Дата обновления:

Знаменательные даты по
Приморскому краю на 2016 год

Июнь

1 июня | 5 июня | 8 июня | 9 июня | 11 июня | 13 июня | 20 июня | 23 июня | 25 июня | 29 июня

1 июня

45 лет Институту автоматики и процессов управления (ИАПУ) ДВО РАН во Владивостоке (1971).

См.: Галкин Н. Институту автоматики и процессов управления – 40 // Дальневост. ученый. – 2011. – 8 июня. – С. 1–3: фот.; Алексеев Г. Во благо Отечества: [об акад. В.А. Левине, зам. дир. по науке ИАПУ ДВО РАН, кавалере Ордена Почета] // Дальневост. ученый. – 2011. – 8 июня. – С. 4: фот.; Семенов С. Подарок юбиляру – видеомост: [о видеомосте ученых ИАПУ ДВО РАН с коллегами из Ванкувера и Москвы, посвящ. 90-летию проф. В.Л. Перчука, возглавлявшего коллектив ИАПУ в 1980–1988 гг.] // Аргументы неделi. – 2014. – 28 авг. (N 32). – С. 16; Алексеев Г. Академик В.А. Левин: 20 лет в ДВО РАН: [28 сент. рос. ученый, первый зам. по науке ИАПУ отметил 75-летний юбилей; о работе ин-та] // Дальневост. ученый. – 2014. – 22 окт. – С. 1, 3: фот.

5 июня

100 лет со дня рождения Пугача Максима Кирилловича (1916 – 21 ноября 1943), участника Великой Отечественной войны, командира стрелковой роты, Героя Советского Союза, уроженца Хорольского района Приморского края.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2011 год. – Владивосток, 2010. – С. 93–95.

8 июня

60 лет назад первый советский тунцеловный клипер «Нора» вышел из Владивостока в море (1956) . На его борту комплексная экспедиция ТИНРО всестороннее изучала организацию промысла одной из ценнейших морских рыб Дальнего Востока – тунца.

См.: Красное знамя. – 1956. – 8 июля.

9 июня

145 лет со дня рождения Рудакова Аполлинария Васильевича (1871 – 11 мая 1949), профессора китайской словесности, директора Восточного института (1906–1917).

Родился в г. Ленкорань Бакинской губернии в семье мелкого чиновника транспортной компании. Окончил Седьмую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, за годы обучения проявил исключительные лингвистические способности.

В 1891 г. поступил на китайско-монгольско-маньчжурское отделение факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, где обучался по китайско-маньчжурско-монгольскому разряду под руководством крупнейшего отечественного китаеведа В.П. Васильева, доктора монгольской и калмыцкой словесности А.М. Позднеева, выдающегося знатока Маньчжурии и Тибета профессора А.О. Ивановского. Строгие наставники требовали каждодневного и упорного постижения сложных востоковедных дисциплин, овладения языками. Аполлинарий Васильевич к окончанию университетского курса знал языки латинский, греческий, немецкий, французский, английский, китайский, маньчжурский, монгольский и калмыцкий. Результаты выпускных экзаменов были успешными, и исполнительной комиссией восточного факультета Петербургского университета ему был присужден диплом первой степени.

По завершении обучения в 1896 г. А.В. Рудаков был направлен для совершенствования знаний по китайскому языку, культуре народа, истории страны в научную командировку в Пекин, где провел последующие три года. Путешествия по Китаю существенно расширили познания ученого. Впоследствии во время занятий со студентами он часто вспоминал о них.

Аполлинарий Рудаков приехал во Владивосток летом 1899 г., а 13 августа его назначили исполняющим должность профессора китайского языка Восточного института.

С 1906 г. и вплоть до закрытия в апреле1917 г. А.В. Рудаков был бессменным директором Восточного института.

На эти годы приходится много позитивных перемен в деятельности вуза, осуществление целого ряда реформ в административной, учебной и научной сторонах жизни института. В новой должности А.В. Рудакову пришлось заниматься вопросами обустройства и расширения общежития для стипендиатов, создания дешевой студенческой столовой, оборудования типографии с уникальными восточными шрифтами. При его непосредственном участии было положено начало созданию этнографического музея, предполагалось открытие кабинета экспериментальной фонетики. Много внимания уделялось институтской библиотеке.

В Восточном институте были собраны уникальные китайские, маньчжурские, тибетские ксилографы. Библиотека института по полноте представленных в ней изданий считалась лучшим востоковедным хранилищем того времени, соперничая с фондом восточных рукописей библиотеки Британского музея. Восточный институт фактически стал первым центром востоковедения России, практическая направленность которого стала подлинным содержанием всей последующей деятельности, в ходе которой были заложены основы дальневосточной ориенталистики.

Высоким был авторитет института за рубежом. Предложения по регулярному обмену поступали от Шведского правительства, Неаполитанского Восточного института, Императорской библиотеки Японии, Токийского, Киотского и Берлинского университетов. В аудиториях Восточного института висели огромные доски, покрытые лаком, с большими золотыми иероглифами – изречениями древних китайских мудрецов. От всего этого остались два льва перед входом в бывшее здание Восточного института на Пушкинской улице.

Для студентов Восточного института Рудаковым были написаны учебники: «Практические разговоры официального, коммерческого и дипломатического характера», «Основные элементы китайского литературного языка со стороны синтаксиса и стиля в связи с историей языка и литературы», «Очерки торгового быта современного Китая: пособие к изучению коммерческой терминологии и коммерческих документов», «Словарь китайских терминов», «Практический словарь служебных слов литературного китайского языка», «Пособие к изучению китайского языка для студентов Восточного института».

После преобразования Восточного института в восточный факультет ГДУ А. Рудаков был утвержден в должности профессора китайского языка и китаеведения и проработал до 1939 г. В этот период подготовил 30 научных трудов и учебных пособий.

Принимал участие в деятельности Краеведческого научно-исследовательского института при ГДУ: в 1923–1925 гг. – действительный член лингвистической секции отдела «Человек»; в 1926–1928 гг. – культурно-исторического отдела ДВКНИИ.

Не миновали А.В. Рудакова и обвинения со стороны властей. Ему в вину ставилось то, чем прежде гордился Восточный институт, – преподавание китайской скорописи, принятой за границей. После ликвидации университета в июле 1939 г. некоторое время преподавал китайский язык на военном отделении Института востоковедения, которое позднее было преобразовано в курсы военных переводчиков Тихоокеанского флота. Здесь он работал до последних дней своей жизни.

Среди учеников А.В. Рудакова можно назвать ставших впоследствии выдающимися синологами Б.И. Панкратова, И.Г. Баранова, А.П. Хионина, А. Спицина, А.В. Маракуева, Н.К. Новикова, М.И. Сладковского, Г.Ф. Астафьева.

Один из его учеников, выдающийся советский китаевед Р.В. Вяткин, окончивший ДВГУ в 1939 г., вспоминал о своем учителе: «Лекции и занятия Аполлинария Васильевича обогащали знанием не только китайского языка, но и истории и культуры Китая. Нередко он рассказывал нам, студентам, о своих поездках в Китай, о стране и ее нравах. Это были небольшие эссе, лаконичные, яркие, часто с блестками живого юмора, и мы видели, как за стеклами пенсне молодо и по-озорному сверкали мудрые, много повидавшие глаза нашего учителя. Именно в такие минуты, вероятно, у нас рождалась любовь к своей профессии, интерес к изучению страны и народа».

Полвека А.В. Рудаков прожил во Владивостоке, являясь ученым и наставником студентов-дальневосточников. Вместе со своими коллегами он строил здание отечественного китаеведения, традиции которого стремятся продолжать нынешние востоковеды. Умер во Владивостоке 11 мая 1949 г. в возрасте 78 лет.

См.: Наши юбиляры: [биогр. справки о А.В. Рудакове, Т.В. Котовой, Н.Я. Губарь, А.В. Серовой, Е.В. Верисоцкой] // Изв. Восточного ин-та ДВГУ. – Владивосток, 1996. – N 3. – С. 284–288; Врадий С. Профессор китаеведения А.В. Рудаков // Проблемы Дальнего Востока. – 1999. – N 5. – С. 93–97; Каракаш Т. …И мудрые глаза за стеклами пенсне: [об А.В. Рудакове, одном из основателей Вост. ин-та] // Океан. вести. – 1999. – N 5. – С. 16–17; Хисамутдинов А.А. «В области преподавания китайского языка в Восточном институте пришлось прокладывать совершенно новые пути»: [о китаеведе, дир. Вост. ин-та А.В. Рудакове] // Хисамутдинов А.А. О чем рассказали китайские львы: к истории Восточного института. – Владивосток, 2010. – С. 31–76; Хисамутдинов А. Рудаков А.В.: «Научить знанию»: [о востоковеде-китаеведе, профессоре Вост. ин-та А.В. Рудакове] // Хисамутдинов А. Жизнь замечательных людей Владивостока. 1860 – 150 – 2010. – Владивосток, 2010. – С. 264–271.

9 июня

10 лет со дня открытия стелы Героям Даманского в поселке Лучегорск (2006).

Вертикальный памятник представляет собой символическое изображение русского трехгранного штыка, от которого лучами вниз расходятся брусчатые дорожки. Эта идея в камне, по эскизам Александра Давыдова, лучегорского скульптора и поэта, воплотилась благодаря инициативе общественного движения ветеранов-пограничников «Верность границе», живущих в Пожарском районе. Благородный почин по увековечению памяти защитников Отечества поддержали администрация Пожарского района, ПРП «Приморэнергоремонт» и многие организации и учреждения. Финансировал проект ЗАО «Лучегорский топливно-энергетический комплекс».

Памятник является символом глубокого уважения и преклонения перед беспримерным мужеством пограничников и военнослужащих, проявленных в ходе боевых действий на о. Даманский. В марте 1969 г. немногочисленные пограничные заставы «Сопки Кулебякины» (сейчас имени Д.В. Леонова), «Нижне-Михайловская» (имени И.И. Стрельникова), ценой своей жизни отстояли маленький островок на реке Уссури от китайских провокаторов. Их имена остались в названиях сел, улиц, кораблей, на мемориалах застав и в г. Дальнереченск. В Лучегорске не было памятника, напоминавшего о подвиге пограничников. В марте 2004 г. на торжественном митинге, посвященном 35-летию событий на о. Даманский, был заложен закладной камень на месте будущего памятника. На закладку памятника приехали участники событий Герои Советского Союза Ю.В. Бабанский, В.Д. Бубенин, жена погибшего начальника заставы И.И. Стрельникова – Л.Н. Стрельникова, дочь Героя Советского Союза Д.В. Леонова – Е.Д. Леонова и многие другие.

Стела установлена в парке Героев Даманских событий в центре поселка. Около нее ежегодно проводится городская акция «Свеча памяти», патриотические мероприятия, молодожены возлагают к памятнику букеты цветов.

См: Борик Н.А. Памятнику героям Даманского быть!: [интервью с пред. общ. орг. «Верность границе» майором запаса Н.А. Бориком о необходимости установить памятник] // Победа (Пожар. р-н). – 2004. – 13 апр. – С. 2; Ветераны погранвойск, ныне работники ЗАО «ЛуТЭК», стали инициаторами возведения в Лучегорске мемориала павшим героям-даманцам // Победа (Пожар. р-н). – 2004. – 1 июня. – С. 1; Ющенко С.Я. Мемориал памяти и чести // Победа (Пожар. р-н). – 2006. – 20 июня. – С. 1; Белоусова В.Ф. Для Приморья та война известна: [об участии ЛуТЭКа в постройке памятника героям-даманцам] // Утро России. – 2007. – 10 марта. – С. 1.

Е. Меньшакова

11 июня

140 лет со дня рождения Овсянникова Владимира Федоровича (1876 – 1 мая 1943), дендролога, лесовода, профессора.

Родился на Урале в с. Курта Челябинского уезда. В 1898 г. окончил Кунгурское техническое училище, а в 1902 г. Петербургский лесной институт. Два года работал в Петербургском университете под руководством профессоров Воейкова и Любославского, после чего несколько лет трудился в европейской части России. В 1906–1912 гг. он был таксатором, исследуя лесные дачи на Урале. В 1917 г. В.Ф. Овсянников был избран доцентом по кафедре прикладной ботаники и лесоводства в Уральском горном институте, а в 1918 г. на той же кафедре и. о. профессора и деканом инженерно-лесного факультета. В 1920 г. он состоял в должности и.о. профессора во Владивостокском политехническом институте, где был избран проректором. В 1921 г. его командировали в Китай и Японию для ознакомления с постановкой лесного и лесокультурного дела. В 1922 г. он был и.о. профессора по кафедре ботаники в Государственном Дальневосточном педагогическом институте им. Ушинского. В марте 1923 г. В.Ф. Овсянникова назначили профессором дендрологии и лесоводства в Читинский университет, который в том же году был объединен с Владивостокским университетом с местом пребывания в г. Владивостоке. В университете В.Ф. Овсянников, будучи профессором, заведовал кабинетом лесоведения и дендрологии на лесном отделении агрономического факультета. В Краеведческом научно-исследовательском институте, функционировавшим при университете Владивостока, он был председателем секции лесного дела. В июле 1921 г. В.Ф. Овсянников был назначен заведующим отделом по народному просвещению при ведомстве внутренних дел во Владивостоке.

С 1930 г. В.Ф. Овсянников заведовал кафедрой лесоведения и дендрологии в Дальневосточном лесотехническом институте (г. Хабаровск). Им подготовлены учебные руководства «Лиственные породы» (1925) и «Хвойные породы» (1930), выдержавшие по три издания. Эти работы, наряду с другими исследованиями преподавателей университета, а позже Дальневосточного лесотехнического института, положили начало дальневосточному лесоведению.

В.Ф. Овсянников, наряду с преподавательской деятельностью, продолжал научные исследования в Майхинском учебно-опытном лесничестве, а также выезжал за пределы Приморья – в 1923 г. в бассейн р. Хор, в 1928 г. – на Камчатку, в 1929 г. – в долину р. Анадырь. По результатам поездок на Камчатку и Анадырь он опубликовал статьи, содержащие новые материалы по характеристике лесов этих далеких и мало исследованных территорий.

Является автором более 60 научных работ, из которых 9 остались в рукописном виде. Наиболее важными работами В.Ф. Овсянникова считаются руководства по хвойным и лиственным породам региона. Среди его публикаций ряд работ посвящен прикладной метеорологии, но основная часть публикаций характеризует различные древесные породы. В очерке о хвойных породах и в одной из работ, посвященной «ореховым соснам», он обращал внимание на необходимость принятия мер государственного масштаба для спасения от исчезновения «редкостного национального достояния» – кедровых лесов, считая их вымирающими.

В.Ф. Овсянников первым из местных лесоводов обратил внимание на массовое усыхание темнохвойных пород в бассейне р. Хор и опубликовал по этому поводу статью, приведя в ней документальные материалы об этом еще не известном негативном процессе в развитии лесов. Несколько статей он посвятил разведению древесных пород Дальнего Востока, в том числе для озеленительных и лесокультурных работ; его интересовали вопросы лесного семеноводства, в том числе сушка шишек хвойных пород и их переработка. По результатам поездки в Японию он опубликовал очерк о лесах, лесном хозяйстве и лесном опытном деле этой страны.

В.Ф. Овсянников был известен в международных научных кругах: он состоял корреспондентом «Arnold arboretum» (Ботанический сад в США) и немецкого дендрологического общества. В 1912 г. В.Ф. Овсянников был удостоен звания члена-корреспондента главной физической обсерватории Академии наук.

В 1931 г. В.Ф. Овсянников уже не работал в Дальневосточном лесотехническом институте, а позже он отбыл в Москву. Умер Владимир Федорович в Новосибирске 1 мая 1943 г.

Один из сыновей профессора – И.В. Овсянников после окончания им в 1932 г. Дальневосточного лесотехнического института работал в дальневосточном лесоустройстве, впервые организуя аэротаксационное обследование лесов в Амурской области и Хабаровском крае.

См.: Крылов Г.В. История ботанических и лесных исследований в Сибири и на Дальнем Востоке / Г.В. Крылов, Н.Г. Салатова. – Новосибирск: Наука, 1969. – 275 с.; Владимир Федорович Овсянников // Гуков Г.В. Лесоводы Дальнего Востока: учеб. пособие. – Владивосток, 2005. – Ч. 1. – С. 33–34: фот.; Овсянников Владимир Федорович: [проф. дендрологии и лесоводства, автор учебников «Лиственные породы» (1925) и «Хвойные породы» (1930), работал и преподавал во Владивостоке с 1923 по 1931 г.; есть фото ученого] // Манько Ю.И. Лесное дело на российском Дальнем Востоке (1859–1922). – Владивосток, 2011. – С. 286–288; История изучения растительности и развития лесоводства на Дальнем Востоке: [сведения о деятельности ученых-лесоводов, среди других – В.Ф. Овсянников] // Гуков Г.В. Лесоведение на Дальнем Востоке: учеб. пособие для студ. биол. и с.-х. спец. вузов региона. – Владивосток, 2014. – С. 9–39: фот.

Ю. Манько

13 июня

70 лет назад был образован Приморский Театр юного зрителя (ныне – Приморский краевой драматический Театр молодежи) (1946).

Приморский театр юного зрителя образован на основании решения Приморского крайисполкома от 13 июня 1946 г. N 641 и приказа Приморского краевого отдела по делам искусств от 25 июня 1946 г.

Первым художественным руководителем ТЮЗа был Ю.Л. Котляревский, а одним из первых директоров – С.М. Махарадзе. Первый спектакль Приморского ТЮЗа «Как закалялась сталь» (по Н. Островскому), который состоялся 31 декабря 1946 г., стал визитной карточкой театра.

Первоначально театр не имел своего помещения, но в марте 1954 г. обосновался в центре г. Владивостока (в здании постройки 1876 г., являющимся историческим памятником, по адресу ул. Светланская 15-а, где и находится по настоящее время).

В 1959–1975 гг. театр возглавлял заслуженный деятель искусств РСФСР И.М. Лиозин, он пригласил в театр одаренных артистов из числа выпускников ДВГИИ. В ТЮЗ пришли режиссеры Г.К. Рогов, Т.Б. Бялодворец, главный художник Е.Д. Пыжов, которого в 1971 г. сменил С.Ф. Арефин. В театре длительное время работали народная артистка Н.А. Айзенберг, заслуженные артисты РСФСР Н.Н. Петропавловская, К.М. Зильберг, Л.Ф. Загвоздин, М.Г. Рябов, Н.Т. Щербатюк, Н.Н. Шмидт, А.Г. Януш, Л. Чернышева. Заместителем директора долгое время работал Е.И. Риф. В 1977 г. ТЮЗ был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

В конце 1980-х гг. театр возглавлял Л. Анисимов, много работавший над поиском репертуара. Театр гастролировал в Москве, Ташкенте, по городам Казахстана, Сахалина, Сибири и Хабаровского края. Были поставлены спектакли по произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор», П.П. Бажова «Каменный цветок», А. Платонова «Ювенильное море» и др.

В 1992 г. ТЮЗ становится Владивостокским Камерным театром драмы. Первый спектакль бывшего ТЮЗа – «Чайка» А.П. Чехова стал лауреатом трех фестивалей, один из которых, Международный театральный фестиваль стран АТР, проходил на сцене театра. Тогда же был представлен спектакль «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, поставленный американским режиссером Д. Эджкомом. Театр имеет творческие контакты с зарубежными режиссерами и актерами. В 1987 г. Р. Кручковский, режиссер из Польши, поставил спектакль «Прощай, Иуда»; режиссер из Японии Р. Симидзу поставил спектакль по своей пьесе «Путешествие в мечту». Театр был на гастролях в Японии, Франции (осень 1997), Америке (1998–1999). Артисты театра постоянно принимают участие в общегородских праздниках. Не забыты и юные зрители Владивостока. Для них в репертуаре театра много постановок, среди них «Му-Му», «Вождь краснокожих», «Маленький принц» и др. Театр гордится своими спектаклями-долгожителями: спектакль «Теремок» был сыгран более 1200 раз в течение 30 лет; 14 лет радовала зрителей сказка «Финист – ясный сокол»; более 10 лет с неизменным успехом шел спектакль «На дне» по пьесе М. Горького.

В 2000 г. театр переименован в Приморский краевой драматический театр молодежи, располагает зрительным залом на 300 мест, малой сценой на 40 мест. Свой творческий потенциал театр активно реализовывает, ставя ежегодно 5-7 новых спектаклей. В репертуаре театра в последние годы появилось много музыкальных спектаклей («Быть женщиной – это прекрасно!», «Карнавал в Вероне, карнавал…», «Пусть гитара играет», детские – «Замок с секретом», «Детектив на перекрестке» и др.).

В 2015 г. в театре молодежи вышло несколько премьерных спектаклей. Среди них – спектакль «Остров Рикоту» по пьесе современного российского драматурга Н. Мошиной. Режиссер-постановщик – Ю. Гончаров, главные роли исполняют артисты театра О. Демчук и Е. Андреева. Комедию с элементами трагифарса «Любоff» по пьесе Мюррея Шизгала «Luv» поставил В. Бусаренко, главный режиссер театра кукол. Спектакль «Крах» по пьесе М. Горького «Васса Железнова», режиссер-постановщик – С. Руденок. Для детей театр представил добрую, в меру веселую и в меру печальную сказку «Огниво», режиссер-постановщик Л. Василенко. Для подростков вышел спектакль «Тринадцатая звезда» по мотивам рассказов Сетон-Томпсона, режиссер-постановщик – С. Руденок.

За 70 лет в театре поставлено более 400 спектаклей. Высоко оценен государством профессионализм актеров и мастерство специалистов театрального дела: в театре в разные годы работали 2 заслуженных деятеля искусств, 1 народная артистка, 19 заслуженных артистов, 7 заслуженных работников культуры. Театр имеет хорошо укомплектованную труппу, классных специалистов и представляет собой прекрасную площадку для пропаганды театрального искусства всех жанров и направлений.

См.: Копылова Г. О нашем театре. И не только: [о создании Театра молодежи (1946 г.); об актрисе Н.Я. Малышевой-Махарадзе; о первом дир. театра С.М. Махарадзе] // Литературный Владивосток: лит.-худож. альм. – Владивосток, 2010. – С. 245–250; Берчанская Л. 65 лет – самая молодость!: Театр молодежи отмечает юбилей // Владивосток. – 2011. – 15 дек. – С. 8; Онучин И. 65 лет – рубеж, за которым продолжается творчество...: накануне юбилея в Театре молодежи прошла пресс-конференция: худож. рук. В. Галкин, актеры и режиссеры рассказали о своих проблемах и творческих задумках // Примор. газ. – 2011. – 9 дек. – С. 16: фот.; Островская Г. Галина Островская: помню и люблю: [к юбилею Примор. драмат. Театра молодежи] // Моск. комсомолец во Владивостоке. – 2011. – 8–15 дек. – С. 20; Гончаров Ю. За занавесом мистики: [беседа с худруком краев. Театра молодежи о новом спектакле «Остров Рикоту»] // Владивосток. – 2015. – 4 марта. – С. 21; Берчанская Л. Искаженная любоff: [о премьере спектакля Театра молодежи «Любоff» по пьесе М. Шизгала «Luv»] // Владивосток. – 2015. – 13 мая. – С. 21: фот.; Степанова А. «Крах» ждал успех: в Театре молодежи прошла премьера спектакля по пьесе Горького «Васса Железнова» // Дальневост. ведомости. – 2015. – 7–14 окт. – С. 18: фот.

20 июня (2 июля)

200 лет со дня рождения Казакевича Петра Васильевича (1816 – 11 декабря 1887), адмирала, военного губернатора Приморской области.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2011 год. – Владивосток, 2010. – С. 96.

Новая лит.: Губернатор Приморской области [Казакевич Петр Васильевич (1816-1887)] // Пути великих свершений: значение Якутии в освоении Дальнего Востока. – Владивосток, 2012. – Т. 2. – С. 65: фот.; Крестный отец флотской газеты: [о губернаторе Примор. обл. П.В. Казакевиче] // Тракало Ю.М. Редакторские галсы штурмана Якимова. – Владивосток, 2012. – С. 22–24: фот.; Васильев Ю. Первый дальневосточный губернатор Петр Васильевич Казакевич: (1814–1887 гг.) // Ассамблея народов Хабаровского края. – 2013. – N 3. – С. 20–21: фот.

23 июня

100 лет со дня рождения Лобаса Петра Калиниковича (1916 – ?), командира авиаэскадрильи, Героя Советского Союза.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2011 год. – Владивосток, 2010. – С. 99–101.

Новая лит.: Ганненко В. Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут: [о летчике Великой Отеч. войны, Герое Советского Союза, Петре Калиниковиче Лобасе, которому 23 апр. в с. Ляличи (на здании школы) установили памят. мемор. доску] // Вперед (Михайлов. р-н). – 2014. – 8 мая. – С. 3: фот.

25 июня

95 лет со дня рождения Рыбачука Ивана Васильевича (1921 – 18 октября 2008), приморского живописца, члена Союза художников РФ, Народного художника России. Он был членом Приморского отделения Союза художников РСФСР с 1947 г., лауреатом Серебряной медали Российской академии художеств (2003), художником-ветераном Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

60 лет назад, в 1956 г., И.В. Рыбачук первым из художников Дальнего Востока был приглашён провести персональную выставку в Москве, где неожиданно открыл для советского искусства северную тему на Дальнем Востоке. За циклы этюдов «На Чукотке» и «На Камчатке» он был удостоен диплома первой степени Министерства культуры РСФСР.

Творчество, личность и судьба Ивана Васильевича Рыбачука, известного, авторитетного и старейшего приморского художника, вызывала жгучий интерес у людей, которым посчастливилось познакомиться с ним. Любознательный, смелый, он избороздил все дальневосточные моря и прошёл пешком с этюдником за спиной дальневосточные земли от Приморья до Чукотки. В длительных ежегодных странствиях родилась его главная большая тема: Дальний Восток России. Со временем в ней выделились три основных направления: «Моя земля», «Мой современник», «Граница».

В собрании Приморской государственной картинной галереи хранится 47 произведений знаменитого мастера: 40 живописных и 7 графических работ, созданных в 1950–2000 гг. Его картины находятся в Дальневосточном художественном музее, в Сахалинском областном художественном музее, в Приморском государственном объединенном краеведческом музее им. В.К. Арсеньева, в Военно-историческом Музее Тихоокеанского флота, в Магаданском областном краеведческом музее и ряде других музеев нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Они экспонировались на бесчисленных художественных выставках всех рангов.

Иван Васильевич родился на Украине в селе Збараж Киевской области в многодетной крестьянской семье. В 1929 г. его отцу предложили работу на железной дороге, и Василий Митрофанович вместе с семьёй переехал на постоянное жительство в город Завитинск Амурской области.

В средней школе Завитинска Иван Рыбачук учился хорошо, четыре года посещал кружок рисования, проявив большие способности. Учитель рисования С.Г. Чискидов порекомендовал ему поступить в Благовещенское художественно-педагогическое училище (1937–1939), где его наставником стал П.С. Евстафьев – ученик И.Е. Репина, умелый педагог и большой художник.

С 1940 г. Рыбачук жил во Владивостоке. Сюда он был призван на действительную службу в Вооружённых Силах СССР. Служил он семь лет, в связи с Великой Отечественной войной. Сначала в морской авиации, а затем в Первой Краснознамённой бригаде торпедных катеров Тихоокеанского флота.

Рыбачук – участник войны с Японией. Яркие страницы его биографии в 1945 г. – боевые походы Второго гвардейского дивизиона торпедных катеров КТОФ в Северную Корею с целью освобождения городов Юкки, Сейсин, Расин, Покоц, Гинзан. Катера высаживали десант, атаковали вражеские суда, стоящие на рейде, перевозили во Владивосток военнопленных. Пережив ужасы и тяготы войны, Иван Васильевич не хотел писать её трагическое лицо. Его, воина-победителя, увлёк феномен жизни, таинственный, противоречивый.

Завершив в 1950 г. профессиональное образование на живописном отделении Владивостокского художественного училища дипломной работой «С.О. Макаров и В.В. Верещагин на броненосце «Петропавловск» по мастерской В.С. Здановича и М.А. Костина, художник стал постоянно ездить в творческие командировки на Дальневосточный Север, совершенствовать мастерство на Академической даче, участвовать в художественных выставках. В его душе пробудилась неутомимая жажда необычных впечатлений и постоянных путешествий на Чукотку, Камчатку, Сахалин, Курильские и Командорские острова. Он полюбил широкий горизонт Тихого океана, холодный бодрящий воздух, приносимый морским ветром, строгие вершины чукотских гор, необъятные просторы тундры, своеобразный быт маленького, отважного, талантливого чукотского народа.

В 1961 г. на республиканской выставке «Советская Россия» возле огромной картины Рыбачука «Друзья моря» постоянно толпились зрители. Сюжет её прост: береговые чукчи на двух вельботах везут продукты по штормовому морю. Волны, морская пена, стая чаек и люди в вельботах, друзья моря, написаны убедительно, колоритно. На первом вельботе, возле накрытых брезентом ящиков, Аттаукай, оленевод и поэт, спокойный, уверенный в себе, сидит и курит. В его образе воплотились лучшие черты древнего народа чукчей, выработанные веками в условиях суровой жизни в Заполярье. К основным работам чукотского цикла относят картины «Сын Чукотки» (Аттаукай), «Тундра весной», «Долина Сиреники», «Разделка моржей», «Молодой оленевод», «Праздник», серию прекрасных портретов чукотских детей. Многие полотна Рыбачука посвящены армии и флоту.

В 1972 г. на одном из крейсеров ТОФ, стоявших у причала Корабельной набережной, Иван Васильевич обратил внимание на молодого матроса первого года службы, который изучал флажной семафор. Он написал его портрет на большом холсте, с разворотом фигуры в три четверти на фоне голубовато-розового неба и зелёно-синего моря, сумев передать не только солнечное утреннее освещение и внешнее портретное сходство, но и внимательно напряжённый взгляд молодого моряка. Лёгкий ветерок играет лентами его бескозырки, форма белая, рабочая, на погоне буквы: ТФ (Тихоокеанский флот), на красном флажке – звезда, а на кармане робы – название боевой части: БЧ-4. Портрет «Молодой матрос» был приобретён для Приморской картинной галереи Управлением культуры Примкрайисполкома с краевой художественной выставки, посвящённой Дню Военно-Морского Флота.

Жемчужиной наследия мастера считается и портрет художника Ясенкова (1961). Рыбачук познакомился с ним в 1948 г., когда Сергей Павлович приехал во Владивосток из Пензы, чтобы преподавать во Владивостокском художественном училище театрально-декорационное искусство. Однажды, когда Ясенков зашёл в мастерскую Рыбачука, тот попросил его позировать на фоне картин для портрета таким, какой есть: в тёмном распахнутом пальто, с длинным белым шарфом навыпуск и серой шляпе. Портрет был написан быстро, за три сеанса. Через взгляд Иван Васильевич передал острый ум коллеги, а через позу и силуэт его свободолюбивый, независимый характер.

Галерея портретов современников: зверобоев, охотников, китобоев, пограничников, военных моряков, детей, представителей малых народов Дальнего Востока и интеллигенции – ценнейшая часть творческого наследия художника.

В 2003 г. именно за цикл портретов дальневосточников И.В. Рыбачук был награждён Серебряной медалью Российской академии художеств.

Из творческих поездок он привозил натурные этюды, благодаря которым достигалась наибольшая выразительность тематических картин. Многие этюды настолько завершены в рисунке, цвете и композиции, что представляют собой самостоятельную художественную ценность. Например, морской пейзаж «Стынет» (1955), где сдержанность колорита, характерная для большинства работ мастера, сменяется удивительной нежностью тональных отношений. В пейзажах он стремился материализовать средствами искусства не только состояние природы, но и вызванные ею чувства. В этом ключ к пониманию всей его пейзажной живописи.

Природу и жителей дальневосточного края России Рыбачук писал не с точки зрения романтической экзотики, а в лучших традициях классического реализма – искусства жизненной правды и гуманистических идеалов. Если в портретах, преимущественно мужских, часто звучит мужественное, волевое начало, то в пейзаже может присутствовать любой эмоциональный тон: от лирико-поэтического в этюде «Посёлок Лорино» до героического в картине «Тихий океан». Сюжетные полотна, как правило, обладают спокойной эпической интонацией. В них слышатся повествование, рассказ, диалог.

Во владивостокской мастерской Ивана Васильевича постоянно сменяли друг друга многочисленные гости. Это не удивительно: на тихоокеанском побережье он знал каждый город, порт, посёлок, и жители этих мест более полувека знали этого шумного, общительного, широкой души человека. Неутомимого путешественника. Подвижника искусства, художника-моряка. Ежегодно на несколько месяцев он уходил писать этюды к далёким берегам используя любую возможность: пассажирские суда, сейнеры, краболовы, ледоколы, плавбазы и военные корабли.

В творчестве, божественно-сложном и радостно-трудном прошла его настоящая жизнь, всё остальное было дополнением к ней. «Люблю искусство, люблю женщин, они цвет и свет жизни, люблю детей, люблю всё!» – в этом непосредственном откровении весь Иван Васильевич Рыбачук, Народный художник светлого мироощущения.

См.: Славгородский С. Иван Рыбачук: художник и эпоха // Выбор (г. Артем). – 2010. – 26 нояб. – С. 19: фот.; Иван Рыбачук. Живопись: [каталог выставки] / [вступ. ст. Л. Варламовой; фот.: В.Н. Габиева, А.А.Чичилина]. – Владивосток: ЛИТ, 2011. – 20 с.: цв. ил., портр.; Тимохина Л. Маленькие работы большого мастера: [выст. «Суровая романтика Севера» (70 этюдов, более 40 из которых никогда не выставлялось) Нар. худож. России И.В. Рыбачука; есть воспом. дочери Марины, фото и крат. справка о нём; приведен коммент. дир. б-ки им. Горького А. Брюханова] // Утро России. – 2012. – 2 июня. – С. 3, 4: ил.; Алексеева М.В. Жанр портрета в творчестве Ивана Рыбачука // Гуманитарные исследования в Вост. Сибири и на Дал. Востоке. – 2013. – N 2. – С. 27–29. – Библиогр.: с. 29 (4 назв.).

Л. Варламова

25 июня

100 лет со дня рождения Харламова Михаила Ивановича (1916 – 3 июня 1991), командира стрелкового отделения, Героя Советского Союза.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2011 год. – Владивосток, 2010. – С. 105–108.

29 июня

50 лет Приморской государственной краевой картинной галерее (1966).

См: Календарь дат и событий Приморского края на 2011 год. – Владивосток, 2010. – С. 108–111.

Новая лит: Ажимова И. Завершая год 2011: [о работе Примор. гос. картин. галереи] // Картин. галерея. – 2011. – N 12. – С. 1: фот.; Левданская Н. Приморье: берега надежды: живопись, графика примор. худож. из собр. Примор. гос. картин. галереи // Картин. галерея. – 2012. – август-сент. (N 8–9). – С. 4–5: ил.; Прантенко Н.А. Коллекция живописи и графики художников-шикотанцев в собрании Приморской картинной галереи // Гуманитарные исследования в Вост. Сибири и на Дал. Востоке. – 2013. – N 2. – С. 5–8: ил. – Библиогр.: с. 8 (8 назв.); Прантенко Н. Приморский Бали: пленэр: [работа с детьми в ПГКГ] // Мир музея. – 2013. – N 9. – С. 48–49: фот.; Даценко А. «...Шагал стал ближе»: [о проекте ПГКГ «Выставка одной картины»] // Картин. галерея. – 2013. – N 7. – С. 1, 2; Вальтон А. Шедевры покидают галерею: [о проекте ПГКГ (автор идеи С. Руснак) «Музейные диалоги»: 10 копий из фонда Примор. картин. галереи отправятся в турне по городам Приморья] // Владивосток. – 2014. – 14 авг. – С. 8: фот.

 

В июне исполняется:

55 лет назад прошла первичная инвентаризация приморских пещер (1961).

Произвел инвентаризацию, дал описание и составил схемы Ефрем Гаврилович Лешок – краевед, спелеолог, действительный член Приморского филиала Географического общества СССР, автор книги «Тайны пещер Сихотэ-Алиня» (1971). До него в южном Приморье было известно 14 карстовых пещер, после его исследований – свыше 30.

Пещеры по своему происхождению подразделяются на несколько групп: карстовые, вулканические, абразионные, выветривания, искусственные. Карстовые пещеры – наиболее крупные и многочисленные в Приморском крае.

С Е.Г. Лешком сотрудничали крупные ученые: А.П. Окладников, А.И. Куренцов, Г.Ф. Бромлей, Э.В. Шавкунов, Н.К. Верещагин. С ним дружил владивостокский писатель В.Т. Кучерявенко, доверявший краеведу сына Сашу во время его экспедиций по краю.

В 1970 г. усилиями Е.Г. Лешка и ученого секретаря Приморского филиала Географического общества Б.А. Сушкова в Партизанском районе у сопки Пржевальского был создан небольшой музей с образцами костей животных и первобытных орудий.

Пещерный мир – тайный, опасный, увлекательный как игра, разительно отличающийся от наземной природы, там все иное: флора, фауна, время… и завораживающая хрупкая красота: фантастические хрустальные кружевные занавеси сталактитов в форме морских звезд, ежей, снежинок, листьев, цветов, поднимающиеся со дна сталагмитовые колонны цвета слоновой кости, холодная стеклянная вода, настолько прозрачная, что ее не видно, таинственные тихие, иногда мелодичные или просто непонятные звуки…

При помощи радиоуглеродного метода удалось установить – человек заселил Золотую долину тысячи лет назад. В приморских пещерах были найдены кости древнего человека, каменные и костяные орудия его труда, украшения, а также кости бизонов, носорогов, мамонтов, волков и пещерных гиен, йог лошадей, обломки рогов оленей и лосей, рыб ледникового периода…

Е.Г. Лешок – исследователь-любитель, подвижник, посвятивший себя изучению «родного Приморья». Рабочий человек, он горько сожалел о том, что не получил специальные знания, но всегда вел дневник, собирал коллекции растений, минералов, животных. Своими наблюдениями делился с членами Приморского филиала Географического общества СССР.

Ефрем Гаврилович был ровным и мягким человеком, хорошим организатором и хозяйственником, умевшим добыть спецодежду, инструменты, договориться с начальством. У вечернего костра он любил вспомнить суровые годы гражданской войны, японскую оккупацию Приморья. Наряду с этим, не жалея красок, Лешок живописал чудесную и обильную тайгу, сытные дары которой: наваристый грибной суп и душистый чай, заваренный на ягодах лимонника, молниеносно съедались спутниками – подростками, которые его просто обожали.

А как он описывал загадочное подземное царство, полное удивительной и величественной красоты! Огромные залы с гротами, колодцами, тоннелями, озерами, водопадами и ледниками. Богиней Бохайского царства назвал Лешок высеченное на стенных натеках изображение молодой женщины в пещере «Спящая красавица». Об этом открытии узнал профессор А.П. Окладников и незамедлительно приехал в Приморье, чтобы исследовать уникальную находку. Прозрачные паутинные отложения сталактитов исследователь сравнивал с тонкими и нежными волосами ребенка. В великолепном «Белом дворце» его поразили длинные трубообразные тоннели, выглядевшие как современные трубопроводы. В «Хрустальной» – светящиеся кальцитовые стены. В «Летучей мыши» исследователь обнаружил на влажных липких стенах большие стаи бабочек, паучков, кузнечиков, редких желтых мух (которые водятся только в Приморье и на севере Японии).

Владивостокский любитель-краевед Е.Г. Лешок, выйдя на пенсию, увлекся поисками и исследованием пещер. Получая сведения от местных жителей, Ефрем Гаврилович неизменно сам изучал каждую обнаруженную пещеру, прокладывая себе путь лопатой и кайлом, тщательно собирая при этом обнаруженные кости и артефакты. На его примере можно видеть, как краеведческие экскурсии могут перерасти в научные.

В далеком 1958 г. Е.Г. Лешок сильно сокрушался при виде следов агрессивной человеческой жизнедеятельности: консервных банок, недогоревших дров, копоти на стенах… Канули в прошлое прелестные розовые и белые, нарисованные природой, сталактитовые звезды… От некогда цветущего тайного невидимого мира мало что осталось… Что получат наши потомки, что подумают о нас?

См.: Виноградов Л. И как прежде в строю…: [о Е.Г. Лешке] // Находкин. рабочий (г. Находка). – 1978. – 28 окт.; Лешок Е.Г. Тайны пещер Сихотэ-Алиня: записки краеведа. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1978. – 142 с.: ил.; Балакирев Н. Дальневосточных пещер разведчик // Пограничник на Тихом океане. – 1979. – 5 сент.; Дворников В. За тайнами пещер // Дальневост. моряк. – 1980. – 21 февр.; Шиманский И. В отрогах Сихотэ-Алиня: [очерк памяти краеведа-спелеолога, действит. члена Примор. фил. Геогр. о-ва СССР Е.Г. Лешка] // Находкин. рабочий (г. Находка). – 1986. – 25 окт.

М. Андреева




pgpb.ruПКПБ им А.М. Горького 2013-2016