Знаменательные даты по
Приморскому краю на 2006 год

Май

2 мая | 8 мая | 9 мая | 11 мая | 12 мая | 14 мая | 16 мая | 19 мая | 20 мая | 21 мая | 23 мая | 26 мая
2 мая 2006 г.

80 лет со дня рождения Сигизмунда Семеновича Харкевича (1921-1998), доктора биологических наук, профессора, создателя дальневосточной школы ботаников флористико-систематического профиля, заслуженного деятеля науки. Выдающийся исследователь флоры Карпат, Кавказа и российского Дальнего Востока. Основные направления научных исследований - флористика, систематика, география растений, интродукция, охрана генофонда сосудистых растений. До приезда на Дальний Восток работал в Центральном республиканском ботаническом саду Украины (в г. Киеве), где разрабатывал вопросы сохранения редких и нуждающихся в охране растений путем введения в культуру, создатель экспозиционных участков “Карпаты” и “Кавказ”. С 1973 г. работает на Дальнем Востоке в БПИ ДВО РАН. Организовал экспедиционные работы и провел обширные полевые исследования преимущественно в слабо изученных труднодоступных районах севера Дальнего Востока России - на хребте Джугджур (Аяно-Майский р-н Хабаровского края), в Северной Корякии и на Камчатке (Камчатская область), а также на хребте Сихоте-Алинь (в Приморском и Хабаровском краях). Создатель крупнейшего на Дальнем Востоке России гербария и одного из крупнейших гербариев в РФ - Дальневосточного регионального гербария, ныне - Гербария БПИ ДВО РАН (VLA). Под руководством С.С. Харкевича и его непосредственном участии научные фонды Гербария выросли с 53 до 280 тыс. листов, что позволило осуществить на высоком научном уровне подготовку и издание восьмитомной коллективной монографии “Сосудистые растения советского Дальнего Востока” (1985 - 1996). Подготовка Дальневосточной энциклопедии растений стала основным делом и венцом всей его научной деятельности. С. С. Харкевич самостоятельно и с соавторами описал 1 род и более 20 видов сосудистых растений. Хорошо известна и активнейшая научно-общественная деятельность С.С. Харкевича. Важную роль в организации и координации ботанических исследований в регионе сыграло созданное им и регулярно проводившее до конца 80-х годов свои сессии Дальневосточное отделение научного совета по проблеме “Биологические основы рационального использования, преобразования и охраны растительного мира”. Эти сессии прошли во всех крупных городах региона, способствуя развитию ботаники и популяризации ботанических знаний. С.С. Харкевич принимал активное участие в работе Украинского ботанического общества и Украинского общества охраны природы, а на Дальнем Востоке руководил Приморским отделением Всероссийского ботанического общества (ВБО). На съезде ВБО (Санкт-Петербург, 1998) Приморское отделение по результатам работы было признано лучшим в Российской Федерации. При содействии С.С. Харкевича были организованы Сахалинское и Камчатское отделения ВБО. Он был членом оргкомитетов ряда съездов Общества, а также председателем оргкомитетов многих ботанических форумов. В течение многих лет возглавлял единственный в регионе Специализированный ученый совет по присуждению степени доктора биологических наук по ботанике и комиссию по Комаровским чтениям, ежегодно проводимым во Владивостоке. Принимал активное участие в работе редколлегий ряда журналов, в частности “Вестника ДВО РАН”. Он получил признание международного сообщества, выразившееся в избрании его Соросовским профессором. Память ученого увековечена в названиях ряда видов растений - колокольчики Харкевича и Сигизмунда, борец Харкевича, остролодочник Харкевича, пырейник Харкевича, осока Харкевича, змееголовник Харкевича, зюзник Харкевича, бодяк Харкевича и эдельвейс Харкевича. В последние годы С.С. Харкевич занимался подготовкой коллекций, собранных им на российском Дальнем Востоке за четверть века, для серии эксикат. Эксикаты представляют особую форму обмена научной информацией в сообществе ботаников. Это специально оформленные комплекты гербарных образцов по 50 гербарных листов для каждого вида. Каждый эксикатный образец попадает в дальнейшем в один из 50 ведущих ботанических центров мира. Серии эксикатных образцов сопровождаются публикацией брошюр и являются важным элементом систематических и флористических исследований. Этот эксикатный проект был задуман С. С. Харкевичем с первых лет работы во Владивостоке. Общий объем собранного и оформленного материала составляет около 1800 образцов, или около 90 тыс. листов гербария. Автор более 350 научных публикаций. Под его руководством защищено около 25 кандидатских и докторских диссертаций, в том числе 4-5 докторов наук из числа его учеников.

За участие в боевых действиях 1-го и 4-го Украинских фронтов награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью “За отвагу” и другими медалями, за достигнутые успехи в научно-исследовательской и научно-организационной работе, внедрение результатов научных разработок в народное хозяйство С. С. Харкевич был награжден медалью “За трудовую доблесть.”

См.: Сигизмунд Семенович Харкевич (к 70-летию со дня рождения) / В. Ю. Баркалов и др. // Ботан. журн. - 1991. - Т. 76, -№ 4. - С. 626-645; Сигизмунд Семенович Харкевич: беседа с С.С. Харкевич и его женой Т.Г. Буч / записала Г. Арбатская // Вестн. ДВО РАН - 1997. -№ 2. - С. 105-109; Памяти Сигизмунда Семеновича Харкевича / Ю. Н. Журавлев [и др.] // Вестн. ДВО РАН - 1998. -№ 4.- С. 85-93. Наиболее важные из работ С.С. Харкевича.- С.90-93; Сигизмунд Семенович Харкевич: Воспоминания современников.- Владивосток: Дальнаука, 2000. - 178 с. - Библиогр.: с. 147- 173.

8 мая 2006 г.

95 лет назад впервые на Дальнем Востоке состоялись показательные полеты летчика Я. И. Седова на Владивостокском ипподроме (1911).

Я.И. Седов не был дипломированным летчиком. Летное дело изучал во Франции, работая механиком в ангаре у своего друга и учителя, первого русского авиатора М.Н. Ефимова. Вместе с ним Я. И.Седов вернулся в Россию, получил от него рекомендации для демонстрации полетов сначала в Харбине, а затем на Дальнем Востоке и в Сибири. Владивосток с восторгом приветствовал авиатора. Ипподром, крыши соседних домов, заборы, деревья - все было заполнено людьми. Всего было произведено четыре полета над городом: короткий, состоявший из взлета, разворота и посадки, длинный - над Амурским заливом, и дважды - вместе с пассажирами. Успех окрылил Я.И. Седова, было составлено расписание полетов в различных городах Сибири до самых морозов. В Иркутске, в филиале столичного клуба (ИФАК) Я.И. Седову был вручен диплом пилота-авиатора. Я.И. Седов прожил интересную жизнь, работал летчиком-испытателем на авиазаводе им. Щетинина в Петербурге. Участвовал в гражданской войне. В 1923г., частично потеряв зрение после аварии, продолжал работать на авиационном заводе им. Чкалова. Умер в Ленинграде в 1964 г.

См.: Смеян, В. На заре авиации: (О первом летчике Владивостока Я. И. Седове) / В. Смеян // Владивосток. – 1991. - 17 авг. - С.4-5; Печорин В. Пионеры русской авиации / В. Печорин // Красное знамя. – 1982. - 23 сент.

9 мая 2006 г.

День Победы

11 мая 2006 г.

115 лет со дня пребывания цесаревича Николая во Владивостоке (1891). 11 мая 1891 г. на рейд бухты Золотой Рог пришел из Японии фрегат “Память Азова”. На его борту находился цесаревич Николай Александрович Романов со своими спутниками по дальнему путешествию, начавшемуся 26 октября 1890 г. в г. Триесте (Австро-Венгрия). В этот же день во все концы Приамурского генерал-губернаторства полетела телеграмма военного губернатора Приморской области П. Ф. Унтербергера о благополучном прибытии цесаревича во Владивосток. Владивосток, Посьет, Раздольное, Уссурийск, Осиновка, Ляличи, Спасское и др. – вот те поселки и станицы Уссурийского казачьего войска, в которых за 20 дней мая 1891 г. побывал цесаревич. За это время он успел, действуя в интересах страны и по воле отца – императора Александра III: - начать строительство Транссибирской железной дороги, одного из лучших в будущем зданий Владивостока – железнодорожного вокзала и большого морского дока, заложить памятник одному из первооткрывателей Дальнего Востока Г.И. Невельскому. В честь пребывания цесаревича Николая в г. Владивостоке была сооружена Триумфальная арка, которая впоследствии получила название Николаевская.

См.: Маршрут для цесаревича: Документы и материалы / РГИА ДВ; Сост. Н.А. Троицкая. – Владивосток: Примор. краев. орг. Добровол. о-ва любителей книги, 2001. – 52 с.; Луганский, Ю. Цесаревич Николай: возвращение из забвения / Ю. Луганский // Дальневост. Собр. – 2001. – авг.(N25). – С.9; Мизь, Н. Путь на Восток / Н. Мизь, Ю. Луганский. – Владивосток, 1998. – С. 3-4.

12 мая 2006 г.

80 лет Дальневосточному научно-исследовательскому институту морского флота (ДНИИМФ) (1926). Создан во Владивостоке как Управление портовых изысканий на дальневосточном побережье Тихого океана. Обеспечивал проектными разработками гидротехническое строительство на Тихоокеанском побережье России. В 1960 г. получил статус филиала государственного проектно-конструкторского и научно-исследовательского института морского транспорта – Союзморниипроект и назывался Дальморниипроект. С этого времени деятельность института качественно изменилась. Основная задача института – проектирование портов и судоремонтных заводов. По его проектам реконструированы и построены порты и судоремонтные заводы в комплексе с объектами жилищного и культурно-бытового назначения во Владивостоке, Находке, Славянке, Посьете, Советской Гавани, Ванино, на Сахалине, Камчатке и Чукотке. В институте разрабатывались проекты сложных инженерных сооружений, таких, как база морского бурения на Сахалине, выполнены проектно-изыскательские работы для паромной переправы Ванино – Холмск, строительства 2-й очереди Владивостокского торгового порта и многие другие сложные работы. ДВНИИМФ провел инженерные изыскания более чем в 100 географических пунктах Дальневосточного побережья. Институт ведет исследования по сейсмостойкости гидротехнических сооружений, экономике и эксплуатации морского транспорта и организации судоремонта. Отмечен Дипломом Госстроя проект морского вокзала в порту Владивосток, награждены медалями ВДНХ авторы проекта судоремонтного пирса в Находке, удостоен премии Совмина СССР построенный по проекту института район экспортных грузов на мысе Астафьева в порту Находка. По проектам ДВНИИМФ застроены Морской городок во Владивостоке и районы в Находке, сооружены комплексы учебных зданий Морского государственного университета и морского колледжа во Владивостоке, Сахалинского мореходного училища и другое.

См.: Лыков, К. Порт на Луне: ДНИИМФ готовит проект любого объекта: от пирса до храма / К.Лыков // Рос. газ. – 2005. – 6 апр. – С.26; [ДНИИМФ]// Приморский край: Крат. энцикл. справ. – Владивосток, 1997. – С. 164-165.

14 мая 2006 г.

75 лет со дня рождения Михаила Дмитриевича Агеева (1931), академика РАН, директора Института проблем морских технологий. Родился в г. Черемхово Иркутской области в семье архитектора. В 1950 г. поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО). После окончания с отличием ЛИТМО по специальности “Гироскопические приборы и устройства” в 1954 году работал в Ленинграде в Центральном научно-исследовательском институте (ЦНИИ) имени академика А.Н. Крылова. Ещё в студенческие годы опубликовал статью в академическом журнале “Автоматика и телемеханика”. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию на тему об управлении успокоителями качки судов. В дальнейшем результаты этой работы легли в основу ряда изобретений приборов для измерения остойчивости судов в море. Толчком к развитию этих работ послужил ряд чрезвычайных событий с рыболовными сейнерами, которые теряли остойчивость из-за обледенения. В период работы М. Д. Агеева начальником лаборатории в ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова под его руководством были созданы самоходные модели для исследования гидродинамических характеристик подводных лодок, которые можно считать предшественниками современных отечественных автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) С 1961 г. работает доцентом в Дальневосточном политехническом институте имени В.В. Куйбышева на кафедрах “Электропривод и автоматизация промышленных предприятий”, “Гироскопические приборы и устройства”. Он организовал подготовку первых на Дальнем Востоке инженеров электромехаников в области приборостроения, ставших впоследствии крупными руководителями приборостроительных производств, директорами заводов, начальниками цехов, кандидатами и докторами наук. С 1969 г. работая по совместительству в Отделе технической кибернетики ДВ филиала СО АН СССР, начал организацию лаборатории систем навигации и управления. В 1970 г. им была защищена докторская диссертация на тему, связанную с синтезом инерциальных систем околоземной навигации. В 1972 г. перешел на постоянную работу в Институт автоматики и процессов управления (ИАПУ) ДВНЦ АН СССР, будучи избранным, по конкурсу сначала на должность заведующего лабораторией систем навигации и управления, а затем заведующего отделом подводных технических средств и опытно-конструкторских и экспериментальных работ. В этот период им сформирован научный коллектив, главным направлением работ которого стала подводная робототехника. Под руководством М.Д. Агеева были созданы первые в стране АНПА, получившие широкую известность благодаря практическим применениям в ряде глубоководных поисковых операций в районах аварий атомных субмарин. Данные работы проводились по заданиям Правительства и позволили коллективу, возглавляемому М.Д. Агеевым, выйти на мировой уровень в области подводной робототехники. В 1988 г. член-корреспондент АН СССР М.Д. Агеев возглавил организованный по его инициативе Институт проблем морских технологий. Под его руководством был разработан и воплощен в действие ряд уникальных проектов АНПА, в том числе при сотрудничестве с зарубежными организациями США, КНР, Кореи. В 1992 г. М.Д. Агеев избирается действительным членом АН СССР. М.Д. Агеев является членом международных научных и инженерно-технических сообществ: американского научного общества морских технологий (MTS), Oceanic Engineering Society, IEEE, SNAME, Institute of Navigation и др. Он входит в состав оргкомитетов ряда ведущих международных конференций по подводной робототехнике и морским технологиям. За глубокие исследования в области морских технологий, создание и применение глубоководных АНПА при решении ряда уникальных и важных, государственных задач в океане М.Д. Агеев награждён Орденом Трудового Красного Знамени. В 1990 г. ему присужден международный диплом “INTERVETION / ROV'90” первой степени за лучшую работу года и вклад в прогресс мировой подводной робототехники. Он автор более ста научных публикаций и патентов на изобретения. В настоящее время академик РАН Михаил Дмитриевич Агеев, являясь научным руководителем ИПМТ ДВО РАН и главным конструктором ряда научных и технических проектов, продолжает развивать начатое им дело в духе новых идей и технологий.

См.: Хомич, Д. Морские глубины досягаемы / Д.Хомич // Владивосток. -1993.- 26 янв. - С. 3; Кишинский, В. Почерк генерального конструктора / В.Кишинский // Дальневост. ученый. -1996. - 21 мая. - С. 1,3: портр.; Агеев Михаил Дмитриевич // Приморский край: Крат. энцикл. справ. - Владивосток, 1997. - С. 9; Агеев, М. Д. ИПМТ и его “ихтиандры”: Беседа с дир. Ин-та проблем мор. технологий М.Д. Агеевым / Записал С. Семенов // Дальневост. ученый. - 2002. - 10 апр. - С. 3.

14 мая 2006 г.

70 лет со дня рождения Виктора Юрьевича Глущенко (1936), советника Российской академии наук, члена-корреспондента РАН, доктора химических наук, профессора, лауреата Премии Правительства РФ в области науки и техники. Родился в г. Чапаевске Куйбышевской области. В 1945 г. его семья переехала в Донбасс. Здесь в 1951 г. он поступил в химико-механический техникум, который окончил в 1955 г. и по направлению уехал работать в г. Стерлитамак (БАССР) на содовый завод, где работал мастером цеха. В 1956 г. В.Ю. Глущенко призывают в армию. Службу он проходил на Тихоокеанском флоте, после чего решил навсегда связать свою судьбу с Дальним Востоком. С 1958 г. он обучался на химическом факультете Дальневосточного государственного университета, одновременно работая лаборантом, старшим лаборантом, инженером на кафедре неорганической химии. В 1963 г. с отличием окончил университет. Последующие годы работал в ДВГУ старшим преподавателем, доцентом, деканом химического факультета, заведующим кафедрой. В 1968 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата, а в 1979 г.- доктора химических наук. В 1981 г. ему присвоено ученое звание профессора по кафедре неорганической химии. С 1980 по 1984 г.г. В.Ю. Глущенко работает в Дальневосточном отделении РАН, вначале главным ученым секретарем, а с 1984 по 1987 г.г. и с 2000 по 2002 г.г. - директором Института химии ДВО РАН, одновременно (с 1990 по 1995 г.г.) выполняя обязанности заместителя председателя ДВО РАН. С мая 2002 г.- советник Российской академии наук. В.Ю. Глущенко является крупным специалистом в области физической и неорганической химии и, прежде всего, в области химии (адсорбции) поверхности твердого тела и химии комплексной переработки, минерализованных технологических растворов, в том числе морской воды. Им создано и успешно разрабатывается научное направление, связанное с полярографическим исследованием природы активных центров поверхности различных углеграфитовых материалов, поиском путей интенсификации процессов извлечения, разделения и концентрирования компонентов минерализованных растворов методами управляемой электросорбции. Под его руководством и непосредственном участии развиваются фундаментальные исследования термодинамики и ионообменной сорбции при высоких давлениях, что имеет принципиальное значение для создания современных технологических процессов переработки минеральных ресурсов Мирового океана, теории образования многометальных конкреций. В качестве научного консультанта курирует работу в области теоретических и научно-прикладных исследований проблем создания высокоселективных сорбентов для глубокой одностадийной очистки жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Автор около 200 научных публикаций, под его научным руководством защищены 12 кандидатских и 1 докторская диссертаций. Возглавляя в течение 10 лет кафедру неорганической химии и являясь деканом химического факультета в ДВГУ, многое сделал для подготовки специалистов для народного хозяйства региона. За большой вклад в развитие науки награжден Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Знак Почета и медалью “За доблестный труд”. Избирался депутатом городского Совета народных депутатов, членом районного и городского комитета КПСС и членом Приморского Крайсовпрофа.

См.: В.Ю. Глущенко // Институту химии 30 лет. - Владивосток, 2001. - С. 4, 9-10; Глущенко, В. Не бойтесь покорять вершины: Беседа с дир. Ин-та химии ДВО РАН / Записал С.Успешный // Путь к успеху. - 2002. – N 4. - С. 3; В.Ю. Глущенко // Проблемы экологии. - М., 2003. - С. 146.

16 мая 2006 г.

95 лет со дня рождения Михаила Григорьевича Малика (1911), командира дивизиона торпедных катеров, Героя Советского Союза. Родился в Николаевске-на-Амуре. С 1926 г. жил в г. Владивостоке. В 1933 г. по специальному набору был направлен в Кронштадт на курсы командного состава флота. В 1935 г. окончил курсы по специальности минера и в звании лейтенанта прибыл на Тихоокеанский флот. Во время войны с японскими милитаристами под руководством капитан-лейтенанта Малика впервые на Тихоокеанском флоте была проведена расчистка фарватера порта Расин от неконтактных мин и ряд других смелых и дерзких операций. Звание Героя Советского Союза было присвоено 14 сентября 1945 г.

См.: Герои Советского Союза: Крат. биогр. словарь. – М.,1983. – Т.2. – С. 23; Партийная организация Приморья в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – Владивосток, 1966. – Т. 2. – С. 287-288.

19 (31) мая 2006 г.

115 лет с начала строительства Уссурийского участка Сибирской железной дороги (1891). Уссурийская железная дорога - часть Транссибирской железнодорожной магистрали от Владивостока до Хабаровска, протяженностью 764 км. 19 мая 1891 г. во Владивостоке состоялась торжественная церемония закладки Уссурийской железной дороги - первого восточного звена Транссибирской магистрали, на которой присутствовал наследник престола, будущий император России Николай II. Руководителем строительных работ был назначен инженер Урсати. В начале 1893 г. его сменил инженер О.П. Вяземский. Большую часть металлоконструкций для железной дороги перевозили морем из Одессы во Владивосток, а сами конструкции изготавливались в Варшаве. 6 сентября 1894 г. открыто временное движение от станции Владивосток до станции Графская. Накануне первой мировой войны началось строительство тоннеля на перевале Кипарисово. В 1914 г. от станции Кетрицево (ныне Уссурийск) проложена ветка на Гродеково и дальше - до соединения с КВЖД. В послеоктябрьский период построено более 10 линий, что способствовало освоению лесных богатств, месторождений металлических и полиметаллических руд. После гражданской войны Уссурийская железная дорога подчинялась Управлению Дальневосточного округа путей сообщения. В 1925 г. она выделилась из управления и стала подчиняться Наркомату путей сообщения. В 1936 г. Уссурийскую железную дорогу разделили на две: Амурскую и Дальневосточную. В 1939 г. из состава Дальневосточной выделилась Приморская железная дорога с управлением в г. Уссурийске. В 1953 г. Приморская железная дорога объединилась в Дальневосточную, с управлением в Хабаровске. В 1959 г. после упразднения Управления Амурской железной дороги вся восточная часть Архары вошла в состав Дальневосточной железной дороги. Грузооборот ДВЖД составляет более 2%, пассажирооборот - около 2% от всей железнодорожной сети страны.

См.: Алексеев, А.И. Освоение русского Дальнего Востока (Конец ХIХ в. – 1917 г. / А. И. Алексеев, Б. Н. Морозов. - М.:Наука,1989. - С. 62-69; Уссурийску - 125 лет: Очерки истории. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991.- С. 10 - 11; Уссурийская железная дорога // Приморский край: Крат. энцикл. справ. - Владивосток,1997. - С. 500 - 501.

19 мая 2006 г.

40 лет назад Приморскому краю был вручен орден Ленина (1966). Для вручения ордена во Владивосток прибыл генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. В краевом комитете партии по этому поводу прошло торжественное заседание, а на стадионе “Динамо” состоялся большой праздник.

См.: Награда за вдохновенный труд // Красное знамя. – 1966. – 20 мая; 50 лет Советскому Приморью: Хроника событий 1917 – 1967. – Владивосток, 1968. – С. 327.

20 мая 2006 г.

65 лет со дня рождения Риммы Васильевны Вахненко (1941), ученого, кандидата географических наук, старшего научного сотрудника лаборатории региональных проблем населения ТИГ ДВО РАН. Родилась на ст. Зилово Читинской области. В 1966 г. окончила геофизический факультет Дальневосточного государственного университета по специальности “физическая география”. С 1965 по 1972 гг. работала техником, инженером, ст. инженером Картоиздательского производства КТОФ. С апреля 1972 г. работает в ТИГ ДВО РАН. В 1986 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме “Пассажирские связи и их роль в формировании систем расселения юга Дальнего Востока”. Одним из важнейших аспектов исследований является изучение транспортной подвижности населения региона и оценка транспортной доступности территории Дальнего Востока. Автор и соавтор 9 монографий и более 100 статей. Основные монографии: “Транспорт и подвижность населения юга Дальнего Востока” (1990), “Морские порты Япономорского региона (экономико-географическая характеристика” (1998), “Морские порты и портовые пункты Хабаровского края” (1999), “Сахалин и Курильские острова (Тихоокеанское побережье)” (1999), “География морских портов Дальнего Востока России” (2002). Монографии Вахненко Р.В. используются в качестве учебных пособий на мореходном факультете Дальрыбвтуза, кафедре тактики ВМФ ТОВВМИ им. С.О. Макарова и судоводительском факультете морского колледжа рыбаков. Неоднократно участвовала в региональных и международных конференциях. В 1988 г. Р. В. Вахненко присвоено звание “Заслуженный ветеран ДВО РАН”

21 мая 2006 г.

275 лет со времени основания Тихоокеанского флота (1731). 21 мая указом Сената государства Российского был образован Охотский порт. Он стал первой постоянно действующей военной структурой России на Тихом океане – от него ведет свою историю современный Тихоокеанский флот. С первых дней своего существования ТОФ является форпостом нашей Родины на Дальнем Востоке. В летопись славы ВМФ России навечно вписаны имена тысяч тихоокеанцев: первооткрывателей, исследователей, гидрографов, военных моряков, летчиков, морских пехотинцев, военных медиков, проявивших в разные годы истории флота преданность Отчизне. Среди них Г.И. Невельской, Н.К. Бошняк, А.К. Шефнер, Н.В. Комаров, Г.Х. Эгершельд, С.О. Макаров, Н.Г. Кузнецов, И.С. Юмашев, В.А. Фокин и многие другие. Символом стойкости и мужества навсегда останутся боевые подвиги защитников Петропавловска-Камчатского, моряков крейсера “Варяг”, миноносца “Стерегущий”, подводной лодки С-56, других кораблей флота. В годы Великой Отечественной войны более 120 тысяч тихоокеанцев самоотверженно сражались с фашистскими захватчиками на всех фронтах и действующих флотах. На ТОФе был осуществлен первый пуск баллистической ракеты с подводной лодки, осваивались авианосные корабли, атомные крейсера, атомные подводные лодки стратегического назначения, ракетные комплексы берегового базирования. На боевом счету ТОФа сотни дальних походов, очистка портов Читтагонг и Суэцкого залива от мин, охрана судоходства в Персидском заливе, уникальные гидрографические исследования, спасательные операции, дружеские и официальные визиты во многие страны мира. Сегодня ТОФ успешно решает задачи стратегического сдерживания, достойно представляет интересы России в АТР, активно влияет на поддержание международной стабильности.

См.: Королев, В. Герои Великого океана / В. Королев – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1972. – 334 с.; Эндаков, Д. Российский флот на Тихом океане (ХVII-ХХ в.в.) / Д.Эндаков. – Владивосток: ТОВМИ им. С.О. Макарова, 1998. – 167 с.; Гераськин, Ю. Корабли и годы / Ю.Гераськин. – Владивосток: Русский остров, 2004. – 288 с.

21 мая 2006 г.

90 лет назад состоялась закладка Садгорода (1916). 1 декабря 1915 г. комитет благоустройства Анютинского дачного района обратился ко всем жителям Владивостока с предложением подавать заявления на лес для постройки дач в районе современного Садгорода. Его закладка произошла в очень торжественной обстановке. На месте будущего дачного поселка, в самом его центре заложили часовню, получившую название Николаевской. Анютинский дачный район был разделен на 839 участков, постепенно там образовывались улицы и даже два проспекта. Ныне Садгород входит в курортную зону г. Владивостока.

См.: Мизь, Н. Страницы забытой истории / Н.Мизь, Г.Турмов. – Владивосток, 2000. – С. 61-67; Корнилов, С. Дачный роман / С Корнилов // Новости. – 2003. – 27 авг. – С. 10; Анютинский дачный район // Владивосток: Штрихи к портрету. - Владивосток, 1985.- С.69-70.

23 мая 2006 г.

70 лет со дня рождения Галины Александровны Валуй (1936), главного научного сотрудника Дальневосточного геологического института ДВО РАН, доктора геолого-минералогических наук. Родилась в г. Дмитрове Московской области. После окончания школы в 1954 г. поступила на геологический факультет Ленинградского госуниверситета. На работу была направлена в Приморское геологическое управление, где работала до 1964 г., занимаясь петрографией и поисками ртути. С 1964 г. работает в Дальневосточном геологическом институте ДВО РАН - сначала младшим научным сотрудником, а затем старшим научным сотрудником, главным научным сотрудником лаборатории метаморфических и метасоматических формаций, защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Специалист в области петрологии гранитоидов и минералогии полевых шпатов. Галина Александровна предложила новую модель образования округлых включений мелкозернистых пород (автолитов), широко развитых в гранитоидах вулканических поясов. Автолиты являются результатом флюидно-магматического расслоения “маловодных” магм, вызванного процессом, сходным с динамической кавитацией, при заполнении магматической камеры. Ранее в геологической науке процессы кавитации не рассматривались для гранитных расплавов. Результаты исследования изложены в трех монографиях, вышедших из печати в издательствах “Наука” и “Дальнаука”, и более 60 статьях, опубликованных в “Записках ВМО”, “Известиях АН СССР”, “Докладах РАН”, трудах международных симпозиумов. Свои полевые маршруты по приморскому побережью от Пластуна до Посьета Г.А. Валуй запечатлела не только в полевых дневниках, но и в акварелях. Она участвовала в своей первой выставке художников-любителей в 1962 г. Была дипломантом всесоюзных выставок в Москве в 1967 и 1970 г.г. Выставлялась в Хабаровске в 1968 г. на зональной Дальневосточной. И много раз – в разных залах Владивостока: в Краевом музее им. В. К. Арсеньева, Приморском филиале Географического общества, а чаще в - родных стенах – конференц-зале Дальневосточного геологического института. Работы Галины Александровны увозят в разные города России, Германию, Францию, Японию, Америку. Издан календарь “Экспедиционные сезоны в акварелях Галины Валуй” (2005).

См.: Калинин, А. Умеющая нарисовать ветер / А.Калинин. // Дальневост. ученый – 1993. – № 22. – С. 7: портр., ил.; Афанасьева, Н. Этюд в сиреневых тонах / Н.Афанасьева // Дальневост. ученый – 1996. – № 18. – С. 8; Бондарева, Э. Уж как пал туман … / Э.Бондарева // Рыбак Приморья. – 2002. – № 10. – С. 20: ил., портр.

26 мая 2006 г.

70 лет со дня основания завода “Прогресс” им. Н.И. Сазыкина (1936), (ОАО “Арсеньевская авиационная компания “Прогресс”). Первым его директором был известный комбриг В.Г. Ирьянов. Под его руководством в кратчайшие сроки в селе Семеновка (1936 г.) развернулась огромная стройка. В 1938 г. начальником строительства становится волевой и энергичный человек Н.С. Новиков, на долю которого выпало и строить завод, и налаживать производство самолетов. В 1943 г. на заводе был внедрен поточный метод производства. К концу войны с заводского аэродрома поднималось в воздух до четырех самолетов в сутки. Всего же за годы войны здесь было выпущено около трех тысяч Ут–2, около тысячи из них использовалось для боевых вылетов. В 1944 г. на базе завода “Прогресс” был открыт Приморский авиационный техникум. Первый ЯК–18 был выпущен в 1948 г. как учебно-тренировочный самолет. Он постоянно совершенствовался в различных модификациях (ЯК-50, ЯК-55, ЯК-55М), выпускался до 1995 г. На этих “Яках” российские летчики неоднократно становились чемпионами мира по высшему пилотажу. Потребность в легком и маневренном самолете Ан–14 сохраняется в нашей стране до сих пор. Выпускался он на заводе с 1965 по 1970 г.г. С освоением этого самолета связано имя Н.И. Сазыкина, который стал директором завода в 1959 г. Первый в нашей стране боевой вертолет Ми–2 был выпущен заводом в 1970 г. За освоение серийного производства этой боевой машины большая группа работников завода была удостоена правительственных наград, а знамя завода украсил орден Трудового Красного Знамени. Создателям вертолета Ми-2 была присуждена Ленинская премия. Ее лауреатом стал и Н.И. Сазыкин.В 1993 г. компания освоила производство гражданского вертолета Ми–34С. До последнего времени вертолеты такого класса в России не производились. Первый в мире одноместный боевой вертолет Ка–50 начал серийно производиться на заводе “Прогресс” в 1991 г. “Черная акула” считается лучшим вертолетом в мире по использованию мощности силовой установки. Ка-50 – единственный боевой вертолет, на котором действует система катапультирования летчика. Вертолет также может перемещаться боком и назад. Арсеньевские авиастроители работают в тесном контакте с двумя ведущими конструкторскими бюро России М.А. Миля и Н.И. Камова, воплощая в жизнь самые современные разработки талантливых конструкторов. Одна из них стала пилотажной изюминкой “Черной акулы”. Высоким качеством отличается и продукция гражданского назначения, выпускаемая на предприятии: мебель, бытовые приборы, стиральные машины, фильтры для воды и другие товары народного потребления.

См.: Арсеньевское авиационное производственное объединение им. Н.И. Сазыкина: Проспект / Сост. В.С. Жердев. – Владивосток, 1990.- 24 с.: ил.; Герасименко, А.И. Путь к высокому небу: История объединения 1936-1986 / А.И. Герасименко, Е.А. Тихонова. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1986.- 238 с.: ил.; Печенкин, В. Арсеньевский “Прогресс” полет продолжается: [Интервью с ген. дир. Арсеньев. авиакомпании В. Печенкиным] / Вел А. Бортник // Север. Приморье. - 2003.- 9 янв.(№2).- С.4.

В мае исполняется:

10 лет назад вышел первый номер провинциального литературно-музыкального ежемесячника “Лукоморье” (1996). Организован поэтом, членом Союза Российских писателей Н. Морозовым при поддержке Приморского краевого Центра народной культуры. Цель, поставленная Н. Морозовым при создании такой необычной газеты – выявить в крае людей, пишущих стихи, рассказы, песни, помочь их самовыражению, творческому росту. За эти годы “Лукоморье” стало частью жизни многих приморцев. У газеты много авторов и читателей, а ее география вышла далеко за пределы края. На страницах издания можно встретить имена мэтров приморской литературы и тех, кто впервые пробует перо.

См.: Бакулева, Л. “Лукоморье” - под крылом друзей / Л. Бакулева // Утро России. – 2001. – 2 февр. – С. 12; Шабанская, В.”Лукоморье”, где путь начинают поэты / В. Шабанская // Тихоокеан. газ. – 2001. – 16 февр. – С. 7.

[наверх]