Книга
Полоска
Литературное Приморье
Полоска

Басаргин Иван Ульянович


Фото
"Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла".

    С. Есенин

   Самобытный русский писатель - дальневосточник Иван Басаргин вошел в литературу как бы неожиданно: вошел мощно, со своей таежной темой, со своим видением мира, со своим особым вниманием к истории освоения дальневосточной земли. Но как река, вливающаяся в море - океан, набирает полноту от многочисленных притоков, так подспудно набирался силы его художественный талант, вбирающий многое-многое от своего рода-племени, от впечатлений детства и всей такой непростой жизни.

   Родился Иван Ульянович Басаргин 1 января 1930 года в деревне Нижние Лужки Чугуевского района Приморского края в семье русских переселенцев - пермяков, старообрядческой ветви. Отец, крестьянин-охотник, промышлял зверя, но не забывал и землю. Развернуться крестьянину было не просто, а тем более в те годы, когда над крестьянством производился всеобщий эксперимент -"великий перелом" крестьянского хребта.

   В 1932 году отца арестовали и более двадцати лет семья не знала, где он и что с ним. Отец выжил, но в семью больше не вернулся. В 1938 году Басаргиных - мать и детей - выслали в Сибирь: была и такая "форма наказания" "неблагонадежных" как высылка в столь отдаленные места, даже из Приморья. Начались скитания семьи: жили на Урале, в Казахстане, в Читинской области. И для мальчишки это были не столько годы первичной учебы, желанной школы, сколько годы скитаний, полусиротства, полунищенства. И раннего надрывного труда - к тому же это были годы войны.

   В 1946 "приблизились" к Приморью - поселились в Хабаровском крае, на станции Биракан Облученского района. Работал фрезеровщиком, молотобойцем, слесарем, не забывал дорогу в тайгу, охотничал. Необыкновенно тянуло к знаниям, к культуре, но жизнь, - а это были послевоенные годы, оборачивалась своей отнюдь не солнечной стороной. В 1949 году представилась возможность поступить в Хабаровскую краевую культпросветшколу, собственно, в училище, открывшееся в Биробиджане, которое закончил в 1952 году. Был завклубом на станции Известковая. Семья все время жила мечтой о возвращении в родные таежные места.

   В 1957 году Басаргины возвращаются в Приморье, поселившись в пос. Кавалерово, в своих отчих местах.

   Иван Басаргин работал в местной школе учителем по труду /1957-1968гг./. шофером в геологической партии треста Приморцветмет, словом, на разных участках: к этому он привык, большие руки его были руками умельца. И уже тогда приобщился к литературному труду, стал работать в районной газете "Авангард" /1968-1969гг./. И если другие писали обычные газетные материалы, что само по себе хорошо, ведь газета живет информацией, корреспонденцией, статьей, то Басаргин стремился к чему-то большему, так на страницах газеты появились его первые очерки, рассказы. В таких случаях самым ретивым газетчикам кажется, что их коллега не может писать; так бывало и с ним: пишет не то, что надо. А это как раз и было то: газета не должна отворачиваться от живого, колоритного слова, от живой человеческой души. Да и где испытать свои художественные силы, закрепить интерес к творчеству ?

   Именно тогда была написана и первая повесть, как подступ к тому, что было задумано в уме: написать художественную историю о своих дедах, пришедших из центральной Руси в Русь дальневосточную.

   В те годы проводились совещания молодых писателей. И вот на такое совещание в Москву местной писательской организацией был рекомендован Иван Басаргин. Ехал он туда не с пустыми руками: были написаны рассказы, была написана уже и первая повесть. И вот именно повесть "Черный дьявол" обратила на себя особое внимание. Тогда многие писали о перевыполнении планов, о соперничестве положительных героев с отрицательными, а тут ... повесть о собаке. Еще на первом съезде писателей детский писатель Маршак высмеивал так называемую "собачью литературу", кое-кому больше нравились "детки в клетке", чем, скажем, чеховская Каштанка. Но повесть Ивана Басаргина пришлась многим по душе, в т.ч. писателю-дальневосточнику Николаю Задорнову, и она тогда же, в 1969 году была напечатана в журнале "Молодая гвардия".

   Появились публикации в "Литературной России", "Дальнем Востоке", "Уральском следопыте". И что бывало тоже не так часто, а даже очень не часто: Ивана Басаргина почти по рукописям приняли в Союз писателей России. Сыграло свою роль и заинтересованное отношение к одаренному писателю-дальневосточнику журнала "Молодая гвардия" - редактором журнала был А. Никонов, большая работа только что созданного тогда Союза писателей России - первым председателем стал писатель - маринист Леонид Соболев.

   Исполнилась и мечта о литературной учебе: Ивана Басаргина принимают на Высшие литературные курсы при литинституте им. Горького в Москве /1969-1971гг./. После завершения литературных курсов он возвращается в Приморье, поселяется во Владивостоке.

   Книги писались трудно, но еще труднее проходили они в печать. Правдивое слово встречало всяческие препоны, от литцензора и редактора до "внутреннего редактора". Но тем не менее - книги выходят. В разных издательствах страны печатаются повести и рассказы "Волчья ночь" /1971/, "Черный Дьявол"/1971/, "Акимыч-таежный человек" /1972/. Критика в целом встречала повести с одобрением, но это критика местная, а в центральной появилось брюзжание: это, мол, уход от современности, допотопность, "глушняки".

   Центральной в творчестве Басаргина стала тема большой социальной и душевной значимости: земля и человек, люди и звери, право человека называться человеком, человеческое и звериное в нем, тема милосердия, хозяйского отношения к природе, к миру животных... Он по праву мог сказать словами Есенина: " Но зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове".

   Писатель продолжает традиции "очеловечивания" животных, связанные в мировой литературе с именами и книгами Л. Толстого, А. Куприна, Р. Киплинга. Джека Лондона, и, конечно; арсеньевские традиции изображения дальневосточной природы.

   Созревал замысел большого исторического полотна о русских землепроходцах, о судьбах старообрядчества, одна из ветвей которого укоренилась в таежных дебрях Сихотэ-Алиня.

   Басаргин пишет роман "Дикие пчелы", его набирают в издательстве, книга уже напечатана, писатель уже предвкушает радость - читатель получит скоро его полновесную большую книгу. И вдруг полная неожиданность как гром среди ясного неба: книгу запрещают. Недремлющее око "лита", так тогда называлась цензура, усматривает на ее страницах нечто нежелательное, то есть реальные детали истории, трагедии подавления в тридцатых годах старообрядческого "мятежа". Уже готовую книгу пускают под нож. Сколько же это уносит писательских сил и нервов! Рушится твое создание, созданный тобой дом - и никаких сил нет, чтобы остановить это циничное варварство. Не выиграл Басаргин и судебную тяжбу с издательством: книга была запрещена. Конечно, запрещало ее не издательство... И только в 1989 году роман "Дикие пчелы", очевидно, уже в новой редакции, вышел в Дальневосточном издательстве. Но писателя уже не было в живых.

   Были не только сердечные огорчения, но и удачи. В 1975 году в столичном издательстве "Советский писатель" вышел роман "В горах Тигровых".

   Своеобразная дилогия: "В горах Тигровых" и "Дикие пчелы" объединены общностью идеи землепроходчества, судеб героев. Подлинные народные характеры, колоритный, густой язык (и повествователя и персонажей), увлекательная фабула, яркие картины народной истории от раскола до первой мировой войны, проникновенные описания пейзажей, особенно дальневосточных, все это делает эту книгу незаурядным явлением русской исторической прозы 70-х годов.

   Жанр исторического романа продолжает привлекать писателя. Он работает над архивными материалами в Томске, в частности, необходимостью работать в архивах в какой-то степени объяснялся его переезд с семьей в Томск. Хотя были и другие причины, и прежде всего - квартирный вопрос. Писателю нужно рабочее место, и не где-то там, на отшибе, в библиотеке, в читальном зале, а дома нужен рабочий кабинет. Это его мастерская, его кузница, где его молот и наковальня, где он творит свое создание. Обычно в быту многие, особенно начальственно - чиновничьи лица, любившие всегда обосновываться в "дворянских особняках" - и тогда, и сейчас еще больше, - обычно они похихикивают над такими пожеланиями писателей. Но не станем утверждать, что писатель остался "без крыши" - в те годы эти вопросы худо ли, бедно; но решались. А тут в Томске пообещали лучшую квартиру, хорошую, для полновесной работы - и Басаргин решил покинуть Приморье, это было, конечно, не лучшее его решение. А в Томске многое не сложилось - прочитайте об этом в книге Колыхалова В. " Когти дьявола".

   Была намечена повесть "Тревожные люди", тянула к себе трагическая история мятежа старообрядцев в 1930 году и его жестокого подавления. Официальная трактовка событий уже не казалась верной, и подспудно всегда было ощущение невысказанной правды. Басаргин шел к созданию своеобразной трилогии о судьбах русского дальневосточного старообрядчества, о драме народа.

   Он все больше задумывался над проблемами уничтожения дальневосточной тайги, экологии, сохранения чистой воды и чистого неба. Но замыслу не суждено было сбыться в полной мере. В драматическом завихрении жизни - здоровье было не таким могучим, как казалось по его внешнему богатырскому виду, вспомним его пути - дороги с детских лет! - в драматическом завихрении жизни сердце не выдержало. Умер Иван Басаргин 14 ноября 1976 года в Томске, там и похоронен.

   На земле он оставил двух дочерей, продолжение своего басаргинского рода; оставил свои книги: в них жизнь его, любовь его, заветное слово его. Рассказы, повести, романы?

   ...Ах, как нам не хватает Ивана Басаргина, русского писателя-патриота, не хватает в пору, когда над Россией снова неистовствуют дьявольские, бесовские силы разрушения, расщепления нашей души? Как бы тут зазвучал голос Ивана Басаргина. Да и звучит.

С. Ф. КРИВШЕНКО, член Союза писателей России, профессор ДВГУ, доктор филологических наук.

Библиография

Рассказ "Владыка уссурийских дебрей"