25 лет Дальневосточному управлению государственного таможенного контроля СССР (ДВТУ) (1990).
Дальневосточное управление государственного таможенного контроля СССР было создано приказом № 182 Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР. Сегодня Дальневосточное таможенное управление остается самым крупным по занимаемой территории региональным управлением Федеральной таможенной службы. Регионом деятельности ДВТУ является территория Дальневосточного федерального округа и акватория вод территориального моря Российской Федерации, омывающего берега ДФО. Площадь региона деятельности ДВТУ составляет 6,2 млн. кв. км. Протяженность государственной границы: 2 614 км сухопутной и до 23 000 км морской (с акваторией по Северному Ледовитому океану). В состав ДВТУ входят 12 таможен (Дальневосточная оперативная таможня, Биробиджанская, Благовещенская, Ванинская, Владивостокская, Камчатская, Магаданская, Находкинская, Сахалинская, Уссурийская, Хабаровская, Хасанская) и 49 таможенных постов.
В регионе деятельности ДВТУ находятся 63 пункта пропуска: 33 морских, 9 воздушных, 10 смешанного типа, 6 автомобильных, 4 железнодорожных, 1 речной.
В Дальневосточном федеральном округе созданы 2 особые экономические зоны: особая экономическая зона на территории Магаданской области и портовая особая экономическая зона на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
Усилия дальневосточных таможенников направлены на решение важных государственных задач: содействие внешнеэкономической деятельности, пополнение федерального бюджета, защита экономической безопасности страны, борьба с таможенными правонарушениями и преступлениями.
См.: Хабалов Д. Десятилетие дальневосточной таможни // Владивосток. – 2000. – 25 окт. – С. 1; Тимохина Л. Наследники Верещагина // Утро России. – 2010. – 7 авг.; Интернет-ресурс: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content& view=article& id=186&Itemid=57.
8 августа
70 лет со дня начала Советско-японской войны (8 августа – 2 сентября 1945 г.).
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 135 – 137. Новая лит.: Смирнов А. Жаркий август 45-го года // Утро Востока. – 2010. – 24 сент. – С. 6: фот.; Буслаев В. 28 дней войны: как воевал Дал. Восток во Второй мировой // Моск. комсомолец во Владивостоке. – 2012. – 26 апр.–3 мая. – С. 22<; Почетные граждане Владивостока – участники Советско-японской войны 1945 г. // Владивосток – город воинской славы. – Владивосток, 2012. – С. 202–203: фот.; Транспортные коммуникации Дальнего Востока СССР в обеспечении боевых действий в войне с Японией (август – сентябрь 1945) // Зайцев Ю.М. Транспортные коммуникации военного назначения Дальнего Востока СССР и их роль в обеспечении обороноспособности страны (1932–1945): моногр. – Владивосток, 2012. – С. 217–226; Зайцев Ю.М. Японская историография о войне на Тихом океане и роли СССР в её завершении // Материалы 54-й Всероссийской научной конференции: [сб. науч. ст.]. – Владивосток, 2011. – Т. 5. Проблемы тактики военно-морского флота, военной истории, геополитики и военно-морской географии. – С. 12–22; Дальний Восток России в годы Великой Отечественной войны. Советско-японская война // История Дальнего Востока России: учеб. пособие для студ. вузов / С.М. Дударенок [и др.] Владивосток, 2013. – С. 198–212; Корякин Е. Ровесники века: [история перехода Шестой танковой армии генерал-полковника А.Г. Кравченко через Большую Хинганскую гряду в августе 1945 г.] // Дальний Восток. – 2014. – N 1. – С. 186–191.
9 августа
70 лет газете “Находкинский рабочий” (1945).
Предшественницей “Hаходкинского рабочего” была газета “Прибой”, орган Находкинского райкома ВКП(б) и оргкомитета Приморского краевого Совета депутатов трудящихся по Находкинскому району.
Первый номер газеты, подписанный первым редактором А.А. Колчиным, вышел 9 августа 1945 г. тиражом 1000 экз. Номер газеты напоминал листовку (небольшая двухполоска). Он вышел на четырех страницах половинного формата “Правды”. Материалы были набраны крупным шрифтом – цицеро. Это – одна из особенностей многих газет того времени. Периодичность и тираж указаны не были. С этого момента и ведет свой отсчет история газеты “Находкинский рабочий”.
Следующий (экстренный) номер вышел на двух страницах четверти формата “Правды”. Экстренным был потому, что в нем публиковались официальные заявления советского правительства правительству Японии и приказ командующего Тихоокеанским флотом о военном положении во всех городах и селах Приморского края.
Содержание газеты “Прибой” в первые годы ее существования не отвечало даже тем требованиям, которые предъявлялись к местной печати еще в 1922 г. А основным содержанием местных газет, как говорилось в резолюции XI съезда РКП(б) “О печати и пропаганде”, должны служить вопросы о местном строительстве, о жизни, работе трудящихся, причем эти вопросы должны рассматриваться в форме живого отклика на запросы и нужды читателей. Пройдет еще немало времени, пока газета станет выполнять свою главную задачу, поставленную в то время перед печатью, – быть коллективным пропагандистом, коллективным агитатором и коллективным организатором трудящихся.
После первой сессии Верховного Совета СССР газета начинает широко освещать социалистические обязательства, которые берут на себя коллективы предприятий Находки по выполнению планов послевоенных пятилеток, и развернувшееся социалистическое соревнование. С 1946 г. на строительство города-порта в Находку начинают прибывать со всех концов страны рабочие. В газете появляется рубрика “На стройке”, где отражается ударный труд людей.
До 1946 г. вышло 30 номеров газеты, а в 1946 г. уже 70. С 1947 г. газету редактировал А.Р. Софронов.
С 1947 до 1950 г. тираж газеты не изменялся – 1000 экземпляров. Достаточно большой в сравнении с другими районными газетами. С 1948 г. указывается периодичность выхода газеты – 2 раза в неделю. Следует отметить, что в 1940–1950 гг. выходила масса постановлений правительства о печати, которые и служили руководством к деятельности.
28 июня 1950 г., выпустив 475 номеров, газета “Прибой” стала органом Находкинского горкома партии и городского Совета депутатов трудящихся.
15 октября 1950 г. (с № 507) газета переименована в “Сталинское знамя” и стала выходить три раза в неделю, только на двух полосах. Тираж вырос до 3, 5 тыс. экз. Малый формат газеты во многом ограничивал ее возможности, поэтому 1 октября 1952 г. (с № 787) “Сталинское знамя” решено было издавать на четырех полосах половинного формата “Правды” (такой формат у “Hаходкинского рабочего” и в настоящее время). За год стало выходить – 155–156 номеров.
В 1951–1952 гг. появляются новые рубрики – “По родной стране”, “По нашему городу”, “По следам наших выступлений”, “Предоктябрьское соревнование”, “Рассказы о передовом опыте”, “В помощь редколлегиям стенных газет”, “Комсомольская жизнь”, “Трибуна стахановского опыта”, “На школьные темы”.
С 4 августа 1954 г. редактором “Сталинского знамени” был утвержден А.З. Рассоленко, который 30 лет редактировал городскую газету.
Свое нынешнее название – “Находкинский рабочий” газета получила 22 сентября 1956 г. С 1984 г. “Находкинский рабочий” стал выходить четыре раза в неделю.
Многое для развития газеты сделал П.А. Федоров, который возглавил её в 1986 г. Именно при нем она стала выходить 5 раз в неделю, появились новые рубрики, направления, больше стало критических материалов. С 18 февраля 1988 г. газетой руководил А.И. Табачков. С 2010 г. и по сегодняшний день редакцию возглавляет Наталья Вотчал. Газета выходит в свет четыре раза в неделю, по пятницам – “толстушкой”. Общий тираж – 24100 экз. В редакции работает 11 сотрудников, среди них 3 корреспондента: Лолита Музыка, Владимир Пантюхов, Елена Стасинская.
Газета всегда была и остается открытой трибуной, которую вместе с журналистами вели и ведут внештатные авторы, среди них писатели Юрий Меринов и Станислава Кабелева, поэтесса Анна Тарабрина, фотохудожник и путешественник Владимир Маратканов, эколог Юрий Наумов.
Важнейшим информационным каналом для газеты являются пресс-службы на предприятиях и в организациях: администрации округа, ЗАО “Восточная нефтехимическая компания”, ОАО “ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт”, ОАО “Роснефть-Находканефтепродукт”, ОАО “Восточный порт”, ООО “Спецморнефтепорт Козьмино”, ОАО “НСРЗ”, ОАО “Дальэнергосбыт”, Находкинской таможни, отдела МВД Находки, пресс-службы линейного отдела МВД на транспорте.
См.: Табачков А.И. Находкинский рабочий: [крат. справка о газете; есть фото коллектива и гл. ред. А.И. Табачкова; контакт. информ.] // Народная книга “Моя Находка”. – Находка, 2005. – Кн. 3: Моя Находка. – С. 205; Вотчал Н. Здравствуй, юбилей!: [9 авг. исполняется 65 лет газ. “Находкинский рабочий”] // Находкин. рабочий (г. Находка). – 2010. – 6 авг. – С. 5; Вотчал Н. Оставайтесь с “НР” всегда // Находкин. рабочий. – 2010. – 13 авг. – С. 2; Вышел в свет 12000-й выпуск газеты: [юбил. вып. посвящен истории газ. “Находкинский рабочий”] // Находкин. рабочий (г. Находка). – 2012. – 13 июля. – С. 1–7: фот.
Н.Ю. Воронкина
10 августа
30 лет ядерной катастрофе на атомной подводной лодке “К-431” в бухте Чажма залива Стрелок (1985).
Атомная ракетная подводная лодка “К-431” (проекта 675) 29-й дивизии ПЛ 4-й флотилии ПЛ ТОФ находилась в ремонте на 30-м СРЗ ВМФ в бухте Чажма залива Стрелок. Проводилась плановая замена активных зон реакторов. На время ремонта ПЛ организационно подчинялась 52-му ОДРПЛ (отдельному дивизиону ремонтирующихся подводных лодок), расположенному в тот период на территории 30-го СРЗ и в состав которого временно входили, становящиеся на ремонт в завод подводные лодки.
Перегрузку выполняли специалисты БТБ, офицеры, сделавшие не один десяток таких операций. Работы подходили к завершению. Неожиданно выявилось, что крышка кормового реактора не герметична, причиной этого могло быть попадание постороннего предмета на уплотнительные кольца. 10 августа, а это была суббота, решили слегка приподнять пятитонную крышку реактора и убрать, вероятно, оставшийся там кусочек электрода. При подъеме плавкраном крышки реактора следом за ней поддались компенсационная решетка и защитные графитовые стержни. Произошло почти мгновенное увеличение температуры и тепловой взрыв, столь мощный, что многотонную крышку реактора отбросило на многие десятки метров. Из поврежденного реактора была выброшена сборка с новой загруженной активной зоной. Если бы это была отработанная “грязная” активная зона, то результаты последствий трудно себе представить.
Радиоактивное загрязнение охватило частично территорию 30-го СРЗ, прилегающую морскую акваторию залива Стрелок, а также часть суши по следу радиоактивного аэрозольного облака. Радиоактивный шлейф полосой более пяти километров пересек полуостров Дунай и вышел к побережью Уссурийского залива. К счастью этот шельф не прошел по территории поселка Дунай и других населенных пунктов. По оценкам специалистов ядерная катастрофа на 30-м СРЗ в бухте Чажма на АПЛ “К-431” входит в число наиболее крупных радиационных катастроф мира.
Работы по ликвидации основных последствий этой ядерной аварии продолжались до глубокой осени, а фактически только через девять месяцев официально было доложено командующему ТОФ о полной ликвидации последствий аварии. Вся радиоактивная “грязь”, твердые радиоактивные отходы, включая, оставшуюся часть радиоактивной зоны от реактора была захоронена в специальных могильниках на территории БТБ в бухте Сысоева.
Официальная комиссия, расследовавшая эту катастрофу, в числе основных причин трагедии назвала нарушение руководящих документов по перегрузке активных зон реактора и отсутствие контроля за организацией перегрузки. Главным виновником стал командующий 4-й флотилии подводных лодок контр-адмирал Храмцов Виктор Михайлович. Целый ряд командиров и начальников были наказаны, вплоть до снятия с занимаемых должностей. Но… до настоящего времени масштабы и последствия этой “маленькой” ядерной катастрофы, количество пострадавших от радиации людей официально ни кем не оценены и не определены.
Десять человек, непосредственно участвующих в работах погибли на месте. Их останки, которые удалось собрать, были кремированы и в специальных капсулах захоронены на территории БТБ в бухте Сысоева. На месте захоронения был воздвигнут скромный памятник, напоминающий крышу дома, погруженного в землю на котором располагались металлические никелированные таблички с указанием сведений о погребенных.
На К-431 погибли:
1. Капитан 2 ранга ЦЕЛУЙКО Виктор Андреевич. Род. 29.09.1948, пос. Багерово Ленинского района Крымской обл. Заместитель начальника ЭМС по СЭУ 29-й дивизии ПЛ, 4-й флотилии ПЛ ТОФ.
2. Капитан 3 ранга ДЕДУШКИН Анатолий Николаевич. Род. 12.12.1953, с. Вольная Слобода Глуховского района Сумской обл. Командир дивизиона живучести БЧ-5 АПЛ К-431 (врио командира БЧ-5).
3. Капитан 3 ранга КОМАРОВ Владимир Анатольевич. Род. 27.11.1945, г. Омск. В 1968 г. окончил ВВМИУ им. Дзержинского. Заместитель начальника службы 2 БТБ.
4. Капитан 3 ранга ЛАЗАРЕВ Александр Борисович. Род. 15.11.1948, г. Щелково Московской обл. В 1971 году окончил Севастопольское ВВМИУ. Научный руководитель лаборатории СРФИ БТБ.
5. Капитан-лейтенант КАРГИН Валерий Константинович. Род. 10.12.1953, г. Галич Костромской обл. Инженер группы радиационного контроля БТБ, химик.
6. Старший лейтенант ВИННИК Сергей Григорьевич. Род. 03.10.1961, г. Бийск Алтайского края. В 1983 г. окончил Севастопольское ВВМИУ с отличием. Инженер лаборатории физических пусков БТБ, служба 4.
7. Старший лейтенант ГАНЖА Александр Павлович. Род. 12.04.1960, с. Красная поляна Писчано-Конского района Ростовской обл. В 1982 г. окончил ВВМИУ им. Дзержинского. Командир группы П-1, службы 2 БТБ, сменный руководитель.
8. Старший лейтенант ФИЛИППОВ Герман Петрович. Род. 25.01.1952, г. Ленинград. В 1974 г. окончил ВВМИУ им. Дзержинского. Старший инженер группы П-2, службы 2 БТБ, начальник смены.
9. Матрос ПРОХОРОВ Игорь Анатольевич. Род. 03.12.1964, г. Нижний Тагил Свердловской обл. В ВМФ с октября 1983 г. Специалист службы 2 БТБ.
10. Матрос ХОХЛЮК Николай Владимирович. Род. 16.09.1965, с. Козын Белогорского района Хмельницкой обл. В ВМФ с ноября 1983 г. Специалист службы 1 БТБ.
Только на 19-ю годовщину трагических событий 10 августа 2004 г. на месте захоронения погибших при катастрофе на “АПЛ К-431” в бухте Чажма, благодаря инициативе и усилиям директора ФГУП “ДальРАО” вице-адмирала запаса Лысенко Николая Ивановича на средства предприятия был изготовлен и открыт мемориал по проекту архитектора Натальи Пыреговой.
Мемориал располагается на уложенной цементными плитками восьмиугольной площадке, окантованной бордюром. В основании площадки размещена уменьшенная, стилизованная копия обелиска-часовни, расположенной в городском парке ЗАТО города Фокино, которая была воздвигнута в 1996 г. к 300-летию Российского флота. В центре площадки расположен бетонный двухскатный постамент, напоминающий крышу. На правом и левом скатах на черных гранитных плитах выбиты воинские звания, фамилия, имена, отчества и даты жизни военнослужащих, чьи останки захоронены на территории мемориала. Справа и слева от постамента установлены стилизованные бетонные, сплошные прямоугольные скамьи, покрытые черными полированными гранитными плитами.
Ежегодно 10 августа у мемориала собираются ветераны, непосредственные участники тех трагических событий, чтобы отдать дань памяти отдавшим свои жизни при выполнении воинского долга и всем, кто ценой нечеловеческих усилий, не щадя здоровья, предотвратил наступление непоправимых последствий ядерной катастрофы для всей территории Южного Приморья.
Вице-адмирал А.М. Славский в своем очерке “Чажма”, вспоминая те события, пишет: “Нынешнее поколение российских моряков, связанных с эксплуатацией атомных энергетических установок, должно учиться на ошибках своих предшественников. С атомом всегда нужно быть на “Вы”!”.
См.: Павлов А.С. Военные корабли СССР и России 1945–1995 гг.: Справочник. – Якутск, 1995. – Вып. 3. – С. 33; Варшавская Е. Взрыв в бухте Чажма. О неизвестной ядерной катастрофе // Находкин. рабочий (г. Находка). – 1995. – 12, 18 нояб. – С. 3; Ивлева М. Пепел Чажмы. Этой горькой земле лишь забвенье поет аллилуйя… // Владивосток. – 2000. – 4 авг. – С. 1, 20; Шолох Е. Время “Ч” началось 15 лет назад – перед Чернобылем была Чажма // Комс. правда. – 2000. – 10 авг. – С. 4; Подводные лодки России: Иллюстр. справ. / В.Е. Ильин, А.И. Колесников. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – С. 145–153; Живые отдают дань памяти погибшим // Тихоокеан. газ. – 2004. – 20 авг. – С. 1; Абрамов В.П. Эколого-радиометрический мониторинг Южного Приморья / В.П. Абрамов, В.П. Молев. – Владивосток: Дальнаука, 2005. – С. 272–274; Шабанская В. Дунайскому “Чернобылю” – 20 лет // Взморье (г. Большой Камень). – 2005. – 4 авг. – С. 9; Бражина Н. Черный след Чажмы. Доза, которой хватило на всех // Владивосток. – 2005. – 5 авг. – С. 6–7; Карташов А. Ни оправдания, ни забвения… Когда трагедия объединяет // Владивосток. – 2005. – 5 авг. – С. 8; Кутенких Н. “Грибов в тот год уродилось много…”. Вспоминает очевидец “приморской Хиросимы” // Владивосток. – 2005. – 5 авг. – С. 7–8; Кутенких Н. Экономя на “ликвидаторах”. Коллектив 30-го СРЗ в числе первых спасал край от ядерной опасности // Владивосток. – 2005. – 5 авг. – С. 8; Наумов Ю.А. Антропогенез и экологическое состояние геосистемы прибрежно-шельфовой зоны залива Петра Великого Японского моря. – Владивосток: Дальнаука, 2006. – С. 149–168; Черкашин Н. Атомный шторм // Чудеса и приключения. – 2006. – № 8. – С. 8–12; Киселев А. Через 22 года после аварии субмарины изолируют // Владивосток. – 2007. – 29 мая. – С. 8; Калиниченко А.А. Созвездие командора: Сб. рассказов. – Одесса: Астропринт, 2008. – С. 178–179; Конев А.В. Первый атомоход Тихоокеанского флота “К-45”: люди и судьбы: док. повесть; ист. очерки. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. – С. 173–174; Славский А.М. Высокая честь. Воспоминания, очерки, статьи, выступления. – СПб.: ООО “ИТД “ОСТРОВ”, 2008. – С. 31–38; Ушедшим навечно в глубины морские (Книга памяти) / гл. ред. М.И. Сажаев. – Владивосток: Изд-во и типогр. “Боевая вахта”, 2008. – С. 112–113, 174, 197; Островский В.Г. Исполнили воинский долг до конца: мемориалы, воин. захоронения, мемор. доски морякам-тихоокеанцам, погибшим при исполнении служеб. обязанностей, расположен. на территории гор. округа ЗАТО город Фокино. – Владивосток: ООО РПК “Анастасия-Принт”, 2010. – С. 42–49; Груздев А.И. Катастрофы, поисковые, спасательные и судоподъемные работы на Тихоокеанском флоте в 1978–1985 гг. – СПб.: Изд.-полиграф. комплекс НП ПРИНТ, 2012. – С. 129–145.
В.Г. Островский
11 августа
75 лет Краевой детской туристско-экскурсионной станции (1940). Краевая станция юных туристов (1979–1990). Приморский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий (ПКЦДЮТиЭ) (1991)
См.: Глыбина Л. Повели на молодость пламенный поход: [о реорганизации Владивост. гор. станции юных туристов] // Моск. комсомолец во Владивостоке. – 2000. – 27 янв.–3 февр. – С. 20; Смирнов А.Г. Ходили мы походами...: Очерки истории туризма Примор. края. – Владивосток, 2009. – С. 95–96.
12 августа
70 лет со времени сооружения памятника С.Г. Лазо во Владивостоке (1945).
Сергей Георгиевич Лазо – один из руководителей борьбы за власть Советов в годы Гражданской войны на Дальнем Востоке, военачальник. Родился в 1894 г. в дворянской семье в селе Пятры Молдавской губернии. После окончания в 1916 г. Алексеевского пехотного училища в Москве был направлен для прохождения службы в Красноярский запасной 15-й стрелковый полк, где был назначен командиром взвода. В 1917 г. после свержения монархии был избран председателем солдатской секции Красноярского совета рабочих и солдатских депутатов, с 1918 г. – член Центрального исполкома Советов Сибири, командующий войсками Забайкальского фронта, созданного для борьбы с вооруженными отрядами атамана Г. Семёнова.
После ликвидации фронта С.Г. Лазо инкогнито прибыл во Владивосток, где несколько месяцев находился на нелегальном положении. В декабре 1918 г. он установил связь с Владивостокским комитетом РКП(б), вошёл в состав краевого военно-революционного штаба, с июня по декабрь 1919 г. командовал партизанскими отрядами Приморья. После свержения 30 января 1920 г. диктатуры генерала Розанова и создания правительства Приморской земской управы Лазо стал членом Военного Совета этого правительства. Во время инициированного японскими интервентами военного переворота 5 апреля С.Г. Лазо вместе со своими соратниками А.Н. Луцким и В.М. Сибирцевым был арестован японцами в здании Владивостокской следственной комиссии. Они вывезли арестованных на железнодорожную станцию Муравьев-Амурский и передали их белогвардейской банде Бочкарева. Бочкаревцы расстреляли революционеров и их тела сожгли в паровозной топке.
Память о С.Г. Лазо впервые была увековечена во Владивостоке в 1923 г., когда в его честь улица Полтавская была переименована в улицу Лазо. В 1927 г. на здании бывшей Следственной комиссии, где Лазо был арестован, установлена мемориальная доска с именами Лазо, Луцкого и Сибирцева. Идея сооружения во Владивостоке монументального памятника С.Г. Лазо впервые была озвучена в марте 1942 г., когда в Доме офицеров Тихоокеанского флота открылась выставка работ флотских художников. На выставке была представлена модель скульптуры С.Г. Лазо в рост, выполненная скульптором Львом Моисеевичем Писаревским (1906–1974).
Л.М. Писаревский – уроженец города Рыбинска, в 1930 г. окончил скульптурный факультет Художественно-промышленного института в Москве, затем аспирантуру. В 1930-е гг. создал ряд известных произведений монументальной скульптуры, в том числе памятник В.И. Ленину в Керчи, памятник И.А. Гончарову в Ульяновске и другие. В 1941 г. он вступил добровольцем в народное ополчение г. Москвы, а в 1942 г. был призван в Красную Армию и в чине лейтенанта направлен для прохождения службы в отдел пропаганды и агитации Политуправления ТОФ. Ему было выделено помещение под скульптурную мастерскую в здании Дома офицеров. Именно там и была создана скульптура С.Г. Лазо, положительно оцененная посетителями выставки.
В марте 1944 г. отмечалось 50-летие со дня рождения Лазо и члены бюро Дальневосточной секции ветеранов Гражданской войны на Дальнем Востоке обратились с ходатайством к партийно-советскому руководству края о сооружении монументального памятника герою, взяв за основу скульптуру Писаревского. Ходатайство было поддержано секретарем Приморского крайкома ВКП(б) Н.М. Пеговым, и автор скульптуры согласился доработать свое произведение для последующей отливки в металле. По воспоминаниям архитектора Н.С. Рябова рассматривалось несколько мест для установки памятника, и по предложению архитектора А.И. Порецкова было решено установить скульптуру Лазо на пустующем гранитном пьедестале демонтированного в 1920-х гг. памятника адмиралу В.С. Завойко работы архитектора И.Я. Гинцбурга. С учетом этого автор несколько переделал модель, придав скульптуре большую динамичность и приведя пропорции скульптуры и пьедестала к классическому соответствию 1:1,5. Первоначально планировалось статую Лазо выполнить из бронзы, но в годы Великой Отечественной войны бронза шла только на военные нужды. Поэтому статуя была отлита из чугуна в литейном цехе Дальзавода.
Л.М. Писаревский не участвовал в работах по отливке и установке памятника, так как в июне 1944 г. был переведен для дальнейшей службы в только что освобожденный от фашистов Севастополь, где ему было поручено реставрировать изуродованный снарядами памятник генералу Э. Тотлебену и соорудить памятники Героям Советского Союза летчику Н. Острякову и матросу Ц. Куникову. Во Владивостоке же подготовку глиняной модели скульптуры Лазо к отливке и доработку статуи после отливки осуществлял скульптор Н.П. Борисов.
Памятник С.Г. Лазо был открыт в торжественной обстановке 12 августа 1945 г., в день, когда Советские войска I-го Дальневосточного фронта преодолев Хуньчуньские укрепления японцев, начали освобождение от интервентов Маньчжурии. Собравшиеся на церемонию открытия памятника увидели статую С. Лазо, как бы выступающего на митинге: в военной форме, в распахнутой в порывистом движении шинели, с фуражкой в левой руке и с поднятой в жестикуляции правой рукой. “Вот за эту русскую землю, на которой я сейчас стою, мы умрем, но не отдадим ее никому”, – сказал Лазо перед восстанием в январе 1920 г. Эти его слова и высечены на пьедестале памятника. По мнению автора статьи, скульптура Лазо работы Л.М. Писаревского монументальная и динамичная в художественном отношении производит большее впечатление, чем меньшая по размеру и статичная скульптура адмирала Завойко, которая несколько терялась на сплошном, массивном для нее пьедестале
В последующие годы скульптурные памятники С.Г. Лазо были сооружены на железнодорожной станции Лазо близ Дальнереченска (скульптор Н.П. Борисов, 1950), в Партизанске (скульптор С.Н. Горпенко, 1957), в селе Чугуевка (скульптор П.Н. Неверов, 1966), в поселке Грушевое (скульптор П.А. Полещук, 1967), в поселке Экипажном на острове Русском (скульптор П.А. Полещук, 1970). Память о С.Г. Лазо увековечена также в названии Лазовского муниципального района (бывший Соколовский) и его райцентра (бывший Вангоу), в наименованиях улиц во многих городах и селах Приморского края.
См.: Николаев С. Памятники и памятные места в Приморье. – Владивосток: Примиздат, 1951. – С. 19–26; Город нашенский / под ред. Л. Иващенко. – Владивосток: Дальиздат, 1970. – С. 270–274; Фадеев А.А. Сергей Лазо // За Советский Дальний Восток. Вып. 2. – Владивосток, 1982. – С. 133–140; Головнина Т.М. Сергей Лазо – воин и человек. – Владивосток: Изд-во ПО ВООПИК, 1984. – 47 с.: ил.; Памятники истории и культуры Приморского края / под. ред. А.И. Крушанова. – М.: Внешторгиздат, 1991. – С. 70, 94, 107, 208; Обертас В.А. Памятники истории и культуры города Владивостока: материалы к своду / В.А. Обертас, В.К. Моор, Е.А. Ерышева. – Владивосток: издательСВЕТЛАНАкунгурова, 2012. – С. 164, 172; Рукописные материалы-воспоминания скульпторов О. Сушковой, Н. Борисова, архитектора Н. Рябова из фондов Приморского объединенного краевого музея имени В.К. Арсеньева.
В.А. Обертас
16 августа
90 лет со дня создания во Владивостоке Тихоокеанской научно-промысловой станции (ТОНС) (с 1934 г. – Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО)) (1925).
ТОНС была организована по решению Дальревкома, на базе Дальнаучрыббюро и Садгородской биологической станции Государственного дальневосточного университета (ГДУ).
Первоначально ТОНС располагалась на полуострове Басаргина, в трёх каменных корпусах, переданных станции в безвозмездное пользование Военным ведомством. Благодаря стараниям и энергии первого директора ТОНС – профессора Ленинградского государственного гидрологического института К.М. Дерюгина (1878–1938) станция была открыта и оборудована в кратчайшие сроки, был принят ее Устав, определены задачи и проведены первые научные исследования. 18 сентября 1925 г. состоялось заседание Ученого совета.
В статье ихтиолога И.Ф. Правдина, одного из первых сотрудников ТОНС, опубликованной в журнале “Природа” № 3 за 1927 г., отмечалось: “Перед новым учреждением стоят задачи научно-прикладного характера: исследования в области техники и экономики пресноводных и морских промыслов; всестороннее изучение водных животных и растений, имеющих промысловое значение; исследования в области восстановления или поддержания естественных запасов промысловых объектов и их искусственного разведения; изучение биологии морских организмов, их взаимоотношений, а также выяснение влияния на них факторов среды; постановка широких проблем, связанных с биологией вод вообще”.
На станции начинали свою работу биологи-исследователи М.Л. Пятаков, И.Г. Закс, Е.С. Зинова, А.Т. Шурин, Г.У. Линдберг, К.А. Гомоюнов, Н.П. Навозов-Лавров, А.И. Амброз, В.Е. Розов, А.П. Веденский, Г.И. Гайл, М.М. Сомов, впоследствии ставшие известными учеными.
О важности открытия ТОНС и большом интересе к ней в научной среде говорит замечание К.М. Дерюгина в опубликованном отчете о проделанной работе: “Тяга на станцию настолько сильна, что даже нынче, в первое лето ее существования, без всяких широковещательных объявлений, приехали научные деятели из Ленинграда, Москвы, Иркутска, Томска, Владивостока, чтобы поработать на станции”.
Быстро развиваясь, ТОНС в 1928 г. была реорганизована в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства (ТИРХ). В этом же году вышел в свет первый сборник научных трудов – “Известия ТОНС”.
Проведение крупных морских научных исследований сдерживало отсутствие у института экспедиционного флота. В конце 1929 г. в распоряжение ТИНРО поступает первое научно-исследовательское судно – парусно-моторная шхуна “Росинанте”. Она была приобретена в Америке, по прибытии во Владивосток оснащена необходимыми машинами и приборами специалистами Дальзавода. На ней были установлены глубоководные лебедки, оборудованы лаборатории и каюты для научной группы.
С этой легендарной шхуны начались систематические рыбохозяйственные исследования России на Дальнем Востоке. В 1931 г. шхуна совершила первые две экспедиции в залив Петра Великого. На то время “Росинанте” считалось лучшим научно-исследовательским судном в России.
В 1930 г. ТИРХ переезжает в здание по ул. Ленинской, 20 (здесь институт располагался до 1975 г.). К этому времени в институте работали лаборатории по промысловой ихтиологии, гидробиологии, рыбоводства, технохимическим исследованиям (под руководством Е.Ф. Курнаева и Ю.Н. Ментова), размещалась научная библиотека, был открыт биологический музей, как для работы исследователей, так и для посещений горожанами. Для работы в ТИРХ ежегодно привлекались специалисты из центральных научных учреждений страны. Специалисты института также работали на наблюдательных пунктах на р. Амур, на Камчатке, Сахалине и озере Ханка.
В 1932 г. были созданы отделения ТИРХ на Камчатке и Сахалине, а в 1933 г. – в Хабаровске.
В 1932–1933 гг. проходила совместная экспедиция Государственного гидрологического института, Тихоокеанского института рыбного хозяйства и Тихоокеанского комитета Академии наук СССР, получившая в литературе название “Тихоокеанская комплексная экспедиция 1932–1933 гг.”. Работы проводились на предоставленных рыбной промышленностью тральщиках и “Росинанте”. Общее руководство и руководство гидробиологическими и гидрологическими работами осуществлял К.М. Дерюгин, ихтиологические исследования возглавлял П.Ю. Шмидт. Исследования проводились в Японском, Охотском, Беринговом и Чукотском морях. В экспедиции участвовало около 50 научных работников различных специальностей. Данные, собранные в ходе исследований, значительно изменили прежние представления о рельефе дна дальневосточных морей, их тепловом и газовом балансе, о течениях, солевом режиме и дали новые представления об их биономии, позволив установить систему зон и биоценозов каждого моря. Подобных масштабных морских исследований в тот период не было даже в мировой практике.
В 1934 г. ТИРХ становится Тихоокеанским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО).
История института неразрывно связана с историей страны. Конечно же, были в жизни ТИНРО и тяжелые времена. В 1930-е гг. ТИНРО не раз подвергалось жестокой критике со стороны партийных и государственных органов. Невыполнение планов рыбодобычи списывалось на неточность научных данных. К тому же рыбохозяйственную науку обвиняли в излишнем “академизме”, не отвечающем потребностям отрасли. Коснулись ТИНРО и репрессии 1930-х гг. Так в 1931 г. был арестован и отстранен от должности второй директор института – А.Н. Державин. К концу 1930-х гг. институт лишился десятка талантливых ученых, впоследствии реабилитированных.
К началу 1940-х гг. многие специалисты покинули Дальний Восток, ослабли связи института с научными учреждениями страны. Несмотря на объективные трудности, к этому времени институт уже имел солидные научные наработки, рыбная отрасль Дальнего Востока набирала обороты. На основе выполненных исследований увеличились объемы добычи сардины иваси, крабов, был создан китобойный промысел. Специалисты ТИНРО были инициаторами авиаразведки рыбы и морского зверя. Совершенствовались способы консервирования рыбы и крабов, изучались методы переработки морских водорослей, разрабатывались стандарты сырья и рыбопродукции. Проводились исследования по совершенствованию орудий лова. Разработки специалистов ТИНРО были востребованы в государственных и кооперативных рыбодобывающих организациях Дальнего Востока, на рыбозаводах, в цехах по производству агар-агара, йода, кормовой муки.
Начало Великой Отечественной войны совпало с внезапным исчезновением сардины иваси, которая к тому времени давала более трети дальневосточного вылова. Ученым ТИНРО предстояло решить непростую задачу: помочь рыбакам удержать на период войны уровень добычи рыбы, достигнутый в 1930-е гг.
Шла переоценка возможностей добычи в прибрежной зоне. В Татарском проливе был осуществлен экспедиционный лов камбалы, в Приморье был организован лов мойвы. Введенный перед войной по заключению института двухлетний запрет на лов краба в заливе Петра Великого обеспечил его изобилие под Владивостоком в самые тяжелые годы.
Кандидат технических наук П.А. Старовойтов, успешно разрешивший в 1935–1936 гг. проблему кошелькового лова сардины, в годы войны организовал освоение техники снюрреводного лова камбалы. Вся перестройка обрабатывающей рыбной промышленности совершалась при оперативном участии доктора технических наук И.В. Кизеветтера (его имя носит в настоящее время одно из научно-исследовательских судов ТИНРО-Центра) – разрабатывались рецептура и технология изготовления концентратов из рыбы, получения и хранения витаминизированного рыбного жира.
Проведение научно-исследовательских работ осложнялось сокращением ассигнования в два с лишним раза по сравнению с мирным временем. На нужды обороны был передан имеющийся в ТИНРО флот. В связи с призывом в армию выбыли практически все ведущие специалисты – за 4 года войны из института на фронт ушло 39 человек. В настоящее время около здания ТИНРО-Центра (пер. Шевченко, 4) находится мемориал в честь сотрудников, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Директором института с октября 1940 по апрель 1947 г. был Д.А. Каневец.
За помощь рыбной промышленности в дни войны были награждены орденами и медалями Советского Союза 60 работников института и его отделений.
В послевоенные годы значительно расширились районы экспедиционных исследований ТИНРО. В 1958–1963 гг. была проведена исторически значимая Беринговоморская научно-промысловая экспедиция, которой руководил П.А. Моисеев. Она работала в составе 12 исследовательских и поисковых судов и завершилась открытием целого ряда новых объектов и районов промысла, научным обоснованием масштабного рыболовства ценных рыб (камбал, палтусов, морских окуней, макрурусов и др.) в Беринговом море и северной части Тихого океана.
В 1959 г. было открыто Магаданское отделение ТИНРО.
В 1960–1970 гг. научно-поисковые экспедиции института работали в Тихом и Индийском океанах, достигая берегов Антарктиды. Именно в эти годы ТИНРО сформировался как крупнейший в стране научный институт. Работы института в области промрыболовства в конце 1960-х – начале 1980-х гг. шли в основном в направлении развития и внедрения методов крупномасштабного тралового промысла. Промысловая гидроакустика как дисциплина также возникла в этот период. Одновременно получили мощный толчок в развитии гидрологические, гидробиологические, технологические исследования. В это время в ТИНРО работали известные ученые-биологи Ю.В. Новиков, В.В. Натаров, Б.Н. Аюшин, А.А. Берзин, А.Г. Кагановский, И.А. Пискунов, М.С. Кун, технологи И.П. Леванидов, В.М. Мясоедова, Л.П. Шмелькова, Л.Я. Эртель и другие.
С середины 1970-х гг. ТИНРО вместе с рыбной отраслью пережили и справились еще с одним очень серьезным испытанием – введением 200-мильных рыболовных зон. Эта международная акция во многом нивелировала результаты исследований института в океане и у берегов других стран. Но накопленный опыт и достижения в познании природы океана и его биоресурсов помогли ученым обосновать переориентацию нашего флота на промысел в российскую зону. Около 5 млн. тонн морепродуктов – максимальный годовой вылов – был получен в 1988 г. именно в наших морях. Большая заслуга в этом В.П. Шунтова, Н.С. Фадеева, А.И. Чигиринского, Л.А. Борца, Е.П. Каредина.
В первой половине 1980-х гг. в ТИНРО сформировалась и была реализована новая научная концепция – экосистемные исследования биоресурсов океана, что до настоящего времени позволяет вести полноценный мониторинг рыбопромысловых запасов и получать необходимые данные для обоснования прогнозов вылова на дальневосточном бассейне. Основателем и руководителем направления является профессор В.П. Шунтов.
Стремительно развивались новые направления отраслевой региональной науки: краткосрочное прогнозирование промысловой обстановки, космические методы изучения океана.
В 1988 г. ТИНРО открывает дельфинарий, в 1991 г. – океанариум.
В 1990-е гг. из-за нехватки финансирования были свернуты некоторые научные направления, сократилось число экспедиций, снизился уровень подготовки научных судов к работе в море. Несмотря на это, в кризисные годы рыбохозяйственная наука на Дальнем Востоке сумела перестроиться и адаптироваться к новым условиям работы.
В 1994 г. открывается Чукотское отделение ТИНРО в Анадыре.
А с 1995 г. в состав института входит эффективно работающее подразделение – База исследовательского флота (БИФ ТИНРО). На судах ТИНРО-Центра в настоящее время ежегодно проводится более тридцати экспедиций.
ТИНРО-Центр является признанным лидером в нашей стране в области разработки и внедрения лечебно-профилактической продукции из морских гидробионтов. Предметом гордости технологов сегодня являются исследования и разработки в области безотходных технологий переработки сырья, в первую очередь, крабов и минтая.
Созданные на протяжении десятилетий технологические исследования успешно развиваются под руководством докторов наук – Т.Н. Слуцкой, А.П. Ярочкина и других.
Время многое меняло в истории ТИНРО. Отделения на Сахалине, Камчатке и в Магадане окрепли и были преобразованы в самостоятельные институты, а ТИНРО – в Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр (ТИНРО-Центр), который осуществляет координацию всех научных исследований, разрабатывает и реализует единую стратегию рыбохозяйственной науки в тихоокеанском бассейне.
В 2000 г. была создана единая дальневосточная рыбохозяйственная научная структура, в которую вошли ТИНРО-Центр с его отделениями (в настоящее время – филиалами), КамчатНИРО, МагаданНИРО, СахНИРО – Ассоциация “Научно-техническое объединение ТИНРО” (НТО “ТИНРО”).
За прошедшие годы в ТИНРО создан уникальный коллектив учёных, способный поддерживать первоклассный уровень выполняемых научных работ, постоянно наращивать свой творческий потенциал. Аспирантура, созданная при ТИНРО еще в 1950 гг., готовит для рыбохозяйственной науки специалистов по 11 направлениям. В ТИНРО-Центре работает совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Ежегодно сотрудники ТИНРО-Центра публикуют до 400 научных статей, монографий и учебных пособий, выступают с докладами на всероссийских и международных конференциях.
ТИНРО-Центр участвует в реализации обязательств России по нескольким межправительственным соглашениям, активно работает во всех международных организациях по рыболовству в северной части Тихого океана. Особенно велика роль ТИНРО-Центра в Северо-Тихоокеанской морской научной организации – ПИКЕС и Комиссии по анадромным рыбам северной части Тихого океана – НПАФК.
Научная деятельность ТИНРО-Центра чрезвычайно многогранна. Она включает в себя: контроль над состоянием запасов промысловых объектов, экологическим равновесием в районах промысла; изучение биологической продуктивности дальневосточных морей и открытых вод Тихого океана; создание биотехнологии разведения и выращивания рыб, беспозвоночных, водорослей; разработку современных орудий и способов лова; совершенствование технологий переработки гидробионтов; изучение пищевой ценности объектов промысла; экологический мониторинг безопасности водных биологических ресурсов и другие научные направления.
ТИНРО-Центр поддерживает более 40 патентов на изобретения и полезные модели, имеет более 50 зарегистрированных товарных знаков.
Сегодня ТИНРО-Центр является самой крупной рыбохозяйственной научной организацией России. Высок авторитет ТИНРО-Центра в научных и рыбопромысловых кругах мирового сообщества.
См.: Раков В. У истоков...: [ТИНРО – 75 лет] // Нар. вече. – 2000. – 12 сент. – С. 3; Егорчев И. ТИНРО – 75! : Юбилей по изучению рыбных мест // Тихоокеан. комсомолец. – 2000. – 26 сент.; ТИНРО – 75 лет: От ТОНС до ТИНРО-центра / Тихоокеан. науч.-исслед. рыбохоз. центр; науч. ред. В.П. Шунтов. – Владивосток: ТИНРО-центр, 2000. – 378 с.; Бочаров Л. Научный потенциал рыбной отрасли: ТИНРО-центру – 80 лет // Владивосток. – 2005. – 8 июля. – С. 4–5; ТИНРО 80 лет (1925–2005 гг.): воспоминания о людях, их судьбах и минувших событиях / Тихоокеан. науч.-исслед. рыбохоз. центр; науч. ред.: В.П. Шунтов, В.Н. Акулин. – Владивосток: ТИНРО-центр, 2005. – 332, [2] с.; ТИНРО – академия рыбацкой удачи // Все Приморье: Кто есть кто в крае. 100 выдающ. сограждан. Коллектив. портр.: альм. – Владивосток, 2008. – Т. 6. – С. 92– 93: фот.; “Ламиналька” ТИНРО-Центра получила бронзовую медаль // Ежеднев. новости. – 2009. – 28 окт. – С. 12; ТИНРО – 85: итоги десятилетней деятельности. 2000–2010 гг.: сб. ст. / Тихоокеан. науч.-исслед. рыбохоз. центр; под ред.: Л.Н. Бочарова, В.Н. Акулина. – Владивосток: ТИНРО-Центр, 2010. – 341 с.; Бочаров Л.Н. Развитие рыбохозяйственной науки на Дальнем Востоке [в т. ч. в Приморье]. Задачи и особенности современного этапа // ТИНРО – 85. Итог десятилетней деятельности. 2000– 2010 гг. – Владивосток, 2010. – С. 3–24; ТИНРО-Центр // Экономика Дальнего Востока и Байкальского региона: ил. энцикл. – Владивосток, 2012. – С. 288: фот.; Слуцкая Т. Здравоохраняющее питание: ученые ТИНРО-Центра делают трепанг доступным для всех // Утро России. – 2013. – 21 дек. – С. 2.
Е.В. Китаева
16 августа
70 лет Старовойтову Владимиру Николаевичу (1945), художнику, графику, члену Союза художников России (1993).
Родился в с. Дербинское Сахалинской области. Учился в Дальневосточном государственном университете на биологическом (1962–1965) и филологическом (1976–1981) факультетах; в художественных студиях Ленинграда (1970–1972), Владивостока (1974–1976); был вольнослушателем Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (1967–1972). Жил в Находке (1972–1974), во Владивостоке (1974–1976), на Сахалине в г. Анива (1976–2001). С 2001 г. проживает во Владивостоке. Специализируется в жанре современной условно-ассоциативной композиции.
Известные произведения: “Портрет Г. Рождественского” (1986), “Леший и Русалочка” (1980-е), “Рыбак” (1980-е), “Сусанна и старцы” (1980-е), “Цунами” (1989), “Узнающий Христа” (кон. 1980-х), “Он приходил к ним, и они не узнали его…” (кон. 1980-х), “Учитель музыки” (нач. 1990-х), “Птица” (нач. 1990-х), “Три красавицы” (1999), “Рыбачки в Киноко” (1999), “Портрет Вени Риделя” (2000), “Перед рассветом” (2000).
Участник краевых, городских, международных выставок с 1974 г.: (1974–1983, Владивосток); (1992–2000, Южно-Сахалинск); выставки из фондов Галереи современного искусства “Арка” (1997, Владивосток); выставки сахалинских художников (2001, Чеджу-До, Республика Корея); Российско-Бельгийского проекта “Niets Is Wat Het Lijkt” (галерея “Артэтаж”, Владивосток, 2001).
Автор шести персональных выставок (1992, 2000, Южно-Сахалинск; 1997, Находка; 1997, 1998, Саппоро, Япония; 2001, Владивосток). Работы В.Н. Старовойтова хранятся в Сахалинском государственном областном художественном музее, университете г. Хакодате (Япония), галерее “Арка”, галерее “Артэтаж”, галерее “Portmay”, частных коллекциях России и зарубежья. Владимир Николаевич автор автобиографического эссе “Неотвратимость бытия, или Исповедь спасенного” (2009).
Арт-критик А. Лобычев отмечает: “в былые времена художник склонялся к полотнам большого формата, а в последние годы он пишет работы небольшие. Он словно сжимает темы и сюжеты своих произведений, чтобы вглядеться в них более пристально. И вместе с тем художник все время расширяет жанровый диапазон: сюжетные картины, портреты одиночные и групповые, пейзажи вообще и городские пейзажи Владивостока в частности, натюрморты и натюрморты-пейзажи…”.
См.: Старый Войт на Миллионке: [о худож. В. Старовойтове] // Добро пожаловать... Приморье. – 2001. – N 1. – С. 27–28: фот.; Зотова О. Горожанин по имени Старый Войт: Пока жив – буду красить // Владивосток. – 2004. – 26 нояб. – С. 19; Абизяева И. Карнавал красок: [о персон. выст. худож. В. Старовойтова в картин. галерее Portmay] // Рос. газ. – 2007. – 4 мая. – С. 11; Старовойтов В.Н. Разрезанный гранат: живопись – Владивосток, 2007. – 20 с.: ил.; Старовойтов В.Н. Чтобы выразить душу города, во Владивостоке создан фонд развития визуальных искусств: [беседа с худож. В.Н. Старовойтовым, пред. попечит. совета фонда] / вела Л. Берчанская // Владивосток. – 2009. – 24 июня. – С. 6; Старовойтов В.Н. Народный проект Старого Войта: [интервью с художником Владивостока В. Старовойтовым] / подготовил А. Вороной // CITY Владивосток. – 2009. – N 1. – С. 28–31; Кривосудова Н.Л. Творческий портрет Владимира Старовойтова // Вологдинские чтения. Строительство и архитектура: юбил. науч. конф. – Владивосток, 2009. – С. 173–174; Клымюк Е.В. Три основные темы в творчестве дальневосточного художника Владимира Старовойтова // Гуманитарные исследования в Вост. Сибири и на Дал. Востоке. – 2013. – N 2. – С. 30–34; Кисть дирижера (Старый Войт и Джон Кудрявцев) // Лобычев А. Автопортрет с гнездом на голове: Искусство Приморья на рубеже веков. – Владивосток, 2013. – С. 196–205. – (Серия “Архипелаг ДВ”); интернет-ресурс // http://encsakhalin.ru/object/1804714150?lc=ru.
21 августа
35 лет назад произошла катастрофа в Филиппинском море на атомной подводной лодке “К-122” (1980).
21 августа 1980 г. атомная торпедная подводная лодка “К-122” под командованием капитана 2 ранга Геннадия Сизова несла боевую службу в Филиппинском море, недалеко от острова Окинава. Старшим на борту, в связи с недавним назначением командира, являлся начальник штаба 26-й дивизии капитан 1 ранга Геннадий Заварухин.
Подводная лодка находилась на глубине 60-70 метров. Проводились плановые тренировки на боевых постах, когда корабль разорвали тревожные звуки аварийной тревоги. Начался пожар в седьмом отсеке, полыхнул турбогенератор. Пожар был такой силы, что в соседних отсеках невозможно было дотронуться до механизмов и трубопроводов. Началось задымление смежных и кормовых 4, 5, 6, 8 и 9-го отсеков.
В результате начавшегося пожара и обесточивания сработала аварийная защита реакторов, лодка потеряла ход. Помимо возникшей угрозы – остаться на глубине и не всплыть, возникла реальная “Радиационная опасность”, так как компенсирующие решетки одного из реакторов из-за обесточивания остались в промежуточном положении, и реактор не был заглушен.
Абсолютное большинство экипажа грамотно и мужественно действовали в сложившейся обстановке и выполнили все предусмотренные аварийными расписаниями действия. Это позволило подводной лодке использовать последнюю возможность всплытия с глубины – ручное управление горизонтальными рулями, осуществленное из 9-го отсека боцманом мичманом Солоха, которому мичман Владимир Белевцов отдал индивидуальный дыхательный аппарат и ценой своей жизни спас лодку и экипаж.
После всплытия в надводное положение, благодаря грамотным, нестандартным решениям, принятым командиром БЧ-5 капитаном 2 ранга Юрием Шлыковым и последующими за этим героическими действиями личного состава компенсирующие решетки были опущены вручную. Реакторы стали безопасными.
Но всплывшая аварийная атомная советская субмарина продолжала бороться за живучесть и оставалась без связи. Пожар в седьмом отсеке бушевал до тех пор, пока не выгорело все, что могло гореть. С мостика, используя сигнальные ракеты, подавались сигналы бедствия. Первым неподалеку от аварийной лодки, увидев сигнальные ракеты, легло в дрейф английское судно (газовоз) “Harry”. На подошедшем с него катере передали канистры с пресной водой и аптечку. На английское судно на этом катере ушли офицеры подводной лодки, которые через его радиостанцию передали аварийное донесение от “Урагана” (в то время аварийное обозначение атомной подводной лодки). Это донесение было принято советским посольством в Японии и ушло по назначению. Англичане продолжили свой путь.
Вскоре в непосредственной близости появились корабли ВМС США и Японии, начали кружить самолеты и вертолеты “вероятного противника”. Ситуация была критической. Реальной становилась угроза захвата корабля, и, борясь за живучесть, спасая экипаж, командование предусматривало все меры, вплоть до возможного уничтожения подводной лодки.
Через девять часов после подачи аварийного сигнала через английское судно-газовоз подошло советское учебное судно ДВМП “Меридиан”, обеспечивающее практику курсантов мореходного училища им. Г.И. Невельского. С терпящей аварию АПЛ на него были переданы тела девяти, обнаруженных к тому времени погибших (ещё пятеро погибших были найдены и подняты позднее), эвакуировано большинство членов экипажа и прикомандированных. На аварийном корабле оставались только те, кто был необходим для продолжения борьбы за непотопляемость, с продолжавшимся пожаром и сохранения подводной лодки. Командование ВМФ СССР получило полную информацию по происходящим событиям.
Только через несколько суток подошел учебный корабль ТОФ “Бородино”, на котором проходили практику курсанты ТОВВМУ им. С.О. Макарова и на котором прибыл командующий 4-й флотилии ПЛ вице-адмирал В. Белашев. Вскоре подошел морской буксир “МБ-21”, который осуществлял буксировку аварийной АПЛ в залив Стрелок. На УК “Бородино” были переданы с “Меридиана” тела всех погибших и члены экипажа, не участвующие в обеспечении буксировки. Всю буксировку, проходящую в сложнейших условиях, на аварийной подводной лодке находился вице-адмирал В. Белашев
В Восточно-Китайском море в охранение “К-122” вступили БПК “Петропавловск” и СКР “Грозящий”, а УК “Бородино” самостоятельно ушел в залив Стрелок, увозя тела погибших и находящихся на нем членов экипажа аварийной подводной лодки.
Аварийная подводная лодка была поставлена в ремонт на завод в Большом Камне. На ускоренный ввод в строй “К-122” было выделено 7 млн рублей. Было освоено 4 млн. рублей, полностью восстановили выгоревший седьмой отсек, но после этого ремонтные работы были прекращены и в последующем, так и не восстановленная “К-122” была списана и выведена из состава ВМФ СССР.
21 августа 1980 года на “К-122” погибли:
1. Мичман БЕЛЁВЦЕВ Владимир Владимирович, 24.06.1952 г.р. пос. Ивановка Тульской области. Старшина команды торпедных электриков. Проживал с семьей в пос. Тихоокеанский. Через год после гибели семья переехала в Севастополь.
2. Старшина 2 статьи АРХИП Борис Яковлевич, 13.06.1960 г.р. г. Кишинев Молдавской ССР. Турбинист.
3. Старший матрос ГОРДОДЕЛОВ Юрий Федорович, 18.01.1960 г.р. с. Маршлан Ферганской области Узбекской ССР. Машинист-трюмный.
4. Старший матрос ЕРИН Николай Васильевич, 06.08.1958 г.р. г. Северозадонск Донского района Тульской обл. Электрик.
5. Старший матрос ЕРМОЛЕНКО Лев Леонидович, 25.07.1959 г.р. с. Коноваловка Сергеевского района Северо-Казахстанской области Казахской ССР. Электрик.
6. Старший матрос МАКАРЕНКО Алексей Петрович, 14.02.1960 г.р. г. Гремячинск Пермской обл. Специалист ЗАС.
7. Старший матрос ПОНОМАРЕВ Виктор Геннадьевич, 30.09.1960 г.р. г. Глазов Удмуртской АССР. Трюмный.
8. Старший матрос СОЛОВЕЙ Валерий Михайлович, 25.10.1959 г.р. г. Артёмовский Свердловской обл. 21.08.1980. Машинист-трюмный.
9. Матрос ЗАИКИН Владимир Васильевич, 22.03.1961 г.р. с. Чернотрок Агаповский район Челябинской области. Трюмный.
10. Матрос КЛИМЕНКОВ Виктор Павлович, 22.07.1961 г.р. д. Венгерка Тайшетского района Иркутской обл. Кок.
11. Матрос МЕЛЬНИКОВ Андрей Станиславович, 15.10.1961 г.р. д. Николаевка Амурской обл. Электрик.
12. Матрос МЕЛЬНИКОВ Олег Владимирович, 30.06.1961 г.р. с. Еланцы Ольхонского района Иркутской обл. Электрик.
13. Матрос ПУТИНЦЕВ Николай Владимирович, 25.01.1960 г.р. г. Сарапул Удмуртской АССР. Специалист рефрежераторщик.
14. Матрос СЕНОТРУСОВ Сергей Михайлович, 01.07.1960 г.р. с. Байхор Красночикойского района Читинской области. Турбинист.
Пятнадцатой жертвой этой трагедии стал старший оперуполномоченный особого отдела КГБ 26-й дивизии подводных лодок капитан-лейтенант Окольников Виктор Николаевич, бывший на лодке в походе и умерший от сердечного приступа дома, в сентябре 1980 года.
Все четырнадцать погибших подводников были похоронены на восточном берегу бухты Павловского в заливе Стрелок. В годовщину гибели моряков на воинском захоронении вместо временного обелиска был открыт мемориальный комплекс.
Мемориальный комплекс представляет собой площадку размером 30х30 метров на вершине сопки, к которой ведет лестница (всего 100 ступеней), сооруженная из бетонных лестничных пролетов шириной 9 метров. По обеим сторонам лестничных пролетов установлено 20 железных столбов с фонарями. Вход на последний лестничный пролет фланкирован якорями.
Площадка засыпана мелким щебнем и по периметру ограждена бетонным парапетом, на котором установлены металлические столбики с натянутыми между ними якорными цепями.
У левого и правого края площадки расположены могилы погибших подводников (по семь с каждой стороны). Бетонные основания высотой 0,2 м облицованы гранитными плитами, на которых располагаются надгробные гранитные плиты размером 50,0 х 80,0 см с указанными на них воинскими званиями, фамилиями, инициалами и датами жизни захороненных.
По центру площадки в глубине расположен монумент, представляющий собой стилизованную бетонную рубку подводной лодки с металлической мачтой высотой 15 м на бетонном основании. При открытии монумента на его основании располагалась бронзовая плита с надписью: “Морякам-подводникам, погибшим при исполнении служебных обязанностей в океане”.
В 1990-х гг. прошлого века эта бронзовая плита, а также бронзовые надгробные таблички были украдены вандалами и, вероятно, сданы на металлолом.
Справа и слева от монумента расположены цветочные клумбы в бетонном ограждении, поднятые на высоту один метр.
В передней части площадки расположена гранитная плита размером 2х2 м на бетонном основании с выбитой надписью: “Никто не забыт, ничто не забыто”.
К 30-летию катастрофы осуществлен проект по замене надгробных плит на мемориале. В рамках проекта с учетом уточненного списка погибших Островский В.Г. составил проекты надгробных плит и проект мемориальной доски на основание монумента.
Ежегодно 21 августа у мемориала проводится траурный митинг, посвященный памяти погибших на АПЛ “К-122” подводников с участием ветеранов, воинов гарнизона и общественности городского округа ЗАТО город Фокино.
См.: Павлов А.С. Военные корабли СССР и России 1945–1995 гг.: Справочник. – Якутск, 1995. – Вып. 3. – С. 34; Иванов А. Нужно живым. Памяти трагедии в Филиппинском море // Боевая вахта. – 2002. – 18 сент. – С. 3; Подводные лодки России: Иллюстр. справ. / В.Е. Ильин, А.И. Колесников. – М.: ООО “Изд-во Астрель”: ООО “Изд-во АСТ”, 2004. – С. 99–109; Черкашин Н. Подводники погибли за Афган // Сихотэ-Алинь: дальневост. альм. – Владивосток, 2005. – С. 148–159; Калиниченко А.А. Созвездие командора: Сб. рассказов. – Одесса: Астропринт, 2008. – С. 14–78, 179; Конев А.В. Первый атомоход Тихоокеанского флота “К-45”: люди и судьбы: док. повесть; ист. очерки. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. – С. 116; Ушедшим навечно в глубины морские (Книга памяти) / гл. ред. М.И. Сажаев. – Владивосток: Изд-во и типогр. “Боевая вахта”, 2008. – С. 95–97, 174, 197; Островский В.Г. Исполнили воинский долг до конца: мемориалы, воин. захоронения, мемор. доски морякам-тихоокеанцам, погибшим при исполнении служеб. обязанностей, расположен. на территории гор. округа ЗАТО город Фокино. – Владивосток: ООО РПК “Анастасия-Принт”, 2010. – С. 31–39; Островский В.Г. Имена подводников, увековеченные в городе Фокино // Тихоокеан. газ. – 2010. – 18 марта. – С. 11; Груздев А.И. Катастрофы, поисковые, спасательные и судоподъемные работы на Тихоокеанском флоте в 1978–1985 гг. – СПб.: Изд.-полиграф. комплекс НП ПРИНТ, 2012. – С. 19–24.
В.Г. Островский
22 августа
70 лет назад сформировано управление Гензанского района гидрографической службы (РГС) в Северной Корее, от которого ведет свою “родословную” Шкотовский РГС ВМБ Стрелок (ныне 49-й РГС Приморской флотилии разнородных сил ТОФ) (1945).
22 августа 1945 г. на основании циркуляра начальника Главного штаба Народного Комиссариата ВМФ № 00150 от 22.08.1945 г. в Северной Корее было сформировано управление Гензанского района гидрографической службы, преобразованное в 1948 г. в Гензанский участок гидрографической службы (УГС). В 1950 г. Гензанский УГС включен в состав Владивостокского РГС и передислоцирован в бухту Абрек залива Стрелок и переименован в УГС бухты Абрек. В 1953 г. на вооружение УГС в бухте Абрек принята первая на флоте маневренная импульсно-фазовая РНС “Рым”.
В период с 1950 по 1956 г. на основе УГС бухты Абрек были созданы УГС с дислокацией в бухте Троица и названием УГС бухты Троица, а в 1956 г. – в бухте Врангеля с присвоением наименования Сучанский УГС. В связи с созданием с 1 июня 1957 г. Военно-морской базы Стрелок Сучанский УГС вошел в состав ВМБ Стрелок.
На основании приказа командира ВМБ Стрелок № 069 от 30.06.1957 года в соответствии с Директивой штаба ТОФ от 11.03.1957 г. Сучанский УГС был переформирован в Шкотовский РГС в составе:
– Управление Шкотовского РГС с временной дислокацией в бухте Врангеля.
– Базовая гидрометеорлогическая станция с временной дислокацией в бухте Находка.
– Гидрометеорологические станции в бухте Находка, на мысе Поворотный и острове Аскольд.
– Группы средств навигационного обеспечения бухты Находка, мыса Поворотный и острова Аскольд.
– 77-я маневренная гидрографическая партия в бухте Врангеля.
– 3564-й склад-мастерская гидрографическо-штурманского имущества в бухте Врангеля.
22 января 1958 г. в составе Шкотовского РГС была сформирована 153-я корректорская группа навигационных изданий в бухте Врангеля.
С 15 ноября 1958 г. гидрометеорологическая станция из бухты Находка была передислоцирована в пос. Крым.
По воспоминаниям гидрографа А.И. Груздева, прибывшего служить с Черноморского флота в Шкотовский РГС в начале октября 1959 г. в домах в районе высоты 98, расположенной примерно в 1,5 км к югу от пос. Промысловка размещались Управление Шкотовского РГС, 77-я МГП, 3564-й склад-мастерская ГШИ. На западном берегу бухты Абрек в пос. Абрек функционировала группа СНО залива Стрелок. В последующем Управление было переведено на западный берег бухты Абрек и располагается там до настоящего времени. Точное время их передислокации из прежних пунктов требует уточнения.
Осенью 1973 г. все именные РГС в ВМФ были заменены на цифровые названия. С того времени Шкотовский РГС стал именоваться 49-й РГС ВМБ Стрелок, а с 1979 г. – 49-й РГС Приморской флотилии разнородных сил ТОФ.
Сегодня в зону ответственности 49-го РГС входит участок побережья от реки Туманная до мыса Белкина.
Работа в гидрографической службе стала делом всей жизни многих семейных династий, среди которых династия Крендель: Лев Петрович – бывший начальник маяка, сейчас начальник участка. Его сын – Сергей Львович – начальник маяка, их дед также был начальником маяка. Более 35 лет работают на маяке отец и сын Соболевы.
На территории части по инициативе бывшего тогда начальником капитана 2 ранга В.П. Розенберга в 1970 г. сооружен памятник гидрографам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Примечательным фактом является то, что главным колоколом храма святого апостола Андрея Первозванного стал маячный колокол, ранее входивший вместе с сигнальной пушкой в архитектурную композицию рядом со штабом. Многие годы колокол во время тумана указывал путь морским судам, а сегодня все жители Фокино слышат его многоголосый перезвон во время проведения православных служб и праздников.
В разные годы гидрографической службой командовали:
Начальники управления Гензанского УГС (РГС):
Старший лейтенант Королев Николай Иванович (1945–1947);
Капитан-лейтенант Ужавин Анатолий Тимофеевич (1947);
Капитан-лейтенант Дмитришин Петр Николаевич (1947–1949); Начальники УГС бухты Абрек: Капитан-лейтенант Сполнов Георгий Ильич (1949–1952);
Старший лейтенант Кульчинский Давид Иосифович (1952–1954);
Старший лейтенант Розенберг Владимир Петрович (1954–1955); Начальник Сучанского УГС: Старший лейтенант Юров Евгений Валентинович (1955–1957); Начальники Гидрографической службы ВМБ Стрелок – Приморской флотилии РС – Шкотовского РГС – 49-го РГС: Капитан 2 ранга Васильев Евгений Анатольевич (1957–1964);
Капитан 2 ранга Розенберг Владимир Петрович (1964–1971);
Капитан 2 ранга Груздев Александр Иванович (1971–1973);
Капитан 2 ранга Штепа Виталий Александрович (1973–1977);
Капитан 2 ранга Гришуков Валерий Алексеевич (1977–1983);
Капитан 2 ранга Сидоров Валерий Дмитриевич (1983–1990);
Капитан 1 ранга Мороз Алексей Николаевич (1990–1992);
Капитан 1 ранга Шестаков Владимир Юрьевич (1992–1995);
Капитан 1 ранга Бачкис Владимир Леопольдович (1995–2000);
Капитан 1 ранга Яковлев Андрей Александрович (2000 – апрель 2010);
Капитан 2 ранга Овчинников Юрий Иванович (апрель 2010 – май 2012);
Капитан 2 ранга Костенков Дмитрий Викторович (май 2012 – по наст. время).
См.: История Гидрографической службы Российского Флота: Моногр. в четырех томах. Т. 2. История Гидрографической службы Российского Флота. – СПб.: ЦКФ ВМФ, 1997. – С. 329, 339, 439; История Гидрографической службы Российского Флота: Моногр. в четырех томах. Т. 4. Биографический справочник известных штурманов и гидрографов Российского Флота. – СПб.: ЦКФ ВМФ, 1997. – С. 97, 279; Александр Груздев: биобиблиогр. сб. / ПГПБ им. А.М. Горького, ОИАК; сост. И.А. Югай; ред. Н.С. Иванцова, А.А. Хисамутдинов. – Владивосток: Рубеж, 2006. – С. 88–125; Кобылинский Л.В. Гидрографические и гидрометеорологические исследования Тихого океана. – СПб.: ЦКФ ВМФ, 2006. – С. 467–468, 471, 480–482; Яковлев А. Гидрография на службе флота // Тихоокеан. газ. – 2009. – 30 июля. – С. 4.
Примечание: При подготовке материала использованы сведения, предоставленные капитаном 1 ранга в отставке А.И. Груздевым и капитаном 1 ранга запаса А.А. Яковлевым из “Исторического журнала Управления ГС ТОФ” и “Исторического журнала 49 РГС”.
В.Г. Островский
30 августа
125 лет со дня рождения Сычева Павла Алексеевича (1890 – сентябрь 1961), писателя.
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 141–142. Новая лит.: Малиновский В. [П.А. Сычев]: [крат. биогр. справка] // Утро России. – 2010. – 28 авг. – С. 3.
В августе исполняется:
120 лет Свято-Троицкому Николаевскому монастырю (Шмаковский монастырь) (1895), первой обители на Дальнем Востоке.
См.: Монастыри // Мизь Н.Г. С Богом в сердце: крат. очерк истории православ. Приморья. – Владивосток, 1998. – С. 44–50; Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь // Монастыри. – М., 2004. – С. 380–381; Описание Шмаковского монастыря из путеводителя [И.С. Кларка за 1907 г.] по Уссурийской железной дороге // Из истории заселения Кировского района: документы и материалы. – Владивосток, 2007. – С. 23–24; Мизь Н.Г. Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский монастырь // История Дальнего Востока: учеб. пособие. – Уссурийск, 2008. – С. 146–153; Далекая обитель на краю Руси: сб. ист. документов / сост. Игумен Феофан (Зиборов). – Владивосток, 2008. – 302 с.; Масленникова Д.С. Дальневосточный Афон: возрождение монашеских обителей и храмов: [есть информ. о Шмаковском Свято-Троицком муж. монастыре] // Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай – Корея – США – Австралия – Россия: материалы междунар. науч. конф., 27 мая – 3 июня 2012. – Владивосток, 2012. – С. 54–58: рис.
10 лет со времени открытия Генерального консульства Украины во Владивостоке (2005).
См.: Власенко Н. Украина стала ближе к Приморью // Золотой Рог. – 2005. – 18 авг. – С. 2.