(Фантазии на тему «Легенды родного края»)
    ( по материалам поисковой работы библиотек Приморского края)

    Действующие лица:


    Создатель ( к нему обращаются «Творец», «Ваше Божественное Величество»)
    Первый ангел
    Второй ангел
    Сказитель
    Мальчик
    Девочка
    Реквизит ( весы, лупа, линейка, ручка, блокнот, корзинка с травами, деревья, облака, трон, будильник, таблички, кусок угля, семена, фигурки животных и растений, мешки с надписями «Живность», « Реликты», «Флора», пень или бревно).
    (Лес. Поют птицы. Сказитель с корзинкой, заполненной травами, проходит, собирает травы, рассматривает их, нюхает и складывает в корзинку. Подходит к пню, или бревну).
    Сказитель: Ох, устал, спину ломит. Где тут мой заветный пенек спрятался ? (Са-дится). Посижу, отдохну (перебирает в корзине травы).
    Дети (выглядывают из-за кустов, шепчутся).
    Девочка: Давай ты первый подойдешь.
    Мальчик: Нет, давай ты первая.
    Девочка: Знаешь, лучше вместе подойдем и спросим. (Дети подходят к Сказителю, здороваются). Здравствуйте, дедушка !
    Сказитель: Здравствуйте, детки. Что в лесу-то делаете ?
    Мальчик : А мы Вас ищем. Хотим, чтобы Вы нам про лес рассказали, про травы разные. Мы знаем, что Вы людей больных лечите, помогаете всем, кто обратится за помощью.
    Девочка: А еще мы в нашем школьном кружке легенды о Приморском крае собираем. Вы, дедушка, многое знаете, расскажите нам, пожалуйста, о том, откуда край наш Приморский начало берет. Почему в нем так много необычного, контрастного. А мы записывать будем.
    Сказитель: Садитесь рядышком, отдохните вместе со мной, звуки леса послушайте… (Дети садятся с ним рядом на землю).
    Мальчик: А что у Вас в корзинке?
    Сказитель: Да вот насобирал трав разных, лечебных, насушу, приготовлю отвары да порошки, полечу ноги свои больные да людям, кто обратится, помогу.
    Девочка: А Вы все про травы знаете ?
    Сказитель: И про травы знаю, и про многое другое, жизнь то большая была…
    Девочка: Дедушка, а откуда земля наша приморская началась, тоже знаете?
    Сказитель (задумчиво): Откуда есть пошла земля приморская ? Есть на этот счет легенда. Ну так и быть, расскажу я вам эту легенду, а вы слушайте, да представляйте себе, как это было... Господь во время сотворения мира позабыл про край наш Приморский. И вспомнил о нем только на седьмой день. Тогда он собрал все имевшиеся остатки и бросил их на Уссурийский край (так раньше называлось Приморье). И потому-то здесь смешано все : флора и фауна северных и тропических стран и все виды богатств земли. Да, многое краю нашему было дано из тех поскребышей, остатков, значит !
    (Затемнение. Высвечивается центральная часть сцены. В центре трон, на нем отдыхает Создатель, возле трона - небольшие облака. Рядом за облачками отдыхают два ангела - помощники Создателя. На табличке текст « Внимание! Идет сотворение мира», под ней висит маленькая табличка «Перерыв на обед». Звенит будильник).
    Создатель: Подъем, ребята !
    1-й ангел (потягивается) Ваше Божественное Величество, еще немножко бы отдохнуть, устали, сил никаких не осталось.
    Создатель: А вы что думали, мир сотворять просто? Я вообще-то тоже устал, но еще полон сил. (Обращается к 2-му ангелу, смеется) Ну ты лихо крокодила кинул в Южное полушарие.
    2-й ангел: Еще бы не лихо, Творец! Если бы я промедлил, он бы мне ногу оттяпал, видели какая у него пасть – во! (Жалуется) Теперь у меня стресс.
    1-й ангел: А я как сеял, ïосевал, Создатель?
    Создатель: А ты что-то тропики сильно возлюбил , сын мой – бананы туда, понимаешь нашвырял, апельсины, киви разные…
    1-й ангел: Так получилось, Создатель, семена все вместе в горсть попали, больше не буду.
    2-й ангел (зевая и потягиваясь): А больше-то и нечего сеять, все, сотворение мира закончилась, седьмой день уже идет, верно говорю, Ваше Божественное Величество ?
    Создатель: Да вроде все, но надо проверить, вдруг что-нибудь забыли. Ну что, полюбуемся на плоды трудов наших? (Прикладывает руку к глазам и рассматривает землю внизу) Так, так, хорошо, замечательно, ах, а тут переборщили, определенно переборщили, а вот здесь, пожалуй, в меру (любуется), ой-ой, накидали, набросали, горе сеятели вы мои, небрежно, ребята, неаккуратно, так, а тут – сойдет, определенно сойдет, так-так-так, а это что такое (показывает на пустой Приморский край). Я вас спрашиваю - почему эта территория при море пустая ?
    1-й ангел (смотрит вниз): Забыли ! Вот это насотворяли !
    2-й ангел (чешет затылок): Да, промашка вышла, виноваты, в азарт вошли, Ваше Божественное Величество.
    Создатель: Азартные вы мои ! Надо исправлять ошибку. Ну-ка, проверьте, что там у нас в мешках осталось ?
    (Ангелы заглядывают в мешки).
    1-й ангел: Остатки разные, Творец.
    Создатель Ну что ж, поскребышами придется сотворять жизнь в этом крае. Он у нас при море - пусть будет Приморский. Давайте, приступайте к работе, все без остатка из мешков повытряхивайте, а чтоб территорию освоили.
    1-й ангел (держит мешок «Флора»)
    2-й ангел (залез в него по пояс и из него кричит): Создатель, тут только в самых уголках немножко семян осталось.
    Создатель (хлопочет возле него): Давай, выковыривай их оттуда, да поживей, седьмой день кончается.
    2-й ангел (вытаскивает семена): Ель, кедр, пихта цельнолистная, маньчжурский орех, бархат, тис, ди-мор-фа-нт. Тьфу ты, язык сломаешь. Где будем сеять?
    Создатель: Можно семена эти везде рассыпать, пусть будет тайга.
    1-й ангел: Ваше Божественное Величество, вот тут, в уголке мешка что-то зацепилось (вытаскивает лиану дикого винограда). А это куда ? Им же виться надо.
    Создатель: Бросай возле елей, пусть обвивают их могучие стволы, создают непроходимые заросли – пусть будут приморские джунгли.
    2-й ангел( роется в мешке «Реликты»): Кажется, краю повезло - семена лотоса остались. А вот и образец (дает Создателю цветок лотоса).
    Создатель (любуется цветком): Ну-ка дай мне семена, сам рассыплю (сыпет семена на землю). Пусть цветет на радость людям и считается священным цветком.
    1-й ангел(пробует семечко на вкус, жует, приговаривает): Горьковатый, солоноватый, кисловатый, терпкий, чуть-чуть сладкий…
    Создатель (берет у него семена): Это лимонник, ягода пяти вкусов, будем рассеивать по тайге…
    1-й ангел (сеет) : Сею, сею, посеваю…
    (Затемнение. Высвечивается Сказитель с детьми. Поют птицы).
    Сказитель (вытаскивает из корзинки кисть лимонника): Вот смотрите, ребята, это ягоды лимонника. О многих растениях в крае сложены легенды, есть и о лимоннике.
    Дети (хором): Расскажите, расскажите дедушка !
    Сказитель: Давно это было. Юноша, добывавший в тайге лекарственный корень для больной невесты, заблудился в тайге. Обессилев от многотрудного пути, он едва не умер. В последний момент он заметил красную гроздь ягод, и так она была привлекательна, что юноша не удержался и сорвал ее. Плоды незнакомого растения поддержали силы юноши, спасли от голодной смерти.
     Это была гроздь ягод лимонника (дает детям лимонник, они рассматривают ягоды).
    Сказитель: Дети, а вы видели когда-нибудь, как цветет лотос ? Говорят, «Тот, кто видел как расцветает этот необыкновенно прекрасный цветок – счастливый человек, и эти мгновения на всю жизнь останутся с ним».
    А про виноград тоже легенды есть, дедушка ?
    Сказитель: Знаю я одну быль. Давно это было, на севере края, аккурат в те времена, когда стремился на наши необжитые, вольные земли народ разный из Черниговщины, Астраханщины и других мест русских. Долго прибирались первопоселенцы по тайге дремучей, сплошь увитой диким виноградом. Мужчины шли впереди и прорубали коридор в зарослях таежных. Совсем устали, выбились из сил, одолел их виноград, лианы-то у него крепкие, да длинные, переплели им путь - дороженьку. А тут темнеть стало. И тогда сказал старший: «Здесь остановимся на постой и деревне жизнь дадим. И назвали село свое Виноградовкой.»
    (Затемнение)
    1-й ангел (вытащил из мешка «Реликты» семена женьшеня, задумчиво смотрит на них): А это что такое?
    Создатель (берет в руки семена) : Это женьшень - корень жизни. (Рассыпает семена). Пусть растут они под вечной сенью деревьев в тишине и прохладе приморской тайги, набирают свою могучую силу. (Смотрит вниз на землю). Так, что у нас получилось? Густая тайга, увитая диким виноградом, лимонником. Теперь надо заселить разной живностью леса и реки.
    2-й ангел: Не разной, Творец, а какая осталась.
    Создатель (берет мешок «Живность»): Какая осталась, какая осталась. Хорошо, что ты крокодилов всех сбросил, а то мне этот прелестный уголок не хотелось бы загружать этими тварями. Сейчас кого вытащу первым, тот и будет царем зверей
    (ищет в мешке и вытаскивает тигра). А, это ты, усатый - полосатый!
Обращается (к 1–му ангелу) Держи его крепко за хвост, а ты (обращается ко 2-му ангелу) подыскивай места для обитания.
    1-й ангел: Раз он царь зверей, то и размеры у него должны быть царские. Творец, разрешите измерить его ? (2-му ангелу) Тащи-ка канцелярские принадлежности.
    2-й ангел (приносит линейку, карандаш и безмен (весы): Записываю.
    1-й ангел (измеряет и взвешивает тигра) : Длина тела – 3,5 м. Вес- 300 кг.
    2-й ангел (записывает): Ничего себе экземплярчик у нас тут завалялся в остатках-то.
    Создатель: Смотрю я на него, дети мои и думаю : голос у тигра тоже должен быть царским. Ну - ка, как он будет о себе давать знать ( Слышно рычание тигра. Ангелы спрятались за Создателя, с опаской выглядывают.
Создатель (удовлетворенно): Настоящий царь зверей ! Есть тебе 5 кг мяса в день, а сытый ты будешь мурлыкать как кошка, только громче – Мур! Мур! Мур! А теперь, давай, обживайся, властелин тайги (бросает его на землю).
    (Затемнение)
    (Сказитель с детьми. Они пугливо прижимаются к нему).
    Девочка: Дедушка, кто это так страшно сейчас рычал?
    Сказитель : Это в Фасольной пади у Акулькиного ключа тигр свой голос подал.
    Дети (вместе): Мы боимся !
    Сказитель : Не бойтесь, далеко он. Вот послушайте, что мне один старик-удегеец сказывал : «У тайги есть большая душа. Тигра – от той души… Убьешь тигру - тайга станет хуже. Всех тигров убьешь – нет души у тайги. Совсем плохой станет тайга»…
    Мальчик: А много у нас в тайге тигров ?
    Сказитель: Чуть больше трех сотен, однако, осталось.
    Девочка: Так интересно – Акулькин ключ, Фасольная падь. Откуда такие названия, дедушка?
    Сказитель: Это все народные названия. Много таких на карте нашего края. Про Фасольную падь люди рассказывают так «Жил в тех местах единоличник и сколько не садил он в глухой тайге пшеницу, картофель и другое, все съедали дикие кабаны. Тогда он стал садить фасоль». И про Акулькин ключ тоже своя легенда есть «Молодая китаянка в жаркий день присела у ручья умыться. А свою трехлетнюю девочку усадила на камень. Из-за шума горного ручья она не слышала, как тигр схватил ребенка и утащил в лес. Девочку звали Акулькой и с тех пор этот горный ключ зовется ее именем».
    Мальчик: Дедушка, а ты женьшень видел? А легенды про него есть ?
    Сказитель : Есть у меня одна заветная полянка с женьшенем, наведываюсь туда, любуюсь, а копать корень еще рано, пусть растет, силу набирает. (Помолчав, продолжает). Много о корне жизни легенд сложено. Одна из них говорит, что «жень-шень зародился от молнии. Если молния ударит в прозрачную воду горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень жизни, таящий в себе силу небесного огня. Дается такой корень в руки только людям с чистым сердцем…»
    Девочка (вытаскивает из корзинки кусочек угля) : Ой, дедушка, а для чего у тебя в корзинке этот камень черный ?
    Сказитель : Это уголь, дочка. Нашел я его вон у той дальней скалы, надо геологам сказать, пусть хорошенько тут все посмотрят, видно пласт близко к земле проходит.
    Мальчик: Ну, про уголь наверно и легенд никаких нету, да, дедушка ?
    Сказитель : Наоборот, есть, да и не одна. Вот, например, про Бикинское угольное месторождение что на земле Пожарской слыхали небось ? Так историю его открытия всяк рассказывает на свой лад. «Будто бы разложил на рыбалке один хитрый дедок дымокур от комаров, да подбросил в него черных камешков, а они возьми и загорись. Будто бы копали в селе Надаровка погреб, вдруг глядят – уголь. Будто б жил там один башковитый кузнец, угольком пользовался, другим не сказывал…». Немудрено там было уголь–то найти, почти на поверхность выходят пласты. Версий много, и каждая из них в чем-то правдива.
    (Затемнение)
    Создатель (потирает руки): Так, вроде бы почти исправили свой грех, что позабыли про край Приморский. А теперь, ангелы, давайте каждой твари по паре из тех, что остались, пусть живут и множатся и тигр будет над всеми властвовать! Я ТАК СКАЗАЛ !
    1-й ангел ( шарится в мешке «Живность», вытаскивает медузу): Это что такое трясущееся ? Фу, какая гадость !
    Создатель : Это медуза ( швыряет на землю).
    (Общий свет. Сказитель и дети становятся рядом с Создателем и ангелами)
    Сказитель (поднимает медузу, обращается к детям):
     А кто в нашем крае медузу не знает ?
     Не больше пятака ведь.
     Кусачая такая
     В заливе обитает
    Дети ( берут у него медузу):
    хором : Ой-ой-ой! Прячьте-ка пузо
     Не то она пребольно куснет
     И взрослого и карапуза !
    2-й ангел ( Из мешка «Живность» вытаскивает горбушу): Хороша рыбка!(отдает ее Создателю)
    Создатель: Горбуша! Замечательная рыбка! Рек в крае много, около двух тысяч, тебе место везде найдется. (Бросает на землю). Плодись и размножайся.
    Сказитель (Поднимает горбушу):
     А кто в нашем крае горбушу не знает?
     Пока она в море – прекрасна !
     Но стоит ей на нерест пойти
     Станет она безобразна.
    Дети (берут горбушу). (Хором):
     Ай-я-я-яй, ну что за горбуша !
     Бока блестят серебром у нее
     За мальков отдаст она душу !
    1-й ангел (вытаскивает из мешка клеща): А это что-то совсем микроскопическое.
    Создатель ( рассматривает клеща в лупу). Клещ. Вредная я вам скажу, козявка, ну что делать, надо все-все остатки на Приморье израсходовать, что бы ничего не осталось. Брошу я его в тайгу, ему там самое место. (Бросает на землю).
    Сказитель (снимает с себя клеща):
     А кто в нашем крае клеща не встречает?
     Ужасная козявка,
     Размерами – малявка.
     Но запросто жизни лишает !
    Дети (хором) : Ой-ой-ой, в лес не ходи ты
     Малявка эта везде проползет
     Попробуй, уследи-ка.
    2-й ангел: Смотрите, смотрите, Создатель, какое грациозное чудо у нас еще осталось ( вытаскивает из мешка «Живность» пятнистого оленя).
    Создатель (берет оленя на руки, гладит): Будешь ты чудом света и оленем - цветком за твои светлые пятнышки на шкурке и водиться ты будешь только в южном Приморье, и больше нигде (любуется оленем, затем бросает на землю). Иди, украшай край Приморский!
    Сказитель ( поднимает оленя, дети гладят его) : Вот смотрите ребята, шея у оленя-цветка не просто длинная, а с плавно-горделивым изгибом. Глаза не только большие и красивые, а настороженно-пугливые, с какими-то таинственными внутренними светом и блеском, который странно плещется в расчудесных веерах ресниц. Создавая пятнистого оленя, природа проявила так много художественного вкуса и ювелирного мастерства, что вряд ли с ним сравнится кто-либо из обитателей уссурийской тайги.
    1-й ангел: Ваше Божественное Величество! Засеяли и заселили край остатками, поскребышами можно сказать, а место получилось райское, реликтовое, красочное.
    Создатель: Да, пожалуй! Ну ладно, подпортим немного сей райский уголок мира, туманов подкинем, да мороси нудной, да пару-тройку тайфунчиков для поддержания формы, да…
    2-й ангел: Остановитесь, Создатель! Больше ничего не осталось. Все мешки пустые.
    Создатель: В самом деле ? Вот это я разошелся ! Ну что, будем завершать сотворение мира ? Кто за, прошу голосовать.
    (Голосуют он и ангелы, Сказитель и дети стоят рядом, держат в руках тигра, оле-ня, цветок лотоса и т.д.)
    Создатель: Все за. Единогласно. Ну что ж, пора сказать прощальные слова.
    Ангелы (хором): И ОН СКАЗАЛ !!!
    Создатель: Сотворением мира и персонально Приморского края – у-дов-лет-во-рен !!!