Дата обновления:

Знаменательные даты по
Приморскому краю на 2012 год

Февраль

1 февраля | 8 февраля | 9 февраля | 19 февраля | 22 февраля | 23 февраля | 25 февраля

1 февраля

75 лет со дня рождения Кириллова Олега Ивановича (1937), доктора медицинских наук, ведущего научного сотрудника Лаборатории фармакологии Института биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН, профессора Дальневосточного федерального университета.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2007 год. – Владивосток, 2006. – С. 17–18.

1(14) февраля

100 лет со дня утверждения герба г. Никольск-Уссурийского (ныне г. Уссурийск) (1912).

В 1898 г. село Никольское получило статус города и стало именоваться Никольск-Уссурийским. Работа над созданием герба нового города была начата еще в 1902 г., о чем пишет городской староста Василий Акимович Калинин в своей книге “Исторический очерк Никольска-Уссурийского”, вышедшей в 1913 г.: “15 июля 1902 года возбужден вопрос о выработке проекта городского герба. Выработка герба поручена комиссии”. Комиссию возглавлял сам Калинин. 9 августа 1902 г. В.А. Калинин представил проект герба на рассмотрение собрания уполномоченных. В 1903 г. этот проект был отправлен в Приамурское генерал-губернаторство в г. Хабаровск. В 1907 г. дело о гербе г. Никольск-Уссурийского слушалось в Сенате и после было передано в Гербовое отделение. В 1911 г. герб был несколько исправлен А. Барсуковым и, наконец, получил свой окончательный вид.

Дореволюционный герб Никольска-Уссурийского был утвержден Императором Николаем Вторым 1 февраля 1912 г. Об этом событии Городской староста Калинин доложил на очередном заседании Городской Думы 16 марта 1912 г. Герб Никольск-Уссурийского выглядел следующим образом: “В червленом щите золотой, перевязанный лазоревой лентою хлебный сноп с воткнутым в него серебряным серпом. В вольной части щита – герб Приморской области. Щит увенчан серебряною о трех зубцах башенной короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою”. Красный цвет щита по существующим тогда геральдическим канонам символизировал храбрость, мужество, неустрашимость, смелость, великодушие, любовь. Сноп – символ изобилия, его золотой цвет означает богатство, силу, верность, чистоту, постоянство. Башенная корона – символ уездного города, его серебряный цвет – правдивость, благородство. Перевязь снопа с Андреевским крестом – принадлежность к краю, лежащему у моря. Обрамление из золотых колосьев принято для всех неморских городов.

См: Калинин В.А. Краткий исторический очерк города Никольск-Уссурийского. – Никольск-Уссурийский: Электро-типография С.К. Гурского, 1913. – 81 с.; Коляда А.С. Никольск-Уссурийский: штрихи к портрету / А.С. Коляда, А.М. Кузнецов. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1997. – С. 149; Коваленко А.В. Уссурийская дума – страницы истории / А.В. Коваленко, Н.Н. Паничкин; Уссурийск. краеведч. о-во. – Уссурийск, 2004. – С. 53–54; Коваленко О.В. История города в гербе // Уссурийский краеведческий вестник. – Уссурийск, 2004. – Вып.3. – С. 68–75; Уссурийск: [о г. Уссурийске: история образования и изображение гербов 1912, 1976, 2002 гг.) // Историческая энциклопедия Сибири. – Новосибирск, 2010. – Т. 3. – С. 378 – 379: фот.

Л.В. Станова

8(20) февраля

160 лет со дня рождения Гарина (Михайловского) Николая Георгиевича (1852 – 27 ноября (10 декабря) 1906), русского писателя, инженера-путейца.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2007 год. – Владивосток, 2006. – С. 18–19.
Новая лит.: Никульков А.В. Н.Г. Гарин-Михайловский: Современник из прошлого века / А.В. Никульков. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. – 183 с., [16] л. фото: ил. – (Земляки).

8 февраля

75 лет со дня рождения Коноваловой Галины Владимировны (1937), доктора биологических наук, ведущего научного сотрудника Института биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН, специалиста в области морского микропланктона.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2007 год. – Владивосток, 2006. – С. 19.

9 февраля

50 лет Биолого-почвенному институту (БПИ) ДВО РАН (1962).

Биолого-почвенный институт Дальневосточного отделения РАН был организован на базе нескольких отделов Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. Директорами института были: к.б.н. Николай Григорьевич Васильев (директор-организатор, 1962–1964), д.б.н., проф. Петр Григорьевич Ошмарин (1964–1969), к.с-х.н. Владимир Григорьевич Рейфман (и.о. директора 1969–1971 гг.), д.б.н., проф. Николай Николаевич Воронцов (1971–1973), д.б.н. Рюрик Константинович Саляев (1973–1975), д.б.н., проф. Владимир Иванович Таранков (1975–1981 гг.), д.б.н., проф. Павел Андреевич Лер (1981–1991). С 1991 г. институт возглавляет академик РАН профессор Юрий Николаевич Журавлев.

На первом этапе существования института основными научными направлениями были: изучение растительности, животного мира и почвенного покрова Дальнего Востока, разработка мероприятий по повышению плодородия почв, создание научных основ и практических рекомендаций по рациональному использованию основных типов растительности, повышению продуктивности основных сельскохозяйственных культур. В дальнейшем с ростом и развитием института произошло качественное изменение тематики и расширение направлений работ, исследования охватили все районы Северо-Западной части бассейна Тихого океана.

Сегодня в состав Института входят 17 научных лабораторий и 3 научно-исследовательских группы, в штате которых работают 1 академик, 1 член-корреспондент РАН, 36 докторов и 100 кандидатов наук. Институт поддерживает научные связи со многими странами мира; участвует в долгосрочных программах и проектах, проводит совместные экспедиции, как на территории России, так и за ее пределами. На базе БПИ работают четыре диссертационных совета. Институт проводит послевузовскую подготовку научных кадров по 14 специальностям. Сотрудниками Института издано более 700 книг, из них 350 авторских монографий, опубликовано более 7500 научных статей в отечественных и иностранных журналах.

В настоящее время исследования Института ведутся по двум основным направлениям. Одним из них является изучение биоразнообразия суши и пресноводных водоемов Дальнего Востока России, которое выполняется как традиционными методами, так и с использованием новейших молекулярно-генетических подходов. Сотрудниками БПИ описано более 2 тыс. новых для науки видов растений и животных, систематизированы данные о биоразнообразии различных регионов Дальнего Востока России, в том числе о флоре и фауне Курильских островов, о. Сахалин, бассейна р. Амура и др.

Институтом проведена ревизия обитателей водных систем в южной части Дальнего Востока России, включая максимально полное описание важнейших промысловых рыб, а также моллюсков и других водных беспозвоночных. Постоянно проводится мониторинг состояния и продуктивности водных экосистем. Проанализированы филогенетические отношения ряда наиболее типичных для территории групп пресноводных рыб (лососевых, карповых, керчаковых и др.), начаты работы по изучению эволюции геномов одной из наиболее примитивных групп костных рыб – осетровых.

Другим основным направлением института является разработка научных основ и технологий рационального использования, охраны и воспроизводства биологических ресурсов. Завершен инвентаризационный этап исследования состояния, динамики и мониторинга наиболее значимых биоресурсов Дальнего Востока России. Разработаны рекомендации для обновления федерального и региональных списков краснокнижных видов, опубликованы Красные книги растений и животных Приморского края. Институт внес существенный вклад в создание и расширение целого ряда особо охраняемых территорий – заповедников, заказников и памятников природы Дальнего Востока России. Институтом проведены комплексные генетические исследования особо ценных и редких растений и животных Дальнего Востока. Результаты многолетних исследований женьшеня были использованы в качестве научной базы для разработки Программы восстановления природных популяций этого ценного и редкого растения, которая была принята Думой Приморского края в 1997 г. В рамках этой программы в 1998 г. Управлением лесами Приморского края при поддержке Администрации Приморского края и Экологического Фонда Приморья был основан первый защитный центр женьшеня в Чугуевском районе. В настоящее время ведутся работы по изучению и сохранению генетического разнообразия многих редких и ценных видов.

Большое внимание Институт уделяет экологическим проблемам Дальневосточного региона. Институт курирует в ДВО РАН работы по мониторингу и разработке программ сохранения амурского тигра и дальневосточного леопарда. По итогам 13-летнего мониторинга дана оценка современному состоянию популяции амурского тигра, разработаны рекомендации по его сохранению, которые включены в новую стратегию сохранения амурского тигра. В 2010 г. на базе БПИ ДВО РАН была проведена международная научно-практическая конференция “Амурский тигр в Северо-восточной Азии: проблемы сохранения в XXI веке”, опубликована книга, в которой представлены основные доклады, а также резолюция конференции с предложениями по разработке новой стратегии стабилизации и восстановления популяции тигра в России.

Одним из активно развивающихся ресурсосберегающих направлений института является биотехнология и биоинженерия. Поскольку запасы биоресурсов в природе истощаются, в институте освоены методы выращивания живых клеток, – наиболее ценных источников биологически активных веществ (БАВ), – в искусственных условиях на питательных средах, разработаны технологии получения клеточных культур-суперпродуцентов БАВ и методики получения из них целевого продукта. Эти технологии создают надежную сырьевую базу и позволяют избежать практики истощительного природопользования, т.е. сохранить уникальные природные экосистемы. Работы в области биотехнологии растений проводятся в институте уже более 15 лет, недавно группой биоинженерии начаты работы с клетками морских беспозвоночных для получения альтернативного источника сырья для фармацевтической промышленности, опубликованы первые результаты.

С внедрением в производство биотехнологических разработок связано инновационное направление деятельности института. В последние годы при государственной поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе “Старт” в ДВФО для внедрения ресурсосберегающих разработок института были созданы малые предприятия, в том числе ООО “Приморская биотехнологическая компания”. Другие готовые к промышленному внедрению коммерческие предложения института касаются микробиологической очистки почв и вод от нефтепродуктов, производства биологически активных добавок гепатопротекторного и иммуностимулирующего действия на основе клеточных культур.

Сотрудники БПИ активно работают с общественностью в области экологического просвещения. Институтом созданы научно-образовательный экологический центр (НОЭЦ) и Научно-общественный координационный центр “Живая вода” (НОКЦ), в рамках которого сформирована сеть общественных экологических агентств на территории Приморского края, Амурской области, Хабаровского края и Якутии. Задачей НОЭЦ “Живая вода” является распространение знаний о современных достижениях в области экологии, охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия, а также биомониторинг экологического состояния водоемов и водотоков. Основная аудитория – школьники, студенты, преподаватели школ. В результате общих усилий проводятся экологические экспертизы на водных объектах, подверженных антропогенным воздействиям, составляются экологические карты водных ресурсов, выявляются зоны с неудовлетворительным и критическим качеством воды. Полученная информация в виде карт и отчетов передается в местные и краевые исполнительные органы. Сотрудники центра проводят акции по благоустройству окружающей среды водоемов, готовят общественных экспертов по трем уровням квалификации, которые проходят обучение во время специальных занятий на базе НОЭЦ БПИ ДВО РАН и во время практических занятий на местах конкретных исследований. В состав НОЭЦ входит также зоологический стационар “Гайворон” (руководитель к.б.н. В.Г. Юдин), где содержатся в условиях, приближенных к природным, уссурийские тигры, медведи и другие представители дальневосточной тайги.

См.: Биолого-почвенный институт /ДВО АН СССР. – Л.: Наука, 1987. – 110 с.; Биолого-почвенный институт ДВО РАН // Рыбацкий форпост России. – Владивосток, 2009. – С. 48–49; Семенов С. Синей птицы не стало меньше ...: [история Биолого-почвен. ин-та ДВО РАН] // Труд–7. – 2007. – 6–12 дек. – С. 14; Биолого-почвенный институт: [история создания ин-та; есть информ. о дир.: Н.Г. Васильеве, П.Г. Ошмарине, В.Г. Рейфмане, Н.Н. Воронцове и др.] // Манько Ю.И. Шаги по тайге. – Владивосток, 2009. – С. 178–181; Биолого-почвенный институт: [краткая справка о БПИ ДВО РАН, указаны основные науч. направления и структура учреждения, приводятся достижения ин-та за последние 10 лет; есть информ. о дир. – проф. Ю.Н. Журавлеве] // Дальневосточное отделение Российской академии наук. – Владивосток, 2010. – С. 48–56: фот.

О.Г. Корень

9(21) февраля

150 лет со дня рождения Манакина Михаила Михайловича (1862 – ?), военного губернатора Приморской области, генерал-лейтенанта.

Родился в дворянской семье в Санкт-Петербургской губернии. Окончил 1-ю Санкт-Петербургскую военную гимназию, 1-е Павловское военное училище и Николаевскую академию Генерального Штаба по 1-му разряду. В службу вступил в августе 1880 г., выпущен прапорщиком в лейб-гвардейский Литовский полк. Командовал ротой, сотней, батальоном. В мае 1893 г. произведен в капитаны. В 1893–1895 – старший адъютант штаба 30-й пехотной дивизии. В мае-ноябре 1895 г. состоял обер-офицером для поручений при командующем войсками Амурской области и помощником старшего адъютанта штаба Приамурского военного округа. В 1895–1901 гг. – старший адъютант штаба в Забайкальской области, старший адъютант канцелярии при военном губернаторе Приморской области и штаб-офицер при управлении 6-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады. Участвовал в подавлении “боксерского восстания” в 1900–1901 гг. на территории Китая.

В декабре 1901 г. произведен в полковники; находился в распоряжении командующего войсками Приамурского военного округа.

В 1902–1903 гг. – штаб-офицер при управлении 5-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады, затем – при управлении 4-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады. В 1903–1906 состоял в распоряжении начальника главного штаба. В 1907–1910 гг. консул России в Цицинаре (Китай).

В апреле 1908 г. произведен в генерал-майоры. В 1910–1911 гг. командовал 1-й бригадой 10-й Сибирской стрелковой дивизии.

28 февраля 1911 г. 49-летний генерал-майор М.М. Манакин вступает в должность военного губернатора Приморской области и становится Наказным атаманом Уссурийского казачьего войска. За три года нахождения во главе Приморской области М. Манакину удалось многое сделать для развития Приморья как в военном, так и экономическом и социальном обустройстве далекого края. Так, в 1912 г. под его непосредственным руководством разрабатывается новый план усиления Владивостокской крепости, строятся новые форты, сооружаются береговые батареи и укрепления. Работами руководил начальник крепости и главный строитель Владивостокских укреплений генерал-майор А.П. Шошин.

Были уложены вторые пути на большинстве участков восточной части Транссибирской магистрали. М.М. Манакин оказывал всевозможную помощь по развитию Доброфлота, закупке новых судов, разработке схем участия гражданского флота на случай военных действий. Город Иман (Дальнереченск) превратился в обустроенный речной порт, а в Тетюхе (Дальнегорск) ускоренными темпами шла добыча полиметаллических руд, необходимых для производства снарядов и пуль – свинца и олова. Особое внимание, в связи с угрозой войны уделялось укреплению и расширению морского торгового порта. В результате принятых мер еще накануне Первой мировой войны Владивостокский порт вошел в число крупнейших портов Российской империи.

Немало было сделано и в социальном развитии. Закончено строительство здания коммерческого училища, дала первый промышленный ток Владивостокская электростанция, запущен в эксплуатацию трамвай.

3 января 1914 г. назначен начальником Азиатской части Главного штаба и в апреле того же года произведен в генерал-лейтенанты. Был на дипломатической работе. Биография М.М. Манакина обрывается в конце 1917 г.

См.: Манакин Михаил Михайлович (1862 – ?) // Меринов Ю.Н. От генерал-губернатора ... до губернатора. 1847–2008: биогр. очерки. – Владивосток, 2008. – С. 95–98.

19 февраля (3 марта)

100 лет со дня рождения Куянцева Павла Павловича (1912 – 22 февраля 1997), капитана дальнего плавания, художника-мариниста.

Родился во Владивостоке. В возрасте 7 лет заявил отцу, который в молодости был матросом на пароходе Добровольного флота “Москва”(III), что будет моряком. Поэтому за год до поступления в школу oтец начал заниматься с ним английским языком.

В 15 лет после окончания семилетки поступил в Морской техникум и окончил полный 4-годичный курс в 1931 г. С 1930 г. (за год до окончания техникума) работал четвертым помощником капитана и старшиной катера. До этого уже прошел должность гальюнщика и сигнальщика (на сторожевом катере “Воровский”), юнги, кастрюльника и матроса на катере. Окончив техникум в 19 лет ходил штурманом на теплоходе “А. Андреев” Дальневосточного пароходства был старпомом у капитана Артюха Н.Б. и в январе 1938 г. принял у него судно.

В 1942 г., будучи капитаном парохода “Хабаровск”, попал под суд трибунала ТОФ, но был оправдан, так как обвинение в запущенности судна, которое предъявил заместитель наркома Бешахов, не имело основания. В связи с этим из пароходства был уволен и 5 лет на судах Дальстроя совершал рейсы в США и Канаду начальником артиллерийской команды, старпомом и капитаном. После взрыва и гибели парохода “Дальстрой” в Находке (чудом остался жив, как, впрочем, и другие 48 человек экипажа) в 1946 г. вернулся в пароходство капитаном. В 1951 г. в связи с репрессиями (отец погиб в 1938 г.) переведен в Сахалинское пароходство, а из него через год перекомандирован в г. Новосибирск на р. Обь, где проплавал капитаном год. С 1953 г. снова работал в Дальневосточном пароходстве капитаном разных судов до ухода на пенсию в 1972 г.

Совершил одно плавание на “Зайсане” вокруг Евразии в 1959 г. и одно из Ленинграда в Арктику в Мирный на теплоходе “Кооперация” по командировке Дальневосточного пароходства дублером капитана в 1961–1962 гг.

Последние 7 лет плавал на пассажирских судах, в том числе на “Азии” и “Ильиче”.

Еще в 1933 г. на пароходе “Свирьстрой” будучи четвертым помощником, встречался с капитаном-художником Н.М. Штуккенбергом и

с тех пор непрерывно занимался акварельной живописью. Как художник-маринист создал более 1000 акварелей, отражающих вдохновенный труд моряков, картины моря, пейзажи Дальнего Востока, Арктики, Антарктики и других районов мира. Работы Куянцева с успехом экспонировались более чем на 10 выставках в России и за рубежом.

Его акварели находятся в ряде отечественных музеев, в том числе в музее морского флота ОАО “Дальневосточное морское пароходство” и Военно-историческом музее ТОФа, в Приморской картинной галерее, в Лондонской национальной галерее и в Японии. Многочисленные репродукции его картин опубликованы в журнале “Морской флот” и дальневосточных изданиях. Более десяти персональных выставок П.П. Куянцева увидел родной Владивосток.

В 1998 г. в г. Владивостоке вышла первая книга серии “Капитаны” “П.П. Куянцев. Я бы снова выбрал море…”, подготовленная Дальневосточной ассоциацией морских капитанов совместно с Обществом изучения Амурского края. В нее вошли очерки Павла Павловича, путевые заметки, воспоминания и интервью разных лет. В книге использованы репродукции акварелей автора, яркого талантливого человека – капитана и художника.

Награжден орденами Красной Звезды и “Знак Почета”, медалями.

См.: Куянцев П.П. Я бы снова выбрал море…: очерки, путевые заметки, воспоминания, интервью. – Владивосток: Дюма, 1998. – 132 с. – (Серия “Капитаны”); Князев Л.Н. Большая песнь о море. – Владивосток: Б.и., 1997. – 12 с.; Стрикаускас Л. П.П. Куянцев – капитан, художник, публицист // Записки ОИАК. – Владивосток, 1996. – Т. XXIX. – С. 105; Неизвестный Куянцев: выставка акварелей, посвящ. 140-летию Владивостока / Дальневост. ассоц. мор. капитанов, сост. Л. Ермоленко. – Владивосток: Б.и., 2000. – 11 с.; Зотова О. Верность марине, или Морская эпопея человека-легенды: [о мор. капитане, художнике П. Куянцеве] //Владивосток. – 2004. – 8 окт. – С. 19.

И.В. Астахова

19 февраля

100 лет назад на берегу Амурского залива была открыта Владивостокская центральная городская электростанция (1912).

Ее строительство началось годом ранее по контракту с владивостокским отделением “Русского общества “Всеобщая компания электричества”. Проектировал станцию инженер С. Токаржевский, а руководство по монтажу оборудования из Бельгии и Америки осуществляли инженеры И. Столяров и Г. Штейнберг. Мощность двух динамо – машин составляла 1350 кВт. На торжество освящения и открытия электростанции прибыл генерал-губернатор Н. Гондатти. Чин освящения совершал архиепископ Евсевий, Он же перерезал ленточку на электрических машинах, и ток был пущен по городской электросети. Событие это происходило в полдень, и только вечером прохожие смогли увидеть электрическое освещение фонарями центра города. Во Владивостоке в то время уже работали частные электростанции, и это было не в новинку. Куда более важным представлялся факт, что городское электричество отпускалось по более низким ценам.

В первое время станция работала с перебоями. Так, 2 марта приборы стали “пошаливать”, и в зале произошло “подобие взрыва вольтовой дуги”. Оказалось, что замкнуло подземный кабель. Поиски неисправности длились несколько дней, и местные газеты злорадствовали над теми, кто польстился на дешевую электроэнергию: “ посидят при свечах и керосиновых лампах!”. Однако электрики быстро приобрели навыки и когда в этом же году был пущен в городе трамвай – основной потребитель электричества – станция уже работала надежно.

См.: [Об открытии Владивостокской городской электростанции] // Дальний Восток. – 1912. – 21 февр.

Г.Г. Климов

19 февраля

100 лет назад, когда каток на льду бухты Золотого Рога заканчивал сезон катания, в здании общества спорта в сквере Невельского (это здание сохранилось до наших дней), открылся скейтинг-ринг.

Катание на роликовых коньках завоевывало крупные города. Писатели, например А. Куприн, А. Аверченко, включали в свои рассказы местом действия скейтинг-ринги, а Чарли Чаплин назвал один из своих фильмов этим модным словом. И Владивосток шагал в ногу со временем. В первый день, 19 февраля, скейтинг-ринг посетило 200 человек. Личные коньки были у немногих катающихся, но на прокат выдавали двухколесные и, пользующиеся особым спросом (легче было устоять на ногах), четырехколесные. Коньки крепились к ботинкам скобками с винтиками или ремешками. За прокат взрослые платили 40 копеек, дети – 20. Три дня в неделю в скейтинг-ринге с 4 до 7 часов вечера играл духовой оркестр и многие пары пробовали вальсировать, хотя дамам мешали длинные платья, а шум роликов порой заглушал музыку. Новое развлечение, несмотря на травмы у многих катающихся, завоевало много поклонников среди молодежи города. Уже на следующий год общество спорта стало проводить соревнования по катанию и балы на роликовых коньках. Однако этот вид спорта не прижился во Владивостоке, возможно потому, что в отличие от других городов, здесь не было асфальтированных дорог и тротуаров – только мощенные булыжниками.

Г.Г. Климов

22 февраля

50 лет со дня создания городского литературного объединения в г. Находка (1962).

Начало объединения находкинских литераторов пришлось на начало шестидесятых годов. 17 ноября 1962 г. в кафе “Чайка” собрались несколько начинающих поэтов и прозаиков, уже публиковавшихся в газете “Находкинский рабочий”, и обсудили создание городского литературного объединения при редакции газеты. Литобъединение получило название “Океан”. На первое заседание пришли не только литераторы, но и художники, и фотографы, поэтому объединение стало называться литературно-художественным.

В 1966 г. газета “Находкинский рабочий” опубликовала 38 литературных страниц “Океана”. Город знал и любил своих литераторов. Четыре члена объединения были приняты в Союз советских писателей: прозаик Виктор Иванов, поэты Виктор Малышев, Валерий Малышев и Михаил Финнов, Виктор Еращенко. В начале семидесятых годов литобъединение “Океан” прекратило свое существование. Вскоре его члены влились в новое объединение “Элегия”.

16 октября 1970 г. на Приморском судоремонтном заводе, при библиотеке профкома, создается литературный клуб “Элегия”, руководитель Дина Владимировна Усатая. В этот же день был проведен первый литературный вечер “Певец березовой Руси”, посвященный С. Есенину. Клуб неоднократно награждался за активную литературную и просветительскую деятельность. В 1977 г. впервые в истории города клуб издает первый номер литературно-художественного журнала “Находка”.

5 января 1999 г. клуб приобретает статус “Находкинская городская общественная организация “Литературный клуб “Элегия”.

В первые годы становления клуба работа сводилась к проведению вечеров, посвященных жизни и творчеству русских и советских писателей и поэтов. В последние пятнадцать лет клуб ведет активную работу с местными авторами. Проведено более двухсот пятидесяти литературных встреч с поэтами, писателями, музыкантами, художниками. Годы активной работы литературного клуба дают свои конкретные результаты: выпущены журналы, издается своя литературная газета, издан альманах, оказана помощь авторам в издании более двадцати сборников стихов и прозы. Своими творческими успехами радуют Г. Фокин, Н. Тертышный, А. Быков, В. Янов, В. Лисица, Ю. Наумов, В. Дудкина, А. Попова, Е. Катревич, Ю. Воробьева, В. Шильникова, В. Тарасенко и др. Публикации в газетах, альманахах, выступления по телевидению, радио – привычная норма для членов литературного клуба. Поэт А. Тарабрина в течение года проводит свыше пятидесяти авторских встреч с учащимися школ, студентами ВУЗов города. Приняты в члены Союза писателей России поэт Г. Фокин, прозаики С. Кабелев и П. Шепчугов, в члены Союза фотохудожников России В. Маратканов. 11 апреля 2003 г. литературный клуб “Элегия” награжден Дипломом Приморского отделения Союза писателей России.

См.: Бабченко. Д. Сорок лет – пора расцвета: [40 лет клубу “Элегия”] // РИО Панорама (г. Находка). – 2011. – 23 марта. – С. 5; Кабелев С. Литературная душа города: [клуб “Элегия”: история] // Находкин. рабочий. – 2011. – 21 янв. – С. 6; Тарабрина А. Островок духовности: [40 лет клубу “Элегия”] // Находкин. рабочий. – 2011. – 28 янв. – С. 7; Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно: [к юбилею руководителя лит. клуба “Элегия” г. Находка Д.В. Усатой] // Находкин. рабочий (г. Находка). – 2010. – 3 сент. – С. 6; Попова А. 40 лет находкинской литературе: [юбилей лит. клуба “Элегия”] // Арсеньев. вести. – 2011. – 23–29 марта. – С. 23.

З.Н. Ковалева

23 февраля

60 лет со дня рождения Дункая Ивана Ивановича (1952), национального удэгейского художника, члена Союза художников России.

Родился в таежном селе Сяин Пожарского района Приморского края. Детство прошло на берегу реки Бикин, где жили охотники и рыбаки – нанайцы и удэгейцы, орочи и эвенки. Таежные красоты произвели на Ивана неизгладимое впечатление, которым он захотел поделиться с другими с помощью кисти и красок. Так с ранних лет Иван Дункай увлекся живописью и, взрослея, стал оттачивать свое мастерство. Окончив школу, поступил в Дальневосточный педагогический институт искусств. После его окончания служил в морской пехоте.

В 1974 г. в г. Улан-Удэ И.И. Дункай становится лауреатом республиканской премии в номинации “Национальный художественный орнамент”. В 2000 г. – лауреатом Второго международного биеннале визуальных искусств, проходившего в городе Владивостоке. В 2002 г. Иван Иванович стал лауреатом премии им. В.К. Арсеньева за художественное воплощение образа Владимира Клавдиевича Арсеньева, народа удэге, Уссурийской тайги. Верный арсеньевским традициям, И.И. Дункай продолжает в своих картинах живописать быт, обычаи, характер и историю народа удэге. Его имя занесено во Всемирную энциклопедию “Художники мира”, которая вышла в Германии в 2003 г. В 2004 г. художник награжден знаком Министерства культуры “За достижения в культуре”, а в 2007 г. ему присвоено звание “Заслуженный художник РФ”.

Уникальные графические работы художника стали иллюстрациями к книгам известного приморского писателя С. Балабина. Работами самобытного автора интересуются не только в крае. Многочисленные туристы из Японии, Кореи, США, Канады, Германии, посещающие село Красный Яр, где жил художник, смогли познакомиться не только с его работами, но и с ним лично.

В 2006 г. Иван Иванович переехал из поселка Красный Яр в г. Уссурийск. В настоящее время И.И. Дункай – социальный педагог и арттерапевт в специализированном медицинском учреждении закрытого типа, где лечат души людей. Под руководством заслуженного художника России некоторые больные, среди которых немало одаренных личностей, занимаются в кабинете арттерапии живописью. Они копируют полотна мастеров, создают карандашами и красками собственные работы.

Выставки картин И.И. Дункая проходят в галереях Уссурийска, Владивостока, Находки. Репродукции его картин можно увидеть и в многочисленных отечественных и зарубежных журналах. Произведения Дункая достоверны и выразительны во всех деталях – исторических, этнографических, бытовых, будь это костюм шамана, одежда или оружие чжурчженьских воинов или устройство охотничьего зимовья.

В его работах увлекают необычные сюжеты. В характерах героев, ощущается полное понимание таежной жизни. Словно сама приморская природа, с которой художник говорит на одном языке, диктует ему линию, рисунок, цвет, колорит.

См.: Кулик О. Краски Земли Дерсу // Новая (г. Уссурийск). – 2008. – 14 февр. – С. 5; Великанов А. Иван Дункай: Уважать и чужую культуру нужно…/ А. Великанов, В. Федоренко // Владивосток. – 2008. – 13 марта. – С. 7; Яковлев К. В Заречном лечат наши души // Коммунар (г. Уссурийск). – 2008. – 20 марта. – С. 5; Лобычев А. Камлание Ивана Дункая // Золотой Рог. – 2008. – 23 окт. – С. 3.

Л.В. Станова

25 февраля

60 лет со дня рождения Островского Вячеслава Георгиевича (1952), капитана 1 ранга, краеведа-историка, литератора, действительного члена Русского географического общества – Общества изучения Амурского края, Почётного гражданина г. Фокино.

Родился в г. Чебаркуль Челябинской области в семье рабочих. Окончил среднюю школу N 6 им. Советской Армии г. Чебаркуля в

1969 г. и поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, которое окончил с отличием в 1974 г . После окончания училища проходил службу в ордена Ушакова I-й степени 92-й бригаде тральщиков Черноморского флота. Был старшим инструктором бригады по комсомольской работе, заместителем командира по политчасти 31-го дивизиона тральщиков, старшим инструктором по организационно-партийной работе политотдела 92-й бригады тральщиков, неосвобожденным секретарем партийной комиссии при политотделе.

С 1980 по 1983 г. являлся слушателем Военно-политической академии им. В.И. Ленина в Москве, получил диплом с отличием.

После окончания академии служил на кораблях 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота. В 1983–1985 гг. был заместителем командира по политчасти гвардейского ракетного крейсера “Варяг”, входящего в состав 175 бригады ракетных кораблей, затем, в период с 1985 по 1988 г. – заместителем командира по политчасти этой же бригады. В ее состав входили самые мощные и современные надводные корабли ВМФ СССР того периода: тяжелые авианесущие крейсера “Минск” и “Новороссийск”, тяжелый атомный ракетный крейсер “Фрунзе”, ракетные крейсера “Варяг”, “Адмирал Фокин”, “Владивосток” и другие корабли 1 ранга. С 1988 по 1990 г. был заместителем начальника политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, затем – начальником политотдела 36-й дивизии ракетных кораблей, 10-й ОПЭСК ТОФ (1990–1992).

Неоднократно участвовал в дальних походах, выполнении задач боевой службы в океане. В том числе, участник одного из первых в истории ВМФ СССР и ЧФ докового ремонта военного корабля в Северной Африке в доках п. Мензель-Бургиба Республики Тунис (1979) и первого в истории Тихоокеанского флота СССР официального визита отряда боевых кораблей ТОФ в США порт Сан-Диего (31 июля – 4 августа 1990, начальник походного политотдела ОБК).

В рамках развития военно-морской дипломатии являлся заместителем командира отряда кораблей хозяев при приеме во Владивостоке отрядов боевых кораблей ВМС Канады (3–7 июня 1990 г.) и ВМС США (10-14 сентября 1990 г.). 2 января 1992 г. уволен из Вооруженных Сил в связи с организационно-штатными мероприятиями с правом ношения военной формы одежды. Капитан 1 ранга (1991), ветеран Вооруженных Сил СССР, ветеран военной службы и ветеран труда.

Награжден орденом “За службу Родине в ВС СССР” III степени и многими медалями.

Активно участвует в общественной жизни города Фокино и края. Участник Первого совещания ветеранского актива Вооруженных Сил РФ от Тихоокеанского флота (Москва, 4 апреля 2007 г.). Делегат от Тихоокеанского флота и Приморского края учредительной конференции по созданию Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил РФ (Москва, 12 ноября 2008 г.). В составе делегации Приморского края в августе 2010 г. участвовал в визите в КНДР по местам боев и воинских захоронений тихоокеанцев, погибших при освобождении Северной Кореи от японских захватчиков в Советско-японской войне 1945 г.

Входит в состав Совета по делам ветеранов Приморской флотилии РС ТОФ с 2005 г., Совета ветеранов Тихоокеанского флота с сентября 2008 г., Комитета ветеранов Вооруженных Сил Приморского края (Приморское региональное отделение ОООВ ВС РФ) с ноября 2008 г. Член Владивостокского морского собрания с 21 ноября 2009 г.

Активно участвует в общественной жизни ЗАТО г. Фокино, является председателем Комитета ветеранов Вооруженных Сил (Фокинское городское отделение Приморского регионального отделения ОООВ ВС РФ), заместителем председателя Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов города, председателем Общественного совета при главе городского округа.

Является автором-составителем “Книги Памяти. Городского округа ЗАТО город Фокино” (2006), “Исполнили воинский долг до конца”, серии “Обелиски на побережье” и других, а также автором многочисленных публикаций в периодических изданиях, в том числе в “Записках ОИАК”, ежегодных выпусках “Календаря дат и событий Приморского края” и “Городского хронографа. Календаря знаменательных и памятных дат городского округа ЗАТО город Фокино” по вопросам краеведения, истории кораблей, частей, соединений и объединений Тихоокеанского флота.

Инициатор создания и автор (соавтор) проектов открытых на территории г. Фокино Мемориала Памяти городского округа ЗАТО город Фокино погибшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и Советско-японской войне 1945 г. (2010), мемориальных досок в память о десантниках 355-го ОГБМП ТОФ, Героях Советского Союза (2005), Герою Советского Союза Мин А.П. на о. Путятина (2007), вице-адмиралу Мищенко А.Е. (2007), 50-летию образования ВМБ Стрелок (2007), адмиралу Фокину В.А. (2008), контр-адмиралу Постникову В.С. (2009), Старцеву А.Д. (2010), новых надгробных плит на мемориале, воинском захоронении в б. Павловского, погибшим 21 августа 1980 г. на АПЛ “К-122” (2010), вице-адмиралу Белашеву В.Г. (2011), командованию объединений ВМБ Стрелок, погибшему в авиакатастрофе 7 февраля 1981 г. (2011), 75-летию 15-го Военно-морского госпиталя ТОФ (2011).

Восстановил полные списки на мемориалах, воинских захоронениях погибших 14 июня 1973 г. на АПЛ “К-56” и погибших 13 июня 1978 г. на крейсере “Адмирал Сенявин” (дополнительно уточнил правильную расстановку надгробных плит). Инициировал присвоение в Фокино имен улицам контр-адмирала Чулкова Д.К. (2007) и Старцева А.Д. (2008).

Решением Думы городского округа ЗАТО город Фокино № 636 от 18 сентября 2008 г. В.Г. Островскому присвоено звание “Почетный гражданин города Фокино”.

28 октября 2009 г. принят в действительные члены Русского географического общества – Общества изучения Амурского края.

См.: Моторина Т. Поклонимся великим тем годам: [о презентации “Книги памяти”, подгот. В.Г. Островским в г. Фокино] // Тихоокеан. газ. – 2006. – 2 нояб. – С. 1; Моторина Т. “Книга памяти” вручена фронтовикам на острове Путятина: [о презентации “Книги памяти”, подгот. В.Г. Островским на о. Путятина] // Тихоокеан. газ. – 2006. – 16 нояб. – С. 2; Ткаченко И. Это маковое зернышко: [о презентации “Книги памяти”, подгот. В.Г. Островским в п. Дунай] // Тихоокеан. газ. – 2006. – 14 дек. – С. 2; Шабанская В. Счастливого плавания капитан: [к 55-летию со дня рождения В.Г. Островского] // Тихоокеан. газ. – 2007. – 22 февр. – С. 13; Пак В. Победители – на выход!: [по итогам творч. конкурса журналистов в номинации “Дыхание истории” Островский В.Г. отмечен специальным дипломом и ценным призом от АКОРП за материал “На острове Путятина помнят учителя-героя”, посвящ. Герою Советского Союза Мин А.П.] // Утро России. – 2008. – 10 янв. – С. 2; Рахимов Э. Они не забывают свою Родину: [о земляке, капитане 1 ранга В.Г. Островском] // Южноуралец (г. Чебаркуль, Челябинской обл.). – 2008. – 5 авг. – С. 2; Презентация новой книги: [о презентации кн. “Исполнили воинский долг до конца”, подгот. В.Г. Островским] // Тихоокеан. газ. – 2010. – 30 сент. – С. 3; Островский В.Г. // Йолтуховский В.М. Знаменитые люди Тихоокеанского флота: биогр. справ. – СПб., 2011. – С. 291.

25 февраля

70 лет со дня рождения Борщёва Сергея Ивановича (1942), заслуженного деятеля искусств РФ (1999 ), профессора (2001).

Родился в Могилевской области Белоруссии. В 1961 г. окончил Могилевское музыкальное училище (класс Павлова И.Л.).

Работает в Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ) с 1968 г. после окончания Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс баяна Матюшкова Д.А.), в 1986 г. там же окончил заочную ассистентуру-стажировку по дирижированию оркестром русских народных инструментов и стажировку по оперно-симфоническому дирижированию (класс Алиева Ю.Ю.). На кафедрах народных, струнных и духовых инструментов, сольного пения и оперной подготовки ведёт специальности дирижирование, инструментоведение и инструментовку, методику преподавания дирижирования и оперный класс.

С 1995 по 1997 г. – проректор по творческой работе ДВГАИ. Многие из его учеников стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов, заслуженными артистами России. Среди его выпускников – Н. Вальтер, Н. Калинина, Б. Снежко, А. Тихонов, В. Чурилов: заслуженные артисты РФ С. Арбуз, Б. Ворон, В. Волохов, А. Миронов; заслуженный артист Республики Коми В. Данилочкин, заслуженные работники культуры РФ А. Луконин, Н. Воронин, Л. Зыблева.

С 1986 по 2011 г. Борщёв С.И. руководил студенческим симфоническим оркестром (с 1990 – доцент, с 2001 – профессор). Сотни выпускников академии, получивших квалификацию “артист оркестра”, успешно работают в различных регионах России и за рубежом.

В 1983–1992 гг. – дирижёр симфонического оркестра Приморского телерадиокомитета. С симфоническими оркестрами, оркестрами народных инструментов под управлением Борщёва С.И. прозвучало более 200 концертных программ, включавших лучшие сочинения отечественной и зарубежной классики, произведения приморских композиторов.

С оркестром под управлением Борщёва С.И. выступали многие известные исполнители: лауреаты международных конкурсов М. Вайман и Д. Иоффе, народный артист РФ Л. Ткачёв, заслуженные артисты России С. Айзенштадт, А. Боргардт, Л. Борщёва, Р. Илюхина, Ф. Кальман, В. Колин. Более 50 авторских инструментовок для симфонического оркестра и оркестра народных инструментов исполнены в концертах.

В концертных залах Приморской краевой филармонии и ДВГАИ впервые прозвучали “Метель” Г. Свиридова, инструментальные концерты А. Шнитке, К. Сикорского, Р. Саркисяна, В. Семенова, А. Пьяццоллы.

В настоящее время Борщёв С.И. продолжает активную педагогическую деятельность по подготовке высококвалифицированных кадров для исполнительских коллективов страны. Творческая деятельность Борщёва С.И. отмечена высоким званием “Заслуженный деятель искусств РФ” (1999), премией Губернатора Приморского края “За достижения в области искусства и культуры Приморья” (2002).

См.: Борщёв Сергей Иванович. Баянист. Дирижер // Низовский Г.Я. Баянисты и аккордеонисты Приморья: справочник. – Владивосток, 2006. – С. 15.; Гребнева И. [Юбилейный концерт] // Муз. обозрение. – 2002. – Апр. (N 4). – С. 12: фот.; Мищенко Н.Н. История Тихоокеанского симфонического оркестра // Добро пожаловать…Приморье. – 2002. – Янв. (N 1). – С. 18: фот.

Г.Н. Токарева

В феврале исполняется:

100 лет зданию железнодорожного вокзала г. Владивостока (1912).

Транссибирская железная дорога (“Великий Сибирский рельсовый путь”) – длиннейшая в Евразии железнодорожная магистраль была построена в 1891–1916 гг. для того, чтобы связать с центральной частью России ее тихоокеанское побережье. Конечной, самой удаленной от столицы станцией, стала железнодорожная станция Владивосток, а “визитной карточкой” этой станции да и всего Владивостока стало здание ее пассажирского вокзала, построенного в 1909–1912 гг. Это один из самых красивых и оригинальных по архитектурному решению вокзалов, сооруженных в конце XIX – начале XX веков в России.

История его восходит к маю 1891 г., когда одновременно из Челябинска на восток и из Владивостока на запад началось строительство уникальной железнодорожной магистрали, преобразовавшей Сибирь и Дальний Восток. Закладка Уссурийского ее участка состоялась 19 мая 1891 г. в присутствии наследника российского престола Цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II. В тот же день состоялась закладка и здания пассажирского вокзала станции Владивосток, которое было построено к ноябрю 1893 г. по проекту архитектора А. Базилевского. 2 ноября оно было торжественно освящено настоятелем Успенского собора протоиереем Александром Муравьевым. Одновременно открылось пробное движение на построенном участке дороги от Владивостока до станции Кетрицево (Уссурийск).

Первый Владивостокский вокзал представлял собой одноэтажное удлиненное каменное здание с двумя двухэтажными башнями-ризалитами на флангах, стилизованное под постройки эпохи Ренессанса. По мере удлинения дороги, открытия пассажирского сообщения сначала до станции Графской, потом Хабаровска, а с 1901т. и по Китайско-Восточной железной дороге до Харбина, Читы нагрузка на здание стала возрастать, и уже в 1902 г. Управление дороги рассматривало вопрос о необходимости расширения вокзала во Владивостоке “как слишком тесного и неудобного для работы служащих”. Реконструкцию здания предполагалось начать в 1904 г., но русско-японская война этому помешала.

17 ноября 1907 г., когда после окончания войны и революционных потрясений жизнь в Приморье нормализовалась, Особое совещание Управления Уссурийской железной дороги под председательством статского советника А. Венцеля приняло решение о постройке нового здания вокзала и обратилось в Министерство путей сообщения с просьбой утвердить смету на постройку.

Проект здания был разработан в 1908 г. в Петербурге архитектором Н. Коноваловым, который предварительно приезжал во Владивосток для ознакомления с местными условиями. Старое здание размещалось в уровне железнодорожных путей, а площадь перед ним представляла собой покатый склон от улицы Алеутской к станции. Новое здание строить на том же уровне, что и старое было невозможно, так как в 1909 г. предполагалось начать во Владивостоке строительство трамвайных путей и вокзальная площадь должна была стать горизонтальной в уровне ул. Алеутской с подсыпкой ее на 3–4,5 метра.

Н. Коновалов нашел оригинальное решение проблемы, разместив основной 2-этажный объем здания на старом месте с использованием фундаментов и части стен существующего здания и пристроив перпендикулярно ему в уровне второго этажа объем главного зала ожидания в виде моста над путями и перроном прибытия.

При таком решении пассажиры могли входить в главный зал ожидания, висящий над путями, с уровня площади, а потом по двум широким внутренним лестницам спускаться в первый этаж основного объема здания для выхода на перрон.

Закладка нового здания состоялась 16 января 1909 г., завершено строительство в феврале 1912 г. Полностью реконструкция всего вокзального комплекса с учетом строительства подпорных стенок обрамления привокзальной площади со стороны путей, сооружения новых посадочных платформ, наружных лестниц выхода на площадь, росписью и меблировкой интерьеров вокзала закончена в сентябре того же года. Вокзал стал сразу достопримечательностью Владивостока. Местные газеты публиковали восторженные отзывы, петербургский журнал “Нива” назвал его в 1913 г. “лучшим вокзальным зданием, построенным на Великой Сибирской железной дороге”. Российская Академия художеств удостоила автора проекта специальной медали “за архитектурное решение вокзала в русском стиле”.

В архитектурном решении здания Н. Коновалов стремился реализовать выдвинутую в 1904 г. известным московским зодчим Федором Шехтелем идею постройки на всех расходящихся от Москвы железных дорогах вокзальных зданий в русском национальном стиле, чтобы символизировать единство и неделимость России. Башенки с шатровым завершением, клинчатые крыши, “ползучие” арки, грушевидные колонны, машикули и ряды ниш-ширинок, картуши, украшенные изразцами, полихромное цветовое решение фасадов придали зданию выразительный силуэт, создали запоминающийся образ чисто русской постройки. Особенно выразительным является главный вход в здание со стороны привокзальной площади, решенный в виде портика с четырьмя грушевидными колоннами и перекинутыми между ними полуциркульными арками. Аркада портика объединяется мощной “ползучей” аркой, опорные части которой фланкируются двумя декоративными башенками с шатровыми крышами. Завершает композицию входа размещенная на коньке крыши над ним декоративная кованая решетка в виде двуглавого орла с распростертыми крыльями.

За годы существования вокзала его здание претерпело утраты части его первоначального вида. В 1919 г. во время “Гайдовского восстания” здание обстреливалось крепостной и корабельной артиллерией, и было сильно повреждено. В 1924 г. с фасадов здания были сняты все монархические эмблемы, в 1926 г. в интерьерах были закрашены художественные росписи. В 1936 г. над южным крылом здания была сделана надстройка, изменено цветовое решение фасадов, художник-монументалист С. Григорович выполнил новые росписи плафона главного зала, ресторана и детской комнаты с советской тематикой.

В 1956 г. художественные росписи интерьеров были обновлены и частично изменены художником В. Герасименко. В 1969 г. по указанию главного архитектора Владивостока фасады здания были выкрашены в зеленый цвет, в результате чего исчезла традиционная для русской архитектуры полихромия. В 1974 г. постановлением Совета Министров РСФСР здание было отнесено к категории памятников истории и архитектуры республиканского значения.

Уже в 1980-х гг. в связи с интенсификацией железнодорожного движения через станцию Владивосток, увеличением нагрузки на грунт и его вибрации от тяжеловесных составов здание вокзала начало разрушаться: появились сквозные трещины в фундаментах и стенах, протечки в проржавевших кровлях. Тщательные исследования его конструкций показали необходимость проведения срочных ремонтно-восстановительных работ. Из Санкт-Петербурга были получены чертежи его проекта 1908 г. и в соответствие с ними архитекторами А.И. Мельником и В.И. Смотриковским был разработан проект реставрации здания вокзала. Работы по усилению фундаментов и реставрации самого здания осуществлялись в 1993–1994 гг. итальянской компанией “Теголо Канадезе”. В результате реставрации здание приобрело первозданный вид.

См.: РГИА (СПб.), ф. 350, оп. 19, ед. хр. 1354; ф. 350, оп. 1, д. 36; ф. 350, оп. 19, д. 430; ф. 350, оп. 72, д. 273; Памятники истории и культуры Приморского края: материалы к Своду. – М.: Внешторгиздат, 1991. – С. 30–31; Марков В.М. Здравствуй, Владивосток!: (путеводитель-справочник). – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1988. – С. 20 – 22; Обертас B.A. Вокзал // Утро России. – 1991. – 31 мая; Голубев Д. О старом вокзале замолвите слово // Красное знамя. – 1991. – 24 дек.; Обертас В.А. Железнодорожный вокзал – памятник истории и архитектуры. – Владивосток: РА “ЮГ”, 1994. – 12 с.

В.А. Обертас

75 лет хетагуровскому движению в 30-х гг. ХХ в. (1937).

Население дальневосточного региона в значительной степени формировалось в процессе мощного переселенческого движения – целого ряда миграционных волн. В 30-е гг. ХХ в. Дальний Восток манил молодежь советской страны романтикой вековой тайги и необъятными просторами Тихого океана. Обращение Валентины Хетагуровой (Зарубиной), жены командира одной из воинских частей Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, делегата Всеармейского совещания жен командно-начальствующего состава Красной Армии “Приезжайте к нам, на Дальний Восток!”, опубликованное 5 декабря 1937 г. в газете “Комсомольская правда” нашло широкий отклик.

“Девушки! Сестры-комсомолки! Далеко на востоке, в Приморской и Приамурской тайге, мы, женщины, вместе со своими мужьями и братьями перестраиваем замечательный край... У нас мало умелых рук. Каждый человек, каждый специалист на учете. И много еще нужно людей для того... чтобы освоить все богатства края для социализма... Но запомните, на Дальний Восток мы зовем только смелых, решительных, не боящихся трудностей людей...”, – призывала Валентина.

На призыв откликнулось 242 880 чел. (145 485 женщин и 96 395 мужчин), однако не все желающие смогли приехать. Слово “хетагуровка” прочно закрепилось в советском лексиконе. В течение 1937–1938 гг. прибыло 23 тыс. чел. (65 % в возрасте от 20 до 30 лет), более половины имели высокую профессиональную подготовку. Из этого числа свыше 20 % распределили на различную работу по линии ОКДВА, Тихоокеанского флота, НКВД (в том числе свыше 1,5 тыс. на строительство БАМа), свыше 20 % – на предприятия тяжелой, рыбной, лесной промышленности, около 6 % – в золотодобывающую и угольные отрасли, более 12 % – в распоряжение железнодорожного и водного транспорта, 15 % – сельское хозяйство. География прибывших охватывала более 40 административных единиц СССР, но самым многочисленным был поток с Украины, немало – из Московской, Ленинградской, Ивановской, Воронежской, Саратовской, Горьковской областей.

Идут составы дальние, звенят слова прощальные,
Пусть много есть широких и солнечных дорог,
Но лучшая дорога – в края, где дела много,
На близкий и любимый, на Дальний Восток…

Принято говорить, что на характер и судьбу человека оказывает влияние время и обстоятельства, в которое ему выпало жить. По ориентировочным сведениям в 1928–1940 гг. на Дальнем Востоке осталось в пределах 39 тыс. бывших военнослужащих, по общественно-политическим призывам прибыло 60 тыс. молодых энтузиастов, в том числе 6 тыс. на строительство Комсомольска-на-Амуре, 27 тыс. по хетагуровскому движению. Перемещались представители различной социально-профессиональной направленности при преобладании лиц наиболее активных возрастов, стремящихся, с одной стороны, реализовать себя как социальную личность в различных ее проявлениях, а с другой, получить более высокие доходы.

Патриотическое движение молодежи имело важное значение, прямо или косвенно определяя важнейшие пропорции территориальной организации общественного производства дальневосточного региона, способствуя укреплению восточной границы СССР.

Г.А. Ткачева




pgpb.ruПКПБ им А.М. Горького 2013-2016