История и современное состояние города Артема

История города Артема неразрывно связана с историей Приморского края. По решению Учебно-методического совета муниципального учреждения дополнительного образования “Центр образования г. Артема” под авт. ред. к. ф. н. доцента ДВГУ Илюхиной И. Ю. впервые вышла книга “Очерки истории и географии города Артема”. По материалам данной книги, древнейшая история города Артема приходится на периоды палеолита, мезолита, неолита и раннего железного века. Историческую ценность представляют археологические памятники в поселках Артемовский и Кировский, селе Оленьем, на северном побережье бухты Пионерской и озере Лосином.

Карта 1906 года

Интересна и удивительна история освоения и заселения территории нынешнего Артема, расположенной в долине на севере полуострова Муравьева – Амурского на юге Приморского края. Это была заболоченная долина, покрытая густой тайгой. Из-за болот и гнуса эта территория еще долгое время представляла собой незаселенное пространство. И только в 1891 г. здесь возникает первое поселение русских людей – Угловое, в одной из бухт Амурского залива. Основателями были крестьяне – переселенцы с западных краев и областей России. После этого, в течение 1896 г. были основаны сразу два села – Кролевец и Кневичи.

Строительство Уссурийского участка Транссибирской железнодорожной магистрали оказало огромное влияние на развитие первых населенных пунктов на территории Артема.

В 1913 г. в районе 9-й версты Сучанской железной дороги были обнаружены выходы богатых угольных пластов. Это месторождение застолбил известный владивостокский предприниматель Л. Ш. Скидельский.

Хаим – Лейба Шимон Скидельский (Лейба Шимонович) родился в 1844 г. или 1845 г. Место рождения неизвестно, но в 1871 г. он числился мещанином г. Слоним Гродненской губернии, а 20 лет спустя стал купцом первой гильдии г. Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Примерно в это же время Скидельский появляется на строительстве Северо-Уссурийского участка железной дороги Владивосток – Хабаровск, где берет подряд на земляные работы и строительство искусственных сооружений, коих им было возведено не менее 50% от общего количества. Все работы были выполнены качественно и в срок.

В 1896 г. предприимчивого коммерсанта Леонтия Соломоновича Скидельского (под таким именем он стал именоваться в приморских справочниках) причислили к Владивостокскому купеческому обществу, что давало ему право постоянного жительства “вне полосы еврейской оседлости”, имевшей место в тогдашней Российской империи.

В конце 1913 г. он становится владельцем трех Зыбунных рудников. Общая стоимость его недвижимости (по документам, найденным Ю. Тарасовым) оценивалась в астрономическую по тем временам сумму – 8,6 млн. руб.

Умер Л. Ш. Скидельский в 1916 году, передав наследникам, состояние в размере 9,5 млн. руб. Именем одного из сыновей – Якова Скидельского в 1922г. была названа одна из шахт на Озерных Ключах.

После национализации в 1923 г. всего имущества семья Скидельских бежала в Манчжурию. Дальнейшая судьба их неизвестна.

По распоряжению Л. Ш. Скидельского одновременно были заложены три шахты и поселок на топкой почве – зыбунах. Эти каменноугольные копи получили название “Зыбунные”, положив начало истории будущего города. 9 мая 1923 г. постановлением Дальревкома и решением Третейского суда все финансовые активы, предприятия и недвижимость, принадлежащие Скидельским, были национализированы. В этом же году состоялся митинг рабочих, на котором было принято решение присвоить руднику и поселку имя советского партийного деятеля Артема (Ф. А. Сергеева).

Краткая биографическая справка

Федор Андреевич Сергеев (Артем) родился 7 (19) марта 1883 г. в с. Глебово Фатежского уезда Курской губернии в крестьянской семье. Детство и юность провел в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), где отец работал на стройках. Там же успешно окончил реальное училище и в 1901 г. был принят в Императорское высшее техническое училище на механический факультет.
В 1902 г. Федор Сергеев вступает в ряды Российской социал-демократической рабочей партии. Он участвует в студенческих революционных выступлениях. Затем следует арест, тюрьма и эмиграция во Францию.
В 1904 г. Сергеев возвращается на родину уже профессиональным революционером. Он ведет нелегальную работу среди шахтеров Донбасса, которые и прозвали Федора Андреевича именем героя шахтерских легенд, неуловимого защитника бедных и угнетенных – Артемом.
С 1907 г. начались годы тюрем, ссылок, эмиграции. В августе 1910 г. он совершает побег из ссылки в Харбин, откуда через Дайрен и Нагасаки – в Шанхай, а в середине 1911 г. перебирается в Австралию, где и дождался Февральской революции в России.
В дни Октябрьского вооруженного восстания Артем находился в Петрограде, куда был вызван Центральным комитетом партии.
Он уделял огромное внимание восстановлению шахт, улучшению жизни и условий труда шахтеров, налаживанию экономической жизни угольного бассейна страны.
24 июля 1921 г. Сергеев Федор Андреевич (Артем) погиб при испытании скоростного аэровагона на 104-й версте от Москвы. Ему было только 38 лет.

С 1924 г., рудник стал официально называться “Артемовские государственные каменноугольные копи”. Со слов старожила и краеведа г. Артема З. М. Овчинниковой существовал документ, в котором уже за 20 ноября 1923 г. стоял штамп “Артемовские государственные каменноугольные копи”. К сожалению, архивы города дважды горели, и найти документ не представляется возможным.

Вплоть до середины 20-х годов в почтовых отправлениях Зыбунный рудник Скидельского именовался как хутор Ходосевича Кневичанской волости Шкотовского уезда.

Григорий Захарович Ходосевич поселился в наших краях в 1907 г. Это был первый русский, разбивший хутор среди корейских фанз. Судьба Григория Ходосевича – это целая историческая эпоха, которая стала известна артемовцам благодаря стараниям и поисковой работе краеведов и исследователей г. Артема Ю. Тарасова, З. М. Овчинниковой, В. Н. Ковальчука.

В январе 1913 года среди болотных топей – зыбунов, как называли их местные жители, на одиноко стоящей березе был застолблен первый участок. Так, на 9-ом километре закладываются три шахты. А осенью того же года начинает строиться первая.

Работы велись китайской бригадой, которая заканчивает шахтовую проходку в начале 1914 года. В это же время закладывается вторая шахта. А через два года начинается проходка на шахте № 3.

Все три шахты были объединены в один рудник, получивший название “Зыбунный” и сохранивший до наших дней метку в истории города – девятый километр, давший свое название микрорайону города.

Так начиналась история будущего Артема.

Один из старейших населенных пунктов на территории Артема – поселок Олений. Интересна его история. Название Олений – не единственное, прежде он, как и совхоз, назывался Майхэ. А еще ранее это был хутор Патюкова, дата основания которого разнится от 1887 года до 1912. В статье преподавателя, историка Ю. Тарасова приводятся следующие данные: “… племзверосовхоз “Силинский” организован на базе кулацкого хозяйства Патюкова, существовавшего здесь с 1912 года.”

Таким образом, история хутора началась задолго до начала XX столетия. Уже сам выбор места говорит о предпринимательских способностях матроса в отставке Михаила Патюкова. Именно здесь находился в то время перекресток основных путей сообщения (рек и троп), связывающих Владивосток и Шкотово с долинами рек Майхэ и Батальянза.

В 1891 году близ одной из бухт Амурского залива крестьяне основали селение Угловое – первое постоянное поселение русских людей. Спустя несколько лет были основаны села Кролевец (1896 г.) и Кневичи (1896 г.), названные так переселенцами в честь тех мест, откуда они прибыли. В отчете о переселении крестьян морем в 1896 году по данному поводу говорится следующее: “Переселенцы образовали в этом году четыре новых селения, в том числе деревни… Кневичи и Кролевец в долине реки Батальянза”. Согласно этой ведомости в Кролевце поселились тринадцать семей из Кролевецкого, и пять семей из Новозыбковского уездов Черниговской губернии. Фамилий основателей села Кневичи выяснить, к сожалению, теперь уже нельзя. Они растворились среди первопоселенцев соседнего Кролевца. На роль переселенцев второй волны претендуют, как минимум, одиннадцать семей кневичан, среди них семьи Домницких, Кривенко, Сущенко, Назаренко, Олешко, Хрущ, Олейник и другие.

Примерно с октября 1907 года в церковных книгах появилось название “Батальянза”, которое с 1 января следующего года употреблялось уже параллельно с официальным наименованием “Суражевка”. Село названо так в честь Суражевского уезда Черниговской губернии, из которого вышли почти все его первоначальные обитатели. Все они являлись выходцами из с. Кожны Верещакской волости Суражевского уезда. В числе основателей села называются семьи Антона Корявченко, Фоки Борисенко, Никиты Голика (Голикова), получившего прозвище Щун.

Современная Суражевка – это целый тепличный городок, где выращиваются овощные культуры. 15 марта 1982 года здесь образовано опытно-производственное хозяйство (ОПХ) “Дальневосточное”. В 1988 году на базе Дальневосточного отдела НИИ овощного хозяйства в Суражевке создается Приморская овощная опытная станция. В ее структуре шесть подразделений.

Шевелевка. Судьба этой деревни оказалась похожей на судьбы других селений. Существует выписка из журнала Приморского областного по крестьянским делам Присутствия от 19 марта 1907 года, где написано следующее: “Слушали представление заведующего водворением переселенцев в Побережном подрайоне от 4 мая сего года за № 324 об образовании селения “Шевелевка” Цемухинской волости…”

Сегодня о ней напоминает, пожалуй, лишь название одного из кладбищ Артема, да два-три домика с закусочной, расположившиеся на бывшей окраине села.

Из всех населенных пунктов на территории г. Артема поселок Заводской самое новое и, пожалуй, самое молодое поселение, берущее свое начало со второй половины XX века.

Долгое время территория близ села Кролевцы (где теперь расположен Заводской) была ровной площадкой. Здесь в годы Великой Отечественной войны находился учебный аэродром, на котором пилоты-курсанты отрабатывали технику и мастерство.

В 1956 г. было принято решение строить на этом месте завод железобетонных изделий (ЖБИ) и строительных материалов. Это была стройка века, куда съезжались строители со всего Союза.

В поселке строится крупнейшая на Дальнем Востоке Михайловская бройлерная птицефабрика.

Так в короткий срок на пустующей площадке бывшего учебного аэродрома выросли крупные производственные предприятия.

Такова краткая история города, сел и поселков на территории нынешнего Артема.

С 1931 г. Артем стал основным поставщиком угля в Приморье. В 1932 году в Артеме началось строительство крупнейшей на Дальнем Востоке шахты № 3-Ц (“Дальневосточная”) и первой на Дальнем Востоке районной электростанции – Артемовской ГРЭС. На этой стройке ударно трудились комсомольцы, приехавшие из европейских районов страны. Электростанция была названа в честь С. М. Кирова.

Артем является детищем индустриализации конца 1920-1930-х годов.

[к началу]