Ведущий: Ребята! Вы приехали из разных уголков  северного Приморья на гостеприимную анучинскую землю. Дело, которому вы служите, прекрасно и благородно. И пусть наш  вечерний костер, который венчает сегодняшний день, станет для вас памятным событием.

Величественна картина  огромного Приморского края, нарисованная замечательным ученым, геологом Николаем Шило в стихотворении :

                 

Приметы Приморья

         Тут лес, поля, крутые склоны,
         Земля с приморскими дубами,
         И сосен стройные колонны
         Гудят, колеблемы ветрами.

Тут плещутся морские волны
О скалы поднебесных гор.
Они то шумно, то безмолвно
Ведут извечный разговор...

        Все это  мирный твой фасад 
        Моя великая страна.
        Край рыбой, золотом богат,
        Растут над морем города,

И чуть поднимется заря,
Идут суда с пахучим лесом
В заокеанские  края,
Где тучи свесились навесом,

         В лесах лианы вьются в кольца,
         И дождь просеян решетом.
         При неподкупном свете солнца
         Здесь тигры спят глубоким сном.

Геологи в походах дальних
Здесь ищут с оловом руду-
Чтоб из рождений уникальных,
Воздвигнуть памятник труду.

Ведущий: С детства мы начинаем открывать своеобразную экзотику Дальнего Востока, Приморья, сильную своими контрастами. И правда, в краю, на который зимой дышит Сибирь, что все замерзает, летом в речных долинах красуются такие нежные деревья, как белая акация, маньчжурский орех, клен, ясень, бархатное дерево. Расцветает лотос!

         Существует легенда, будто Бог при  обсеменении мира забыл  наш край и, заметив грех свой, смешал все остатки и поскребышами этими обсеменил Приморский край.

         Что же досталось от этих щедрот северным районам края? Как это происходило? Давайте все вместе заглянем в далекое прошлое края, во времена его сотворения и если понадобится, поможем Его  Божественному Величеству.

Сценка «Сотворение Приморского края»

(Необходимые атрибуты: Карта, мешок, где будут находиться рисунки с деревьями, растениями и животными, иголки для закрепления на карте, 4 крылышка для ангелов- помощников, нимб для Бога)

Создатель (Ведущий): Все, сотворение мира закончил, устал окончательно! Кажется, ничего не забыл?

1-й ангел: Забыли, Ваше Божественное Величество. Вот, смотрите, остался пустынным Приморский край.

Создатель: Ай-я-яй! И как это я маху дал? Сейчас будем исправлять ошибку. Что у нас тут в мешке осталось?

2-й ангел: (вытаскивает из мешка)  Ель, кедр, пихта. Где будем сеять?

Создатель: Надо ближе к северу, они мороза не боятся. (Обращается к экологам). А ну-ка ребята, распределяйте по своим районам, где что у вас будет расти. (Ребята иголками прикрепляют деревья на территории своих районов).

Создатель: (ищет в мешке). А вот тут что у меня в уголочке завалялось? Семена лотоса! Ребята, куда кинуть их, подскажите. (Ребята прикалывают лотос на карту. Создатель любуется им). Пусть цветет и считается священным цветком!

1-й ангел: Ваше Божественное Величество, вот тут в уголке мешка что-то зацепилось - (вытаскивает лианы дикого винограда и кишмиша). А это куда? Им же виться надо.

Создатель: А бросай их возле елей, пусть обвивают их могучие стволы. (Ребята прикрепляют их к карте).

2-й ангел: Вот еще бы ягоду какую-нибудь отыскать (ищет в мешке). Нашел! Брусника! Ребята, ищите местечко, куда семена сыпать.

А это что такое? (вытаскивает женьшень).

Создатель: (берет его в руки) Это - женьшень-корень жизни. Рассыпай семена, пусть растут они под вечной сенью деревьев в тишине и прохладе, набирают свою могучую силу. (Ребята прикрепляют женьшень на карту).

Создатель: Так, что у нас получилось? Густая тайга, увитая диким виноградом. Теперь надо заселить разной живностью  леса и реки. Сейчас кого вытащу первым, тот и будет царем зверей (ищет в мешке и вытаскивает тигра). А, это ты, усатый полосатый! Ребята, кто это?

Ребята: Тигр !

Создатель: Держите его крепко за хвост. А теперь найдите ему место обитания. (Ребята прикалывают рисунок с тигром на карту).

А теперь, ангелы, давайте каждой твари по паре из тех, что остались, пусть живут и множатся, а тигр будет властелином тайги. Я ТАК СКАЗАЛ!

Ведущий: Вот  примерно так можно представить сотворение  уникальной природы Приморского края. А сейчас, что бы представить себе, кто же населяет  леса, моря и реки края, давайте поиграем в игру

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ».

Правила игры: Суть игры заключается в нахождении  своей пары среди зверей, птиц и насекомых. Подготовить карточки с названием животного (Амурский тигр, медведь, белка, лось, кабан, заяц, утка -мандаринка, барсук, соболь, лиса, дятел, цапля, журавль, бабочка, морская капуста, горбуша). Написать название каждого животного на двух карточках. Карточек должно быть столько, сколько игроков, в данном случае - 32 игрока. Перемешать карточки и раздать детям. Каждый должен прочитать свою карточку и «превратиться» в указанное на ней животное.  Но свое имя он должен держать в секрете. Затем карточки собрать.

         По сигналу все игроки начинают издавать звуки, принимать позы и совершать движения, характерные для своих животных, стремясь привлечь внимание своих «вторых половин». Игроки могут издавать любые звуки, но не разговаривать. Каждое животное должно найти своего партнера, руководствуясь исключительно особенностями его поведения. В конце - Парад  животных с названием каждого животного, кого изображают ребята.

Ведущий: Как замечательно посидеть у вечернего костра, почувствовать   на себе его тепло, уют и  свет. И спеть про него песенку.

Песенка про  анучинский костер

(На мотив  песни: «Здравствуй, милая картошка, тошка, тошка»)

        Ну, споемте-ка ребята, бята, бята, бята 
        Про вечерний наш костер, тер, тер.
        Днем сегодня состоялся, ялся, ялся, ялся
        Очень нужный разговор, вор, вор !

         Мы природу охраняем, няем, няем, няем
         За нее болит душа, ша, ша.
         Помощь ждут, мы это знаем, наем, наем, наем
         Наши реки и леса, са, са.

         Мы дадим друг другу слово, лово, лово, лово.
         У вечернего костра, ра, ра.
         Даже если жизнь сурова, рова, рова, рова.
         В ней есть место для добра, ра, ра.

         Пусть природа это знает, нает, нает, нает.
         Видит только в нас друзей, зей, зей.
         Смело нам судьбу вверяет, ряет, ряет, ряет
         Ну, а мы поможем ей, ей, ей !

Ведущий: А сейчас  настали  волнующие минуты подведения итогов.

( Идет награждение ребят за проделанную работу).

Ведущий: Ребята, от всей души поздравляем вас с награждением. Вы делаете замечательное, очень нужное и полезное дело.  И нам бы очень хотелось, чтобы у всех приморских  детей, которые помогают нашей  природе, был свой гимн. И сейчас я предлагаю исполнить его.

Гимн юных экологов

На мотив песни «А ну-ка песню нам пропой веселый ветер»

(из к/ф «Дети капитана Гранта»)

         А ну-ка песню нам пропой бродяга ветер,
                                      веселый ветер, беспечный ветер.
         Ты в край Приморский прилетаешь на рассвете
         И разгоняешь в небе облака.
         Спой нам ветер про край наш таежный
         Про могучий Сихотэ-Алинь.
         Где тигр среди валежин
         Ступает грациозно
         Под  шелест кедров и осин!

Припев:

         Кто природой привык восхищаться,
         И ее своим домом считать,
         Скорей в ряды ровняться
         Полезным быть стараться
         И другом для природы стать!

         А ну эколог, расскажи  про то, что видел,
                            про то, что знаешь, и понимаешь,
         Про то, что бабочке ты крылья не сломаешь,
         Не оторвешь ты тигру длинный хвост.
         Расскажи, как ты плакал над речкой,
         Где мальков загубил браконьер.
         Ты не сидел за печкой
         И не смотрел беспечно,
         Когда творился беспредел.

Припев:

         Кто природой привык восхищаться,
         И ее своим домом считать.
         Скорей в ряды ровняться
         Полезным быть стараться
         И другом для природы стать!

Ведущий: В природе все взаимосвязано, сбалансировано. Еще раз испытать это поможет игра «ПАУТИНКИ»

Материалы: большой клубок шерсти

Понятия и взаимосвязи: экосистема, пищевая цепь, равновесие в природе, вторжение в природу.

Игра: Дети становятся в круг, один игрок держит клубок ниток и начинает:

«Я кедр. У меня растут шишки. Их любит есть белочка».  Держит конец нитки, а клубок бросает товарищу (белочке). Белка продолжает: «Я люблю орешки и жить на дубе» - бросает клубок дубу, который продолжает: «У меня растут желуди. Их любит есть кабан» и тд. Клубок продолжает свой путь до тех пор, пока все не будут связаны, некоторые по несколько раз. В конце игры пусть участники потихоньку подергают за «паутинки», вэтот момент они почувствуют свое единство и взаимосвязь: мы здесь, мы все -единое целое.

Предложить вопрос: «А что, если на кедре не будет урожая на шишки? Что произойдет в данной цепочке?»

Ведущий: Эта игра показала нам, как все взаимосвязано в природе и как она хрупка. И как она может быть благодарна к тем, кто бережно к ней относится, кто видит вней друга. Она может выразить свое доброе отношение  многими способами, например, такими как в песенке про приморских экологов.

Песенка  про приморских экологов

(На мотив песни «По диким степям Забайкалья»)

         По диким тропинкам Приморья
         С запасом еды в рюкзаках
         Экологи дружно шагают,
         Их тигр охраняет в кустах...

И льнет к ним любая травинка
И тянется каждый цветок.
И дивной красы мандаринка
Им песню свою пропоет.

         И белка из рук крошки хлеба
         Доверившись, в лапки возьмет.
         Над ними закатное небо,
         Ис ними румяный восход!

С водой родниковою фляги
Дымящийся чай в котелке

Как счастливы наши бродяги,
В таежном, глухом уголке!

         Не страшен ни зной, ни ненастье,
         Ни дня не прожить без тропы...
         КАКОЕ ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ
         КОГДА ТЫ С ПРИРОДОЙ НА ВЫ!

Ведущий: Настало время прощаться и сказать напутственное слово всем участникам сегодняшнего костра.

         Просыпается день над приморским простором,
         И над шахтами звезды горят.
         На работу идут лесорубы, шахтеры,
         И моря корабли бороздят.
         И в больших городах, и селениях малых
         Ребятишки  в школы бегут.
         Ну, а юных приморцев их нежные мамы
         В разноцветных колясках везут!
      

Ну, что сказать вам земляки на прощанье?
Ну, что сказать, что пожелать вам на грядущий новый день?
Пожелаем вам терпения большого,
И вприморский наш характер верить всем!

         Завтра будет не так, как сегодня живется
         И давайте об этом мечтать!
         Настоящий приморец никогда не сдается,
         Будем день этот мы приближать.
         От женьшеня возьмем мы чудесную силу,
         Свет души от цветущих садов...
         Поклянемся друзья, где бы нас не носило
         Прославлять землю наших отцов.

Ну, что сказать вам земляки на прощанье?
Ну, что сказать, что пожелать вам на грядущий новый день?
Пожелаем всем терпения большого
И вприморский наш характер верить всем!

                                               Н.С. Иванцова, отдел краеведческой
                                               библиографии ПГПБ им. М. Горького.

В сценарии использованы материалы из книги М.В. Маркиной «Путешествия по родному краю», Владивосток, 1997.