175 лет со дня рождения Федорова Михаила Кузьмича (1840 – 18 октября 1906), первого головы г. Владивостока, одного из основателей Александровских мореходных классов и ОИАК, купца.
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 208 – 210. Новая лит.: Хисамутдинов А. Первые “мэры” – купец и моряк: с чего начинался Владивосток как город, а не как воен. порт? Как возникло местное самоуправление? // Владивосток. – 2010. – 17 февр. – С. 7; Мизь Н. В гости к городскому голове: к 150-летию Владивостока: [о дореволюц. руководителях Владивостока: М.К. Федорове, И.И. Маковском и В.П. Маргаритове] // Утро Востока. – 2010. – 30 июля. – С. 7; Хисамутдинов А. Федоров М.К.: первый городской голова // Хисамутдинов А. Жизнь замечательных людей Владивостока. 1860 – 150 – 2010. – Владивосток, 2010. – С. 336–339; Первый городской голова: [о Михаиле Кузьмиче Федорове] // Городской журнал ДВ. – 2014. – N 1. – С. 19: фот.
145 лет со времени открытия Шмаковских минеральных вод (1870).
См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2010 год. – Владивосток, 2009. – С. 213–214. Новая лит.: Слезка Д.В. Особенности минеральных вод Шмаковского месторождения // Творческая молодежь – потенциал российской науки: тез. VII краевой науч. конф. школьников по естественным наукам, Владивосток, 13 марта 2004 г. – Владивосток, 2004. – С. 64; Из представления военного губернатора Приморской области В.Е. Флуга Приамурскому генерал-губернатору о Шмаковских минеральных источниках [6 ноября 1909 г.] // Из истории заселения Кировского района: документы и материалы. – Владивосток, 2007. – С. 24–25; Шмаковские минеральные источники // Кларк И.С. Спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю: в 9 вып.: в 10 т.: репр. изд. 1912 г. – СПб., 2011. – Т. 8, вып. 8: 1912 г. – С. 180–182; Приморский край: мониторинг качества источников минеральных и термо-минеральных подземных вод: Шмаковское месторождение, месторождение “Ласточка”, Фадеевское месторождение, месторождение “Лотос” // Кулаков В.В. Геохимия подземных вод Приамурья: моногр. – Хабаровск, 2011. – С. 190–194: рис.
90 лет со времени появления первого трактора в Приморье (1925).
“Весной 1925 г. улицы с. Ольховка впервые огласил гул тракторного мотора. Это был один из трехколесных тракторов Фордзон – Путиловец, прибывших в край. За рулем сидел молодой парень, который заявил, что не может остаться в селе, но готов за две недели подготовить тракториста на месте. Тогда по просьбе крестьян и сел за руль трактора Харитон Слюсар, председатель сельского совета бедноты. В Ольховке было создано машинное товарищество, в которое вступили 24 семьи. В первую же весну трактор вспахал землю почти всем крестьянам Ольховки.
После уборки урожая в Успенке (ныне поселок Кировский) была организована сельскохозяйственная выставка. Трактор Харитона Слюсара был самым драгоценным экспонатом на ней. Вначале он прошел по улицам на разных скоростях, потом на одном из огородов прошел два круга с двухлемешным плугом. И, наконец, увенчанный цветами, занял свое место под знаменем на площади.”
См: Хлопитько В. Это было в двадцать пятом: [о первом трактористе Приморья Х.П. Слюсаре] // Красное знамя. – 1967. – 16 июня. – С. 2: фот.
90 лет со дня рождения Арефина Владимира Федоровича (1925–1969), скрипача, педагога и композитора.
Родился в г. Уссурийске. Выпускник кафедры струнных инструментов Дальневосточного педагогического института искусств (ныне – ДВГАИ). Работал в симфоническом оркестре Радиокомитета, Приморском краевом драматическом театре им. М. Горького. В 1960 г. входил в только что организованную во Владивостоке секцию композиторов и поэтов (секция прекратила своё существование в 1962 г.). Во Владивостокском музыкальном училище с 1964 г. занимал должность заведующего отделением струнно-смычковых инструментов. Помимо специальности, вёл занятия по камерному оркестру. Его студентами были О.В. Каулина, А.Г. Стасенко (Омелянская), Н.Н. Нестеренко, А. Яшина. Является автором музыки популярных в Приморье песен. Среди них – “Брат Ленинграда и Одессы” на стихи А. Кузнецова, “Подруга чернобровая” на стихи И. Измайловского, “Моряцкая песня”, автор слов – Ю. Рудногий, “Город на Тихом океане”, “Что такое любовь”, “Как хорошо вдвоем” и др.
Много песен было создано в творческом союзе с Константином Калмыковым – дирижёром военного оркестра, членом секции композиторов и поэтов. Среди сочинений Арефина – “Торжественная увертюра”, балет “Хиросима”.
Одной из самых известных композиций В.Ф. Арефина стала “Песня о Приморье” (“Окутаны дымкой долины…”), написанная на стихи владивостокского поэта Льва Ширяева. Начальные звуки мелодии “Песни о Приморье” на протяжении двух десятилетий были заставочным музыкальным произведением на Приморском радио и телевидении, являясь своеобразным гимном Приморского края.
Его произведения были опубликованы в сборниках, изданных во Владивостоке – “Родине, партии – слава!” (1961), “Песни приморских композиторов” (1968), в краевой газете “Красное знамя”. Погиб в результате несчастного случая в 1969 году.
См.: Громов Г. В гостях у композитора: [беседа с В.Ф. Арефиным, музыкантом симф. оркестра Примор. радио] // Красное знамя. – 1962. – 8 февр.: фот.; Арефин Владимир Фёдорович // Приморский край: кр. энцикл. справ. – Владивосток, 1997. – С. 23; Из истории творчества композиторов Приморья // Музыкальная культура Дальнего Востока: материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию Дальневост. организации композиторов России / сост. и отв. ред. Н. Соломонова. – Хабаровск, 2001. – Вып. 1. – С. 13–18.
Г.Н. Токарева
70 лет назад во Владивостоке был издан сборник нот “На Дальнем Востоке” (1945), в который вошли 10 песен, созданных поэтом А. Жаровым и композиторами К. Листовым и Ю. Слоновым за время работы бригады ГПУ ВМФ на ТОФ и АКФ (Типография издательства газеты “Боевая вахта”).
Летом 1945 г. композитор К. Листов (1900–1983) вместе с поэтом А. Жаровым (1904–1987) в составе бригады ГПУ ВМФ работали на Тихоокеанском флоте, у моряков Амурской флотилии, во многих воинских частях Приморья, на больших и малых боевых кораблях, у авиаторов и в подразделениях морской артиллерии.
Композитор Константин Яковлевич Листов – один из создателей советской массовой песни, народный артист РСФСР. Автор оперы, нескольких оперетт, ряда вокально-инструментальных произведений, К.Я. Листов завоевал огромную популярность и признательность слушателей прежде всего как композитор-песенник. Среди них – “Гренада” (сл. М. Светлова), “Песня о тачанке” (сл. М. Рудермана), “В землянке” (сл. А. Суркова), “Севастопольский вальс” (сл. Г. Рублева) и др. Всего Константин Листов создал более 600 песен. Они отличаются яркой мелодичностью, задушевным лиризмом. В том числе и цикл песен, посвященный хасанским событиям 1938 г.: “Командир Бочкарев” (сл. М. Рудермана), “Любимый политрук” (сл. А. Гатова), “Песня о комиссаре Пожарском” (сл. В. Гусева), “Травушка” (сл. С. Алымова) и др.
С начала Великой Отечественной войны и до 1945 г. К.Я. Листов в звании майора административной службы служил старшим музыкальным консультантом политуправления Советской Армии и Военно-Морского Флота и побывал на всех действующих флотах. В этот период основной сферой творчества К. Листова были песни, преимущественно на военную тематику. С детства он полюбил море; воин-моряк стал героем многих его песен.
Поэт-песенник Жаров Александр Алексеевич оставил яркий след в истории советской массовой песни. Он – автор текстов таких песен как “Заветный камень” (муз. Б. Мокроусова), “Ходили мы походами” (муз. К. Листова), “Взвейтесь кострами” (муз. С. Кайдана-Дешкина) и др. К. Листову и А. Жарову не пришлось праздновать в Москве День Победы. Они были отправлены в свою последнюю военную командировку. Ехали в этот день по Сибири на Дальний Восток. Проводили часы остановок на перегруженных железнодорожных узлах, общались с местными жителями, выступали с концертами. Их всюду встречали с радостью. Авторы выступали в блиндажах и землянках, в концертных залах. В их исполнении звучали рожденные здесь же стихи и песни, они быстро подхватывались моряками и местными жителями, особенно молодежью. Матросы искренне полюбили гостей за теплоту и отзывчивость, а главное – за написанные по их просьбе песни. В этот период основной сферой творчества поэта и композитора были песни, преимущественно на военную тематику.
К. Листов и А. Жаров были во Владивостоке и останавливались в квартире друзей по улице Махалина, 30. Ими был сочинен “Амурский вальс”, прочно вошедший в репертуар самодеятельности тихоокеанцев. На конкурсе военно-морских ансамблей (г. Москва, 1945 г.) “Амурский вальс” (“На Дальнем на Востоке…”) с успехом исполнялся Ансамблем песни и пляски Тихоокеанского флота.
“Могу сообщить, – писал А. Жаров, – что песня “Амурский вальс” бытует ныне в Приморском крае в качестве песни народной. Ее поют и на море и на суше, совершенно забыв о скромных авторах. Это очень хорошо!”. По просьбе моряков была сложена специально для них своя, тихоокеанская песня. Назвали ее “Сквозь туман, ураган” (“Сквозь туман, ураган пролетим орлами, славься, Тихий океан, громкими делами...”). В этот же период К. Листов на стихи А. Жарова пишет песни “Веселый запев”, “Ходили мы походами”, “Приморская застольная”, “Сторож океана” (“Песня о Владивостоке”) и другие.
Среди них выделяется внешне сдержанная, но эмоционально выразительная “Песня о Владивостоке”, посвященная городу русских моряков, “сторожу океана”. В поэзию стиха непринужденно вливается согретый сердечным теплом мелодический рисунок, с его ощутимыми чертами эпичности. Патриотические чувства окрашены мечтательным раздумьем. Запев (для тенора-соло), состоящий из двух музыкальных предложений, вырастающий из основного интонационного “зерна”, образует музыкальную фразу, которая как бы “вырывается” стремительным броском вверх ходом на октаву и затем возвращается к исходному звуку – “С дальних сопок ветерок веет утром рано…”. Подобный принцип развертывания мелодии, оставляющий впечатление необъятной шири, применен и в третьем такте. В дальнейшем заметное “успокоение” мелодии происходит в результате последовательного сокращения мелодических скачков до интервала кварты, малой терции – “И встает Владивосток – сторож океана”. На этой же интонационной основе построен и припев. Однако он, активизируясь, обретает более энергичные черты. Автор применяет свойственную его морским песня ритмоформулу. Последовательное нагнетание мелодической линии достигает точки наивысшего подъема, которая как бы намечена уже в начале запева. Эпическая широта выражена в хоровом припеве песни, что придает повествованию большую внутреннюю взволнованность.
Вспоминая поездку на Дальний Восток, А.А. Жаров рассказывает о своем друге: “На позициях, в кубрике, в вагоне воинского эшелона – везде он выступал просто, без тени самодовольства. Он не был мастером ораторского красноречия, но слова его звучали всегда душевно и тепло, а если с аккордеоном в руках исполнял свои песни – это всегда производило неизгладимое впечатление”.
Композитор К. Листов, поэты были одними из тех, кто воспел суровую красоту нашего края, прославил в песнях подвиги героев-дальневосточников и внес ощутимый вклад в музыкально-песенную летопись Приморья.
См.: Тищенко А.А. Константин Листов. – М., 1987. – С. 45–49. – (Портреты советских композиторов); В боях и походах. – М., 1975. – С. 234–235; Силантьев В.П. Слюдянцы в тылу и на фронте. – Слюдянка, 2000. – 134 с: ил.; – (Гл. 16. – о поездке К. Листова и А. Жарова на Дальний Восток); Листов К. Сторож океана: сл. А. Жарова: [песня о Владивостоке] // Утро России. – 2002. – 4 июля. – С. 12; Колотова И. Городская лирическая: в семье Колотовых родилась одна из лучших песен о Владивостоке: [о песне К. Листова на слова Н. Флерова “Тихоокеанская лирическая”] // Владивосток. – 2010. – 18 марта. – С. 6: фот.; Берчанская Л. Городская лирическая: [воспоминания И. Колотовой о встрече с К. Листовым и А. Жаровым во Владивостоке] [Электронный ресурс] // Vladnews.ru: Новости Владивостока и Приморского края
Весной 1990 г. двое студентов факультета журналистики Дальневосточного государственного университета – Бон (Алексей Михайлов – вокал, гитара, аккордеон, губная гармоника) и Маркус (Максим Лифшиц – гитара, бас, подпевки) объединились для музыкальных экспериментов в стиле арт-хард. Самый первый состав группы, в который, помимо них, вошли барабанщик Бубен из культовой местной группы “Туманный Стон” (Роман Злобин – барабаны, перкуссия, подпевки) и бас-гитарист Брюс, носил название “Bastard”. В этом же году, после двухдневных репетиций в общежитии Медицинского института, группа записывает первое демо из 2-х песен. В январе 1991 г. группа выпускает первый магнитоальбом “The Lullaby For a Bastard Child” в студии “XXI век” (Владивосток). Музыка, звучащая на альбоме, представляет собой эклектичное сочетание хард- и арт-рока.
Как “Bastard” они записали в 1991 г. новый магнитоальбом “Picturesattheviolent tower” (“Картинки из башни пыток”). Весной 1991 г. Markus и Bon решают изменить музыкальную стилистику группы и начинают репетировать в домашних условиях новую программу. Ближе к лету в группе появляется новый бас-гитарист и виолончелист Elf (Эльф, Алексей Павлов – бас-гитарист, виолончелист и подпевки). С его участием к осени того же года коллектив выступает с программой на локальном рок-фестивале в г. Большой Камень. С этого момента начинается активный рост числа поклонников. Осенью 1991 г. “Karamazoff Bike” записали магнитоальбом “The Train is Gone” (“Поезд ушел”). С появлением этого альбома возникает определение стиля группы – “лоскутное одеяло”. Смысл этого определения в том, что группа не стремится держаться какого-либо отчетливо очерченного музыкального направления, пытаясь объединить в своей музыке максимальное число элементов из самых разнообразных направлений и культур – джаз, R&B, реггей, фолк, шансон, биг-бит.
В декабре 1992 г. музыканты записали третий магнитоальбом – “I don’t remember how to call it” (“Я не помню, как это называется”), который они сами называют своим “Белым Альбомом”. В нем в полной мере отразились способности “Karamazoff Bike” к творческому перевоплощению.
Аранжировки альбома сложны и разнообразны, равно как и песенный материал. При записи альбома помимо традиционных гитар и барабанов, использовались несвойственные владивостокскому инди-року инструменты – виолончель, аккордеон, резиновая игрушечная черепашка, разнообразные перкуссионные инструменты, многие из которых были изобретены прямо во время записи барабанщиком. “Велосипед” стал приобретать популярность среди рок-н-ролльной тусовки, играя в клубах и выступая на фестивалях – в Большом Камне, Арсеньеве, Хабаровске.
1993 г. характеризуется ужесточением и упрощением саунда “Karamazoff Bike”, отказом от дополнительных инструментов. Группа создает материал, сходный по звучанию с панк-роком, но по характеру являющийся фолк-роком. С этой программой, благодаря сотрудничеству с известным владивостокским продюсером Николаем Поздняковым, “Karamazoff Bike” попадает в число приглашенных на рок-фестиваль “Рождественские встречи с Аквариумом” в Санкт-Петербург (декабрь 1993). Сразу же после выступления на “Рождественских встречах” “Karamazoff Bike” в рекордно короткий срок (23 часа, считая сведение!) записывают на петербургском филиале студии “Мелодия” альбом “Jemma The Light”. Сопродюсером и звукоинженером альбома стал старейший рок-музыкант России Юрий Морозов, “отец” советского магнитофонного рока, который имеет в своем активе более 40 альбомов и более 30 лет работы в студии. Запись имела формат AAD и предназначалась для последующего выпуска пластинки на петербургской фирме Cobweb Records.
Впрочем, запись осталась неизданной. Лишь спустя два года альбом под названием “Jemma De Light” был издан ограниченным тиражом на компакт-диске продюсером Сергеем Кожиным в честь международного музыкального фестиваля “ВладиРокСток-96”.
Этот альбом уже вошел в историю. Он был первым компактом в активе владивостокского рока.
В июне 1994 г. музыканты расстаются друг с другом, чтобы в августе 1995 г. собраться вновь. Происходит смена состава. На место бас-гитариста Эльфа приходит Grandy, ранее выступавший в малоизвестном коллективе “Memory Limen”. Кроме того, в группе появляется пятый музыкант – гитарист Azzy (Юрий “Азазелло” Грушин). В этом составе группа подготовила новую программу, запись которой состоялась осенью 1996 г.
Рабочее название альбома “Fins & Gills”. Благодаря участившимся концертным выступлениям, новый материал получил признание владивостокской публики. И это не случайно, ведь несмотря на хроническое отсутствие у группы аппаратуры и помещения для репетиций “Karamazoff Bike” менее чем за год смогли “выдать нагора” 15 песен, практически готовых к записи и представляющих группу с новой, неожиданной стороны.
В сентябре 1996 г. “Karamazoff Bike” сыграли на “ВладиРокСтоке”, представив наш рок вместе с группами “Туманный Стон”, “Tandem” и “Butter Smile Blues”.
После фестиваля, уже второй раз в своей истории, группа пережила перемену музыкального стиля – не без влияния брит-попа – он стал более мягким и мелодичным. Но самое главное – Бон (Алексей Михайлов) стал писать тексты на русском языке. Новое направление давало все шансы выйти на более широкий круг слушателей.
В начале 1997 г. музыканты расстаются с Azzy и Grandy и возвращаются к первоначальному составу (Bon, Markus, Elf, Booben). Вновь собравшаяся команда занялась подготовкой нового альбома, но на этот раз на русском языке. В продакшн-студии радио Ви-Би-Си записаны синглы “Текила”, “Схоластика” и “Песня дерева и перьев”, положившие начало работе над новым альбомом. Группа принимает участие в фестивалях “Пацифик” и “Jamboree” (май, июнь 1997 г.). Коллектив покидает Эльф, зато присоединяется Мишель.
В 1998 г. группа находит единомышленника в лице Александра Штоды. Закончен первый русскоязычный альбом коллектива. Альбом “Karamazoff Bike” был выпущен на кассетах силами самих музыкантов. К коллективу присоединяется Сергей Коломыцев. В августе 1998 г. записан EP “Ипишка” (новые версии песен “Текила”, “Пенсионер Лу Рид”, “Старые актеры”, “Аэроплан”, “Москито”).
В 1999 г. записывается альбом “1969”, посвященный высадке человека на Луне. Группа ведет активную концертную деятельность. В 2000 г. готовится материал для нового альбома. Группа делает первые самостоятельные шаги в глобальной сети. В студии “Живой звук” записаны три неформатные песни: “Быль о Билле”, “Tired of Being Admired”, “Co Star Princess”. Две последние песни вошли на виртуальный сборник “The Nesting Site”. 25 декабря 2000 г. “Карамазофф Байк” дает феерическое костюмированное представление в одном из ночных клубов Владивостока. 19 мая 2001 г. в клубе BSB проходит презентация нового альбома “Сердце”. Это последний концерт коллектива. Сразу после презентации группа распадается. Маркус летом 2001 г. записывает сольный EP под названием “Маркус и Эпоха Пароходов”. Бон летом в 2002 г. собирает сольный проект Herzog.
См.: Курчатова Н. [Рецензия на магнитоальбом “Карамазофф Байк”] // FUZZ: муз. журн. – 1998. – N 9–10; Курчатова Н. [Рецензия на магнитоальбом “1969”] // FUZZ: муз. журн. – 1999. – N 9; Вакулик Р. Сердце “Карамазовых”: [Рецензия на магнитоальбом “Сердце”] // Новости. – 2001. – 16 мая. – С. 6; Дискография “Карамазофф Байк” (3 ремастеренных альбома) [Электрон. ресурс] URL: http://rutracker.org›forum/viewtopic.php…; Архивы NEO за 1999 год: Интервью Сени Мариенгоф с группой “Карамазофф Байк” / подгот. О. Раевская [Электрон. ресурс] URL: http://2013.vladivostok3000.ru; Город; …-gruppoj-karamazoff-bajk.
Г.Н. Токарева
25 лет назад было создано русское инструментальное трио “Владивосток” (1990).
Трио “Владивосток” – один из лучших коллективов на Дальнем Востоке, работающих в народно-инструментальном жанре. В составе ансамбля – заслуженный артист РФ Ляхов Николай Васильевич (балалайка), заслуженный артист РФ Капитан Александр Кириллович (баян) и заслуженный артист РФ Арбуз Сергей Иванович.
15 лет компании “Мир упаковки” (2000).
См.: Сергеева Е. “Мир упаковки” подарил городу аллею: [компания “Мир упаковки” отметила 10-летний юбилей, сделав весомый вклад в благоустройство города и подарив ему накануне 150-летия зеленую аллею (рядом с краев. картинной галереей)] // Золотой Рог. – 2010. – 20 мая. – С. 18: фот.