Дата обновления:

Знаменательные даты по
Приморскому краю на 2014 год

Декабрь

2 декабря | 3 декабря | 4 декабря | 6 декабря | 12 декабря | 18 декабря | 20 декабря | 25 декабря | 27 декабря | 28 декабря | 29 декабря

2 декабря

90 со дня рождения Бабошина Виктора Николаевича (1924 – 8 августа 1979), Героя Советского Союза.

Родился в г. Дальнереченске Приморского края. На фронтах Великой Отечественной войны – с августа 1943 г. В ночь на 27 сентября 1943 г. под огнем противника в составе роты переправился на правый берег Днепра у с. Неданчичи Репкинского района Черниговской области, отличился в боях на захваченном плацдарме, участвуя в отражении вражеских контратак.

За героизм и мужество, проявленное при форсировании Днепра 15 января 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза. После войны был демобилизован. Жил в Сухуми. Работал слесарем. Награжден орденом Ленина, медалями.

См.: Золотые звезды Приморья. – Владивосток, 1983. – С. 14–16; Азьмука Н. “И помнит мир спасенный” // Ударный фронт (Дальнеречен. р-н). – 1985. – 9 мая; Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. – М., 1987. – Т. 1. – С. 101: фот.; Зимина И.В. Дальнереченск чтит своих Героев // Дальнеречье (Дальнереч. р-н). – 2005. – 12 мая.

2 декабря

60 лет Огай Сергею Алексеевичу (1954), ректору Морского государственного университета (МГУ) им. адм. Г.И. Невельского.

Родился в г. Советская Гавань Хабаровского края, там же окончил среднюю школу. В 1971 г. поступил в Дальневосточное высшее инженерно-морское училище имени адмирала Г.И. Невельского, которое в 1976 г. окончил с отличием по специальности “Судовые машины и механизмы”.

С 1976 по 1979 г. обучался в аспирантуре. В 1979 г. защитил в Николаевском кораблестроительном институте кандидатскую диссертацию на тему “Теория расчета пневмопанельных конструкций” по специальности “Теория корабля”.

С 1979 г. начал преподавательскую деятельность ассистентом на кафедре теории и устройства судов, одновременно занимаясь научной работой в области исследования теории и методов расчета пневмопанельных конструкций – композитных конструкций из мягких оболочек для создания амфибийной техники на воздухоопорных гусеницах.

Начальный опыт организаторской работы С.А. Огай приобрел, работая в должности заместителя начальника судомеханического факультета, а также во время исполнения обязанностей начальника судомеханического факультета ДВВИМУ имени адм. Г.И. Невельского. С 1995 по 1996 г. работал в должности начальника научно-исследовательского сектора Дальневосточной государственной морской академии (ДВГМА) имени адмирала Г.И. Невельского, в эти годы он прошел стажировку в Голландии, Германии и Франции по организации учебной деятельности и научных исследований в транспортном комплексе.

В 1996 г. С.А. Огай был назначен на должность проректора ДВГМА по научной работе, и на этой должности проработал до 2008 г., после чего был избран ректором Морского государственного университета (МГУ) имени адмирала Г.И. Невельского.

Является автором более 120 научных и учебно-методических работ, в том числе монографии “Теория и расчет пневмопанельных конструкций”, а также соавтором 15 изобретений и патентов. В 2008 г. С.А. Огай избирается действительным членом Российской академии транспорта. Является инициатором проекта “Дальневосточный плавучий университет” на борту учебного парусного судна “Надежда”.

С.А. Огай активно занимается общественной деятельностью. Он является председателем Приморского отделения Российского Пагуошского комитета и членом президиума комитета, является членом Дальневосточного отделения Комитета Российского Федерации по делам ЮНЕСКО, членом экспертной комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по научным исследованиям и опытно-конструкторским работам, заместителем председателя совета по образованию Федерального агентства по морскому и речному транспорту, членом научно-технического совета ОАО ДВМП.

Является членом Международного комитета по мирному воссоединению Севера и Юга Кореи при Президенте Южной Кореи. О своей национальной принадлежности С.А. Огай с юмором как-то заявил: “Я русский сын корейского народа!”. В 2010 г. С.А. Огай был избран действительным членом Общества изучения Амурского края, а в 2011 г. почетным членом Владивостокского морского собрания. В МГУ имени адмирала Г.И Невельского создана межведомственная рабочая группа во главе с С.А. Огаем по подготовке празднования 200-летия со дня рождения Г.И. Невельского. В феврале 2013 г. С.А. Огай возглавил делегацию морского университета, которая в Омске посетила потомков адмирала Г.И. Невельского.

С.А. Огай награжден медалями “300 лет Российскому флоту”, “200 лет Министерству обороны”, “150 лет Владивостоку”, “Адмирал Горшков” и др. Является Почетным работником морского флота Российской Федерации и Почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации.

См.: “Удивительно быстрый ум”: [о ректоре МГУ им. адм. Г.И. Невельского С.А. Огае] // Каширская Т. Мир нашему слову: во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Дни славянской письменности и культуры на Дальнем Востоке. 2008: [спец. прил. к дальневост. ежегоднику “Сихотэ-Алинь”]. – Владивосток, 2009. – С. 7–19; Сергей Огай отвечает на вызов времени // Все Приморье: Кто есть кто в крае. 100 выдающ. сограждан. Коллектив. портр.: альм. – Владивосток, 2012. – Т. 8 – С. 64–66: фот.; Огай С.А. Навеки с морем: [о себе рассказал ректор МГУ им. адм. Г.И. Невельского Сергей Алексеевич Огай] // Золотая книга Дальнего Востока. Первопроходцы. – Владивосток, 2012. – С. 152–155: фот.; Наставник мореходов: он взрастил не одно поколение курсантов: [беседа с ректором МГУ им. адм. Г.И. Невельского С.А. Огай] // АИФ–Приморье. – 2013. – 3–9 июля. – С. 3: фот.

В.Ф. Веревкин

3 декабря

60 лет специализированному судоремонтному заводу в бухте Большого Камня (ныне ОАО “Дальневосточный завод “Звезда””) (1954).

Решение о строительстве предприятия было принято 9 июня 1946 г. постановлением Совета Министров СССР. 24 марта 1947 г. вышел приказ министра судостроительной промышленности СССР о создании комиссии для выбора места под строительство завода. Члены комиссии обследовали восточное побережье Уссурийского залива, остановив свой выбор на удобной, малонаселенной бухте с огромным камнем у ее берегов, собственно, и давшим ей название – бухта Большого Камня. Небольшая уютная бухта была прекрасно защищена от муссонных ветров, имела узкую горловину, высокий скалистый берег и только один недостаток – мелководье. Бухту предстояло углубить. Немалым плюсом выбора было ее географическое положение: располагалась бухта сравнительно недалеко от Владивостока, вблизи военно-морской базы ТОФ в заливе Стрелок и действовавшей железнодорожной магистрали, облегчавшей доставку стройматериалов, техники и оборудования. Проектно-изыскательские работы поручались вести Ленинградскому проектному институту. Строительство завода было поручено находкинскому тресту № 7 Дальвоенморстроя, создавшему для этой цели стройуправление № 5. Первые представители управления прибыли в бухту Большого Камня 28 июля 1947 г. К концу года численность управления с учетом прибывших по оргнабору превысила 100 человек. В конце этого же года стройуправление № 5 было переименовано в УНР–261 и передано в подчинение Владивостокскому стройтресту № 8.

В 1949 г. на объектах будущих предприятия и поселка трудились уже около 3 тыс. чел., а число субподрядных организаций было доведено до шести. Строительством занимались УНР–375 Дальморгидростроя, УНР–855 Дальтрансспецстроя, УНР–535 Дальсантехмонтажа, УНР–435 Строймонтажконструкции. Роль генерального подрядчика была отведена УНР-261. Созданное на основе стройуправления № 5, оно вошло в подчинение треста

№ 8 Военморстроя. В 1949 г. на различный объектах трудились уже более 3500 чел. К середине 1950 г. подрядные работы велись одновременно на 80 участках. Несколько лет шла отсыпка грунта – на отвоеванной у моря территории строились производственные здания завода. Параллельно велись работы по углублению дна. А скалистый камень, украшавший бухту, пришлось взорвать. Круглосуточно трудились сотни взрывников, бульдозеристов, водителей машин и машинистов экскаваторов. Им предстояло переместить из каменных карьеров и с близлежащих сопок тонны грунта. На выполнение этой задачи было брошено 12 экскаваторов, 250 самосвалов и 350 грузовых автомашин. Для углубления акватории использовался специальный технический флот – землечерпалки.

3 декабря 1954 г. завод, переименованный после первой очереди строительства в почтовый ящик 112, приступил к выполнению производственной программы. Этот день и стал официальным днем его рождения. Решением Министерства судостроительной промышленности СССР предприятие было вначале открыто как филиал Дальзавода. Производственную основу нового завода составил механический цех № 15. В 1955 г. у его причалов встали на ремонт деревянные зверобойные суда финской постройки, а также траловые и кошельковые боты и катера различных модификаций. Затем подошла очередь средних рыболовных траулеров и морских судов различного направления, в т.ч. и надводных кораблей ТОФ. Всего за год было отремонтировано 43 судна.

В 1957 г. предприятие начало ремонт и переоборудование дизель-электрических подводных лодок и вспомогательных кораблей ВМФ. Было организовано производство товаров широкого потребления. Новой вехой в истории завода стал 1966 г.: вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении производства, связанного с ремонтом атомных подводных лодок. И уже 12 мая 1966 г. сюда пришла на ремонт первая атомная субмарина. А менее чем через год – вторая. Предприятие не только ремонтировало атомные подлодки, оно успешно осваивало их модернизацию и переоборудование. В 1967 г. третья субмарина далась заводу труднее двух предыдущих: она первой в истории судоремонта потребовала переоборудования стратегического ракетного комплекса из надводного под подводный старт ракет. Но заводчане освоили и эту проблему, спустив атомную подводную лодку на воду 31 декабря 1967 г.

Приказом министра судостроительной промышленности от 31 января 1966 г. предприятие было переименовано в Дальневосточный судоремонтный завод, а через два года – в Дальневосточный завод “Звезда”.

За 1964–1976 гг. предприятие провело ремонт и модернизацию 20 атомных подлодок. С 1976 г. коллектив приступил к ремонту и модернизации атомоходов стратегического назначения второго поколения. За годы одиннадцатой пятилетки “Звезда” сдала ВМФ 10 АПЛ разных проектов. Знаменательным событием для завода стало задание Советского правительства – переоборудовать один из атомоходов дружественной Индии с последующей передачей лодки в аренду. В первом полугодии 1985 г. заказ был выполнен. С 1986 по 1990 г. завод сдал ТОФ 8 подводных атомоходов, на пяти подводных крейсерах по международному соглашению об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ–1 провел ликвидацию пусковых ракетных установок.

К 1991 г. трудовой коллектив предприятия превышал 8 тыс. чел. Но впереди заводчан ждали сложнейшие в жизни государства и его оборонной промышленности – 1990-е гг. Пройдя через немалые трудности выживания в новых экономических условиях, “Звезда” сумела сохранить свой монолит.

За 55 лет своего существования ДВЗ “Звезда” отремонтировал 13 дизельных и 52 атомных подводных лодок различных проектов, вернул к жизни более 600 боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, построил 67 плавучих металлических причалов, 7 новых судов для рыбодобывающих предприятий и портов региона, выполнил ряд заказов по строительству конструкций для нефтедобывающих платформ по сахалинским проектам. Завод сдавал не просто отремонтированные подводные корабли, а оснащал их на своих стапелях модернизированным либо совершенно новым вооружением и обновленной атомной энергетической установкой. Обеспечивая экологическую безопасность планеты, завод “Звезда” утилизировал 47 списанных из состава ВМФ атомоходов различных модификаций.

За годы работы сотни сотрудников предприятия были удостоены высоких государственных наград. Среди них – Герой Социалистического Труда, кавалеры орденов Ленина – 7 человек, Октябрьской Революции – 7, Красной Звезды – 2, Трудового Красного Знамени – 42, Знак Почета – 48, Дружбы народов – 2, Трудовой Славы II степени – 5, Трудовой Славы III степени – 54, Почета – 8, За морские заслуги – 2. Многие награждались медалями, в том числе “За трудовое отличие” – 19 человек, “За трудовую доблесть” – 52, “За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина” – 8, “Ветеран труда” – 2583, “300 лет Российскому флоту” – 1100; “За укрепление боевого сотрудничества” – 3, “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов” – 23, “25 лет Гарантийному авторскому надзору” – 19. Медалью ордена “За заслуги перед Отчеством” II степени награждены 6 человек, медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” III степени – 7, медалью имени академика В.П. Макеева – 8. Лауреатами Государственной премии СССР стали трое заводчан, Премии Правительства РФ – 6. Десяткам присвоены почетные звания. “Заслуженный машиностроитель РФ” – 20, “Заслуженный конструктор РФ” – 1, “Заслуженный энергетик РФ” – 2, “Заслуженный экономист РФ” – 1, “Заслуженный работник культуры РФ” – 1, “Заслуженный работник физической культуры РФ” – 1.

ДВЗ “Звезда” располагает акваторией с причальными стенками, оборудованными портальными кранами грузоподъемностью 10, 32 и 80 т. Уникальный судоподъемный комплекс, включающий передаточный плавучий док, передаточный стапель и трансбордер, наличие эллингов и стапельных мест позволяют принимать и ремонтировать корабли и суда осадкой до 11 м и длиной до 160 м. Предприятие имеет технические возможности для изготовления и спуска на воду плавучих сооружений водоизмещением до 13500 т. Производственные мощности завода позволяют строить рыбодобывающие суда типа СТМ, РС и МРС, плавучие причалы и понтоны. Приоритетным направлением остается ремонт атомных подводных лодок.

Дальневосточный завод “Звезда” – единственное предприятие на российском Дальнем Востоке, осуществляющее полный цикл утилизации выведенных из состава ВМФ кораблей. Здесь введен в строй и успешно эксплуатируется уникальный комплекс по выгрузке отработанного ядерного топлива и переработке радиоактивных отходов. Комплекс построен по мировым стандартам безопасности, оснащен новейшим оборудованием, что гарантирует экологическую чистоту и безопасность работы этого сложнейшего технологического производства.

В 2008 г. “Звезда” становится ОАО, сто процентов акций которого находятся в федеральной собственности.

Завод в марте 2004 г. стал лауреатом главной всероссийской общественной награды – премии “Российский национальный Олимп” в номинации “Промышленность и производство”. Предприятие удостоено диплома Международной выставки “Тихоокеанский шельф – 2005” за лучшее воплощение идеи перспективного развития производства. В декабре 2010 г. ДВЗ “Звезда” вторым в России и первым на востоке страны получил “Золотой сертификат качества” с “правом использования символики Международной программы “Global Polite Promotion Program”.

Одна из важнейших задач ОАО “ДВЗ “Звезда” – развитие военного судоремонта и поддержка боеготовности Тихоокеанского флота. Вторая по степени важности цель – гражданское судостроение. Сейчас в бухте Большого Камня ведется строительство одной из самых современных верфей в России. По итогам реализации проекта судостроительный комплекс “Звезда” будет выпускать морские суда ледового класса, танкера под перевозку нефти и газа водоизмещением до 330 тыс. т, специальные суда, элементы морских платформ и другие виды морской техники для освоения шельфа РФ.

См.: Колесниченко Н. 47 лет – не юбилейная дата. Это возраст становления // ЗАТО (г. Большой Камень).– 2001. – 6 дек.; “Звезда” Большого Камня: [коллектив. портрет] // Все Приморье: Кто есть кто в крае. 100 выдающ. сограждан. Коллектив. портр.: альм. – Владивосток, 2003. – Т. 2. – С. 160; Гайнутдинов Т. “Звезда” и Большой Камень: 50 лет вместе // Боевая вахта. – 2004. – 11 дек. – С. 2; Горковенко О. История завода [“Звезда”] газетной строкой: [к 55-летию предприятия] // ЗАТО (г. Большой Камень). – 2009. – 3 дек.; Звезда Российского флота: дальневост. з-ду “Звезда” – 55 лет / текст И.С. Казакова; фот. И.С. Красикова. – Хабаровск, 2009. – 134,[1] c.; ОАО “Дальневосточный завод “Звезда”: [крат. информ. о предприятии] // Приморский край России: десять лет созидания. 2001–2010. – Хабаровск, 2010. – С. 116–117: фот.; Борисова И. ОАО “Дальневосточный завод “Звезда”: история не кончается // Прогресс Приморья. – 2012. – 24 февр. – С. 16, 18: фот.

Ю.Р. Вальдман

4 декабря

90 лет со дня рождения Тушкина Рюрика Васильевича (1924 – 16 января 2006), члена Союза художников России, член-корреспондента Петровской Академии наук и искусств, иглорефлексотерапевта.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2009 год. – Владивосток, 2008. – С. 146–147.
Новая лит.: Славгородский С. Лукавая палитра Айболита..: [выст. картин худож. Р. Тушкина в г. Артеме] // Выбор (г. Артем). – 2009. – 22 апр. – С. 5; Нестеренко З. Врачующий художник [Р. Тушкин] // Артем +. – 2009. – 24 апр. – С. 5; Рюрик Тушкин: “Жизнь после жизни...”: к 85-летию со дня рождения художника в Музее современ. искусства “Артэтаж” открылась персон. выставка // Авангард (ОАО “Дальзавод”). – 2009. – N 9. – С. 8: ил.; Старовойтов В. Неотвратимость бытия, или Исповедь спасенного: [зарисовки о художниках, в т.ч. о Р.В. Тушкине] // Дальний Восток. – 2009. – № 3. – С. 138–163; Тушкина Т. И художник, и книгочей: [о работе по сохранению памяти Тушкина Р.В. – подводника, врача, народного целителя, художника – рассказывает его дочь] // Печат. двор: Дал. Восток России. – 2009. – N 9. – С. 24: фот.; Лобычев А. Полеты доктора Тушкина // Дальний Восток. – 2010. – N 1. – С. 193–195.

6 декабря

125 лет Успенскому кафедральному собору Владивостокско-Приморской епархии (1889).

Первый православный храм Владивостока – небольшого военного поста с гарнизоном около двухсот военнослужащих был сооружен силами нижних чинов расквартированного здесь 4-го отдельного сибирского линейного батальона. Закладка храма состоялась 8 июня 1861 г, а освящен он был на Вербное воскресенье 1(14) апреля 1862 г и наречен по благословению правящего архиерея Курильско-Камчатской епархии архиепископа Иннокентия (Вениаминова) в память Успения Пресвятой Богородицы. Преосвященный Иннокентий лично подписал антиминс этого первого владивостокского храма.

В Российском государственном военно-историческом архиве сохранился исполнительный чертеж этого здания, подписанный военным инженером Соколовым. По чертежу видно, что сооруженный Успенский храм представлял собой деревянный сруб-четверик, сложенный из бревен с соединением “в лапу”, с прирубом с восточной стороны трапециевидной алтарной абсиды, а с западной стороны – небольшого квадратного в плане притвора, фактически тамбура. Основной объем храма имел в длину 13,5 м, а в ширину 9,0 м и площадь 117 кв м, то есть вмещал до 250 чел. Постройка имела четырехскатную тесовую крышу, увенчанную маленькой главкой с деревянным крестом. Иконостас храма был изготовлен из корабельного паруса, покрашенного масляной краской в белый цвет. К нему были прикреплены шесть икон, пожертвованных благочинным Амурской флотилии иеромонахом Филаретом, руководившим закладкой, освящением храма и совершившим в нем первые богослужения.

Первоначально Успенский храм размещался на Трепанговом утесе, где в 1967 г. был сооружен памятник морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Для храма это место оказалось неудачным, так как утес продувался всеми ветрами, а близость моря приводила к излишнему увлажнению и гниению его конструкций. Поэтому в конце 1865 г. храм был перенесен на другое место – на 70 м выше по склону Церковной (ныне – Пушкинской) сопки, то есть на пригорок на другой стороне улицы Американской (Светланской). В 1872 г. силами строительной части порта к нему была пристроена двухярусная колокольня, а в 1874 г. с северной стороны небольшой придел, освященный во имя святителя Николая Мирликийского.

Уже в начале 1870-х гг., когда увеличилось население Владивостока, особенно после перевода в него из Николаевска-на-Амуре “главного порта со всеми портовыми учреждениями”, маленький неказистый храм перестал удовлетворять потребностям населения, как по вместимости, так и по своему внешнему виду. По словам Н.П. Матвеева он больше походил “на плохой складочный балаган какого-либо ведомства, чем на храм Божий”. В 1874 г., когда созданный во Владивостоке “комитет по устройству города” составлял своего рода наказы будущему городскому самоуправлению, в одном из наказов указывалось на необходимость постройки “каменного городского православного храма”. И в 1876 г. одним из первых действий городской управы стало обращение к правящему архиерею Камчатско-Курильской епархии, в которую входил Владивосток, епископу Камчатскому и Благовещенскому Павлу с ходатайством о благословении на постройку нового храма и об освящении места для его строительства. Епископ Павел лично прибыл во Владивосток 11 августа, а 14 августа 1876 г. в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы он освятил место и совершил чин закладки храма на участке смежном с существующей Успенской церковью, но несколько выше по рельефу и ближе к улице Госпитальной (Пушкинской). Вскоре после этого начались работы по устройству фундаментов. Но из-за отсутствия средств и неопределенности будущего статуса Владивостока (предполагался перенос порта в залив Святой Ольги) в 1887 г. работы были прекращены.

К сожалению, не удалось найти документальных данных о проекте храма и его авторстве. Из текстовых материалов известно лишь, что храм предполагалось построить “в классическом стиле” квадратным в плане, с полусферическим куполом и входным шестиколонным портиком.

Продолжилось строительство каменного Успенского храма лишь в 1886 г., когда после приезда во Владивосток морского министра адмирала И.А. Шестакова, окончательно определился статус города как главного российского порта на Тихом океане и будущего административного центра Приморской области. Но старый проект храма уже перестал соответствовать нуждам растущего города-порта и по объему и по архитектуре. В те годы в храмоздательстве официальным стилем стал так называемый “русско-византийский стиль”, главным идеологом и проводником которого был петербургский архитектор Константин Тон, автор проектов Храма Христа Спасителя в Москве, Введенского храма в Петербурге, собора в Царском Селе, Большого кремлевского дворца и ряда храмов в приволжских городах. По его мнению, основой православного храма должен быть кубовидный основной объем с пятиглавым завершением в виде восьмигранных световых барабанов с шатровыми крышами и луковичными главками. В оформлении фасадов он требовал использовать килевидные арки, полукруглые кокошники и другие элементы русской архитектуры ХVII в.

Именно такой храм и достраивался в 1886 г. в Хабаровске по проекту архитектора С.О. Бера и правящий архиерей епископ Гурий предложил использовать этот проект для постройки одноименного храма во Владивостоке.

Постройка владивостокского Успенского храма в его новом варианте продолжалась три года и 6 декабря 1889 г. преосвященный Гурий совершил чин его освящения в память Успения Пресвятой Богородицы. Старый деревянный храм после освящения нового был разобран, а на месте его алтаря сооружена памятная сень. В 1890 г. во Владивосток из Москвы были доставлены заранее заказанные колокола и пятиярусный резной позолоченный иконостас. В 1894 г. интерьеры храма были расписаны образами Священной истории местным художником А.Ф. Соколовым.

В 1900 г. на средства купца В.П. Пьянкова в северной части собора был сооружен придел во имя святого равноапостольного князя Владимира и храм стал двухпрестольным. С учреждением в 1898 г. отдельной Владивостокско-Камчатской епархии Успенский собор получил статус кафедрального храма правящего архиерея епископа Евсевия и в течение более двадцати лет был духовным центром Владивостока и всей Приморской епархии. В разные годы его настоятелями были известные богословы Иона Гомзяков, Михаил Смирнов, Александр Муравьев, совмещавшие служение в храме с преподавательской деятельностью во владивостокских учебных заведениях, в том числе в Восточном институте. Храм посещали и молились в нем за богослужениями приезжавшие во Владивосток члены правящей династии Романовых, имперские министры А.Н. Куропаткин. В.Е. Коковцев, флотоводец адмирал С.О. Макаров, известный богослов и публицист протоиерей Иоанн Восторгов, епископ (позже митрополит) Камчатский Нестор, путешественники В.К. Арсеньев и Ф. Нансен, писатель А.П. Чехов и многие другие известные люди.

Успенский собор Владивостока, хоть и был построен по тому же проекту, что и аналогичный храм в Хабаровске, но не являлся полной копией последнего. Хабаровский храм первоначально был сооружен без притвора и колокольни, которые были достроены только через тринадцать лет. Стены его были выложены из красного кирпича без штукатурки, подкупольные барабаны отличались массивностью и были лишены декоративной обработки.

Во Владивостоке храм строился сразу с трехярусной колокольней, стены его были оштукатурены белой известковой штукатуркой, что сделало весь его объем более легким и хорошо выделяющемся на фоне сопок. Осуществлявшие архитектурный надзор за его строительством архитектор И.И. Зеештранд, а затем военный инженер В.И. Жигалковский внесли некоторые изменения в профили горизонтальных тяг, архивольтов, карнизов, декорировали подкупольные барабаны тонкими пилястрами с условно коринфскими капителями, разместили в обрамляющих шатровые крыши кокошниках лепные розетки. В целом, храм стал более стройным и нарядным.

Функционировал Успенский собор до 1932 г., когда по постановлению президиума Владивостокского горсовета был закрыт “из-за малочисленности общины верующих и неспособности общины содержать здание и его территорию в должном порядке”. У властей были намерения приспособить здание храма под кинотеатр, музей, учебный центр. Они не увенчались успехом “из-за его специфической архитектуры” и в 1938 г. пустовавшее здание собора было демонтировано.

См.: Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. – Владивосток: Изд-во “Уссури”, 1990. – С. 16–17, 159–161, 203–204; Крадин Н.П. Старый Хабаровск: портрет города в дереве и камне. – Хабаровск: Хабаров. кн. изд-во, 1999. – С. 44–46; Мизь Н.Г., Буяков А.М. Вековой юбилей. К 100-летию епархии. – Владивосток: Б.и., 1999. – С. 8–10; Протоиерей Иоанн Восторгов. Россия и Восток / сост. Г.В. Прозорова. – Владивосток: “ДВ Арсенал”, 2002. – С. 17–26; Приморье православное: к 110-летию образования Приморской епархии / под ред. игумена Иннокентия Ерохина. – Владивосток: Изд-во “ЗАО ЛИТ”, 2008. – С. 24, 27; Успенский храм. История и современность: 150-летию первого храма Владивостока и 15-летию возрождения Успенского храма посвящается: краткая история Успенского храма г. Владивостока: фотоальбом / [ред. и сост.: иерей Илия Точуков, иерей Андрей Калчев]. – Владивосток: [Тип. “В2В Print”], 2012. – С. 2–5; РГ ВИА, ф. 349, оп. 8, ед. хр. 1524.

В.А. Обертас

6 декабря

75 лет ансамблю песни и пляски Краснознаменного Тихоокеанского флота (1939).

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2009 год. – Владивосток, 2008. – С. 147–148.

Новая лит.: Горынин Г. “И все-таки море останется морем...”: [об Ансамбле песни и пляски ТОФ] // Морские исторические чтения: материалы молодеж. межвуз. науч.-практ. конф. 2002–2008 гг. – Владивосток, 2009. – С. 80–82; Токарева Г.Н. [Столяров А.Л. – солист ансамбля песни и пляски ТОФ, нар. артист РФ] // Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 150 –152; Толмачева Е. “Русскому цунами” – 70 лет: [об ансамбле песни и пляски Краснознам. ТОФ] // Дальневост. пограничник. – 2010. – 14 янв. – С. 10: фот.; Дубина В. Тихоокеанский флот встречает победителей: [об артистах Ансамбля песни и пляски ТОФ Д. Горовом и Е. Глускере, которые стали лауреатами Межрегион. фестиваля армейской песни в Сочи] // Боевая вахта. – 2010. – 21 апр. – С. 8: фот.

12 декабря

75 лет назад у берегов Японии затонул пароход “Индигирка”, принадлежавший “Дальстрою” (1939).

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2009 год. – Владивосток, 2008. – С. 149–150.
Новая лит.: Смерть на японских рифах // Осичанский П. Спасите нас на суше: уроки морских катастроф. – Владивосток, 2010. – С. 155–161: фот; Гибель “Индигирки” // Хисамутдинов А. Русская Япония. – М., 2010. – С. 259–270.

18 декабря

60 лет Дударёнок Светлане Михайловне (1954), доктору исторических наук, профессору, заведующей кафедрой отечественной истории и архивоведения ДВФУ.

Светлана Михайловна Дударёнок родилась в г. Дальнереченске. В 1972 г. окончила школу, затем здесь же два года работала старшей пионервожатой. В 1974 г. поступила на историческое отделение историко-правового факультета ДВГУ. Навыки научной работы получила, обучаясь у А.Г. Черных, Р.М. Самигулина, С.Г. Григорьева, В.В. Совастеева и др. Своим наставником и в науке и в преподавании считает доктора исторических наук, профессора Элеонору Васильевну Ермакову.

После окончания ДВГУ в 1979 г. была принята на должность стажера-исследователя философского факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. В 1980 г. поступила в аспирантуру кафедры истории и теории религии и атеизма философского факультета ЛГУ.

В ноябре 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности “история и теория религии и свободомыслия”. Научный руководитель известный религиовед Михаил Иосифович Шахнович.

С 1984 г. работает в ДВГУ: до 1989 г. – ассистент, затем старший преподаватель кафедры философии. В 1989 г. переведена на только что созданную кафедру этики, эстетики и истории религии в той же должности. В 1991 г. переведена на должность доцента. С марта 1992 г. по март 1993 г. исполняла обязанности заместителя декана факультета политологии ДВГУ. В 1994 г. кафедра этики, эстетики и истории религии была переименована в кафедру культурологии. 24 июня 2005 г. защитила докторскую диссертацию на тему “Нетрадиционные религии на российском Дальнем Востоке: история и современность” в диссертационном совете ДВГУ по специальности “отечественная история”.

В 2006 г. переведена на должность профессора кафедры культурологии. Под руководством С.М. Дударёнок защищено три кандидатских диссертации. В 2007 г. ей присвоено ученое звание профессора.

В 2008 г. рукопись учебного пособия С.М. Дударёнок и Е.А. Поправко “Методы исследования культуры” получила гриф УМО (Учебно-методическое объединение) вузов России по образованию в области историко-архивоведения.

Неоднократно выигрывала гранты РФФИ и РГНФ. В 2003 г. получила грант библиотеки конгресса США, принимала участие в международных научных конференциях “Лидерский диалог о свободе религии и вероисповедания” (Вашингтон, округ Колумбия); “Свобода совести и ограничения свободы религии” (Солт-Лейк Сити, штат Юта); “Проблема свободы совести и вероисповедания в США и России” (Бейлорский университет, Институт государственно-церковных отношений, Бейлор, штат Техас).

С.М. Дударенок была лауреатом (3-е место) VII Всесоюзного конкурса молодых ученых-философов (1989). В 1999 г. награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации

В 2000 г. награждена Дипломом Министерства образования Российской Федерации за научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью Министерства образования РФ по итогам открытого конкурса 2000 г. на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации.

В 2005 г. за плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса и активную деятельность в области научных исследований награждена Почётной грамотой Департамента образования и науки Администрации Приморского края. Почётный работник высшего профессионального образования.

Сфера научных интересов: теоретическое и историческое религиоведение, история нетрадиционных религий на российском Дальнем Востоке.

Светлана Михайловна входит в число ведущих религиоведов страны. По её инициативе в 2003 г. было создано Приморское отделение Российской общественной организации исследователей религии (РОИР). В 2003 г. аппаратом уполномоченного по правам человека в Российской Федерации при участии Приморского отделения РОИР во Владивостоке был проведен региональный семинар по вопросам обеспечения свободы совести в регионе. За проведение семинара С.М. Дударёнок получила благодарность уполномоченного по правам человека.

С.М. Дударёнок автор более 100 научных и научно-методических работ. Среди них: “Атеизм в социалистическом обществе: Проблемы теории и методологии” (В-к, 1988); монография “Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность” (В-к, 2004); словарь-справочник “Религиозные организации Приморского края” (В-к, 2007); учебное пособие для студентов специальности “Культурология” “Методы исследования культуры” (В-к, 2008); “Религиозная жизнь советского Дальнего Востока (1941–1954)” (В-к, 2009); словарь-справочник “Религиозные организации Дальневосточного Федерального округа” (В-к, 2010).

См.: Профессора Дальневосточного государственного университета: история и современность. 1899–2008. – Владивосток, 2009. – С. 168–170.

20 декабря

85 лет Ивановой Марии Антоновне (1929), краеведу-исследователю, руководителю генеалогического клуба “Находкинский родовед”, действительному члену Общества изучения Амурского края.

М.А. Иванова родилась в с. Кремово Михайловского района Приморского края, там же окончила 7 классов средней школы с похвальной грамотой. В 1944 г. поступила в Дальневосточный морской рыбный техникум во Владивостоке. По окончании техникума работала в п. Зарубино на рыбокомбинате химиком в производственной лаборатории. 23 года проработала на предприятии БАМР химиком, дозиметристом, бактериологом и много лет в ведущем отделе главного технолога старшим инженером. Вышла на пенсию в 1985 г.

В 1995 г. Мария Антоновна приступила к работе смотрителя и экскурсовода в пещерах “Екатериновского массива”, которые в те времена пользовались огромной популярностью у туристов. С того времени делом и смыслом всей ее дальнейшей жизни стало краеведение. Она много и с интересом работала в архивах г. Находка и г. Владивостока, фондах Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева, Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, участвовала во всех мероприятиях и конференциях по истории г. Находка, интересовалась судьбой первопоселенцев, их бытом, работала на археологических раскопках. Не один десяток экскурсий по городу, по пещерам, городищам, на остров Лисий провела Мария Антоновна. Более пятнадцати лет она занимается пополнением этнографических и исторических материалов для музеев г. Находки, объезжая и обходя все окрестности Находкинского городского округа и Южного Приморья. Ведет записи воспоминаний очевидцев и старожилов города, занимается исследованиями авиационных и морских катастроф, собирает материал о потомках В.К. Арсеньева.

В 2000 г. М.А. Иванова стала членом Общества изучения Амурского края; в 2004 г. – членом клуба “Родовед” при музее им. В.К. Арсеньева. В июле 2007 г. ею был создан клуб “Находкинский родовед” при Центральной библиотеке города Находки, председателем которого она является. Первое заседание клуба прошло 26 июля 2007 г.

Публикации в различных изданиях, помощь школьникам и студентам, консультирование экскурсоводов по вопросам краеведения, сбор сведений о военных летчиках, погибших в 1945 г. в бухте Тазгоу, а также поиск мест их захоронения, участие в издании книги о девяти Героях Социалистического Труда, прославивших в свое время Находку, – это лишь часть той огромной работы, которую ведет в последние годы Мария Антоновна. Она по праву может гордиться результатами своих исследований жизни В.К. Арсеньева и его внуков, которые живут в Находке. Не зря краеведы называют ее “летописцем семьи знаменитого путешественника”.

М.А. Иванова неоднократно награждалась благодарственными письмами от администрации города Находки, Общества изучения Амурского края, Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького, Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края за вклад в изучение истории родного города. В честь 80-летия Марии Антоновне в торжественной обстановке была вручена Благодарность губернатора Сергея Дарькина “За многолетний плодотворный труд, научную и просветительскую деятельность и достойный вклад в сохранение культурного наследия Приморского края”. Она награждена медалью “Ветеран труда” и Памятным знаком “70 лет Приморскому краю”.

См.: Солодко Т. Дело одной жизни: [о сост. природ. ист. комплекса “Екатериновский массив”, в т.ч. о смотрителе музея М.А. Ивановой] // Утро России. – 2003. – 11 дек. – С. 13; Алексеева С. История одной семьи: Родословная [Ивановой М.А. – краеведа из г. Находка] // Дельная газ. (г. Находка). – 2008. – 3 дек. – С. 8.

З.Н. Ковалева

25 декабря

60 лет Скириной Ирине Федоровне (1954), кандидату биологических наук, старшему научному сотруднику Центра ландшафтно-экологических исследований Тихоокеанского института географии ДВО РАН.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2009 год. – Владивосток, 2008. – С. 158–159.

27 декабря

40 лет Хорольскому заводу сухого молока (ныне ООО “Молочные продукты”) (1974).

В начале 1970-х гг. в с. Хороль началась большая стройка. Вместо старого маслозавода, мощности которого уже давно не соответствовали требованиям времени, решено было построить гигант молочной индустрии края – завод сухого обезжиренного молока. 27 декабря 1974 г. завод СОМ был принят Госкомиссией в эксплуатацию. Мощность завода составляла 500 кг сухого молока в час и 50 т молока на масло. Первым директором был назначен Виктор Владимирович Дмитриев. Сухое молоко поставлялось на весь Дальний Восток – на Камчатку, Сахалин, в Магадан. Все оборудование на заводе было чехословацкого производства.

В декабре 1978 г. после реконструкции котельной на заводе был запущен котел на жидком топливе, а ровно через год – ещё один. Это позволило заводу выйти на мощность по выпуску сухого молока до 6 т в сутки. В производственном цехе также была произведена замена оборудования, в результате чего мощность увеличилась вдвое. Выпуск сухого молока осуществлялся в ассортименте – сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, заменитель цельного молока для телят.

В 1980 г. вступил в строй административно – бытовой корпус. На первом этаже разместились столовая на 25 мест, филиал КБО, на втором – медкабинеты. А через два года была построена теплица размером 42х16 метров, где выращивались овощи для рабочих завода. В 1985 г. к зданию конторы был пристроен спортивный зал площадью 360 кв. м с тренажерными кабинетами.

Завод СОМ перерабатывал за год 35–37 тыс. т молока, сухого молока выпускал до 1500 т, масла животного – до 300 т. В ассортименте производимой продукции значилось 25 наименований.

За многолетний ударный труд орденом Ленина была награждена заведующая производством завода Анастасия Трофимовна Юртайкина, орденами и медалями отмечена работа машиниста компрессорных установок Николая Лукьяновича Зубко, мастера цельномолочного цеха Светланы Алексеевны Покутней, главного механика Александра Михайловича Солодянкина, маслодела Ольги Прокопьевны Петровой. На заводе работало много славных трудовых династий. Это Конюховы, Зубко, Покутние, Овчаровы, Яцуценко, Кожеченковы, Масленниковы, Гордиенко, Диденко, Громовы, Антоновы, Слипченко, Гонцевы, Савченко, Белозёровы, Солодянкины и другие. За весь период своего существования коллектив завода одержал немало трудовых побед, не раз получал переходящие Красные знамена, грамоты и другие награды.

В 2000 г. Холдинговая компания “Зеленые листья” из Владивостока выступила инвестором предприятия и приступила к модернизации завода. Генеральным директором стал Виктор Марченко.

В 2002 г. на базе завода СОМ было создано ООО “Молочные продукты”. Предприятие возглавил Олег Кристаленко. В мае 2004 г. на должность директора заступил выпускник ДВИСТа Олег Анатольевич Титков. Продукция завода известна далеко за пределами не только Хорольского муниципального района, но и края. Сегодня освоен уже и рынок Хабаровского края. А секрет в том, что, используя современные технологии, здесь применяются рецепты старых мастеров по производству варенца, ряженки, кефира и сметаны. Кроме этого, освоена технология выработки йогуртов, кисломолочного напитка “Айран”, который на краевой выставке “Приморские продукты – 2004” получил золотую медаль. Сегодня ассортимент предприятия насчитывает 15 наименований и оно имеет возможность выпускать в сутки 25 т продукции. Для её изготовления используются новейшие технологии и современное оборудование, рассчитанное на производство экологически чистых молочных продуктов.

См.: Слесарева В. “Молочные продукты”: годы становления // Рассвет (Хорол. р-н). – 2008. – 19 февр.; Кузьмин С. “Молочные продукты”: десять лет инноваций: [о работе ООО “Молочные продукты”, которое входит в состав холдинговой компании “Зеленые листья”] // Золотой Рог. – 2011. – 12 апр. – С. 10; Зеленые листья (холдинговая компания) // Экономика Дальнего Востока и Байкальского региона: иллюстр. энцикл. – Владивосток, 2012. – С. 164: фот.; Ардальянова Е. От производства молока – к биотехнологическому комплексу // Дальневост. капитал. – 2013. – N 5. – С. 50.

Л.Г. Хохрова

28 декабря

5 лет со времени запуска в эксплуатацию спецморнефтепорта “Козьмино” (2009).

См.: Нефтепорт вошел в рабочий режим // Дальневост. капитал. – 2010. – N 2. – С. 32: фот.; Ярмоленко Т. Нефть из Козьмино взорвала рынок: о примор. нефтян. спецтерминале с пиететом пишут самые солидные западные деловые издания // Владивосток. – 2010. – 12 авг. – С. 1, 3; Федоров В. Борис Мельников: Забота о людях – наша главная задача: [о работе ООО “Спецморнефтепорт “Козьмино”] // Находкин. рабочий (г. Находка). – 2011. – 2 сент. – С. 3: фот.; Доронина Н. Сварили последний стык: завершено стр-во линейной части магистр. нефтепровода ВСТО-2: последний стык трубопровод. системы был сварен у порта Козьмино // Рос. газ. – 2011. – 15 сент. – С. 15: фот; Из Козьмино экспортировано 1,3 млн. тонн нефти // Примор. газ. – 2012. – 12 июня. – С. 3: фот.

29 декабря

15 лет со дня открытия нового электрифицированного участка железной дороги от Уссурийска до ст. Сибирцево (1999).

См.: Электрички дошли до Сибирцево // Утро России. – 1999. – 30 дек. – С. 2.




pgpb.ru © ПКПБ им А.М. Горького 2016