Экономика Хасанского района

В экономическом отношении район развит относительно слабо. Это в значительной степени определялось его окраинным положением и режимом пограничной зоны. После оккупации Японией северо-восточных районов Китая и создания марионеточного государства Манчжоу-Го советско-китайская граница была одним из наиболее “напряжённых” районов границы СССР. Район на протяжении более 50 лет был одним из наиболее “милитаризованных” и закрытых для свободного посещения даже советских граждан, в нём практически не развивалась экономика, а строительство дорог от Уссурийска к границе преследовало прежде всего военно-стратегические цели. С другой стороны, пограничный режим и создание в районе в разное время охраняемых территорий и акваторий: заповедника “Кедровая Падь”, Дальневосточного государственного морского заповедника, заказника “Барсовый”, оленников, охотничьих хозяйств с ограниченным доступом – позволили в значительной степени сохранить в естественном состоянии подавляющую часть территории, природные комплексы, ландшафты, растительный и животный мир, в экологическом отношении район является одним из наиболее сохранившимся в крае, что создаёт предпосылки для развития экологического туризма.

За предшествующее десятилетие (1980-1990 гг.) в структуре отраслей промышленного производства Хасанского района произошли существенные сдвиги, в т.ч. в структуре предприятий морехозяйственного направления. За истекший период в районе построены Рязановский и Барабашский рыборазводные заводы по воспроизводству лосося, в бухте Миноносок – плантации по выращиванию гребешка и мидии, в п. Славянка – крупнейшее в регионе в системе ММФ судоремонтное предприятие – Славянский СРЗ, в п. Зарубино – Дальневосточная база флота по переработке рыбы и марикультуры. В п. Краскино размещался маслозавод, на станции Приморская – завод металлоизделий УПТК УВД, Хасанское производственное управление, объединявшее предприятия местной промышленности, и ныне действующая типография № 19. Кроме того, в районе функционируют судоремонтный завод в с. Безверхово, рыболовецкий колхоз “Рыбак” и Барабашский мехлесхоз .

В целом промышленное производство района специализировано на отраслях морехозяйственного направления: на добыче, воспроизводстве и переработке биоресурсов моря и обслуживающих флот подотраслях.

Анализируя состояние хозяйства района за два десятилетия, можно сделать следующие выводы: приморское положение района обусловило морехозяйственную направленность промышленного производства; территориальная освоенность района недостаточна и неравномерна, слабо развита транспортная сеть; сельское хозяйство не обеспечивает потребности района в продовольствии, несет на себе черты развития индивидуального хозяйства по производству основных продуктов (картофель, овощи, молоко, частично мясо и т.д.); для хозяйства района характерно наличие ряда диспропорций: слабое развитие строительных мощностей и неготовность их к специализированному строительству в перспективе; несоответствие существующего уровня обеспеченности учреждениями отдыха, лечения и туризма рекреационным возможностям района; ограничения в ресурсообеспечении (трудовые, энерго-, водо-, теплоснабжение); географическое положение района, ресурсно-сырьевой и созданный производственный потенциал обусловливает развитие рекреационно-аграрно-индустриального комплекса.

Рыбная отрасль представлена базой флота (бывший рыбокомбинат имени Исаенко), рыбокомбинатом “Славянка” (п. Нерпа), рыбоколхозом “Рыбак” (п. Рыбак), рыборазводными заводами на р. Рязановка и Барабашевка.

Судоремонтную отрасль представляют Славянский СРЗ и судоремонтные мастерские бывшего Крайрыбакколхозсоюза в п. Безверхово в бухте Нарва.

Строительная база района сейчас практически утрачена, хотя в ней были достаточно крупные производственные базы ПСМО в Славянке и Зарубино, цех КПД, карьеры песка, гравия и щебня.

До 1968 года район эволюционировал по модели сельскохозяйственной зоны, причем с достаточно специфической моделью сельского хозяйства - "восточного" типа. В начале 20-х гг. в с. Усть-Сидими (Безверхово) на базе заимки Янковского было организовано государственное хозяйство “Сидими”, позднее оно стало оленесовхозом “Амурский”. В с. Андреевка была создана оленеводческая артель “Сосновые скалы”, на ее основе затем возник совхоз “Гамов”. В конце 50-х гг. были объединены мелкие хозяйства, и создан совхоз “Посьетский” молочно-овощного направления. Его отделения располагались в селах Янчиха (Цуканово), Фаташи (Камышовое), Лебединое. В 60-х гг. был образован целый ряд зверосовхозов: “Славянский” - в п. Славянка, “Гвоздевский” - в с. Гвоздево и “Мраморный” - в с. Перевозное, молочно-овощной совхоз “Барабашский” с отделениями в селах Овчинниково и Занадворовка. В 70-е гг. были открыты два новых зверосовхоза: “Смена” (в с. Филипповка) и “Краскинский” (в п. Краскино).

В 90-е гг. в сельском хозяйстве района начался серьезный кризис. В 1992-1993 гг. произошло акционирование сельскохозяйственных предприятий с частичным выделением фермерских хозяйств. Почти в 3 раза сократились посевные площади, так же резко произошло снижение поголовья скота. В сопоставлении с 1992 годом производство шкурки норки в 1997 году сократилось в 4,3 раза, консервированных пантов оленей – в 4,2 раза, поголовье крупного рогатого скота сократилось более чем в 2 раза, свиней – в 2,7 раза. К концу 90-х годов отрасль звероводства в районе прекратила свое существование. Ряд хозяйств объявлен банкротами. В процессе реорганизации сельского хозяйства в Хасанском районе вместо колхозов и совхозов образовалось 10 ТОО и АОЗТ, а также сельхозкооперативы, коллективные предприятия, подсобные хозяйства. Основная часть сельхозпредприятий района перешла в частный сектор.

Транспортный комплекс района представлен железной дорогой Барановский - Хасан, автодорогой краевого значения Раздольное - Краскино - госграница, морскими портами Посьет и Зарубино, автопаромной переправой Владивосток-Славянка.

Минерально-сырьевая база района достаточно скудная (против большинства районов края), изучена недостаточно и представлена следующими месторождениями и проявлениями полезных ископаемых: Хасанское буроугольное месторождение, освоение которого началось около ста лет назад для нужд военного поста Посьет, сейчас имеет лишь местное значение. Хасанское и Посьетское месторождения подземных вод, имеющие локальное значение для водоснабжения населённых мест. Тальминское, Тизи, Андреевское (частично застроено), Рязановское (практически отработано), Сидиминское (бухта Нарва) месторождения строительных песков, разрабатывается только последнее. Зарубинское месторождение строительного камня. Гусевское месторождение фарфорового камня (вторичных кварцитов). Новогородское месторождение перлитов. Ясное месторождение морской ракуши и минеральных грязей. Черногорское и Алунитское проявления облицовочных камней. Гравийное проявление на полуострове Краббе. В целом минерально-сырьевая база района не даёт оснований для серьёзных перспектив развития добывающих отраслей.

В ранее разработанных Ленгипрогором и ЦНИИПградостроительства Схеме районной планировки Приморского края, проекте районной планировки Южно-Приморского промрайона, схеме районной планировки береговой зоны Приморского края предусматривалось комплексное развитие Хасанского района с размещением в нём портовых комплексов, судоремонтных и судоразделочных производств, строительной индустрии, дальнейшее развитие сельского хозяйства, пантового оленеводства и пушного звероводства, крупные предприятия рыбной промышленности. КиевНИИПградостроительства разработал схему развития рекреационно-оздоровительного комплекса в районе, однако все эти разработки почти не реализованы по разным причинам.

Новые перспективы развития района появились в связи с разработкой по инициативе Китая, поддержанной Программой развития ООН (UNDP), Программы развития бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program - TRADP, которую у нас часто называют Программа или Проект Туманган). Правительство России постановлением от 17 июля 1995 года № 732 приняло решение об участии России в Программе развития бассейна реки Туманная, а распоряжением от 17 июля 1995 года № 990-р поручило разработать ТЭО на создание транзитного транспортного узла на базе порта Зарубино и подходов к нему от российско-китайской границы. В 1996 году была разработана Концепция российской части Программы развития бассейна реки Туманная, в которой были определены основные направления развития Хасанского района в рамках этой Программы. Согласно этой Концепции Хасанский район будет выполнять две основные функции: транспортно-транзитную, включая транзит иностранных туристов, в связях северо-восточных провинций Китая со странами АТР; рекреационно-экологическую, направленную на оздоровление и отдых жителей Приморья и Дальнего Востока, а также развитие охраняемых природных комплексов в рамках международного Меморандума о взаимопонимании в вопросах охраны окружающей среды в бассейне реки Туманная, подписанного в Пекине в мае 1995 года КНР, КНДР и Россией. В реализации этих функций на территории Хасанского района намечается в качестве приоритетных задач: создать надёжную и высокоэффективную транспортную связь между Хуньчунем и портами Зарубино и Посьет по железной дороге Махалино (Краскино) - Камышовая - Хуньчунь (“Золотое звено”) и по автодороге Краскино - Хуньчунь; развить до требуемых объёмов грузоперевозок портовые перегрузочные комплексы в портах Зарубино и Посьет; обустроить на уровне международных требований пассажирский терминал в порту Зарубино или Посьет и пограничный переход Краскино - Хуньчунь для пропуска иностранных туристов и граждан; создать в районе бухты Троицы локальную свободную экономическую зону с размещением в ней экологически лояльных производств и объектов; реконструировать дорожную сеть района; обустроить места массового отдыха населения и оздоровительные комплексы талассотерапии и пелоидотерапии (грязелечения) на базе использования природно-климатических ресурсов района; усилить природоохранную деятельность, включая повышение контроля за соблюдением режима особо охраняемых территорий и природных комплексов, повышение статуса (до уровня орнитологического заповедника) охраняемых водно-болотных угодий от залива Посьета до устья реки Туманная; ограничивать промышленное развитие и хозяйственную деятельность на территории района, повышать требования к выполнению природоохранных мероприятий на действующих производствах и в коммунальном хозяйстве; повысить надёжность энергоснабжения и инженерного обеспечения предприятий и поселений (водоснабжение, канализация, сбор и утилизация отходов и т.п.).

В силу своего уникального геополитического положения и отдаленности от центральных областей России Хасанский район в экономическом отношении всегда больше тяготел к Азиатско-Тихоокеанскому региону. В настоящее время это международный транспортный коридор, объединяющий три границы – соединяет Владивосток с провинцией Цзилинь (Китай), со свободной экономической зоной Роджин-Сонбонг (КНДР), с префектурами Акита и Тоттори (Япония) и г. Сокчо (республика Корея). Помимо железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска, в районе действуют три порта, имеющих статус международных – Зарубино, Посьет, Славянка.

Одним из перспективных направлений в развитии экономики района является искусственное воспроизводство марикультуры, чему способствует значительная протяженность береговой полосы - 276 км, изобилующей множеством удобных бухточек и заливов. По инициативе администрации района был создан проект по культивированию ценных морских беспозвоночных и водорослей – приморского гребешка, тихоокеанской мидии, трепанга, ракообразных, ламинарии японской и др. – и их реализации на внутреннем и внешнем рынках. Сегодня это направление активно развивается (ООО НПКА "Нереида").

[к началу]