Дата обновления:

Знаменательные даты по
Приморскому краю на 2012 год

Март

5 марта | 9 марта | 13 марта | 14 марта | 15 марта | 16 марта | 19 марта | 24 марта | 25 марта

5 (17) марта

135 лет со дня рождения Кюсса Макса Авельевича (1877–1942), капельмейстера-композитора.

Жизнь автора незабвенного вальса “Амурские волны” полна загадок. Расхождения в дате рождения, сроках и местах службы, даже его вероисповедание до сих пор интригуют исследователей его творчества.

Среди множества анкет, справок, выписок и других документов наибольший интерес представляют сообщения о своей жизни самого композитора. В “Послужном списке капельмейстера Кюсса”, составленном в январе 1911 г., указывается, что родился он 5 марта 1877 г. в г. Шавельске (ныне г. Шяуляй, Литва). Родом – из мещан, вероисповедания лютеранского. В “Автобиографии гр. Кюсс Макса Авельевича”, написанной 11 августа 1936 г., он приводит другую дату, место рождения и данные о происхождении – 20 марта 1874 г., г. Одесса, из еврейской рабочей семьи. Документы 1911 и 1936 гг. заверены подписью самого Кюсса, но обстоятельства, о которых мы можем только догадываться, заставили его противоречить.

Несомненно одно, его незаурядные музыкальные способности проявились довольно рано. Окончив 4 класса городского общеобразовательного училища (1886–1890), он брал уроки музыки на скрипке у частного преподавателя. Затем некоторое время Макс был воспитанником военного оркестра, в котором за несколько месяцев самостоятельно научился играть сначала на кларнете, а потом и на других инструментах. В 1892 г. (по “Автобиографии” 1911 г.) поступил на дирижерско-хоровое отделение Одесского музыкального училища, которое по одним сведениям окончил, а по другим – нет, из-за бедности семьи. Работает в частных городских оркестрах, много занимается самостоятельно. Упорство и трудолюбие помогли ему стать дирижером.

В 1896 г. Кюсс опубликовал свое первое сочинение – вальс “Грезы любви”, после чего о талантливом музыканте заговорила вся Одесса. О нем заговорили не только как о талантливом дирижере и одаренном композиторе. 1 мая 1907 г. М.А. Кюсс начал службу в качестве военного капельмейстера (вольнонаемного) 11-го Восточно-Сибирского стрелкового Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка. Место базирования полка – Владивосток. Молодой капельмейстер отличился по службе, написав полковой марш (1908), за что по велению императрицы был награжден золотыми часами с цепочкою с изображением Государственного герба. С легкостью писал он не только военные марши, но и польки, вальсы. На период с 1907 по 1912 г. – годы жизни М.А. Кюсса во Владивостоке – приходится подлинный расцвет его творчества. Это находит отражение в сохранившихся его произведениях: вальсах “Разбитая жизнь”, “Моя тайна”, “Скорбь души”, салонном танце “Дирижабль” и др. А когда был написан и впервые прозвучал во Владивостоке вальс-шедевр “Амурские волны” (первоначальное авторское название – “Залива Амурского волны”), о нем узнала вся Россия. Это произведение композитор посвятил Вере Яковлевне Кириленко, известной общественной деятельнице Владивостока, члену правления Владивостокского отделения “Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям”. Успех был необычайным: вальс исполнялся повсюду и везде, ноты мгновенно раскупались и неоднократно переиздавались.

В 1911 г. М.А. Кюсс – капельмейстер 33-го Сибирского стрелкового полка (о. Русский). Оставил службу 26 марта 1911 г. Во Владивостоке проживал до 1914 г., а с 1915 г. служил капельмейстером на фронте 5-й Донской казачьей дивизии. С 1917 по 1918 г. – капельмейстер отдельного батальона Георгиевских кавалеров. В 1919 г. композитор добровольно вступил в ряды Красной Армии. Начинал в 416-м стрелковом полку, проходил службу в Одессе, Симферополе, Харькове, Москве, где дослужился до командира музыкального взвода Первого конвойного полка Образцово-показательного оркестра (1925–1927). Сейчас это Образцовый оркестр Кремлевской роты почетного караула. В 1927 г. Кюсс увольняется из рядов Красной Армии с отметкой в аттестате о “политической отсталости”. Друзья помогли, и вольнонаемный Макс Кюсс возглавил оркестр Дмитлага, на строительстве канала Москва – Волга (г. Дмитров). В 1934 г. он переехал в Одессу. Преподавал по классу кларнета в Военно-музыкальной школе для детей из детских домов СССР г. Одессы, созданной в 1937 г. В предвоенные годы работал в духовом оркестре милиции города, И, конечно, продолжал заниматься композиторской деятельностью.

Считается, что погиб он в 1942 г. В последний раз, по свидетельствам очевидцев, его видели в первых рядах колонны обреченных на смерть, конвоируемой немцами в направлении старых артиллерийских складов.

Музыке Макс Авельевич Кюсс отдал всю свою жизнь. В “Автобиографии” он указывает, что им написано более ста композиций. В настоящее время найдено немного. Кроме вышеназванных – марши “Тяжелая жизнь”, “Привет Республики”, “Морской король”, вальсы “Печаль души”, “Грустные думы”, “Королева экрана” (памяти актрисы Веры Холодной), “Сердце Востока”, “Крестьянка”, “Беженка”, фокстрот “Алеша-ша!”, танго “Ночь в Бразилии”.

Среди тех, кто восстанавливал отдельные страницы жизни и творчества “русского Штрауса” – А.В. Шилов, Н.С. Филипецкий, А. Кишкин, М. Магута, М. Ильвес и др.

Н.С. Филипецкий – инженер-механик, член Союза журналистов, автор многочисленных статей о композиторе-капельмейстере, житель Владивостока. Его по праву можно назвать первооткрывателем темы “Владивосток и Кюсс”.

С 1976 г. собирал материалы о жизни и творчестве маэстро Владимир Иванович Лупач, член Союза писателей России, действительный член Русского географического общества (Общество изучения Амурского края). За это время он исследовал огромное количество архивных материалов, встречался с людьми, знавшими автора “Амурских волн”. Завязалось личное знакомство и переписка с внучкой Веры Яковлевны Кирилленко, которая рассказала много интересного о жизни во Владивостоке, о взаимоотношениях Веры Яковлевны и М.А. Кюсса.

Помимо статей в газетах, журналах, научных сборниках, в которых собраны результаты многолетних исследований жизни композитора, его послужной список, автобиография, воспоминания современников, публикации в периодической печати, фотографии (в том числе из архива семьи Кирилленко), им опубликованы повесть “Прерванный вальс” (1996 г., иллюстрации И.И. Глинского) и рассказ “Беженка” (2003).

Ответом на книги В.И. Лупача стали картины владивостокских художников Г.И. Пронского “Вальс “Залива Амурского волны”” (1996) и Ю.Ю. Рачева “Амурские волны” (2004). Удивительно проникновенно звучит песня об авторе музыки “Амурские волны” С.Н. Чернышева “Молодой капельмейстер”, и звучат стихи моряка-подводника Г.Н. Морева “Катятся волны залива Амурского…”. В репертуар Оркестра штаба Тихоокеанского флота прочно вошли сочинения капельмейстера Макса Кюсса, в 2002 г. инструментованные для современного оркестра с фортепианных клавиров (изданных до 1917 г.) военными дирижерами Владивостокского гарнизона.

См.: Бирюков Ю. “Амурские волны” // Дальний Восток сегодня. – 2003. – 28 авг.; Лупач В.И. Истина Макса Кюсса // Записки ОИАК. – Владивосток, 2001. – Т. XXXV. – С. 25–30: фот.; Лупач В.И. Воскрешение памяти // Записки ОИАК. – Владивосток, 1999. – Т. XXXIII. – С. 28–33; Филипецкий Н. 100 лет поют “Волны Амурского залива” // Парламент. газ.: Регион прил. Парламент. газ. на Дальнем Востоке. – 2003. – 18–24 июля (N 133 (1262). – С. 15: фот.

Г.Н. Токарева

9 марта

60 лет со дня рождения Ивлиева Александра Львовича (1952), археолога, заместителя директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Родился в пос. Ашукино Московской области. В 1969–1974 гг. обучался на восточном факультете ДВГУ (китайское отделение, группа страноведения). С 1974 г. работал старшим научным сотрудником в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. С 1995 по 2006 г. – заведующим сектором средневековой археологии. В 1993–1998 гг. и с 2008 г. – по настоящее время – заместитель директора Института по научной работе. В 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему “Хозяйство и материальная культура киданей времени империи Ляо (по материалам археологических исследований)”. С 1997 г. ведет преподавательскую работу в ДВГТУ, доцент (с 2007 г.). Читает курсы истории Китая, истории культуры Китая, древнекитайского языка и др.

Впервые в полевых археологических работах в Приморье принял участие в 1964 г. (Шайгинское городище). В 1977 г. начал самостоятельные исследования (разведка в Амурской области). Раскопки проводил на Майском городище в Приморье (1978, 1981, 1988 гг.). Является постоянным участником работ на средневековых памятниках Приморья (Краскинское, Новогордеевское, Синельниковское городища и др.).

В 2000-е гг. регулярно работает на средневековых памятниках Монголии. Область научных интересов: история, культура, археология народов юга Дальнего Востока и смежных зон Азии в средние века (особенно археология и культура киданей и империи Ляо); историческая география Бохая, Ляо, Цзинь; эпиграфика, нумизматика Восточной Азии в средние века; государство Восточное Ся в истории юга Дальнего Востока России.

А.Л. Ивлиев – один из ведущих археологов-медиевистов Дальнего Востока. В своей работе активно использует как археологические материалы, так и данные письменных источников (китайских летописей). Ему впервые удалось разобрать надписи на бронзовых изделиях чжурчжэней, что привело к важному открытию: впервые была установлена их принадлежность государству Восточное Ся, которое, как выяснилось, занимало значительную часть Приморья. Было доказано, что столица этого государства располагалась в районе современного г. Уссурийска. Результаты своих многолетних исследований по истории Бохая А.Л. Ивлиев подытожил в главе коллективной монографии “Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы” (В-к, 2005). Написанный им очерк истории Бохая – заметное явление в дальневосточной археологии. На основании скрупулезного анализа имеющихся материалов А.Л. Ивлиевым были устранены многие ошибки и заблуждения в освещении истории этого государства. Всего А.Л. Ивлиевым опубликовано около 140 научных работ, включая несколько коллективных монографий и целый ряд публикаций за рубежом. Также им неоднократно публиковались переводы работ китайских историков и археологов.

См.: Клюев Н.А. Археология юга Дальнего Востока России в XIX – XX вв.: биобиблиогр. указ. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 459 с.; Ивлиев А.Л. Вглядываясь в прошлое: итоги и перспективы археологических изысканий / А.Л. Ивлиев, Н.А. Клюев // Россия и АТР. – 2006. – N 2. – С. 41–72.

Н.А. Клюев

13 (26) марта

110 лет со дня рождения Колофидина Никифора Григорьевича (1902 – 4 мая 1978), народного артиста РСФСР, артиста Центрального академического театра Советской Армии, с 1937 по 1952 г. работавшего в Приморском драматическом театре им. А.М. Горького.

Сезон 1952 г. в Приморском драматическом театре им. А.М. Горького закрывался “Ревизором” Н.В. Гоголя. Игралась потешная комедия, и уж какие мастера жанра ее представляли! Г.И. Антошенков, Г.Г. Розанов, Н.С. Колесников, Л.П. Лепс – Спектор, А.А. Присяжнюк!..

А зал почему-то отвечал сцене каким-то погасшим, безрадостным смехом. И замечательный мерзавец, плут и уголовник городской голова Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – державное лицо с кулачищем вместо сердца – выглядел потерянно и был на вид больше смят, обескуражен и подавлен, чем смешон.

В том, что происходило в тот вечер на сцене, не было никакой загадки. Смех Гоголя разбивался о печальное событие, которое переживал тогдашний Владивосток. Его первый артист, живой гений, величье тогдашней труппы – народный артист РСФСР Никифор Григорьевич Колофидин прощался с городом, театром и публикой. Его ждала Москва, подмостки Центрального академического театра Советской Армии, работа с выдающимися режиссерами театра и кино – А. Поповым, М. Кнебель, Л. Хейфицем, С. Колосовым, М. Донским, А. Смирновым… Ждал никем и ничем не стесненный простор творческой жизни…

Он уходил в эту жизнь из театра, с которым был связан 15 творческих лет. Гоголевский Городничий завершал блистательный список ролей, исполненных артистом на приморской сцене, и этой же ролью начиналась его карьера в Центральном академическом театре Советской Армии, в котором он прослужит до самой своей кончины в 1978 г.

В своей автобиографии (дата написания 1948 г.) Колофидин сообщал, что он родился в Красноярском крае, Ачинском районе, селе Ладановка, в семье чернорабочего. Образование имел низшее, и с 13 лет работал по найму. В 1918 г. поступил котельщиком в Центральные железнодорожные мастерские в г. Красноярске. Затем – служба в органах ВЧК, и по ее окончании – снова работа по профессии и одновременно – занятия в Рабочих театральных мастерских (Рабтемасте), куда он был зачислен по настоянию общественности, как пишет артист в автобиографии, т.е. бюро Окружного Профсовета.

Рабочая сцена Рабтемаста и стала для начинающего артиста первой профессиональной площадкой. Он встретится на ней с выпускником театральных курсов Петербургского императорского училища С.И. Прокофьевым, который на целое десятилетие определит жизненный и профессиональный путь Никифора Колофидина. Вместе с С.И. Прокофьевым артист объездит всю Восточную Сибирь, несколько лет проработает в Москве, в театре Ленсовета, затем поступит в театр Дорпрофсожа, а с 1937 г. начнется его работа в Приморском драматическом театре им. А.М. Горького.

Свои первые роли на приморской сцене он сыграет под руководством А.Б. Надеждова. Наиболее яркая среди них – роль Семена Котко в инсценировке романа В. Катаева “Я – сын трудового народа”. Спектакль по этому роману получил название “Шел солдат с фронта” и пользовался огромным успехом у зрителей. В образе Семена Котко и самого его исполнителя было много общего. Но только ли этим объясняется успех этой роли?

Рецензенты отмечали: “Зрителей поражали яркость и разнообразие красок, которыми актер наполнил этот образ”. Яркость и разнообразие красок артист Колофидин продемонстрирует потом и в таких своих работах, как полицмейстер Коломийцев в пьесе “Последние” А.М. Горького, комиссар Роман Кошкин в “Любови Яровой”, обаятельный оболтус Стива Облонский в “Анне Карениной”, беседующий с вождем революции рабочий Шадрин в драме Н. Погодина “Человек с ружьем” и снова горьковский персонаж Антипа Зыков (пьеса “Зыковы”). “В роли Антипы артист, – как пишет об этом С. Иванов, – сумеет прекрасно передать всю сумму противоречивых чувств одного из лучших сценических созданий М. Горького, драматургию которого артист особенно чувствует и любит”.

Эту же мысль проводит и театровед Л. Жукова в своем очерке “Актер – современник”, опубликованном в журнале “Театр” в 1949 г. “О Никифоре Григорьевиче Колофидине, – пишет она, – давно идет слава как о выдающемся исполнителе ролей горьковского репертуара”.

В поле внимания критика попадает его Тетерев (“Мещане”), Сатин (“На дне”) и уже упоминавшийся Антипа Зыков. “Гибель от избытка сил”, – вот тема, объединившая горьковских персонажей, сыгранных артистом. Московский критик, специально командированная во Владивосток, чтобы познакомиться с театральными работами артиста Н. Колофидина и режиссера И. Ефремова, сделает одно очень важное замечание.

“Колофидин, – напишет Л. Жукова, – прежде всего русский, национальный актер, русский характер, по-настоящему глубокий и сильный. Вот его стихия, родная для него почва. Горькое ощущение бесправия, тоска по справедливости, мечта о человеке с большой буквы и неистребимый дух бунтарства – вот горьковская тема его творчества”.

Это самое “русское, национальное”, определившее характер дарования Н. Колофидина, проявилось не только в горьковском материале. Тем же внутренним пафосом и подлинным человеческим волнением отмечена работа артиста в спектаклях, поставленным по советским пьесам тех лет. Полковник Савельев (драма К. Симонова “Так и будет”), колхозный вожак Чеснок (комедия А. Корнейчука “В степях Украины”), директор эвакуированного завода Осередько (пьеса А. Сурова “Далеко от Сталинграда”).

Комедия А. Корнейчука “В степях Украины”, благодаря мастерству артиста и его коллег по сцене, продержалась в репертуаре Приморского драматического театра целое десятилетие. Случай для провинциального театра – уникальнейший. Театр играл этот спектакль всю войну. Постановка приобретала новые краски сценической выразительности и словно бы наполнялась новым дыханием сурового и прекрасного времени оборонной военной страды.

Крупнейшим достижением Н.Г. Колофидина станет и роль шекспировского Отелло. Артист считал, что западный классический театр ему органически противопоказан. Вся несостоятельность этого утверждения была блестяще опровергнута выдающимся режиссером И.С. Ефремовым и самим артистом. Отелло – их мастерское создание, в чем-то развивающее, а в чем-то оспаривающее те открытия в этом образе, которые были сделаны великим А.А. Остужевым.

Видевшие эту потрясающую работу артиста, в частности, Л. Жукова, отмечали, что режиссер и артист “увидели ключ к Отелло в совпадении силы и значительности русского характера с благородством и чистотой шекспировского героя. Экзотическое, костюмное отступило далеко на задний план спектакля. В центре его оказался человек большой души, образ, знакомый артисту, понятный, совпадающий с его темой в творчестве”.

Тему эту артист продолжит позже на сцене ЦАТСА, на которой будут сыграны и Городничий, и Петр Первый, и Фирс из “Вишневого сада”, и Схимник из выдающегося спектакля Л. Хейфица “Смерть Иоанна Грозного”. Продолжит в кино: Власов-старший (“Мать” М. Донского), отец Петруши Гринева в “Капитанской дочке”, генерал в фильме “Вызываем огонь на себя” и т.д.

Никифор Григорьевич Колофидин – первым из приморских артистов был удостоен звания народный артист РСФСР (1952) В Приморье конца 30-х, 40-х и начала 50-х гг. – он – знаковая фигура, самый именитый артист и общественный деятель.

Все сыгранное артистом заключало в себе беспокойную мысль о Человеке. Ровесник минувшего века Н.Г. Колофидин понимал его непростой, самобытный и неотвратимый ход. В знаменитом фильме А. Смирнова “Белорусский вокзал”, сыграв роль генерала Пухова, артист как бы подведет черту и своей собственной жизни, и всего, созданного им в искусстве, произнеся такие слова: “Нас не сломили поражения и не развратили победы”. В этих словах выразится все, что зовется совестью сердца. Опытом сердца. Опытом, в котором оставили свой след прожитое и сыгранное артистом во Владивостоке.

См.: Аксенов В. На дне: [премьера пьесы М. Горького в краев. драмтеатре] // Красное знамя. – 1946. – 24 мая; Иванов С. Творческий отчет перед зрителями: [чествование заслуж. артистов Е.И. Чалеевой-Бельской и Н.Г. Колофидина / С. Иванов, С. Гринев // Красное знамя. – 1946. – 28 февр.; Егоров А. Подлинно шекспировский спектакль // Красное знамя. – 1948. – 22 янв.; Жукова Л. Актер – современник // Театр. – 1949. – N 8. – С. 56 – 62; Иванов С. Народный артист // Сов. Приморье: лит.-худож. альм. – Владивосток, 1951. – N 11. – С. 172–178; Режиссер, учитель, друг: современники о творчестве А.Д. Попова: сб. воспоминаний. – М.: ВТО, 1966. – С. 322 – 325; Брюханов А. Противостояние Марсу // Утро России. – 2002. – 27 апр. – С. 13; Брюханов А. Берег обетованный: [творч. содружество артиста Н.Г. Колофидина и режиссера А.Б. Надеждова] // Литературный Владивосток: лит.-худож. альм.. – Владивосток, 2007. – С. 171–177; Брюханов А.Г. Один Городничий на два театральных дома // Имя Н.В. Гоголя в истории библиотеки и культурных процессах Приморского края: материалы науч. чтений / Примор. гос. публ. б-ка им. А.М. Горького. – Владивосток, 2009. – С. 173–184.

А.Г. Брюханов

14 (27) марта

150 лет со дня рождения Кедроливанского Александра Георгиевича (1862 – май 1945), учителя, преподавателя высшей школы на Дальнем Востоке, краеведа.

Родился в с. Железницы Запайского уезда Рязанской губернии. Окончил духовную семинарию, а в 1887 г. Санкт-Петербургский историко-филологический институт. Сын сельского дьячка, выучившийся на казенную стипендию, А.Г. Кедроливанский стал преподавателем латинского и греческого языков Владивостокской мужской гимназии и Восточного института во Владивостоке. С 1887 г. работал учителем русского языка Владивостокской мужской прогимназии. Вместе с В.П. Маргаритовым совершил исследовательскую поездку на Сучан, в результате которой были открыты угольные месторождения (1888). Гласный Владивостокской городской Думы (1898–1906). В протоколах ее заседаний сохранились 41 выступление Кедроливанского А.Г. по вопросам развития народного образования в городе, улучшения материального положения нуждающихся гимназистов. Круг его общественных обязанностей был широк. Он действительный член Приморского областного статистического комитета, входил в состав комиссии, ответственной за организацию встречи министра финансов С.Ю. Витте во Владивостоке в 1902 г. Возглавлял педагогический совет женской гимназии г. Владивостока в 1901–1903 гг.

С 1897 по 1904 г. входил в состав Библиотечного комитета, общества народных чтений. С участием А.Г. Кедроливанского решался вопрос о преобразовании бесплатной читальни во Владивостокскую городскую общественную библиотеку, и присвоении ей им. Н.В. Гоголя. Активно участвовал в просветительской деятельности. Читал лекции о творчестве Кольцова, Гаршина и других писателей. На вечере, посвященном памяти Н.В. Гоголя, проходившем в библиотеке в 1902 г., выступал с сообщением “О значении творчества Н.В. Гоголя в русской литературе”.

В 1905–1908 гг. – инспектор, преподаватель русского языка, а с 1909 по 1918 г. А.Г. Кедроливанский – директор Хабаровского реального училища. В 1915 г. – член правления Общества востоковедения, состоявшего под Августейшим покровительством Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. В 1917 г. редактировал основанную группой учителей газету “Приамурский школьный листок”. В 1920–1922 гг. – учитель и директор Шкотовской учительской семинарии, в 1922–1938 гг. – преподаватель политехнического института, рабфака Государственного Дальневосточного Университета, пединститута, где вел русский язык для корейских и китайских студентов. Является автором ряда печатных и рукописных работ по методике преподавания русского языка, по педагогике и краеведению.

С 1938 г. на академической пенсии.

Благодаря своим способностям и трудолюбию был удостоен звания действительного статского советника. Награжден орденами св. Анны III степени, св. Станислава II и III степени, равноапостольного князя Владимира IV степени, не признанных и отмененных Советской властью.

Несмотря на личные обиды и лишения, А.Г. Кедроливанский оставался верным просветительским идеалам, служению своему народу.

См.: Березкина Н.И. Огонь зажигается от огня. История просвещения Приморья в лицах. – Владивосток, 1996. – С. 12–17.

Л.Г. Осадчук

15 марта

70 лет со дня открытия краевой Доски Почета передовых колхозов Приморья во Владивостоке (1942).

Шла Великая Отечественная война. Положение на фронтах сложилось критическое, основные сельскохозяйственные районы страны были захвачены немецкой армией. Все население снабжалось продовольствием по карточкам, нормы довольствия Красной армии были также сокращены. Весной 1942 г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление “О мерах сохранения молодняка и поголовья скота в колхозах и совхозах”. О том, как его выполнять в Приморье решали партийный, советский и колхозный актив на совещании во Владивостоке. Секретарь крайкома партии, депутат Верховного Совета СССР Н.М. Пегов поставил задачу “выполнить наказ тов. Сталина: дать больше хлеба и других продуктов”. Для колхозников края это означало удвоить товарный выпуск хлеба. Задание не из легких, ведь в хозяйствах, из-за нехватки горючего, пахали в основном на лошадях, быках. Не лучше дела были в животноводстве – не хватало кормов. Например, в колхозе-миллионере “Хлебороб” откармливали для армии 8 быков, 8 кабанов, 15 баранов. В рядовых хозяйствах не могли позволить себе и такого количества скота.

Чтобы поддержать дух колхозников, во время совещания актива прошло торжественное вручение приморцам Красного знамени от защитников Ленинграда (в начале 1942 г. делегация края выезжала на Ленинградский фронт с подарками, собранными жителями Приморья и вернулась с Красным знаменем, врученным командующим 54-й армией генералом И. Федюнинским). А на следующий день во Владивостоке состоялся многолюдный митинг по поводу открытия краевой Доски почета и занесения на нее передовых колхозов. Ее соорудили на Ленинской улице там, где сейчас находится памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. Выступая на митинге, Н.М. Пегов говорил, что производство хлеба в нынешнее суровое время приобретает такое же значение, как и производство боеприпасов. За хлеб нужно драться также, как дерутся с врагом гвардейцы героической Красной армии.

Когда под звуки гимна сняли кумачевое полотнище, то присутствующие увидели монументальное сооружение из оштукатуренных досок с портретами классиков марксизма-ленинизма, а под ними “золотыми буквами имена лучших, знатных колхозов края: им. Третьего полка связи, Хорольского района, им. 30-го Череповецкого полка, Гродековского района, им. ОКДВА, Черниговского района, колхоз “Смычка” Буденовского района”… Всего 11 хозяйств. Участники митинга послали приветственную телеграмму т. Сталину, заверив, что в этом году дадут Красной армии хлеба в два раза больше, чем в предыдущем.

Доска почета передовых колхозов стала первым сооружением пропаганды трудовых достижений коллективов и тружеников края. Доски почета (отраслевые, городские, районные, предприятий, учебных заведений) стали массово открываться в послевоенное время. Исчезли они в начале 90-х годов в период приватизации. Однако администрации некоторых городов Приморья продолжают традицию – отмечают созидательную деятельность отдельных компаний, предпринимателей.

См.: Митинг во Владивостоке // Красное знамя. – 1942. – 17 марта.

16 марта

65 лет со дня рождения Сидоркиной Зинаиды Ивановны (1947), кандидата географических наук, старшего научного сотрудника Тихоокеанского института географии (ТИГ) ДВО РАН.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2007 год. – Владивосток, 2006. – С. 23–24.

19 марта

100 лет со дня рождения Никольской Веры Васильевны (1912–1980), доктора географических наук.
Новая лит.: Дальневосточье академическое: наша история в событиях, фактах, биографиях (1970–2010): [среди других персоналий – В.В. Никольская]. – Владивосток: Дальнаука, 2010. – 471 с.

24 марта (5 апреля)

120 лет со дня рождения Алымова Сергея Яковлевича (1892 – 29 апреля 1948), советского поэта-песенника.

Родился на Украине в селе Славгород. Отец – крестьянин, мать – учительница. Учился в Харьковском коммерческом училище, курса не окончил. За принадлежность к группе анархистов-коммунистов был арестован, летом 1911 г. сослан в Енисейскую губернию “на вечное поселение”. Через несколько месяцев бежал. Жил в Австралии, Японии, Корее. “Был грузчиком, землекопом, лесорубом, работал на скотобойнях, рыбачил, резал сахарный тростник, изучал в университете Шекспира, занимался архитектурой и сотрудничал в русской и австралийской прессе, печатая стихи, рассказы, статьи… ”.

С 1917 г. поселившись в Харбине, активно печатается в харбинской прессе. Его стихи исполнялись под музыкальное сопровождение в кафе и других местах, где встречались эмигранты, он был автором многих номеров, сам выступал в роли конферансье. Его изысканно-салонными стихами зачитывалась молодежь. В 1919 г. он писал родным: “Я теперь поэт, известный всему Дальнему Востоку”. В 1920 г. он выпускает свой первый стихотворный сборник “Киоск нежности”.

Звезды – алмазные пряжки женских мучительных туфель
Дразнят меня и стучатся в келью моей тишины…
Вижу: монашка нагая жадно прижалася к пуфу
Ярко-зеленой кушетки… Очи ее зажжены…

Сборник, вышедший тиражом 1200 экз., разошелся мгновенно.

Весной 1920 г. во время гастролей в Харбине Н. Асеева и Д. Бурлюка Алымов выступает вместе с ними с чтением стихов и лекций. После этих выступлений он на время перебирается во Владивосток, где активно включается в работу ЛХО. Принимает участие в конкурсах, проводимых в “Балаганчике”: в конкурсе беллетристов премирован за рассказ “Почему я убил его”, на поэтическом конкурсе “Гимн 1 мая” за свою “Первомайскую песню” делит 2-ю премию с Н. Асеевым. Выступает на “1-й международной выставке картин” с лекцией “Эротика на аэроплане Бурлюка”, на “Весеннем футуроконцерте” со стихами и лекцией по эротике. Печатается в журналах “Бирюч”, “Творчество”, “Лель”, газетах “Дальневосточное обозрение”, “Эхо”. Параллельно С. Я. Алымов сотрудничает с театром-кабаре “Би Ба Бо” как автор небольших пьесок, и как исполнитель. Так в программе на 04.04.1920 г. значится: “Сигналы марта” – скетч С. Алымова, “В парке грез и яви” – диссонеск С. Алымова;

29.04. –“Таверна и застенок”, “В игрушечной комнате” С. Алымова;
30.04 – С. Алымов – поэзы.

В мае 1920 г. С. Алымов возвращается в Харбин, где по его инициативе организовывается Харбинское Литературно-художественное общество по образцу владивостокского. Очевидно не без влияния С. Третьякова, Н. Асеева, Д. Бурлюка, в его творчестве происходит большой перелом. Он обращается к теме мировой революции, пишет стихи и статьи во славу Советской России и Ленина (поэма “Оклик мира” 1921 г., сборник стихов “Арфа без молний” 1922 г.)

Крепкой рукой титанической
Солнце рабочий притянет
И на медали космической<
Ленина лик отчеканит.

В 1920-е гг. С. Алымов вместе с профессором Н. В. Устряловым издает журнал “Окно”, редактирует вечернюю газету “Рупор”. В 1923 г. Алымов – редактор-издатель журнала “Гонг”, в том же году редактирует однодневную газету в помощь голодающим в России, с 1925 г. – постоянный сотрудник газеты “Копейка”.

В 1926 г. Алымов С.Я. переехал в Москву, но вскоре был арестован и отправлен в исправительно-трудовой лагерь “Беломорско-Балтийский канал им. Сталина”, и в лагере он редактирует газету для заключенных, печатается в журнале “Перековка”. Освобожден досрочно.

В 1930-е гг. Алымов тесно сотрудничает с Краснознаменным ансамблем Советской Армии: в содружестве с А.В. Александровым пишет для ансамбля песни, готовит литературно музыкальные композиции. В одну из композиций “Особая дальневосточная армия в песнях” он включает песню П.С. Парфенова “По долинам и по взгорьям”, литературно обработав ее. Долгое время Алымов считался автором этого стихотворения, оно вошло в его сборники “Избранное”, “Стихи и песни”. Парфенов был репрессирован, его имя было под запретом и только в 1962 г. справедливость была восстановлена.

В феврале 1930 г. спектаклем-обозрением “КВЖД” С. Алымова открылся центральный театр Красной Армии.

В 1939 г. в своем сборнике “Песни” он напечатает цикл стихов под названием “Дальневосточные”, куда войдут: “По долинам и по взгорьям”; “Краснофлотская Амурская”; “Забайкальская”; “Песня о Лазо”; “Возле озера Хасан”; “Вейтесь тропки”; “Травушка”.

В мураве зеленой, сочной
Утопают берега.
Ой, ты край Дальневосточный,
Уссурийская тайга.
Боевая славушка
Не умерла – жива.

В 1940-е гг. С. Алымов уже широко известный поэт-песеник. Всю Великую Отечественную войну Алымов провел на фронтах. Работал во фронтовых бригадах, выступал на радио, писал стихи, песни “Тульская винтовочка”, “Песня о Матросове”, “Вася-Василек” и др.

С.Я. Алымов награжден в годы войны орденом “Красная Звезда”, медалями “За оборону Севастополя”, “За победу над Германией”, “За трудовую доблесть”, а за литературную деятельность орденом “Знак Почета”.

См.: Дяо Шаохуа. Художественная литература русского зарубежья в городе Харбине за первые 20 лет // Россияне в Азии: ист. ежегодник. – Торонто, 1996. – N 3. – С. 74–75, 81–82; Кириллова Е. Владивосток центром культуры был // Литературный Владивосток: лит.-худож. альманах. – Владивосток, 2010. – С. 227–235; Королева В.А. Хроника культурной жизни Владивостока. 1917–1922 гг. – Владивосток, 1998. – С. 122–123; Поэзия русского футуризма. – СПб., 1999. – С. 549.

Т.И. Пустовая

25 марта

85 лет со дня основания ЗАО “УМЖК “Приморская соя” (1927). Закрытое акционерное общество Уссурийский масложиркомбинат “Приморская соя” по праву является одним из флагманов перерабатывающей промышленности российского Дальнего Востока.

История развития и деятельности комбината берет начало еще в дореволюционное время, когда не только в Приморье, но и на Дальнем Востоке не было технически развитой маслобойно-жировой промышленности. Эта отрасль хозяйства была представлена частнособственническими мелкими кустарными производствами с их примитивной техникой и наличием одного маленького маслобойного завода, находившегося при мельнице частного владельца купца из Екатеринослава (ныне Днепропетровск) Леонтия Соломоновича Скидельского в городе Ворошилов, бывшем Никольск-Уссурийском. Маслозавод, являясь придатком мельницы, ютился в крайне тесном, мрачном и грязном помещении. Оборудование было изношенным и по своим конструктивным особенностям было более приспособлено для переработки льняных маслосемян. Завод перерабатывал исключительно импортное сырье – сою.

В 1922 г., когда на Дальнем Востоке страны была установлена Советская власть, завод стал собственностью Советского государства. Отсталость экономики края, увеличение потребности в продукции маслобойно-жировой промышленности диктовали крайнюю необходимость создания в Приморье своей собственной сырьевой базы и промышленности с развитой техникой, чтобы освободиться от импорта продукции и сырья и в лучшем случае от завоза продукции маслобойно – жировой промышленности из Европейской части СССР. С этой целью в 1926 г. было начато строительство нового маслобойного завода на месте существовавшего маленького с тремя прессами.

В 1927 г. предприятие было построено и пущено в эксплуатацию. В последующие годы оно значительно расширяется, строятся заводы: гидрогенизированный, вырабатывающий пищевое сало (1928); мыловаренный (1931), множество цехов: рафинационный, автоклавный, катализаторный, газовый, ращипительно-глицериновый, резательно-штамповочный, упаковочный цех, теплоэлектроцентраль, водонасосная станция (1935), маслоэкстракционный завод (1935).

В 1936 г. сдан в эксплуатацию железобетонный элеватор, в 1937 г. лесотарный завод, в 1938 г. рафинационный завод, в 1941 г. введен в эксплуатацию углекислотный цех, вырабатывающий углекислоту для нужд авиации. В 1955 г. происходит реконструкция мылзавода.

Предприятие было высокотехнологичным и выпускало разнообразную продукцию. Однако все его заводы были оснащены старым высокозатратным оборудованием, необходима была реконструкция. В 1970-е годы было принято решение продолжать работать и параллельно строить новые заводы. В 1980-е годы активно начинается строительство майонезного и маргаринового заводов, реконструкция ТЭЦ. Но перестройка разрушила все планы: новое не успели построить, а старое окончательно выработало свой ресурс. Предприятие работало с убытками и прошло через процесс банкротства. Необходима была реорганизация комбината. Поэтому в журнале предприятия под номером 1346 от 3 ноября 1998 г. появилась запись о регистрации администрацией муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района Закрытого акционерного общества Уссурийский масложиркомбинат “Приморская соя”.

В феврале 2007 г. генеральным директором предприятия стал Юрий Иванович Попов. С первых же дней работы в этой должности он приступил к выработке и реализации новой долговременной стратегии развития комбината. Была разработана и предложена сельхозпроизводителям новая аграрная политика, в результате которой предприятие вышло на перспективный уровень производства.

В настоящее время ЗАО Уссурийский масложиркомбинат “Приморская соя” выпускает масло “Соевое”, масло “Уссурийское”, 5 видов майонеза,10 видов маргарина, 6 видов жиров, 3 вида хозяйственного мыла, продукты переработки сои 2-х видов.

Предприятие успешно выполняет свои основные задачи, выпуская качественную, доступную и любимую приморцами продукцию. ЗАО “Приморская соя” неоднократно становилось дипломантом Всероссийских конкурсов, имеет множество дипломов и медалей.

См: Калмыков В. У “Приморской сои” новая аграрная политика: [ о предприятии УМЖК] // Труд. – 2007. – 27 сент. – С. 19; Кузьмин С. “Мы стимулируем сельскохозяйственное производство в Приморском крае”: [о перспективах единствен. в Примор. крае производителя продукции из сои] // Золотой Рог. – 2008. – 1 апр. – С. 29; Михайлов И. Вторая жизнь “Провансаля” // Новая (г. Уссурийск). – 2010. – 2 дек. – С. 8; Омельченко Т. С днем рождения, МЖК!: [юбилей предприятия] // Коммунар (г. Уссурийск). – 2011. – 25 марта. – С. 4.

Н.Е. Прохоренко, Л.В. Станова

В марте исполняется:

80 лет Центральной научной библиотеке (ЦНБ) ДВО РАН (1932).

Учреждение Российской академии наук Центральная научная библиотека Дальневосточного отделения РАН (ЦНБ ДВО РАН) – одна из крупнейших научных библиотек Дальнего Востока.

ЦНБ возглавляет централизованную библиотечную систему (ЦБС) ДВО РАН, которая сложилась в середине 1970-х гг. Сегодня в её составе: Центральная научная библиотека и 18 библиотек НИИ Приморского, Хабаровского, Северо-Восточного, Камчатского, Сахалинского и Амурского Научных центров ДВО РАН. В состав ЦНБ на правах самостоятельного отдела входит редакция журнала “Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук”.

ЦБС ДВО РАН входит в информационно-библиотечную систему РАН (ИБС РАН), которая включает шесть Центральных библиотечных систем, возглавляемых центральными научными библиотеками (БАН, БЕН, ФБ ИНИОН, ГПНТБ СО, ЦНБ УрО, ЦНБ ДВО) и два информационных центра: Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) и Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Координирует, обобщает результаты деятельности центральных библиотек, информационных институтов и их библиотечных сетей – Информационно-библиотечный совет при Президиуме РАН. Он же способствует решению проблем, возникающих в информационно-библиотечной системе РАН.

Библиотека организована в марте 1932 г. в составе только что созданного во Владивостоке Дальневосточного отделения АН СССР (с 16 июля 1932 г. Дальневосточный филиал АН СССР). Судя по публикациям тех лет, формирование библиотеки началось сразу же после избрания Общим собранием АН СССР 28 февраля 1932 г. Президиума Отделения и утверждения его структуры, а 14 сентября 1932 г. Президиум филиала своим решением поставил перед библиотекой первоочередную задачу – налаживание регулярного всесоюзного и международного книгообмена, с которой блестяще справились учёные-востоковеды Александр Владимирович Маракуев (первый заведующий) и его заместитель Зотик Николаевич Матвеев (с 1 марта 1932 г. проходит в печати как заместитель, а с 1 октября 1933 г. по 21 марта 1935 г. – как заведующий). Базой для создания библиотеки послужил 10-ти тысячный фонд библиотеки ГДУ и Дальневосточного краевого научно-исследовательского института. К 1935 г. фонд библиотеки составлял около 30 тыс. экземпляров. Отдел книг по ДВК был лучшим в крае. Налажен книгообмен с 275 советскими и, примерно, с 300 иностранными библиотеками и учреждениями. Велась большая научно-библиографическая работа.

В середине 1939 г. вследствие сложной предвоенной обстановки деятельность филиала была временно прекращена, а библиотека ликвидирована. 50-ти тысячный фонд был передан различным учреждениям.

В 1944 г. библиотека восстанавливается при созданной в Приморье годом раньше Дальневосточной базе Академии наук СССР

(г. Ворошилов-Уссурийский). Из-за утери всех инвентарных книг собрать разрозненные фонды оказалось делом нелёгким. Часть фондов была навсегда утрачена, в т.ч. и редкие китайские издания.

В 1946 г. база, а вместе с ней и библиотека переводится во Владивосток и размещается в здании на улице Светланской, 50 (место нахождения Президиума ДВО РАН). В разное время библиотекой руководили Е.Я. Егорова, Н.В. Гавриш, З.К. Иванова, Е.А. Галликас, Н.А. Кановер, Г.А. Бондаренко, Р.Т. Егоренко, Е.М. Политовская (1952–1958).

На смену Екатерине Михайловне Политовской пришла выпускница МГИК Мария Сергеевна Сопова (16 декабря 1958 г. – 1 ноября 1982 г.). Под её руководством были разобраны, обработаны и упорядочены складированные в разных местах библиотечные фонды, приведены в соответствие каталоги, состоялся переезд библиотеки (1965) в специальное, по тем временам хорошо оборудованное помещение в здании ДВГИ, произведено слияние фондов библиотеки института с фондами ЦНБ. В целях ликвидации неоправданного дублирования и экономии средств в 1975 г. была проведена централизация библиотек приморской группы научных учреждений ДВНЦ. Их деятельность стала осуществляться в режиме единого учреждения (единые руководство, штат, бюджет и книжный фонд; централизованные технологии, МБА, комплектование и обработка). В 1976 г. создается сеть библиотек ДВНЦ АН СССР, структурно входящих в состав иногородних академических научных учреждений. При активном участии М.С. Соповой было разработано задание на проектирование Научной библиотеки с Домом учёных ДВНЦ в г. Владивостоке (утверждено 28 мая 1982 г.).

После преждевременной кончины М.С. Соповой руководителем библиотеки была назначена её ученица – Татьяна Никитовна Михайлюк (2 ноября 1982 г. – и.о. директора, с 3 февраля 1983 г. по 10 января 2009 г. – директор). При ней в марте 1993 г. библиотека приобрела статус самостоятельного научно-информационного учреждения в составе ДВО РАН.

ЦНБ ДВО РАН активно включена в научный и образовательный процесс. Она обеспечивает научной информацией и доступом к электронным удаленным ресурсам всех, кто в ней нуждается (от академика до студента). ЦНБ располагает локальной вычислительной сетью, включающей 54 компьютера и три сервера. На сайте библиотеки (www.cnb.dvo.ru) в свободном доступе представлены сводные электронные каталоги, базы данных, электронные библиотеки. Современные методы работы используют и библиотеки ЦБС, однако, уровни их технической оснащенности существенно различаются.

До 90-х гг. ХХ века комплектование библиотеки отечественной научной литературой почти не имело ограничений. Кризис экономики в 90-е годы вызвал резкое сокращение уровня комплектования библиотечных фондов. Помощь пришла от Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), принявшего в конце 1996 г. “Программу поддержки российских научных библиотек”. С 2003 г. комплектование иностранной литературой ЦНБ осуществляется на средства ДВО РАН в соответствии с выделяемыми ей бюджетными ассигнованиями.

ЦНБ ДВО РАН является единственной на Дальнем Востоке обладательницей литературы по фундаментальным наукам, в её фондах хранятся отечественные раритеты историко-географической тематики, коллекции китайских и корейских ксилографов из фонда Восточного института (ГДУ).

По состоянию на 01.01.2011 г. единый распределенный фонд ЦНБ насчитывает около 843 тыс. экз., из них 43% иностранных. Совокупный фонд ЦБС ДВО РАН составляет 1841 тыс. экз., из них более 530 тыс. экз. иностранных, обменно-резервный – 9,5 тыс. экз., бронированный – свыше 18 тыс. экз. Количество пользователей – 21570, в т.ч. читателей – 4571, количество обращений – 287370, в т.ч. к электронным ресурсам – 243570, к сайту библиотеки – 150570.

В последние годы ЦНБ пересмотрела политику формирования информационных ресурсов и расширила возможности доступа к ним. При поддержке Президиума ДВО РАН значительно увеличилось финансирование на подписку электронных ресурсов. Участие библиотеки в корпоративных библиотечно-информационных проектах, как глобальных, так и региональных, помогло развить поисковые сервисы и раскрыть отраслевой информационный массив, имеющийся в академических библиотеках. Особое место в работе ЦНБ занимает библиометрический анализ, актуальная на сегодняшний день форма информационного обеспечения – определение цитируемости научных сотрудников и институтов для определения эффективности их работы и перспективных научных направлений.

В настоящее время ЦНБ ДВО РАН – единственная из шести академических библиотек не имеет статуса научно-исследовательского института, что сдерживает её дальнейшее развитие. Новому директору библиотеки к.х.н. Ахату Асхадовичу Набиуллину (с 11 января 2009 г.) предстоит реорганизовать ЦНБ: поднять её статус, разработать общую программу развития библиотек ЦБС, создать единый информационный центр ДВО РАН, построить “Храм книги”, оснащенный по последнему слову информационно-библиотечных технологий.

См.: Флегонтов А.К. Задачи и структура ДВ отделения Академии наук СССР // Вестн. ДВО АН СССР. – 1932. – N 1–2. – С. 16–20; Матвеев З.Н. Научно-исследовательская работа в ДВК, 1922–1932 гг. // Вестн. ДВО АН СССР. – 1932. – N 1–2. – С. 108–114; Работа Дальневосточного отделения Академии наук СССР // Вестн. ДВО АН СССР. – 1932. – N 1–2. – С. 99–102; Отчет о работе Дальневосточного филиала Академии наук СССР за 1934 год. – Владивосток, 1935. – 37 с.; Быков В.Т. Форпост науки на Дальнем Востоке / В.Т. Быков, В.М. Майоров, А.В. Стоценко // Изв. Вост. Фил. АН СССР. – 1957. – N 8. – С. 75–79; Работа ДВ филиала АН СССР: Библиотека // Вестн. ДВФ АН СССР. – 1932. – N 3–4. – С. 67–68; Сопова М.С. Библиотека Дальневосточного филиала Академии наук СССР в 1964 году // ББИ. – 1965. – N 3 (56). – С. 37–43; Матвеева Т.З. Библиограф Дальневосточного края З.Н. Матвеев (1889–1939) // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. – 1972. – Вып. 11. – С. 103–119; Ханчук Н. Как зарождалась академическая наука на Дальнем Востоке // Дальневост. ученый. – 1999. – 20 янв.; Краткий отчет о работе ЦБС РАН и научной деятельности библиотек РАН. Основные показатели работы библиотек РАН за 2010 год. – М., 2011. – 43 с.; Повесьма Е.К. Стирая границы и расстояния: [Науч. б-ка ДВГУ и ЦНБ ДВО РАН официально вступили в Национ. электронно-информ. консорциум] // Библ. дело. – 2005. – N 2. – С. 5–6; Набиуллин А. “Наша библиотека должна быть поистине научной”: [о Центр. науч. б-ке ДВО РАН рассказал её дир.] // Дальневост. ученый. – 2010. – 30 июня. – С. 2: фот.

Т.Н. Михайлюк




pgpb.ruПКПБ им А.М. Горького 2013-2016