - 25 сент,; Макулов В. Дадут ли Приморскому ГОКу поработать в полную силу: ( Беседа с зам. генер. дир. /Вел В. Зайков) // Сихотэ-Алинь (Красноарм. р-н). - 2000. -13 окт.; Шепета И. Школа выживания Приморского ГОКа: (Беседа с пред. совета дир. ОАО "Приморский ГОК" / Вела Н. Воронцова) // Дальневост. капитал. - 2001. - № 4. - С.26-27.


15 августа 2002 г.

    135 лет со дня рождения видного деятеля народного образования во Владивостоке, матери революционеров В.М. и И.М. Сибирцевых М.В. Сибирцевой (15(3.08) 1867 - 24.11.1923). Родилась в с. Цаца Астраханской губернии. Окончив Бестужевские высшие женские курсы, вышла замуж за студента Петербургского университета М.Я. Сибирцева. В 1895 г. Сибирцевы переехали во Владивосток. Здесь М.В. Сибирцева принимает активное участие в общественной деятельности, участвует в создании Общества народных чтений для мелких чиновников, служащих частных контор и рабочих. По инициативе Сибирцевых было получено разрешение на постройку здания Народного дома на средства, собранные среди населения. В 1913 г. была открыта прогимназия М.В. Сибирцевой, которая носила официальное название - Владивостокское частное мужское заведение второго разряда. В доме Сибирцевых собирались прогрессивные деятели города, революционная молодежь: ее сыновья Всеволод и Игорь, племянник А. Фадеев, их друзья К. Суханов, Н. Матвеев, З. Станкова, Т. Головнина и др. Когда началась гражданская война, гимназия М.В. Сибирцевой не прекратила своего существования. Комнаты, классы, залы предоставлялись под нелегальные партийные собрания. Здесь проходило избрание Дальневосточного областного комитета большевиков, членом которого стал Игорь Сибирцев. И после гибели своих сыновей М.В. Сибирцева много сил отдавала подпольной и общественной работе. Когда в октябре 1922 г. был освобожден Владивосток, она сразу же занялась налаживанием народного образования в крае: последние месяцы своей жизни работала в женотделе Приморского губкома РКП(б). После ее смерти в 1923 г. гимназия была преобразована в школу-девятилетку имени М.В. Сибирцевой (ныне школа № 9 г. Владивостока).

   См.: Суханов Г.К. Баллада о матери // За советский Дальний Восток. - Владивосток, 1988. - С.6-24; Серов К. Сибирцевы // В той кипучей борьбе. - Хабаровск, 1980. -С. 131-156.


21 августа 2002 г.

    160 лет со дня рождения инженер-генерала, Приамурского генерал-губернатора, военного губернатора Приморской области, наказного атамана Уссурийского казачьего войска, сенатора, члена Государственного Совета П.Ф. Унтербергера (21(9.08) 1842-1.02.1921). Родился в Симбирске, в семье ветеринарного врача. После окончания инженерного училища и Николаевской инженерной академии служил в Западной Европе и Турции, в 1864 г. был переведен в Восточно-Сибирский военный округ. Возводил укрепления в устье Амура и Монголии. В 1878-79 гг. составил план укреплений Владивостока, который впоследствии стал основой крепостного строительства. В 1888 г. был назначен военным губернатором Приморской области и наказным атаманом Уссурийского казачьего войска. Много внимания уделял обустройству крестьян-переселенцев, строительству железной дороги, развитию крепости Владивосток. В 1897 г. избран почетным гражданином города. С 1897 по 1905 гг. был военным губернатором Нижегородской губернии, с 1905 по 1910 гг. - Приамурским генерал-губернатором и наказным атаманом Амурского и Уссурийского казачьего войск. Много способствовал развитию экономики края, укреплял оборону Дальнего Востока, издал фундаментальные труды по Приморской области и Приамурскому краю. Именем Унтербергера названа гора на полуострове Муравьев-Амурский, его имя занесено на мемориальную доску на фасаде здания ОИАК (ул. Петра Великого, 4), о нем рассказывает мемориальная доска на фасаде бывшего дома военного губернатора (ул. Светланская, 52).

   См.: Морской биографический справочник Дальнего Востока России и Русской Америки. ХVII - начало ХХ вв. - Владивосток, 1998. - С.187-188; Калинин В., Аюшин Н. Губернатор // Россия и АТР. - 2000.- N 2. - С.112-121; Хисамутдинов А. " Не теряйте веру в русский народ": (О деятельности П.Ф. Унтербергера в Приморье, в т.ч. о дружбе с В.К. Арсеньевым) // Красное знамя. - 1990. - 2 дек. - С. 11.


24 августа 2002 г.

    180 лет со дня рождения генерал-лейтенанта корпуса инженер-механиков, главного инспектора механической части флота И.И. Зарубина (24(12.08) 1822-27(14.01) 1902). Окончил кондукторскую роту Учебного экипажа в звании прапорщика корпуса корабельных инженеров, плавал на Балтике. В 1852 г. на шхуне "Восток" перешел на Дальний Восток. Здесь принимал участие в описи западного побережья Сахалина и обследовании Амурского лимана. В 1854 г. через Сибирь вернулся в Санкт-Петербург, плавал в Средиземном море, Финском заливе, Атлантическом океане. В 1855 г. переаттестован в корпус инженеров-механиков, исполнял должность помощника начальника Адмиралтейских Ижорских заводов по технической части, изучал опыт кораблестроения, машиностроения и металловедения в Швеции, Франции, Англии; в 1865 г. назначен начальником Адмиралтейских Ижорских заводов. С 1872 г., после зачисления по Морскому министерству, плавал в Балтийском море, в 1880 г. был назначен флагманским инженером-механиком Тихоокеанской эскадры под командованием С.С. Лесовского. На клипере "Пластун" и фрегате "Минин" плавал в Тихом океане. С 1883 г. служил на Балтике. Именем Зарубина названы полуостров, поселок и порт в заливе Посьета.

   См.: Морской биографический справочник Дальнего Востока России и Русской Америки. ХVII - начало ХХ вв. - Владивосток, 1998. - С.77: фот.; Груздев А.И. Береговая черта: Имя на карте: Мор. топоним. слов. Примор. края. - Владивосток, 1996. - С. 96.


25 августа 2002 г.

    70 лет со дня рождения ученого-океанолога, академика РАН В.И. Ильичева (25.08.1932-1994). Выпускник Горьковского государственного университета, посвятил свою жизнь Дальнему Востоку, исследованию океана, которым занимался несколько десятилетий. Его научные интересы были сосредоточены в области гидроакустики, гидрофизики, океанологических проблем загрязнения. В результате многолетних исследований Ильичевым получены фундаментальные данные, имеющие первостепенное значение не только для гидроакустики, но и для комплексного изучения океана и автоматизации научных исследований. Широкое использование его научных результатов позволило решить ряд важных проблем, связанных с протеканием физических процессов в океане 1960-х годов. Ильичев - руководитель ряда специальных научно-исследовательских работ, им создана школа гидрофизики океана. В 1974 г. - директор организованного во Владивостоке Тихоокеанского океанологического института ДВНЦ АН СССР. В 1980-х гг. был Председателем Президиума ДВО АН СССР. В 1976 г. избран член - корреспондентом АН СССР по специальности "гидрология", а в 1981 г. - академиком по специальности "океанология". Ученый принимал активное участие в организации симпозиумов и конференций по различным проблемам океанологических исследований, был избран председателем Комитета " Морских наук " Тихоокеанской научной ассоциации, неоднократно участвовал в международных научных симпозиумах и конгрессах. Им написано более 180 научных работ. Умер в 1994 г. В 1999 г. Тихоокеанскому океанологическому институту ДВО РАН было присвоено имя академика В.И. Ильичева.

   См.: Хомич Д. Академик В. Ильичев: Наука еще доживет до лучшего времени: ( К 60 -летию со дня рождения) // Владивосток. - 1992. - 27 авг. - С. 3; Куликов А. Имени большого ученого: ( ТОИ ДВО РАН присвоено имя акад В.И. Ильичева) // Утро России. - 1999. - 4 дек.; Приморский край: Крат. энцикл. справ.- Владивосток, 1997. - С.211-212.


28 августа 2002 г.

    105 лет с начала строительства Россией Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) (1897-1903). В этот день состоялось официальное открытие работ ни китайской территории в местечке Санчагоу на правом берегу пограничной реки Сяо-Суй-Фын, в 6 верстах от русской станицы Полтавской. Дорога строилась на основании русско-китайского договора 1896 г. Она должна была стать связующим звеном Транссибирской магистрали для соединения Забайкалья с Приморьем. КВЖД возводилась как стратегическая магистраль, в которой тогда были заинтересованы оба государства. Строительство имело и экономические цели: соединить кратчайшим путем Сибирскую и Уссурийскую железные дороги для установления сплошного рельсового сообщения Европейской России с Тихоокеанским побережьем; завязать непосредственный торговый обмен с Китаем с максимальным использованием Транссиба; способствовать развитию промышленности на русском Дальнем Востоке и в Маньчжурии. В 1903 г. строительство было закончено, дорога прошла по северо-восточному Китаю от станции Маньчжурия через Харбин до Суйфыньхэ (ст. Пограничная) и от Харбина до Даляна (г. Дальнего), одновременно было построено несколько железнодорожных веток. После поражения России в русско-японской войне часть КВЖД отошла к Японии. В 1929 г. на КВЖД произошел вооруженный конфликт, в 1935 г. СССР пришлось продать свою часть дороги властям Маньчжоу-Го, за которыми стояли японцы. После освобождения Китая от японской оккупации в 1945 г. было заключено соглашение о совместном управлении дорогой СССР и Китаем. Дорога получила название Китайско-Чаньчуньской. После образования КНР правительство СССР безвозмездно передало ее Китаю. Теперь это Харбинская железная дорога.

   См.: Время и события: Указ.-календарь по Дальнему Востоку на 1997 г. - Хабаровск, 1996. - С.41; Романова Г.Н. Ускорение развития // Россия и АТР. - 1994. - № 2. - С.63-71; Исторический обзор КВЖД. 1896-1923 гг. - Харбин, 1923. - 690 с.


29 августа 2002 г.

    45 лет со дня открытия Приморского сельскохозяйственного института в г. Уссурийске (с 1995 г.-Приморская государственная сельскохозяйственная академия) (1957). Основан на базе переведенного из г. Ярославля сельско-хозяйственного института. Функционировало 2 факультета - агрономический и зоотехнический, работало 14 кафедр. Возраставшие потребности в специалистах сельского хозяйства обусловили интенсивное развитие института. В 1977 г. на 9 факультетах действовало 44 кафедры, в состав вуза входила аспирантура, открытая в 1963 г., учебные и научные отделы с подразделениями научно-исследовательского сектора, лаборатории и др., а также учебно-опытное хозяйство и лесхоз. За прошедшие годы вуз стал признанным центром подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства Дальнего Востока. В период изменения статуса вуза в нем работало 350 преподавателей, среди которых 5 членов-корреспондентов отраслевых академий, 16 докторов наук, профессоров, 174 кандидата наук, доцентов, солидная материальная база - действовало 33 кафедры и более 10 структурных подразделений. С 1993 г. в ПримГСХА реализуется программа поэтапного внедрения многоуровневой структуры подготовки специалистов. В 1995 г. коллектив академии был успешно аттестован. За 38 лет работы вуз выпустил более 20 тысяч специалистов сельского, лесного, водного хозяйства, которые работают сегодня в регионах Дальнего Востока и Сибири. В 1957 г. в институте учились 552 студента, сегодня же в академии обучается свыше 2500 студентов и аспирантов очного отделения и 1700 студентов заочной формы обучения. В составе академии 8 факультетов: агрономический, зооинженерный, лесного и садово-паркового хозяйства, механизации сельского хозяйства, воднохозяйственного строительства, землеустройства и ветеринарный. Международные связи академии закреплены договорами о сотрудничестве с вузами, фондами и организациями Великобритании, США, КНР, Южной Кореи, КНДР.

   См.: Шелепов С. В перспективе - Тихоокеанский сельскохозяйственный университет // Золотой Рог. -1995.-28 окт.-С.2; Вчера институт, сегодня академия // Коммунар (Уссурийск).- 1995. -7 окт. - С.1-2; Приморский край: Крат. энцикл. справ. - Владивосток,1997.- С.390-391.


Август 2002 г.

   70 лет со времени создания гражданской авиации в Приморье (1932). На Дальнем Востоке до 1929 г. не было самостоятельной авиации. Приобретение первого самолета послужило ее началом. В 1932 г в целях выполнения решений ХVII конференции ВКП(б) и конкретного развития авиации на окраинах страны, создается Дальневосточное территориальное управление Гражданского воздушного флота. В управление сразу же начинают поступать новые отечественные самолеты и развитие авиации принимает совершенно другие темпы. Летом 1932 г. на аэродром, расположенный на Второй Речке приземлился самолет, доставивший трех пассажиров из Хабаровска. Это был первый перелет, положивший начало гражданским воздушным перевозкам в Приморье. В декабре 1932 г. открывается регулярное воздушное сообщение по трассе Хабаровск-Владивосток. С этого периода авиация начинает крепнуть, помогая развитию народного хозяйства. 2 сентября 1932 г. был открыт аэропорт во Владивостоке. В 1933 г. открылась авиалиния Владивосток-Петропавловск-Камчатский протяженностью 4.700 км. Летал на ней небольшой самолет "Савойя-55", а через год было создано звено из трех ПО-2. 1 июля 1935 г. из Москвы во Владивосток за 75 летных часов на самолете были доставлены газеты "Правда" и "Известия". Развивалась и реактивная авиация. В 1957 г. Владивостокский аэропорт принял воздушный лайнер ТУ-104, затем здесь стали садиться более мощные ТУ-134, ТУ-154, небольшой, но удобный ЯК-40, грузовой гигант ИЛ-76. Сегодня АО "Влад-авиа" играет важную роль в экономике края. Кроме перевозок пассажиров и грузов, экипажи ведут промысловую разведку в океане и наводят рыболовные суда на косяки рыб. Вертолетчики осуществляют проводку судов во льдах, работают в различных подразделениях - санавиации, сельскохозяйственной авиации, в лесоохране и др. Распад Союза сказался на направлениях воздушных линий, появились конкурирующие авиакомпании. В 1992 г. АО "Владивостоктрансавиа" получил статус международного. Быстро развиваются международные перевозки. Международные линии стали открываться с начала 90-х годов, в аэропорту была проведена модернизация, велось строительство международного терминала, который был открыт в 1999 г.

   См.: Климов Г. В родном небе // Красное знамя. -1982.-24 марта; Сытник В. Приморская авиация. День сегодняшний // Владивосток. - 1999. - 10 нояб. - С. 12; Старицин В. В 65 лет гражданская авиация Приморья только становится на крыло // Конкурент. -1997. -авг.(№ 32). - С 3; Беликов В., Трошин А. Третье открытие Дальнего Востока // Граждан. авиация. - 2000. - № 3. - С.2-29.


Август 2002 г.

    65 лет со времени образования Уссурийского городского драматического театра (1937). Был создан на базе Уссурийского областного драматического театра. В разное время театром руководили Д.С. Любарский, Ю.В. Юровский, Ю.Ю. Коршун и др. 25 лет театром руководил режиссер А.Е. Ребник. Многие годы в театре работали заслуженные артисты РСФСР В. Ф. Георгиевская, П.И. Селиванов, Л.Ф. Загвоздина, К.В. Кайгородцева и др., ветераны сцены актеры М.В. Беседин, В.Н. Кондрина, создавшие галерею разнообразных человеческих образов. Творческими удачами были отмечены спектакли "Слава" В. Гусева, "Разлом" Б. Лавренева, "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского и др. В послевоенные годы популярными и посещаемыми были спектакли: "Горький виноград", "Требуется лжец", "Цыган". Они прошли на сцене более 100 раз. И сегодня театр ставит много русской классики: "Вишневый сад" А. Чехова, "Обрезанный ломоть" И. Шприц, "Женитьба Бальзаминова" А Островского. Не забывает театр и о детях. Каждую весну проводится традиционная неделя "Театр и дети". Создана студия для детей "Звездочка". Театр частый гость на пограничных заставах, в воинских частях

   См.: Колобов ВИ.. Другим актерам не завидую // Утро России. - 2000.- 18 авг. - С.14; Добычина Н. Мельпомена им благоволит // Коммунар ( Уссурийск). -1997. - 15 нояб.; Картунова С. Город театр не обижает // Коммунар (Уссурийск). - 1999. - 26 авг.


Август 2002 г.

    10 лет со времени выхода первого номера тихоокеанского литературного и краеведческого регионального альманаха "Рубеж" (1992). Первый номер был посвящен преобразованию Владивостока в открытый город. Наследуя традиции эмигрантского еженедельника "Рубеж", выходившего в г. Харбине с 1927 по 1945 гг., редакция нынешнего альманаха считает его прямым преемником старого и продолжая его духовные традиции выработала концепцию издания. Было решено познакомить общественность с жизнью русской эмиграции, объединить русскую литературу и культуру в Тихоокеанском регионе под одной обложкой. Кроме того, раскрыть многие малоизвестные страницы истории российского Дальнего Востока, дать представление о литературе стран региона. Начиная с третьего номера существенно расширился раздел современной дальневосточной литературы. На страницах трех номеров альманаха "Рубеж" опубликованы проза Н. Байкова, А. Хейдока, М. Щербакова, П. Балакшина, И. Багряного, поэзия А. Несмелова, Н. Моршена, Н. Матвеевой, Г. Лысенко и др. Богатый краеведческий материал включают рубрики "Мемориал", "На крайнем востоке России". Состав редакционной коллегии за десятилетие изменился, сегодня в нее входят кроме главного редактора А. Колесова прозаики В.П. Астафьев, А.Г. Битов, В.Н. Вещунов, поэт-переводчик, литературовед Е.В. Витковский, поэт Ю. Кабанков, китайский славист Диао Шаохуа, владимирский писатель В.Ю. Янковский. и др. Действуя на стыке культур, вне политики, "Рубеж" должен стать со временем культурным мостом через океан. Альманах распространяется ( пока только в русской версии) в России и за ее пределами - в США, Австралии, Латинской Америке, Японии, странах Европы. По сути единственный в своем роде проект культурологического трансконтинентального издания на востоке России, "Рубеж" нашел широкую поддержку в российских культурных кругах, в русском зарубежье. С 1992 г. вышло три номера альманаха.

   См.: Сердюк В. Рубежи Александра Колесова: Разговор с издателем // Владивосток. - 1995.-23 дек. - С.12-13; К читателю // Рубеж: Тихоокеан. альманах.- Владивосток, 1992. - № 1. - С.3-5.