В ряду первооснователей - славное имя Петра Васильевича Казакевича. После
окончания Морского корпуса служил на Балтике, в 1848-49 гг. под началом Г.И. Невельского. Будучи старшим
офицером на транспорте "Байкал" первым вошел на шлюпке в устье Амура и открыл знаменитый фарватер, впоследствии
получивший имя его патрона. С 1851 г. состоял в должности офицера для особых поручений при генерал-губернаторе
Восточной Сибири. В 1854 г. он подготовил первый сплав войск по Амуру и фактически руководил им. С образованием в
1856 г. Приморской области стал ее первым военным губернатором, одновременно исполняя обязанности командующего
Сибирской флотилией и командира портов Восточного океана. Один из инициаторов основания постов Новгородский и
Владивосток. В 1865 переведен на Балтику. В 1883 г. - член Военного Совета и Адмиралтейств - совета. Полный
адмирал, кавалер многих российских и иностранных орденов.
Родился он в дворянской семье в Новгородской области в 1814 году. В 1835-м в
чине мичмана закончил Морской кадетский корпус. В начале службы ходил на балтийских фрегатах "Беллона", "Аврора",
а затем (в 1844-1845 годах) на корабле "Ингерман-ланд", совершая, ухе лейтенантом, переходы из Кронштадта в
Архангельск и обратно. В феврале 1848 года Казакевич, ставший опытным судоводителем, назначается старшим офицером
на строящийся в Хельсинки транспорт "Байкал", который должен был под командованием Г. И. Невельского доставить
грузы в Петропавловск-Камчатский и обратно.
Стройка под наблюдением Петра Васильевича шла быстро. Уже 21 августа 1848 года
транспорт вышел в плавание и ровно девять месяцев спустя отшвартовался в Петропавловской гавани. Осуществляя
замысел Г. И. Невельского, 27 июля 1849 года он переправился в северную часть Амурского лимана. Отсюда начались
исторические работы по исследованию устья Амура. Именно Казакевич открыл прибрежный фарватер в эту реку.
По окончании работ он в 1850 году через Сибирь возвратился в Петербург,
осуществив таким образом кругосветное путешествие. 14 марта 1851 года, приняв предложение Н. Н. Муравьева,
капитан II ранга Г. И. Невельской и лейтенант П. В. Казакевич были назначены офицерами для особых поручений при
генерал-губернаторе Восточной Сибири с производством в капитаны первого и второго ранга соответственно.
Одновременно был утвержден штаб управления Петропавловска-Камчатского и флотского экипажа. В течение двух лет
Казакевич производил опись и промер рек Ингода, Онон и Шилка, определяя места, пригодные для строительства
судоверфей. Весной 1852 года он прибыл на Шилку для строительства 50-сильного буксира "Аргунь", определив местом
для этого площадку бывшего серебряно-цинкового завода.
После спуска "Аргуни" на воду в 1853 году началось строительство баркасов,
барж и плотов, что оказалось вполне ко времени в связи с утверждением проекта Амурского пароходства.
14 мая 1854 года прошел первый сплав по Амуру войск, снаряжения, боеприпаса и
продовольствия для усиления Камчатской флотилии и порта Петропавловска. Всем сплавом командовал сам Н. Н.
Муравьев, а флотилией из 77 плавсредств - П. В. Казакевич, доставив к месту назначения до девятисот рядовых,
офицеров, мастеровых, четыре орудия с боеприпасами, двухмесячный запас продовольствия и так далее. В конце того
же года Петр Васильевич отправился в Америку с поручением заготовить там вещи и припасы для эскадры
генерал-адъютанта графа Е. В. Путятина, а также заказать три парохода для Сибирской флотилии и механические
станки для пароходного завода в Николаевске.
Отлично справившись с заданием, в марте 1856 года Казакевич вернулся в Россию
и был утвержден исполняющим обязанности Камчатского военного губернатора и командира портов Восточного океана.
Создание новой Приморской области привело к новому витку в биографии Петра Васильевича: 6 декабря 1856 года его
производят в контр-адмиралы и назначают военным губернатором этой области с одновременным исполнением
обязанностей командующего Сибирской флотилией и сохранением поста начальника портов Восточного океана. Фактически
пустынная область, расположенная на огромном пространстве, требовала невероятных усилий, чтобы как-то вдохнуть в
нее жизнь: ведь здесь почти не было населенных пунктов и, естественно, никаких дорог и средств связи, никакого
транс -порта,' и даже береговая черта побережья в Японском море была проведена на карте пунктиром.
И все же П. В. Казакевичу удалось сделать многое. Его работами основаны
военные порты в заливе Ольги и Посьета, бухте Золотой Рог и некоторых других, проведены гидрографические работы
вдоль побережья, осуществлено строительство Амурского телеграфа, связавшего Николаевск с Хабаровском и
Владивостоком, установлена почтовая связь, заказаны и получены все пять секций плавучего деревянного дока для
флотилии;
наконец, он руководил русской частью комиссии по демаркации границы с Китаем, строи -тельством дорог и населенных
пунктов.
За успехи, достигнутые в строительстве области, П. В. Казакевич зачислен в
свиту царя, а в 1862 году ему объявлено особое благоволение "за успешное и скорое исполне -ние возложенного на
него поручения по разграничению Приамурского края с китайскими владениями". Плодотворная деятельность первого
военного губернатора Приморья продолжалась до апреля 1865 года, когда по состоянию здоровья его перевели на
Балтийский флот. 27 марта 1866 года, и снова за отличия по службе, Казакевич быдпроиэ -веден в очередной чин
вице-адмирала, а спу -стя пять лет назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором
Кронштадта вместо вице-адмирала Досовского, ставшего товарищем (заместителем) управляющего Морским министерством.
В 1883 году, уже в пенсионном возрасте, Казакевич сделался членом Военного и Адмиралтейского советов.
Скончался он 11 (23) декабря 1887 года и похоронен на кладбище при
Новодевичьем монастыре - там же, где его командир и друг Г. И. Невельской.
|