История края в фотографиях и лицах

Казакевич Петр Васильевич

(1816-1887)

   В ряду первооснователей - славное имя Петра Васильевича Казакевича. После окончания Морского корпуса служил на Балтике, в 1848-49 гг. под началом Г.И. Невельского. Будучи старшим офицером на транспорте "Байкал" первым вошел на шлюпке в устье Амура и открыл знаменитый фарватер, впоследствии получивший имя его патрона. С 1851 г. состоял в должности офицера для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1854 г. он подготовил первый сплав войск по Амуру и фактически руководил им. С образованием в 1856 г. Приморской области стал ее первым военным губернатором, одновременно исполняя обязанности командующего Сибирской флотилией и командира портов Восточного океана. Один из инициаторов основания постов Новгородский и Владивосток. В 1865 переведен на Балтику. В 1883 г. - член Военного Совета и Адмиралтейств - совета. Полный адмирал, кавалер многих российских и иностранных орденов.

   Родился он в дворянской семье в Новгородской области в 1814 году. В 1835-м в чине мичмана закончил Морской кадетский корпус. В начале службы ходил на балтийских фрегатах "Беллона", "Аврора", а затем (в 1844-1845 годах) на корабле "Ингерман-ланд", совершая, ухе лейтенантом, переходы из Кронштадта в Архангельск и обратно. В феврале 1848 года Казакевич, ставший опытным судоводителем, назначается старшим офицером на строящийся в Хельсинки транспорт "Байкал", который должен был под командованием Г. И. Невельского доставить грузы в Петропавловск-Камчатский и обратно.

   Стройка под наблюдением Петра Васильевича шла быстро. Уже 21 августа 1848 года транспорт вышел в плавание и ровно девять месяцев спустя отшвартовался в Петропавловской гавани. Осуществляя замысел Г. И. Невельского, 27 июля 1849 года он переправился в северную часть Амурского лимана. Отсюда начались исторические работы по исследованию устья Амура. Именно Казакевич открыл прибрежный фарватер в эту реку.

   По окончании работ он в 1850 году через Сибирь возвратился в Петербург, осуществив таким образом кругосветное путешествие. 14 марта 1851 года, приняв предложение Н. Н. Муравьева, капитан II ранга Г. И. Невельской и лейтенант П. В. Казакевич были назначены офицерами для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири с производством в капитаны первого и второго ранга соответственно. Одновременно был утвержден штаб управления Петропавловска-Камчатского и флотского экипажа. В течение двух лет Казакевич производил опись и промер рек Ингода, Онон и Шилка, определяя места, пригодные для строительства судоверфей. Весной 1852 года он прибыл на Шилку для строительства 50-сильного буксира "Аргунь", определив местом для этого площадку бывшего серебряно-цинкового завода.

   После спуска "Аргуни" на воду в 1853 году началось строительство баркасов, барж и плотов, что оказалось вполне ко времени в связи с утверждением проекта Амурского пароходства.

   14 мая 1854 года прошел первый сплав по Амуру войск, снаряжения, боеприпаса и продовольствия для усиления Камчатской флотилии и порта Петропавловска. Всем сплавом командовал сам Н. Н. Муравьев, а флотилией из 77 плавсредств - П. В. Казакевич, доставив к месту назначения до девятисот рядовых, офицеров, мастеровых, четыре орудия с боеприпасами, двухмесячный запас продовольствия и так далее. В конце того же года Петр Васильевич отправился в Америку с поручением заготовить там вещи и припасы для эскадры генерал-адъютанта графа Е. В. Путятина, а также заказать три парохода для Сибирской флотилии и механические станки для пароходного завода в Николаевске.

   Отлично справившись с заданием, в марте 1856 года Казакевич вернулся в Россию и был утвержден исполняющим обязанности Камчатского военного губернатора и командира портов Восточного океана. Создание новой Приморской области привело к новому витку в биографии Петра Васильевича: 6 декабря 1856 года его производят в контр-адмиралы и назначают военным губернатором этой области с одновременным исполнением обязанностей командующего Сибирской флотилией и сохранением поста начальника портов Восточного океана. Фактически пустынная область, расположенная на огромном пространстве, требовала невероятных усилий, чтобы как-то вдохнуть в нее жизнь: ведь здесь почти не было населенных пунктов и, естественно, никаких дорог и средств связи, никакого транс -порта,' и даже береговая черта побережья в Японском море была проведена на карте пунктиром.

   И все же П. В. Казакевичу удалось сделать многое. Его работами основаны военные порты в заливе Ольги и Посьета, бухте Золотой Рог и некоторых других, проведены гидрографические работы вдоль побережья, осуществлено строительство Амурского телеграфа, связавшего Николаевск с Хабаровском и Владивостоком, установлена почтовая связь, заказаны и получены все пять секций плавучего деревянного дока для флотилии; наконец, он руководил русской частью комиссии по демаркации границы с Китаем, строи -тельством дорог и населенных пунктов.

   За успехи, достигнутые в строительстве области, П. В. Казакевич зачислен в свиту царя, а в 1862 году ему объявлено особое благоволение "за успешное и скорое исполне -ние возложенного на него поручения по разграничению Приамурского края с китайскими владениями". Плодотворная деятельность первого военного губернатора Приморья продолжалась до апреля 1865 года, когда по состоянию здоровья его перевели на Балтийский флот. 27 марта 1866 года, и снова за отличия по службе, Казакевич быдпроиэ -веден в очередной чин вице-адмирала, а спу -стя пять лет назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта вместо вице-адмирала Досовского, ставшего товарищем (заместителем) управляющего Морским министерством. В 1883 году, уже в пенсионном возрасте, Казакевич сделался членом Военного и Адмиралтейского советов.

   Скончался он 11 (23) декабря 1887 года и похоронен на кладбище при Новодевичьем монастыре - там же, где его командир и друг Г. И. Невельской.