110 лет со дня рождения Пегова Николая Михайловича (1905 – 19 апреля 1991), Первого секретаря Приморского КК ВКП(б).
Родился в г. Москве в семье служащего. Трудовой путь начал в 1919 г. батраком по найму. С 1923 г. – рабочий на московских предприятиях. В 1932 г. окончил ускоренные курсы директоров. С 1932 по 1935 г. – заместитель директора, директор Московской шёлкоткацкой фабрики. В 1935–1938 гг. учился в Промышленной академии в Москве, избирался секретарем партийного комитета академии. Образование – неоконченное высшее.
В 1938 г. Н.М. Пегов переходит на работу в аппарат ЦК ВКП(б) на должность ответственного организатора Отдела руководящих кадров ЦК, с июня по октябрь – секретарь Дальневосточного краевого комитета партии (г. Хабаровск).
С сентября 1938 по февраль 1939 г. – секретарь организационного бюро ЦК ВКП(б) по Приморскому краю.
16–19 февраля 1939 г. состоялась Приморская краевая партийная конференция, обсудившая Тезисы к докладу ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР. Первым секретарем Приморского крайкома ВКП(б) конференция избрала Николая Михайловича Пегова.
“Слабая заселенность края, доставшаяся нам в наследство от царской России, сковывала развитие не только сельскохозяйственного производства, но и являлась тормозом в подъеме всех других отраслей народного хозяйства. Мы в Приморье были фактически лишены естественной для других районов страны возможности привлечения рабочей силы из деревни на строящиеся или уже действующие промышленные предприятия… Таким образом, от решения проблемы заселения во многом зависело развитие производственных сил Дальнего Востока. Решение этой проблемы имело не только экономическое, но и оборонное значение – край-то пограничный… Заселение – это не только краевая, но и государственная задача, и решать ее надо по государственному” – из книги Н. Пегова “Далекое – близкое: воспоминания” (Владивосток, 1987).
Правительство приняло соответствующие меры: были введены льготы для переселенцев, они обеспечивались бесплатным проездом, привозом скота и имущества, питанием и медицинским обслуживанием с места выезда до места заселения. Для них бесплатно выделялись участки леса для заготовки древесины для строительства, многие совхозы сами строили для приезжающих дома, которые через пять лет работы переходили в собственность людей. Это стало хорошим толчком для увеличения роста приезжающих в Приморье. Кроме того, многочисленные кадры дала краю армия.
За несколько довоенных лет край успел многое сделать. Пегов, рассказывая о предвоенной ситуации, отмечал, что “дела в крае шли хорошо”. 9 июня 1941 г. пленум краевого комитета партии подвел первые итоги выполнения решений XVIII всесоюзной партийной конференции. Шахтеры досрочно выполнили пятилетний план, перевыполнили план рыбаки, ритмично работала железная дорога, выровнялись дела в лесной промышленности. Хороший, уверенный старт – так характеризовал ситуацию Пегов.
С началом Великой Отечественной войны перед Приморьем поставили отдельную задачу: сделать все возможное как для оказания помощи действующим фронтам, так и для подготовки отпора вторжению японских войск, не дав при этом Японии ни малейшего повода для вступления в войну. Край оказался в положении невоюющего фронта…
Вся организаторская работа партийных комитетов проводилась под девизом “Все для фронта! Все для победы!”. Так, в системе Главвостокрыбпрома, первой из промышленных предприятий края, было налажено производство гранат. Уссурийский паровозоремонтный завод освоил производство авиафанеры, противотанковых мин, телеграфных катушек.
Партийные организации гг. Владивостока, Партизанска, Артема и Уссурийской области в 1941–1944 гг. направили на постоянную работу во Владивостокский морской торговый порт, на суда морского флота и Приморскую железную дорогу свыше восьми тысяч человек, в том числе – две тысячи комсомольцев по призыву ЦК ВЛКСМ.
9 сентября 1945 г. в помещении Приморского краевого театра им. М. Горького состоялось торжественное вручение ордена Ленина коллективу Дальзавода, 300 рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим за ударный труд были вручены ордена и медали.
25 сентября 1946 г. Приморский крайком партии рассмотрел вопрос о пятилетнем плане развития энергетики южных районов Приморья на 1946–1950 гг., принял постановление о реконструкции и увеличении мощностей АртемГРЭС, тепловых электростанций в Уссурийске и Партизанске. Таким образом, главными ориентирами для края стали комплексное развитие народного хозяйства, производство на месте всего необходимого, отказ от нерациональных, дорогостоящих перевозок – все это определяло главную, магистральную задачу Приморья в четвертой пятилетке.
В марте 1947 г. Н.М. Пегов отозван с занимаемой должности для дальнейшей работы в аппарате ЦК ВКП(б), начал работать заместителем начальника управления, заведующим отделом Центрального Комитета партии.
В 1952–1953 гг. – секретарь ЦК КПСС и кандидат в члены Президиума ЦК КПСС. В 1953–1956 гг. – секретарь Президиума Верховного Совета СССР. Именно к нему обращались с телеграммой воины-тихоокеанцы, расквартированные в г. Находке с предложением переименовать город в Сталиноморск, а бухту – в Сталиноморскую.
С 1956 г. Н.М. Пегов находился на дипломатической службе: посол в Иране (1956–1963), в Алжире (1964–1967) и в Индии (1967–1973), заместитель Министра иностранных дел СССР (1973–1975), заведующим отделом заграничных кадров ЦК КПСС (с октября 1975).
Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. В декабре 1982 г. вышел на пенсию. Скончался 19 апреля 1991 г., похоронен в Москве.
См.: Пегов Н.М. Далекое-близкое: воспоминания. – М.: Политиздат, 1982. – 223 с.: ил.; Он ставил край на ноги: [к 100-летию со дня рождения первого секретаря Примор. КК ВКП(б) Н.М. Пегова] // Утро России. – 2005. – 16 апр. – С. 1; Меринов Ю.Н. Пегов Николай Михайлович // Меринов Ю.Н. От генерал- губернатора ... до губернатора. 1847–2008: биогр. очерки. – Владивосток, 2008. – С. 150–153; Уфимцев Ю. Сталин и Пегов – основатели Приморья // Конкурент. – 2008. – 21–27 окт. – С. 30; Коноплицкий В. Человек вождя, или О чем поведала старая фотография // Владивосток. – 2009. – 21 окт. – С. 11; Николай Михайлович Пегов. Он был первым: Секретарь Приморского крайкома КПСС 1939–1947 гг. // Владивосток. – 2013. – 16 окт. – С. 16: фот.; Егорчев И. Самый первый первый секретарь был из батраков: в 33 года он стал начальником целого края: [о Н.М. Пегове] // Владивосток. – 2013. – 23 окт. – С. 11: фот.
6 апреля
45 лет со времени создания Славянского судоремонтного завода (1970). В этот день вышел приказ Министерства морского флота о создании Славянского судоремонтного завода.
См.: Морозова С. Нас с детства учили слову “Надо”! // Приморец (Хасан. р-н). – 2000. – 24 февр.; Мазница Ж. Путь становления и развития: [Славян. судоремонт. з-ду – 30 лет] // Приморец (Хасан. р-н). – 2000. – 14 марта. – С. 2; Мазница Ж. Поселок у моря: [Славян. судоремонт. з-ду – 30 лет] // Приморец (Хасан. р-н). – 2000. – 28 марта; Судоремонтная база Славянка // Вахненко Р. География морских портов Дальнего Востока России. – Владивосток, 2002. – С. 13–16; Рогов Ю. Курсом на Славянку: Славян. судоремонт. з-д делает ставку на качество // Золотой Рог. – 2004. – 19 окт. – С. 18; Мусханов М. Предприятие развивается стабильно: Славян. судорем. з-д уверенно смотрит в будущее // Комс. правда. – 2007. – 18–25 окт. – С. 46; Полевая Н. Будущее у Славянского судоремонтного [завода] есть // Хасан. вести (Хасан. р-н). – 2007. – 15 февр. – С. 3; Якимчук А.П. Славянскому судоремонтному заводу – 40 лет // Хасан. вести (Хасан. р-н). – 2010. – 3 апр.; Якимчук А. У Славянского СРЗ – день рождения // Хасан. вести (Хасан. р-н). – 2013. – 6 апр. – С. 1, 3: фот.
6 апреля
25 лет со дня создания в г. Владивостоке общественной организации “Приморская Лига ходьбы “Женьшень”” (1990).
См.: Коноплицкий В. 813-й поход. В книгу рекордов Гиннеса: [Лиге ходьбы “Женьшень” – 10 лет] // Владивосток. – 2000. – 4 апр. – С. 10; Кудинов В. Туда не ходи, сюда не ходи: Лига ходьбы “Женьшень” предлагает строить турбазы // Золотой Рог. – 2003. – 14 янв. – С. 14; Китаев В.В. Деятельность Приморской Лиги ходьбы “Женьшень” в области экологического туризма // Природа без границ: материалы I Междунар. экол. форума. Ч. 2. – Владивосток, 2006. – С. 82–85; Тушкина Т. Двести тысяч ходоков, в том числе из Приморья прошли по Китаю // Владивосток. – 2007. – 10 июля.– С. 13; Филимонов Б.В. С ходоками из “Женьшеня” по реке Милоградовке // Филимонов Б.В. Незабываемые маршруты. – Владивосток, 2007. – С. 119–140: фот.; Смирнов А.Г. Ходили мы походами...: очерки истории туризма Примор. края. – Владивосток: Русский Остров, 2009. – С. 176–185.
8 апреля
65 лет Сергиякову Владимиру Николаевичу (1950), артисту Приморского академического театра драмы им. А.М. Горького, народному артисту РФ (2011).
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 66–68. Новая лит.: Берчанская Л. На сцене – Сергияков. Браво!: заслуж. артисту России исполняется 60!: [о творчестве В. Сергиякова и его бенефисе 8 апр. в спектакле “Поминальная молитва”] // Владивосток. – 2010. – 7 апр. – С. 26: фот.; Воронежцева К. Актеру “Горьковки” присвоили звание народного артиста России: Владимир Сергияков удостоился высшего признания в искусстве // Комс. правда. – 2010. – 14 апр. – С. 14: фот.; Владимир Сергияков – народный по праву // Тихоокеан. комсомолец. – 2011. – 31 марта – 7 апр. – С. 3; Сергияков В. Артист из Горошихи: ведущий актер “Горьковки” В. Сергияков: “Моей птицей стала встреча со своим театром” // АИФ-Приморье. – 2011. – 12–18 окт. – С. 3: фот.; Сергияков В. От сути народной...: [нар. артист России, артист театра им. М. Горького В. Сергияков о жизни и творчестве] // Прогресс Приморья. – 2011. – 28 окт. – С. 10: фот.; Островская Г. Мой друг Владимир Сергияков // Литературный Владивосток: лит.-худож. альм. – Владивосток, 2011. – С. 193–197; Александрова Л. Не принц, а король!: [нар. артист России, актер Примор. акад. театра им. Горького В. Сергияков; есть 4 фото] // Детская волна. – 2012. – N 3. – С. 16–17; Сергияков В. От народного театра к народному артисту // Ваш досуг. Владивосток. – 2013. – Дек. (N 45). – С. 40–43: фот.
11 апреля
65 лет Анисимову Леониду Ивановичу (1950), художественному руководителю Владивостокского Камерного театра драмы (1991–1999), заслуженному деятелю искусств РФ (1993), член-корреспонденту Российской Петровской Академии наук и искусств, лауреату Государственной премии Японии.
Возглавил бывший Театр юного зрителя (ТЮЗ) в 1991 г. и ввел новое направление в репертуар – постановку классики. Вскоре сам театр стал называться Владивостокский камерный театр. В 1992 г. труппа приняла участие в Московском театральном фестивале “Играем Чехова”. В 1993 г. Л. Анисимов осуществил постановку горьковской пьесы “На дне”, которая была признана лучшей в сезоне не только владивостокскими, но и московскими критиками. За Горьким последовали постановки Чехова, Островского, Тургенева, Метерлинка, Пушкина. Спектакли “Пугачев”, “Месяц в деревне” и другие пользовались у зрителя огромным интересом. Театр гремел на всю страну, ездил с гастролями в США (1995), Францию (1997), выезжал в соседний Хабаровск (1993), устраивал театральную неделю в районах Приморского края (1994), в краевых газетах развернутыми рецензиями отмечалась каждая новая работа Л. Анисимова и его труппы. Творческий почерк режиссера – это психологизм спектаклей, поиск глубинных смыслов. Большим успехом у владивостокских зрителей пользовался спектакль по пьесе Н. Рериха “Милосердие” (1996–1997), а сам театр в одной из рецензий был обозначен как театр-первопроходец.
С 1993 г. являясь режиссером Владивостокского камерного театра начал практиковать мастер-классы русской театральной школы сначала в Японии, а затем в США и Южной Корее. За спектакль “Иосиф и Надежда” по пьесе О. Кучкиной удостоен звания лауреата Государственной премии Японии (1993).
В настоящее время Л.И. Анисимов является художественным руководителем Токийского Нового репертуарного театра (кроме этого театра в Токио под его руководством работают три театральные студии), Президентом Токийской Международной школы-академии К.С. Станиславского и Нового театра в Сиэтле (США), профессором Университета штата Вашингтон.
За прошедшие годы в Японии был создан Токийский Новый репертуарный театр, в Южной Корее – Инчёнский Новый театр, в США – Сиэтлский Новый театр. Как считает сам Л. Анисимов: “По большому счету мне удалось создать некую структуру, которая может претендовать на звание, похожее на “международный театральный холдинг”.
В Токийском театре идут четыре чеховские пьесы: “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Вишневый сад”, “Три сестры”, горьковская “На дне”. Кроме этого ставится и японская классика: Тикамацу Мондзаэмона “Самоубийство влюбленных” и Миядзава Кендзи “Ночной экспресс, идущий по млечному пути”. Для театра в Сиэтле была выбрана пьеса А. Чехова “Три сестры”, а в Южной Корее – “Дядя Ваня”. “Работа этих театров строится по всем канонам русской классической театральной школы, – продолжает рассказывать Л. Анисимов. – Система Станиславского обладает мощнейшей силой, способной разгонять огромные волны. Я – сёрфер, который по ним скользит”.
Несмотря на работу в этих трех театрах, большую часть времени режиссер проводит в Токио.
См.: Кочугова Е. Рецепт счастья или Кредо режиссера Анисимова // Утро России. – 1993. – 31 марта; Островская Г. Дорога без конца: [о деятельности театров г. Владивостока и их режиссерах – Е. Звеняцком и Л. Анисимове] // Дальний Восток. – 1993. – N 11–12. – С. 182–189; Виват Камерному!: [обзор писем-мнений зрителей о Камер. театре драмы и его спектаклях] / подгот. И. Пермякова // Утро России. – 1996. – 27 дек. – С. 11; Анисимов Л. Черпаю энергию в природе: [беседа с глав. режис. Камер. театра драмы / вела И. Мирзоева] // Антенна. – 1997. – Июль–авг. (N 28).– С. 3; Анисимов Л. Я – человек мира: [интервью с глав. режис. Камер. театра драмы / вел Е. Мырзин] // Конкурент. – 1998. – 28 дек. – 3 янв. (N 51). – С. 5.
12 апреля
135 лет Дальневосточному морскому пароходству (1880).
См: Дальневосточное морское пароходство 1880–1980 гг. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1980. – 587 с.; Бянкин В.П. В дальневосточных морях: Очерки. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1981. – С. 132–162; Иванцова Н. Дальневосточное морское пароходство: [к 120-летию создания] // Время и события: Указ.-календарь по Дал. Востоку на 2000 г. – Хабаровск, 1999. – С. 102–104; Старцев Д. Японское море, белый пароход: [из истории судов дальневост. мор. пароходства] // Утро России. – 2002. – 23 апр.; Кузьмин С. Курс на стабильность и эффективность: Дальневост. морское пароходство встречает 130-летний юбилей в ранге национального транспортного оператора // Золотой Рог. – 2010. – 20 апр. – С. 15; ДВМП и Владивосток: параллельным курсом к процветанию: история города и Дальневост. морского пароходства прочно сплетены в одну летопись: [о 130-летнем юбилее ДВМП и 150-летии города] // Золотой Рог. – 2010. – 29 июня. – С. 11; Островский А. И все-таки они вернулись: во Владивостоке увидела свет уникальная книга: [о кн. “В порт приписки не вернулись” – о судах ДВМП, затонувших в море; авт. – моряк, историк – А.А. Михайлов] // Новая газ. во Владивостоке. – 2013. – 28 нояб.– С. 3: фот.; Алиханов Р. “Мы выстраиваем свою стратегию по трем направлениям”: [интервью с президентом ДВМП Р. Алихановым] // Морской флот. – 2014. – N 4. – С. 14–18: фот.
12 апреля
65 лет Моору Валерию Климентьевичу (1950), архитектору, педагогу.
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 69–71. Новая лит.: Моор В. Зодчий: [интервью с градостроителем, архитектором / вел А. Вороной] // Примор. вести. – 2003. – 30 июля. – С. 7; Моор В.К. Архитектор Валерий Моор: “Мы много говорили, а в Европе делали”: [о проблемах гор. застройки, ист. облике Владивостока, уютных европ. городах и отсутствии гуманист. среды в примор. столице рассказал член Градостроит. совета, декан архитектур. ф-та. ДВГТУ, заслуж. архитектор РФ В. Моор] / подгот. Е. Коновалов // АИФ–Приморье. – 2009. – 16–22 дек. (N 51). – С. 3; Малиновский В. Архи-Владивосток Валерия Моора // Утро России. – 2010. – 22 апр.– С. 6–11; Моор В. Одухотворение пространства // Конкурент. – 2012. – 18–24 сент. – С. 20.
12 апреля
25 лет Музею современного искусства “Артэтаж” (галерея “Артэтаж”) (1990).
См.: Городний А. “Артэтаж”: 20 лет спустя: А. Городний и его взрослое детище: 12 апр. музей соврем. искусства “Артэтаж” отметит юбилей: [о галерее рассказал ее дир.] / подгот. Л. Берчанская // Владивосток. – 2010. – 7 апр. – С. 27: фот.; “Артэтажу” – 20: 20 лет подвижничества: [фотоколлаж из коллекции Музея соврем. искусства; есть история создания галереи] // Ежеднев. новости. – 2010. – 7 апр. – С. 12–13; Островский А. Больше всех надо: создателю и бессменному директору галереи “Артэтаж” А. Городнему – 60 лет // Новая газ. во Владивостоке. – 2011. – 4 авг. – С. 23: фот.; Панкратьев Е. Своим умом: [о Музее соврем. искусства “Артэтаж”] // Aeroflot world. – 2012. – Декабрь. – С. 54–55: фот.
13 апреля
80 лет Александровской Ларисе Витальевне (1935), краеведу, кандидату филологических наук, профессору ДВФУ.
За последние пять лет у Л.В. Александровской вышли книги: “Владивосток – начало биографии” (Владивосток, 2010), “Тихоокеанская трилогия” (Владивосток, 2011), “Иван Васильевич Фуругельм: Двадцать лет на Восточном океане” (Владивосток, 2012), “Одиссея Фридольфа Гека” (4-е изд., доп. статьями-отчетами Ф. Гека об экспедиции на север 1885 года. Владивосток, 2013), “Карл Шульц – фотолетописец Владивостока конца ХIХ века” (Владивостокк, 2013).
Опубликованы различные краеведческие статьи в Записках ОИАК, альманахе “Власть книги”, журналах “Русский мир”, “Приморье: природы, религии, общества”.
В марте 2013 г. приняла участие в разработке проекта “Церковные краеведческие чтения” для Свято-Никольского кафедрального собора, а в мае 2014 г. помогала ученикам воскресной школы во время подготовки к конкурсу на лучшую работу по теме “Святые мощи собора”, проводимого епархией. В 2014 г. завершена работа над книгой “Святыни Свято-Никольского кафедрального собора”.
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 71–73. Новая лит.: Егорчев И. Он же финн! или История финского Приморья: [об исследованиях судеб фин. переселенцев Л.В. Александровской] // Дальневост. ведомости. – 2005. – 20–27 апр. – С. 11; Александровская Л. Вспоминая Арсеньева: [о многолет. дружбе своей семьи с исследователем и ученым Дал. Востока рассказала авт. ст. – писатель, профессор, член ОИАК] // Русский мир.ru. – 2012. – Октябрь. – С. 24–27; Клименко И. Первые впечатления о книге: [предисл. к кн. Л.В. Александровской “Карл Шульц – фотолетописец Владивостока конца XIX века”] // Александровская Л.В. Карл Шульц – фотолетописец Владивостока конца XIX века. – Владивосток, 2013. – С. 4–7.
14 апреля
10 лет со дня открытия отделения Генерального консульства КНР в Приморье (2005).
См.: В Приморье открыто отделение генерального консульства КНР // Парламент. газ. – 2005. – 15 апр. – С. 24; Коробеева В. Награда Китая – выдающемуся российскому ученому: [генер. консул КНР Сунь Лицзе вручил ученому ДВО РАН В. Ларину медаль “За выдающийся вклад в развитие рос.-кит. отношений”] // Золотой Рог . – 2010. – 29 апр. – С. 2: фот.
19 (2 мая) апреля
100 лет со дня рождения Александровой Александры Васильевны (1915 – 9 июля 2001), библиотечного работника, заслуженного работника культуры РФ (1966).
Родилась в г. Тула Тульской области. Родители умерли от тифа, когда ей было 5 лет. Воспитывалась в детдоме до 1934 г. В 1938 г. окончила Московский библиотечный институт и прибыла по распределению в Приморье.
С сентября 1938 г. работала во Владивостокской центральной городской библиотеке (ныне Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького) заведующей абонементом. А.В. Александрова стала первым библиографом (назначена 15 марта 1940 г.) В 1944 г., когда библиотека стала краевой, этот отдел состоял уже из 3-х человек. И в промежутках между работой на лесопогрузках, торговом порту и других работах, связанных с военным временем, библиографы составляли списки литературы по актуальным темам, выполняли запросы читателей. В 1946 г. награждена медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”.
С 1946 по 1959 г. А.В. Александрова была заведующей справочно-библиографическим отделом, часто выезжала в библиотеки края с методической помощью. В это время она была одним из составителей многих методико-библиографических материалов и памяток читателям: “В помощь библиотекарю к проведению читательской конференции на тему “Обработка почвы по методу Т.С. Мальцева” (1955); “Механизаторы Приморского края о своем опыте” (1956); “Опыт передовых леспромхозов – всем лесозаготовителям” (1956); “Передовой опыт выращивания картофеля” (1957), “Что читать о Владивостоке”: к 100-летию Владивостока (1958); “Научно-атеистическая пропаганда в массовых библиотеках” (1958) и др.
В апреле 1949 г. после проведения проверки каталогов библиотеки по отделам и картотек справочно-библиографического отдела на А.В. Александрову была возложена ответственность за составление, наполняемость и актуальность картотек. Тогда же и началось накопление карточного массива для каталога “Приморский край”. В 1959 г. при библиотеке работало библиографическое объединение, в котором самое активное участие принимала А.В. Александрова. Итогом большой работы по наполнению картотек и каталогов информацией, в которой на начальном этапе приняла участие Александра Васильевна, стало значительное увеличение объемов библиографических записей. Несмотря на трудности, на 1 января 1965 г. библиотека имела в том числе: систематическую картотеку журнально-газетных статей (60 ящ.); краеведческий сводный каталог “Приморский край” (24 ящ.) и служебные картотеки “Памятные дни”, “Географические названия”.
16 марта 1960 г. была назначена заведующей книгохранением. В апреле 1970 г. ушла на пенсию, но оставалась еще работать в отделе в должности старшего библиотекаря, затем продолжила работу в отделе обработки литературы и каталогов до 1982 г. Неоднократно избиралась председателем профсоюзного комитета библиотеки.
За многолетний и плодотворный труд А.В. Александрова была награждена: медалью “За доблестный труд” в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970); значком Министерства культуры РФ “За отличную работу” (1962). В 1966 г. ей первой в библиотеке присвоено звание “Заслуженный работник культуры РФ”.
См.: Библиотека: взгляд в историю / ПГПБ им. А.М. Горького; сост. Л.Г. Осадчук. – Владивосток, 2007. – С. 59.
19 апреля
30 лет краевому Музею профессионального образования (1985).
Музей профессионального образования был открыт во Владивостоке по инициативе начальника Краевого управления ПТО Андрея Петровича Ткалича.
Музей решено было открыть на базе ГПТУ № 40 (ныне ПУ № 49), расположенном в зданиях типовой застройки в районе бухты Тихой. Недалеко находились еще 5 профтехучилищ, Индустриальный и Энерготехникум, 2 воинские части, с которыми также велась совместная военно-патриотическая работа. Архитектурно-художественный проект выполнил член Союза художников В.М. Шлихт, строительные и сварочные работы по проекту – учащиеся и мастера производственного обучения ГПТУ № 40 и № 9, оформление стендов – художник А.М. Примаков, выпускник РУ № 1. На открытие музея были приглашены участники Великой Отечественной войны.
Экспозиция музея построена по историко-хронологическому принципу: создание в крае школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в 1920–1940 гг.; создание единой государственной системы трудовых резервов (РУ, ЖУ, школы ФЗО) – октябрь 1940 г.; трудовые резервы Приморья – фронту; Стена Героев; первая послевоенная пятилетка; сельские училища; профтехобразование в 1960–1970 гг.; рационализация и изобретательство; развитие спорта, художественной самодеятельности.
Это средний пояс экспозиции, наиболее удобный для обзора. Верхний пояс отражает в фотографиях, таблицах историю развития системы на Всероссийском уровне, нижний – действующая экспонатура соответственно временным рамкам показываемого периода: железнодорожный фонарь КВЖД, радиоприемник и телефонный аппарат 1938 г., патефон, тарелка-репродуктор, аппарат Морзе, телевизор с экраном 9 на 12 см, графопроектор, прибор контроля знаний. Учащиеся могли подержать в руках инструменты, которыми работали их сверстники в 1920-е гг., в роковые сороковые, примерить на себя красноармейскую каску, фуражку рэушника. Интерактивные формы работы позволяют снять с музея стереотип “хранилища”. Надо отметить, что через предмет, документ история становится приближенной и где-то даже личностной, а не отстраненной, как воспринимается она подростками в учебнике.
Все годы музей организовывал поисковую работу, различные конкурсы, учебу экскурсоводов, встречи с интересными людьми, профориентационную работу со школьниками. Созданы альбом “Книга памяти”, куда включены материалы о 52 ветеранах Великой Отечественной войны – работниках профессионально-технических училищ края, “Летопись трудовой славы”, отразившая 262 персоналии, памятный календарь “Заслуженные учителя и мастера профтехобразования” с хронологической таблицей “Зарождение, становление и развитие начального профессионального образования в России и Приморском крае”. Изданы брошюры “К 300-летию профессионального образования России”, “Клуб интересных встреч”, “Народному музею истории профессионального образования 20 лет”, отдельные книги к юбилеям профессиональных училищ № 16 г. Уссурийска, № 1 и № 9 г. Владивостока, профессионального лицея № 15 г. Большой Камень.
Всего музеем сделано 98 самостоятельных публикаций в местных и центральных изданиях, 110 раз о музее писали другие авторы. Материалы музея используются школьниками, курсантами, студентами. Обращались в музей аспиранты и диссертанты: Е.Н. Чернолуцкая, С.С. Балдин, В.П. Королюк. Благодаря целенаправленному поиску открылись новые факты, исследован период 1873–1917 гг. – зарождение профессионального обучения подростков в крае. Значительно пополнились сведения о школах ФЗУ и их профессиональной направленности, о подготовке квалифицированных рабочих кадров через школы ФЗО, РУ и ЖУ в годы Великой Отечественной войны, когда резко возросла потребность в них в силу того, что союзническая помощь по ленд-лизу стала осуществляться через Тихий океан. Активно разрабатывалась тема “огненных рейсов”, участниками которых были учащиеся ремесленных училищ, школ ФЗО и ШМО.
Директор музея и учащиеся выступали на семинарах преподавателей истории, литературы, библиотекарей, конференциях разного уровня. Культурно-массовая работа проводилась не только в стенах музея, но и на территории других училищ города и края, в лицеях, колледжах, школах, библиотеках, детских клубах: беседы, лекции с использованием музейных предметов, мероприятия, посвященные памятным датам, презентации книг по краеведению и истории края. Среди приглашенных гостей были писатели Л.Н. Князев, В.А. Щербак, Е.П. Шолох (вып. ГПТУ № 40), Р.Ф. Гаврилов, Н.П. Троян, профессора В.В. Подмаскин, Б.И. Мухачев, Л.К. Лысенко, заслуженные артисты А.Я. Михайлов (вып. РУ № 10), Ю. Назаров, Б.Ю. Грачевский, А.Г. Агбалян, путешественник П.Ф. Конюхов, краеведы И.Н. Егорчев, Т.Г. Бульбах, В.А. Козько, Ю.П. Щуковская, Л.А. Шубин, В.В. Клименко, В.Г. Полоухин, Д.О. Дмитриев, почетные граждане Ф.Н. Шестопалов (вып. РУ № 1), А.И. Стоник (вып. школы ФЗУ), Герои Социалистического Труда М.Г. Попов (вып. РУ № 9), М.А. Волков (вып. школы ФЗО № 11), Герой Советского Союза Н.И. Кононенков (УМСХ № 2). Учащиеся имели возможность познакомиться с работами некоторых художников, передвижной выставкой Государственного архива Приморского края “Владивосток в годы Великой Отечественной войны (из рассекреченных материалов)”.
Музей плодотворно сотрудничает со многими другими музеями города, края, других областей и республик, городским и краевым Советами ветеранов войны и труда, Советом ветеранов ДВМП, обществами “Мемориал”, “Боевое братство”. Участвует в работе клубов “Краевед”, “Родовед”, “Владивостокская крепость”; музыкально-литературных клубов “Лира”, “Орфей”, в патриотических акциях Общества изучения Амурского края.
С июля 2011 г. Музей профтехобразования располагается по ул. Борисенко, 104, в здании Энергетического колледжа.
9 сентября 2011 г. состоялось торжественное открытие Энергетического колледжа и обновленного Музея профтехобразования Приморского края. На торжественном мероприятии присутствовали почетные гости – первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, Губернатор Приморского края Сергей Дарькин, председатель правления ОАО “ФСК ЕЭС” Олег Бударгин и Президент Hyundai Heavy Industries Ли Чжэ Сон, народный артист России, актер театра и кино Александр Михайлов. Гости посетили музей и оставили пожелания в книге музея.
В настоящее время в современных витринах музея представлена продукция, изготовленная в мастерских училища, прикладное творчество учащихся и сотрудников.
Создается второй зал, в котором предусматриваются экспозиции по трем направлениям: “Энергетика”, “Электросвязь”, “Почтовая связь”.
Посещение залов музея вызывает большой интерес учащихся школ в дни открытых дверей, а также первокурсников, поступивших в Энергетический колледж. Материалы, имеющиеся в архивах музея, используются студентами при участии в конкурсах исторической направленности.
Встречи делегаций гостей колледжа сопровождаются обязательным посещением музея, знакомством с историей профтехобразования в Приморском крае.
См.: Тимохина Л. Кадры решают все?: [о Музее проф. образования Примор. края] // Утро России. – 2010. – 21 окт. – С. 1, 3: фот.; Левадняя С.В. Из истории Музея профессионального образования Приморского края // Записки ОИАК. – Владивосток, 2011. – Т. XL. – С. 158–160.
С.В. Левадняя, В.И. Наумова
22 апреля
15 лет со дня открытия в г. Кизляр (Дагестан) памятника приморцам, погибшим в ходе боевых действий в Чечне (2000).
С просьбой об открытии памятника приморцам, погибшим во время боевых действий в Чечне, к властям Дагестана обратился губернатор Приморского края Е.И. Наздратенко в ходе своей поездки на блок-пост возле города Хасавюрт, где погиб командир приморского СОБРа майор Илющенко. Председатель правительства Дагестана Хизри Шихсаидов к этой просьбе отнесся с огромным пониманием. Памятник приморцам, погибшим за сохранение мира и единства на Кавказе, установили рядом с памятником жителям Кизляра, погибшим при защите родного города в столкновении с бандами Радуева в 1996 г.
См.: Борисов С. Кизляр, 22 апреля 2000: [в Дагестане открыт памятник приморцам, погибшим в ходе боевых действий в Чечне] // Новости. – 2000. – 28 апр. – С. 9.
25 апреля
50 лет Белобровой Ларисе Дмитриевне (1965), заслуженной артистке России (2002), актрисе Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
В труппу театра начинающая артистка была зачислена в 1987 г. по окончании театрального факультета ДВПИИ.
На главной сцене Приморского края Л. Белобровой сыграно более 40 ролей. Есть у актрисы и кинематографический опыт: участие в телесериале канала Россия “Сыщики” (2007) и съемках фильмов “Следы на песке” (2008), “Сказка про темноту” (2009).
Роли начальной театральной поры как будто бы обещали что-то: Луиза Миллер (“Коварство и любовь”), Офелия (“Гамлет”), Элиза Дулитл (“Моя прекрасная леди”), душечка Шугар (“В джазе только девушки”). Сыгранные с лукавой грацией, с бунинским “легким дыханием”, они, казалось, таили в себе некую изящную серебристую пружинку, которая вот-вот распрямится и сработает, и тогда произойдет н е ч т о. И это н е ч т о преобразит актрису. Талант ее засверкает, личностные качества проявятся в каком-то особенном блеске. Она словно бы обретет новый высокий статус, который позволит ей многое определять в искусстве и в общественной жизни нашего края.
Все это не замедлит произойти, и в региональной истории возникнет имя – Лариса Белоброва. Имени этому, по всей вероятности, суждено будет остаться в нашей истории надолго.
За годы (а это 1987–2011), пока в труппе Приморского академического театра драмы им. М. Горького работала актриса Лариса Белоброва, владивостокская публика научилась относиться к своему театру “чуть больше, чем просто к театру”. Театр оказывался “игрой жизни”. В нем дышали пастернаковские “почва и судьба”. “Почва” реальной повседневности и “судьба” актрисы, с этой самой повседневностью удивительным образом связанной. Подчас, не собственно художественный интерес подталкивал к театру публику, а очередная газетная байка, сенсационное разоблачение, слушок, “новости” от “Форбса” и правоохранительных органов и т.д.
А как иначе, если в центре всех этих постоянно циркулирующих новостей и слухов находится главная актриса театра? Вчера – вдова бывшего криминального авторитета Игоря Карпова. Завтра – супруга удачливого предпринимателя Сергея Дарькина, ставшего губернатором Приморского края и пребывавшего в этой должности более десяти лет? Как иначе, когда жизнь вне театра становится словно бы продолжением спектакля, еще более грандиозного, еще более фантастического и захватывающего, чем тот, который только что отыгран – “Tovarich”, к примеру, или “Жена, любовница, сиделка”. Или “№ 13”?..
Сегодня она открывает очередной МКФ “Меридианы Тихого” и выглядит ослепительнее его главной звезды – Катрин Денев, а накануне встречается с патриархом Алексием II и смотрится рядом с ним на фото то ли послушницей, то ли кающейся Магдалиной. Через день мы узнаем, что кающаяся Магдалина оказывается хозяйкой 17 рыболовецких судов в Находке, владеет банком “Приморье” и Уссурийским МЖК и что ее ежегодный доход превышает 180 млрд. рублей.
Лицо актрисы растиражировано в сотне гламурных изданий, при том, что общение с гламурной публикой, в чем она сама признается, ее изматывает, и она бы предпочла ему что-то более нужное и полезное. Например, общение с активистами Приморского отделения Детского фонда по организации очередной благотворительной акции или работу в общественной организации “Боевое братство”, или разработку новых маршрутов губернаторской программы “Мастера искусств – жителям Приморского края”…
И какое же место, спросите Вы, занимает во всей этой круговерти театр? Может быть, сцена – всего лишь декоративная рамка, некое обрамление всей той кипучей деятельности, которая совершается на больших подмостках жизни этого человека?
Лариса Белоброва давно ответила на этот вопрос: “Я – актриса! Этим и интересна. Или не интересна”. Она категорична. Вот на этой черте построен характер ее Даши – героини спектакля “Жена. Любовница. Сиделка” (пьеса Г. Слукцки и С. Бодрова-старшего, режиссер Е. Звеняцкий, 2011). Спектакль о том, как к женщине возвращается “собственно” женское, как она перестает быть только добытчицей и воительницей, забывшей о собственном сердце.
Мы становимся свидетелями того, как в этой озябшей от невзгод душе вдруг просыпается милосердие. Как волна этого милосердия накрывает зрительный зал, и он ответным порывом благодарит создателей этого тонкого спектакля, в котором актриса Белоброва живет по правде сердца и по правде любви.
Милосердие – тема другого спектакля – “Tovarich” (2010), ставшего для театра последних лет чем-то вроде его визитной карточки.
Предъявляя ее, театр разъезжает по стране и выезжает за рубеж. Зрителями этого спектакля становятся эксклюзивные фигуранты нашей политики и истории, такие как спикер Федерального Собрания В. Матвиенко, или невестка сестры Николая II-го Ольга Куликовская-Романова, другие статусные лица. В постановке Е. Звеняцкого пьеса Жака Деваля – это булгаковский “Бег” наоборот. Сюжет пьесы словно бы скроен по лекалам французского модного дома. Занятная история о бегстве из России ее первых лиц, пребывающих в родстве с императорской фамилией – князя и княгини Урятьевых (княгиня – до замужества – великая княжна Романова). Тема спектакля – “жизнь за царя”. Героиня Л. Белобровой – сочетание всех женских добродетелей, “чистейшей прелести чистейший образец”. А еще – воплощение самой России, которую мы потеряли. Роль – отменная, сыгранная актрисой в рисунке трагической эксцентриады с внятно очерченным социальным контуром.
И до роли великой княжны в сценических созданиях актрисы встречались судьбы и характеры, весьма непростые. Та же Цейтл, дочь бедняка-молочника Тевье из “Поминальной молитвы” Г. Горина (2000). Она твердит про себя Тору, вымаливая у отца его согласие на брак с портняжкой Мотлом. Потом готовится стать матерью и верной опорой своему, вдруг ставшему одиноким, отцу. На протяжении всего спектакля мы слышим, как бьется ее сердце. Как развивает и несет Цейтл главную интонацию “Поминальной молитвы”: человека нельзя лишить его корней. И как бы ни была трудна жизнь, нужно находить в себе силы, чтобы жить и ценить то немногое, что отпущено ею: простые житейские радости, мелочи повседневного быта, восход солнца, цветение вишен, смех ребенка…
“Надо жить! Музыка играет так радостно, так весело”… Это уже из “Трех сестер”, спектакля, поставленного Е. Звеняцким (2006) по пьесе А. Чехова с Ларисой Белобровой в роли Маши. В героине Л. Белобровой нет этой ранней “осени” души, которая привычно играется в Маше. Она живет какой-то своей, потаенной, сильно организованной внутренней жизнью. Все время вслушивается в себя. Маша – единственная из сестер готова к переменам в своей женской судьбе. В ней, как ни в какой другой чеховской героине, читается ее прежняя жизнь, ее связь с военной средой, наложившей отпечаток на этот независимый, сильный и решительный характер. Она – дочь боевого генерала, генерал выигрывал сражения в военных кампаниях, его дочь – в борьбе за сердце любимого человека. Маша вступает в эту борьбу, как отчаянный вояка обычно ввязывается в схватку – с налету, не переводя дыхания. А уж там, как кривая выведет. “Эх, жизнь наша, малиновая!” – в этой фразе весь Машин характер. Отвага ее мужественного сердца.
Героиня Белобровой смотрит на Вершинина так, как смотрят сестры милосердия на приговоренного к смерти воина. Она любит очень по-русски. Проникаясь жалостью. Напитываясь состраданием. В этой любви ж е н с к о е перемешано с сестринским. Сестринское – с материнским. Всю ответственность за их отношения с Вершининым она берет на себя. В этом – одна из главных неожиданностей созданного актрисой характера. Пока любимый рядом, ее Маше нет нужды стремиться в Москву. Ей хорошо здесь, она обретает полноту дыхания там, где ее сестрам нечем дышать.
И опять, в очередной раз, то ли театр вмешивается в жизнь, то ли жизнь врывается в его кулисы, все меняя и все переиначивая в нем. “В Москву! В Москву!” – зовет сюжет жизни актрисы. Супруг, губернатор С. Дарькин отправлен в отставку: его ждет столица и новое назначение. И в 2012 г. актриса предпринимает попытку завершить свои выступления на сцене Приморского академического театра драмы.
Она прощалась со своим зрителем, бравшим в этот вечер театр едва ли не приступом. Свой прощальный бенефис Лариса Белоброва сочинила сама и назвала его “Дышать”. В этом “Дышать” – и ее актерская биография, и ее человеческая и художническая суть. От “бунинского легкого дыхания” первых ролей – к объемному и полному дыханию героинь “TOVARICHa”, “Поминальной молитвы”, “Трех сестер”. Тому дыханию, каким дышит человек искусства, призванного не разъединять, а объединять людей. Искусство, которое умеет поднимать в душе то лучшее, на что она способна.
См.: Гусейнова Ю. Лариса Белоброва: монолог актрисы // Собрание exclusive. – 2008. – Март. – С. 32–36: фот.; Белоброва Л.Д. Лариса Белоброва: “Живите по сердцу, пожалуйста...”: накануне 8 Марта первая леди края рассказала о женском счастье в эксклюзив. интервью “Дальневост. ведомостям” // Дальневост. ведомости. – 2010. – 3-10 марта. – С. 6–7: фот.; Белоброва Л. Лариса Белоброва: О спектакле “Tovarich”. И не только // Утро Востока. – 2011. – 25 марта (N 22). – С. 6; Белова В. Замены пока не будет: [о бенефисе засл. артистки России Л. Белобровой] // Семь дней в Приморье: прил. к газ. “Владивосток”. – 2012. – 1 нояб. – С. 7: фот.; Разъезжаева А. Аншлаг, еще аншлаг!: на бенефисе у [артистки театра им. М. Горького] Л. Белобровой побывали князья и замминистра регион. развития // Золотой Рог. – 2013. – 12 февр. – С. 3: фот.
А.Г. Брюханов
28 апреля
75 лет Луценко Валерию Федоровичу (1940), председателю Приморского крайисполкома (1986–1990).
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 82–83.