65 лет со дня рождения Ларионова Владимира Ивановича (1 июня 1950 – 28 декабря 2012), композитора, музыканта, педагога.
Родился в г. Кемерово. Композицией начал заниматься очень рано. Своим первым сочинением В. Ларионов называл песню “Мальчик из Западного Берлина” на слова А. Жарова (1964), исполненную Ансамблем песни и пляски Московского городского Дворца пионеров и школьников под управлением В.С. Локтева.
Учился в Омском музыкальном училище им. В.Я. Шебалина (класс тромбона), но учеба прервалась службой в армии. Служил в военном ансамбле песни пляски, был хормейстером Ансамбля песни пляски в Оренбурге.
С 1970 по 1972 г. занимался композицией в Оренбургском музыкальном училище в классе Д.С. Генделева (выпускник Московской консерватории класс проф. В.Я. Шебалина). Под руководством Д.С. Генделева им написаны Концерт для трубы и фортепиано, скрипичный и духовой квартеты, пьесы для духового оркестра, скерцо для симфонического оркестра, песни, романсы, хоры. Был связан с композиторскими организациями Омска и Оренбурга, работал в Омском музыкальном театре.
На его творческом пути был конкурс композиторов Сибири, Урала, Дальнего Востока (1972), в котором приняли участие 36 композиторов (профессионалов и любителей). Песня В. Ларионова “Баллада о товарище” (сл. А. Твардовского) заняла почетное 3-е место.
В этот период В. Ларионовым написаны: музыка к спектаклю “Двадцать лет спустя” (по М. Светлову); музыка к детской телепередаче “Точка, точка, запятая”; скерцо для симфонического оркестра (1971); “Торжественная прелюдия” для духового оркестра (1975); хоровой концерт “Картины природы”; концертино для фортепиано; кантата “Марья – зажги снега” на стихи Т. Смертиной (1974); концерт для трубы и фортепиано (1974); Концертино для двух фортепиано; хоры a cappella.
Камерно-инструментальные произведения: Первый квартет – для двух скрипок и фортепиано (1973); Второй квартет – для двух труб, валторны, тромбона (1976); Третий квартет – для двух скрипок, альта и виолончели (1976); вокальный цикл “Военные песни” и многие другие музыкальные сочинения. В их числе – хоровой концерт “Картины природы”, музыка к сказке “Семеро братцев”.
На автора обратил внимание председатель жюри, композитор Владислав Казенин (председатель Союза композиторов России в 1990–2014 гг.).
В 1978 г. его Квартет № 2 для духовых инструментов на смотре-конкурсе штатных оркестров Сибирского военного округа получил высшую оценку жюри – I премию (председатель жюри – доцент кафедры инструментовки Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского полковник В. Бурбин).
В 1979 г. окончил Омское музыкальное училище им. В.Я. Шебалина.
С 1982 г. жил во Владивостоке. Высшее музыкальное образование получил в 1990 г., окончив Дальневосточный государственный институт искусств как дирижер хора.
Ларионов В.И. много лет отдал воспитанию и пропаганде музыкальной культуры среди молодежи высших учебных заведений, профессиональных училищ и школ г. Владивостока и Приморского края. Работал педагогом дополнительного образования в краевом Центре творчества профтехобразования, музыкальным руководителем в Дальневосточном Центре профессионального обучения, ВПУ-9, 185-й мореходной школе ВМФ. Преподавал (2006–2007) во Владивостокском музыкальном училище (с 2013 г. – Приморский краевой колледж искусств) предметы “Инструментовка” и “Дирижирование”, организовал студенческий духовой оркестр. Оказывал методическую и практическую помощь в создании и работе духовых оркестров на Военно-морской кафедре Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета и Дальневосточной государственной морской академии им. адм. Г.И. Невельского (ДВГМА, с 2001 г. – Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского). Музыкальные коллективы, созданные им, всегда успешно выступали с творческими отчетами, участвовали в районных, городских и краевых фестивалях и конкурсах, неизменно занимая призовые места. Работал в оркестре Штаба Тихоокеанского флота.
Многие произведения Ларионова в разные годы звучали во Всесоюзных теле-, радиопередачах: “Служу Советскому Союзу”, “Молодая гвардия”, “Молодые голоса”, “Сибирские самоцветы”. Его музыка исполнялась Оренбургским и Омским военными ансамблями песни и пляски, штатными военными оркестрами страны. В составе концертной бригады ансамбля КТОФ исполнялись песни: “Родина моя” (слова В. Тайдакова), “Марш подводников” (слова Н. Литковца) во Вьетнаме и Эфиопии солистами ансамбля песни и пляски КТОФ В. Капущенко и А. Романенко. Многие премьеры песен спел также солист того же ансамбля народный артист России А. Столяров. Музыка В. Ларионова звучала на всех пленумах Дальневосточной композиторской организации Союза композиторов России.
Свой большой опыт по внедрению современных и авторских методов обучения игре на духовых инструментах В.И. Ларионов обобщил в методической разработке “Методические рекомендации по созданию любительского духового оркестра”, предназначенной в помощь педагогам дополнительного образования, руководителям любительских духовых оркестров. В настоящее время работа используется в качестве методического пособия для студентов ДВГАИ и других учреждений музыкального образования.
За годы своей творческой деятельности принимал участие почти во всех конкурсах и фестивалях композиторов-любителей города, края и Дальнего Востока, неизменно становясь их лауреатом; неоднократный призер международного конкурса “Человечество и Природа”. В. Ларионов также является лауреатом Первого и Второго Всероссийского и Всесоюзного фестивалей народного творчества.
В. Ларионов создал целый ряд ярких и самобытных произведений на стихи приморских авторов: Б. Лапузина, М. Зайцевой, В. Роя, С. Николаева, Е. Зориной и др.
Его творчество высоко оценивалось специалистами в области музыкальной культуры: “Вокальные сочинения Владимира Ларионова обладают яркой мелодичностью, интонационным богатством, оригинальным и красочным гармоническим звучанием, что особенно присутствует в хоровых сочинениях. Его произведения основаны на знании технических и исполнительских возможностей человеческого голоса, отличаются живым ритмом и естественным звучанием, непринужденностью развертывания музыкальной формы, чувством меры, а также стремлением к ясности, простоте и лаконизму высказывания” (доцент ДВГАИ, заслуженный работник культуры РФ А. Шаванда).
Авторские нотные сборники “Мой край – Отечество мое” (Владивосток, 1999; переиздан в “Альма-пресс”), “Хоры без сопровождения” (Владивосток, 2008), “Военные песни” (Владивосток, 2010). Написанные им песни вошли в сборники “Улыбнись Владивостоку!” (2002), “Твоих дорог серебряные мили” (2004) и др.
См.: Корниенко А. Грани таланта: [об авт. вечере примор. композитора В. Ларионова] // Утро России. – 1998. – 22 июля; Пакулова Т. Композитор Владимир Ларионов // Океан: Лит.-худож. прил. к газ. “Боевая вахта”. – 1988. – Нояб. (N 3). – С. 18; Шаванда С. Пою мой край – мое отечество: [о примор. композиторе В. Ларионове] / С. Шаванда, А. Шаванда // Золотой Рог. – 1999. – 18 дек.; Шаванда А. [О композиторе Владимире Ларионове]: [вступит. ст.] // Ларионов В. Мой край – Отечество мое: Песни. – Владивосток, 1999. – С. 3; Подведены итоги конкурса на лучшую песню о Владивостоке [Электронный ресурс] URL: // http://old.vlc.ru/news/press/2010/06/20100608_02.htm.
Г.Н. Токарева
1 июня
25 лет благотворительному Фонду “Участие” (1990).
См.: Иванова Л. Настоящее “Участие”: благотворит. Фонд отмечает юбилей – 20-летие: [о работе Фонда и его рук. С. Морозовой; есть фото, где С. Морозова вручает подарки юным сидельцам владивост. СИЗО] // Владивосток. – 2010. – 2 июня. – С. 8; Матвеева К. Ни дня на свободе: [о дет. отд-нии СИЗО № 1, которое посетила (с подарками) рук. благотворит. Фонда “Участие” С. Морозова; есть крат. справка о Фонде] // Владивосток. – 2012. – 31 мая. – С. 1, 5: фот.; Поздняк К. Изолированное детство: в преддверии Дня защиты детей заключенных детей СИЗО № 1 посетили сотрудники Фонда “Участие”] // Владивосток. – 2013. – 6 июня. – С. 5: фот.
6 июня
75 лет со дня рождения Пушкина Вячеслава Михайловича (1940 – 1989), поэта.
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 110–111. Новая лит.: Литературные новости: [о творчестве В.М. Пушкина – поэта, члена Союза писателей, которому 7 июня исполнилось бы 70 лет] // Утро России. – 2010. – 26 июня. – С. 3: фот.; Приморские литераторы (паноптикум): [о примор. писателях: Л. Князеве, Г. Лысенко, И. Фаликове, В. Пушкине, И. Басаргине, С. Балабине, Г. Халилецком, А. Плетневе и др.] // Щербак В.А. Подводя итоги: (избранное). – Владивосток, 2013. – С. 171– 232: фот.
11 июня
60 лет Николайчук Галине Николаевне (1955), поэту, автору-исполнителю песен и романсов.
Родилась в п. Кавалерово Приморского края. В 1972 г. окончила Кавалеровскую общеобразовательную среднюю школу № 1. С 1975 по 2006 г. проживала в г. Владивостоке. В 1979 г. окончила педагогическое училище (дошкольное воспитание), в 1994 г. Санкт-Петербургский гуманитарный университет (диплом с отличием, педагог-организатор самодеятельного творчества). Работала в дошкольных учреждениях г. Владивостока, в научной библиотеке Дальзавода.
В Приморской государственной публичной библиотеке им. А.М. Горького работала с июня 1993 по август 2006 г. библиотекарем нотно-музыкального отдела, зав. сектором массовой работы (в апреле 2005 г. сектор переименован в Культурный центр). В 1993 г. организовала музыкальный клуб “Лира”.
В ноябре 2006 г. переехала в г. Уссурийск. Работала ведущим библиотекарем, зав. отделом научной библиотеки УГПИ, зав. музыкальной библиотекой Детской школы искусств. В школе искусств организовала музыкальную гостиную “Гармония”.
Участница Губернаторской программы “Мастера искусств – жителям Приморья”. Принимала участие в концертах в составе клуба “Лира”: гг. Артем, Лесозаводск, Спасск-Дальний, Партизанск, Большой Камень, Фокино, Хасанский, Кавалеровский, Михайловский, Хорольский, Надеждинский, Ханкайский и др. районы. Член Союза писателей ХXI века, участница литературно-музыкального объединения “Звуки лиры” им. Светланы Шевцовой (г. Уссурийск).
В авторском архиве Галины Николаевны более 300 песен и романсов на собственные стихи, а также на стихи известных приморских поэтов: Бориса Лапузина, Галины Якуниной, Елены Александренко, Светланы Плахутиной, Геннадия Лысенко, Владимира Тыцких и др. Десять компакт-дисков с песнями и романсами о Приморье: “Страна с названием – любовь”, “Сны”, “Осень-цыганка”, “Тихой улицы свет”, “Тени на песке”, “Город вечной юности”, “Космический возраст”, “Золотые корабли”, “Неотправленные письма”, “Песни-журавлики”. Шесть литературно-музыкальных сборников: “Высокое горение любви” (1997), “Серебряные росы” (1999), “Сны” (2003), “Тихой улицы свет” (2004), “Час до встречи” (2006), “Купола над Уссурийском” (2009). Видеофильм “Благословляю день грядущий”, посвященный Приморью, а также два буклета (стихи и фотографии) к 75-летию образования Приморья: “Приморье – колыбель моей души”, “Мой Уссурийск цветочный” (2013).
Г.Н. Николайчук лауреат, дипломант, победитель приморских конкурсов и фестивалей: “И в песне сохрани природу” (2003, Владивосток), “Человечество и природа” (1997, Владивосток), “Приморский берег” (2002, Владивосток), “Приханкайская лира” (2003, 2004, Спасский район), “Пою тебя, мое Приморье” (2010, 2011, 2012, Владивосток), “Уссурийск, ты песня и легенда” (2012, Уссурийск) и др.
В 2009 г. увлеклась фотографией. Принимала участие в фотовыставках, посвященных дню рождения Уссурийска (городской музей, Детская школа искусств, центральная городская библиотека, Центр народного творчества). Лауреат фото-конкурса “Город, где мы” (сентябрь 2013, Уссурийск).
Лауреат открытого литературного конкурса “Автограф на краю земли”, посвященного 75-летию образования Приморья в номинации “проза”. Был представлен рассказ “Небесный ангел” (ноябрь 2013). Публиковалась в российских, дальневосточных, приморских литературных изданиях и альманахах: “Поэтическая Россия”, “Я пишу стихи”, “Поэтоград”, “Литературные известия” (г. Москва); “Дальний Восток” (г. Хабаровск); “Там, где багульник на сопках цветет”, “Кавалеровские россыпи” (п. Кавалерово); “Разноцветье приморских талантов” (г. Арсеньев); “А лира все звучит”, “Звуки лиры” (г. Уссурийск) и др.
Подготовила более 10 авторских концертных программ, в том числе – тематические программы для учащейся молодежи, которые с успехом прошли во многих школах, училищах, вузах Приморья: “Прогулка по Владивостоку” (стихи и песни о Владивостоке), “Приморье – краешек России” (песни на стихи приморских поэтов), “Тихой улицы свет” (стихи и песни о малой родине – Кавалерово), “Ушел в последнюю атаку” (поэты Владивостока в годы Великой Отечественной войны). Занимается просветительской и патриотической работой среди молодежи. В составе литературно-музыкального объединения “Звуки лиры” проводит мероприятия для жителей города в музыкальной гостиной “Гармония”, а также выступает с концертами по Приморью.
Имеет многочисленные дипломы, Почетные грамоты, благодарственные письма (более ста) со всех уголков Приморья за вклад в дело патриотического, нравственного и эстетического воспитания молодежи, за пропаганду любви к своей малой родине, к Приморью.
См.: Якунина Г. На радость людям // Утро России. – 2007. – 19 апр. – С. 6, 11; Чернова В. Когда в душе звучат колокола...: [о творчестве Г.Н. Николайчук] // Арсеньев. вести. – 2008. – 16–22 июля. – С. 24; [Галина Николаевна Николайчук]: [биогр. Г.Н. Николайчук – автора трех поэт. сб., более 500 песен и романсов, рук. муз. клуба “Лира”] // Николайчук Г.Н. Купола над Уссурийском: стихи. – Уссурийск, 2009. – С. 3–4; Громыко Н. Музыка открывает душу: [о поэтессе, композиторе, исполнителе своих песен Г. Николайчук] // Всякая всячина (г. Уссурийск). – 2013. – 16 мая. – С. 24: фот.; Берчанская Л. Лира, дарящая радость: [муз. клуб “Лира”, создан. при ПГПБ им. Горького, отметил 20 лет; коммент. Г. Николайчук] // Владивосток. – 2013. – 7 нояб. – С. 3: фот.; Зимирева М. Галина Николайчук сделала землякам необычный подарок: [о концерте “Приморье – колыбель моей души” автора и исполнителя песен и романсов Г. Николайчук в п. Кавалерово] // Пульс-Сев. Приморье. – 2014. – 18 июня. – С. 7: фот.
Г.Н. Токарева
16 июня
65 лет Павленко Юрию Петровичу (1950), поэту.
См.: Календарь дат и событий по Приморскому краю на 2010 г. – Владивосток, 2009. – С. 111–112. Новая лит.: Самост Ю.П. Провидческая сверхпроводимость: [о творчестве примор. поэта Ю. Павленко] // Павленко Ю.П. Путеводы: стихи, поэмы: в 2 кн. Кн.1. Кн.2: Путь дождя. Тропа росы. – Владивосток, 2009. – С. 3–4; Литературное новости: [к 60-летию поэта Ю.П. Павленко] // Утро России. – 2010. – 26 июня. – С. 3: фот.
28 июня
75 лет Федотову Павлу Кирилловичу (1940), заслуженному художнику РФ, члену Приморского отделения ВТОО “Союз художников России”, профессору рисунка и живописи, художнику монументально-декоративного искусства, живописцу, графику, эмальеру.
Павел Кириллович Федотов – это особенно примечательный человек в приморском художественном мире. Именно ему было суждено судьбой стать первым в Приморье дипломированным художником-монументалистом с высшим специальным образованием и уникальным опытом работы в своей профессии. Имя П. Федотова занесено в словарь “Художники мира” (Германия, Мюнхен-Лейпциг, 2003, т.37).
Творчество мастера хорошо знакомо жителям Владивостока. Мозаика на фасаде магазина “Изумруд”, витраж “Город мира” в вестибюле Дворца культуры моряков, панно-рельеф на здании бывшего Дворца пионеров, рельеф-мозаика на здании Крайрыбколхозсоюза, витраж “Владивосток” и керамическое панно “Тайга” в интерьерах Дома переговоров, мозаика в бассейне Дворца спорта давно вошли в число достопримечательностей столицы Приморского края. Широкую известность Павлу Кирилловичу принесло комплексное художественное оформление Государственной дачи и Дома переговоров, турбазы “Тихий океан”, Института географии ДВО РАН, театра “Юного зрителя”, гостиницы “Владивосток”.
“Художественный совет Приморского отделения Союза художников РСФСР принял эти объекты с оценкой “отлично”. Поступили хорошие отзывы о работах со стороны общественных организаций города и края. Всё это выполнялось на высоком профессиональном уровне и подтверждалось на выставках высокого уровня: международных, зарубежных, республиканских, зональных, краевых”, – писал заслуженный деятель искусств Кирилл Иванович Шебеко, давая творческую характеристику первому профессиональному приморскому художнику-монументалисту.
Павел Федотов родился в посёлке Мелеуз Башкирской АССР (республика Башкортостан). Он принадлежит к тому поколению, которое принято называть “дети войны”. Вот что рассказывает об этом сам художник в интервью журналисту Наталье Проулочновой:
“О первых днях войны знаю лишь по рассказам мамы и старшей сестры. Мы жили под Москвой. В нашем городе был большой авиационный завод. Сразу же после 22 июня нас бомбили. Горел завод, горел город, всё вокруг полыхало. Отец с трудом втиснул маму со мной на руках и сестру в вагон, поезда были забиты, шла эвакуация. Проводив нас, ушёл на фронт. Состав пробыл в пути всего несколько часов. К вечеру его разбомбили. Меня ранило в переносицу. Вагоны загорелись. Уцелевшие беженцы укрылись в лесу. Утром послышался гул самолётов. Люди, подумав, что за ними прилетели советские лётчики, выбежали на поляну. Моя мама настолько выбилась из сил, что не смогла побежать за всеми. Благодаря этому мы остались живы. Когда самолёты снизились, стало ясно – это немцы. Они хладнокровно начали расстреливать женщин и детей. Всё-таки мы добрались до Башкирии. В рабочем посёлке Мелеуз жили мои бабушка и дедушка. Там в глубоком тылу был развёрнут большой госпиталь. В нём работали врачи из Москвы и Ленинграда. Благодаря медицинскому светилу, сделавшему мне сложную операцию, вынувшему осколок (я жил с ним три месяца и ослеп), зрение восстановилось”.
После окончания Великой Отечественной войны П.К. Федотов жил в городе Фрунзе (Бишкек) Киргизской ССР. Там он учился сначала в изостудии Дворца пионеров у В.Х. Сапова (1952–1955), потом во Фрунзенском художественном училище на художественно-педагогическом отделении у Д.Н. Флекмана, А.Н. Михалёва, В.П. Жукова (1955–1960). Учёбу на отделении монументально-декоративной живописи в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова (1960–1966) окончил по мастерской В.А. Ермолова, Б.В. Иорданского, В.К. Замкова.
В 1965 г. четыре будущих выпускника МГХПУ (бывшее Строгановское), в том числе Павел Федотов, очарованные рассказами о романтической красоте Дальнего Востока, особенно острова Шикотан, провели преддипломную практику во Владивостоке в мастерской индивидуального проектирования Б.Ф. Богомолова и на краболовных судах.
Вдохновлённые призывами Н.С. Хрущёва “превратить Владивосток во второй Сан-Франциско”, они решили после защиты диплома приехать жить и работать во Владивосток. Из четверых приехало двое, остался один – Павел Федотов. В 1966 г. он начал творческую деятельность сразу на большом и значительном объекте – санатории союзного значения “50 лет Октября” в посёлке Горные Ключи Приморского края, заказчиком которого был ЦК КПСС. Художественное проектирование интерьеров и монументальные работы, выполненные Павлом Кирилловичем на этом объекте (мозаика в оздоровительном бассейне и в бассейнах зимнего сада), демонстрировались на Международной промышленной выставке в Монреале (Канада, 1968).
П.К. Федотов работал инженером института Приморгражданпроект (1966–1969) и художником Приморского отделения Художественного фонда РСФСР (1969–1992). Четверть века он занимался комплексным художественным проектированием архитектурных объектов общественного назначения, как во Владивостоке, так и в крае, исполнял мозаики, витражи, керамические панно и рельефы: орнаментальные, геометрические, сюжетные, символические. В 1970–1980 гг. дважды ездил на творческую дачу художников “Сенеж” и дважды – на дачу “Старая Ладога” с целью повышения профессионального мастерства. В художественном проектировании его привлекала возможность синтеза архитектуры и монументально-декоративного искусства. Уход от догматизма, поиски новых эстетических (дизайнерских) решений, стремление сделать жизненную среду человека современной и общественно значимой станут характерными особенностями его творчества.
П.К. Федотов работал в разных материалах и техниках: мозаика, керамика, плавленое стекло, энкаустика, крой из металла, витражи. Одновременно он рисовал пастелью и писал масляными красками портреты, пейзажи, натюрморты в традициях реалистической живописи, а в середине 1980-х гг. увлёкся сложной, почти забытой к этому времени техникой ювелирной эмали по металлу. Художественные эмали мастера, обобщенные, символичные, многоцветные, демонстрировались на зарубежных выставках в Японии в Синминато (1987), в Германии в Виттенберге (1991), на Международной выставке в Сочи (1988) и на четырёх персональных выставках (Владивосток, Находка).
Павел Кириллович не только художник, но и учитель. “В какой-то момент я понял, что пришло время поделиться своим опытом. Передать его тем, кто пойдёт по нашим стопам”, – рассказывает он. С 1994 г. – доцент, а затем – профессор, П.К. Федотов щедро передаёт свои знания и практические навыки студентам факультета дизайна и моды Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Человек неравнодушный, он всегда активно жил общественной жизнью. Семь раз его избирали членом Правления Приморского отделения Союза художников РСФСР, шесть лет он был председателем художественного совета, два года по рекомендации Правления работал главным художником Владивостока (1992–1993). Среди наград мастера – дипломы Союза художников России “За успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России” (2004, 2013), за участие в республиканских выставках “Имени твоему…” и “Россия X”, дипломы главы Владивостока за участие в III и IV Владивостокском биеннале визуальных искусств, почётные грамоты и благодарности администрации ВГУЭС.
С 1968 г. произведения П.К. Федотова экспонируются на многочисленных художественных выставках всех рангов. Они находятся в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке, в Музее изобразительного искусства в Ставрополе; в Музее современного искусства в городе Синминато в Японии, в частных коллекциях в России и за рубежом: в США, Финляндии, Германии и других странах.
См.: Жланова А. Сделать город народным // Красное знамя. – 1976. – 10 янв.; Советское монументальное искусство, 1975–1977. – М., 1979. – С. 295; Кандыба В.И. Художники Приморья. – Л.: Художник РСФСР, 1990. – С. 112–113; Кандыба В. Живой импульс бытия. Павел Федотов. Монументальное искусство. Ювелирные эмали. Живопись // Утро России. – 1992. – 20 окт.; Куликов А. Витражных дел мастер // Утро России. – 1999. – 6 авг.; Проулочникова Н. Невесомость монументализма // Строительная панорама. – 2002. – Ноябрь (N 11); Художники мира: словарь. – Мюнхен-Лейпциг, 2003. – Т. 37. – С. 457–458; Черненков Е. Лексикон художника понятен студентам ВГУЭС – будущим дизайнерам // Владивосток. – 2004. – 8 июля.
Л.И. Варламова
28 июня
65 лет Покотилову Виктору Анатольевичу (1950), морскому геофизику, океанографу, начальнику 1-й Тихоокеанской океанографической экспедиции (ТОЭ) (1988–1995).
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 112–114. Новая лит.: Груздев А.И. Флагманы Тихоокеанской океанографии // [об океанографах: Алтунине Г.В., Покотилове В.А.] // Записки ОИАК. Третьи Муравьевские чтения: сб. докл. – Владивосток, 2009. – Т.39. – С. 147–156. – Библиогр.: с.156 (10 назв.).
30 июня
75 лет со дня рождения Бочинина Анатолия Васильевича (1940 – 20 июня 2005), поэта.
См.: Лобычев А. О судьбе и творчестве А. Бочинина // Дал. Восток. – 2003. – N 6. – С. 176–179; Егоров А. Певец своей судьбы: [памяти поэта] // Утро России. – 2005. – 16 июля; Киреев А. Он сочинял стихи... // Дал. Восток. – 2006. – N 3. – С. 179–183; Филатов А. Крещеный молнией и громом: [о поэте А. Бочинине] // Алые паруса Приморья. – 2007. – N 20–21. – С. 73–75; Лобычев А. Душа, как нож за голенищем: [о поэте А. Бочинине] // Лобычев А. На краю русской речи. – Владивосток, 2007. – С. 138–144; Крещенный молнией и громом: о поэте А. Бочинине: [есть подборка стихов] // Арсеньев. вести. – 2009. – 19–25 авг. – С. 24; Киреев А. “Он прожил жизнь свою...” // Арсеньев. вести. – 2010. – 9–15 июня. – С. 24: фот.; Литературные новости: [к 65-летию А.В. Бочинина] // Утро России. – 2010. – 26 июня. – С. 3: фот.; Малиновский В. Почерком Чехова: Анатолию Бочинину – 70: [есть новые данные о дате рождения поэта] // Утро России. – 2010. – 31 июля. – С. 3: фот.
В июне исполняется:
100 лет назад была произведена специальная перепись сельского населения Приморской области (1915). Учтено быловсе сельское население по состоянию на 1–20 июня 1915 г.
См.: Кабузан В.М. Дальневосточный край в XVII – начале ХХ вв. (1640 –1917). – М., 1985. – С. 21, 29.