Экономика города Находка

Географическое месторасположение предопределило роль Находки как ведущего хозяйственного комплекса на Дальнем Востоке России и центра привлечения иностранного капитала. Бизнесменами из других стран ее территория воспринимается как основной российский город-порт на Тихом океане и, следовательно, как главные ворота Азиатско-тихоокеанского региона в Россию.

Находка - один из крупнейших городов Приморского края, второй по численности населения после Владивостока. На протяжении последних лет город стабильно занимает лидирующее или одно из первых мест по Приморскому краю по всем показателям социально-экономического развития - сумме налогов, перечисляемых в консолидированный бюджет, объемам промышленного производства, розничного товарооборота, платных услуг, оказываемых населению.

Находка - город-экспортер. За последние годы значительно улучшили финансовые показатели и активизировали деятельность предприятия - участники внешнеэкономической деятельности. Благодаря этому в реальном секторе экономики на крупных и средних предприятиях с 1999 г. продолжается процесс увеличения совокупной массы прибыли.

Экономический потенциал города характеризуется наличием ряда крупнейших предприятий морского транспорта, рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности, пищевой промышленности и судоремонта.

Транспорт

Транспортный узел Находки - это основа экономического потенциала, главная отрасль специализации народного хозяйства города, который представляет собой четко отлаженную систему, позволяющую обеспечить полный комплекс транспортных услуг.

В общей сложности через порты Находки поддерживается связь более чем с 42 странами мира. Находка - прекрасная транспортная развязка для продвижения транзитных грузов в системе АТР. Отсюда открывается дорога в европейскую часть России, страны СНГ, Европу и Китай. Наиболее выгодным считается транзит грузов из стран АТР - в Европу и Монголию, из северных провинций Китая - в страны АТР через порты Находки.

Стратегическое преимущество Находки – естественные, незамерзающие, глубоководные порты Торговый, Восточный, Рыбный и Нефтеналивной. Они имеют развитую базовую инфраструктуру и регулярное сообщение с Японией, Республикой Кореей, Китаем, КНДР, США и Канадой.

Предприятия морского транспорта демонстрируют очень хорошие темпы развития, они обеспечивают более 26,5 процента налоговых поступлений в городе, на предприятиях отрасли поддерживается достаточно высокий уровень заработной платы. Стабильно высокие финансовые показатели - основа роста инвестиционной активности на предприятиях морского транспорта. Наиболее успешно развивается транспортный комплекс в районе Восточного порта. За последние годы введены в действие новые мощности по перегрузке минеральных удобрений. В настоящее время портом реализуется ряд перспективных инвестиционных проектов.

В Находке базируется флот ОАО “Приморское морское пароходство”. Приморское морское пароходство - одна из самых больших судоходных компаний России, входящая в десятку крупнейших танкерных компаний мира. Специализация - перевозка нефтепродуктов в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, их доставка в страны Юго-Восточной Азии. Вторая традиционная сфера деятельности - обеспечение горюче-смазочными материалами рыболовецких судов, работающих в территориальных и международных водах.

Флот компании проложил трансконтинентальные маршруты от стран Юго-Восточной Азии до Америки, от Новой Зеландии до Северного Ледовитого океана. В настоящее время Приморское морское пароходство располагает самым молодым танкерным флотом в Азиатско-тихоокеанском регионе. Средний возраст судов не превышает 10 лет.

Находка - конечный пункт Транссибирской магистрали. Через нее осуществлялся и осуществляется основной объем внешнеторговых перевозок между Россией и странами АТР, практически весь трансконтинентальный и железнодорожный транзит.

ОАО "Восточный порт" – один из крупнейших и самых модернизированных портов в России. Он обладает развитой транспортной инфраструктурой и глубоководными причалами, что позволяет принимать суда дедвейтом до 150 тыс. тонн. Порт специализируется на обработке генеральных, навалочных, лесных грузов и крупнотоннажных контейнеров. Его проектная пропускная способность – 18 млн. тонн грузов в год. ОАО “Восточный порт” принадлежат крупнейшие в России угольный, контейнерный и лесной терминалы, группа универсальных причалов протяжённостью в несколько километров.

В порту построен уникальный комплекс по перевалке минеральных удобрений мощностью 2-2,5 млн. тонн в год. Здесь сдан в эксплуатацию самый крупный в стране склад для этого вида грузов. Он занимает площадь в 12 тыс. кв. м., а его ёмкость составляет 100 тыс. тонн единовременного хранения. В состав терминала входят: причал длиной 215 м., комплекс специализированных машин и транспортёров, осуществляющих погрузку минеральных удобрений на борт судов. Здесь могут швартоваться сухогрузы водоизмещением до 40 тыс. тонн.

Основным грузом Восточного порта по-прежнему остаётся уголь. Порт способен переваливать 12,5 млн. тонн угля в год. Ввод в эксплуатацию запроектированной третьей очереди угольного терминала позволит увеличить уже имеющиеся мощности на 6 млн. тонн.

ОАО “Находкинский морской торговый порт полностью соответствует современным требованиям транспортного рынка. В нём создана и бесперебойно действует единая автоматизированная система учёта груза.

У своих причалов он может одновременно поставить два десятка судов, в год обработать более 1500 единиц крупнотоннажного морского транспорта. В распоряжении докеров находятся портальные краны грузоподъёмностью до 40 тонн, автомобильные краны мощностью до 50 тонн, различные авто- и электропогрузчики, трейлеры, роллтрейлеры для перевозки генеральных грузов и контейнеров международного стандарта. Для перевалки особо тяжёлых грузов используются плавучие краны, способные поднять до 300 т.

ОАО “Нефтепорт” - крупнейший нефтеналивной порт России - часть большой, динамично развивающейся структуры нефтяной компании “Альянс”. Годовой грузооборот порта составляет свыше пяти миллионов тонн нефтепродуктов, порт способен принимать суда дедвейтом до 83-х тысяч тонн.

Грузовые операции танкеров производятся у сквозного нефтепирса общей длиной 520 метров. Он состоит из пяти причалов, предназначенных для налива (слива) нефтепродуктов: на 1-м и 2-м причалах принимаются суда длиной до 250 метров при осадке до 11,5 метров;

3-й и 4-й причалы рассчитаны на прием судов длиной до 120 метров при осадке до 7 метров; 5-й причал – бункеровочный.

В порту организованы и стационарно действуют таможенный, пограничный и карантинный посты. Круглосуточная вахта позволяет в полном объёме отслеживать процесс погрузки и своевременно информировать фрахтователя о происходящем.

Одно из крупнейших грузоперерабатывающих предприятий на юге Дальнего Востока России – Находкинский рыбный порт.

ОАО НРП обладает развитой инфраструктурой, в которую входят девять причалов с глубиной 10,75-11,75 м (длина причальной линии – 1 276 м.), современная перегрузочная техника, два холодильника общей ёмкостью 16,9 тыс. тонн с температурой хранения от –180 до –240оС, таможенный склад для хранения грузов сроком до трёх лет, охлаждённый склад ёмкостью 4,6 тыс. тонн с температурой хранения от 0 до –90оС, 13 металлических складов ёмкостью 17,5 тыс. тонн, четыре тёплых склада общей площадью 40 000 кв. м., ёмкостью 20,8 тыс. тонн, открытые склады площадью 43 600 кв. м. и ёмкостью 75,2 тыс. тонн.

ОАО НРП – крупный транспортный узел России, соединённый с Транссибирской магистралью. Через порт проходят торговые пути в Канаду, США, Южную Корею, Китай, Японию, Новую Зеландию, Вьетнам и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Промышленность Находки

Географическое положение Находки определило отраслевую структуру промышленности. Основу ее составляют предприятия рыбной индустрии, береговые рыбообрабатывающие, судоремонтные предприятия, жестянобаночное производство. База активного морского рыболовства, Находкинская жестянобаночная фабрика, Находкинский судоремонтный завод - предприятия общероссийского значения.

Стратегическое направление развития рыбной промышленности постепенно смещается с первичной обработки на деятельность, создающую добавочную стоимость.

Крупнейшие хозяйствующие субъекты в рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли - ОАО "Находкинская база активного морского рыболовства", ООО "Дальневосточная рыболовная компания", рыбколхоз "Тихий океан". Находка - центр сосредоточения отраслей производства, связанных с добычей и переработкой рыбы и морепродуктов. Рыбная отрасль остается приоритетной на протяжении всей истории города. Традиционно рыбодобывающие предприятий города ориентируются на океаническом рыболовстве, осваивают сырьевую базу северных дальневосточных морей.

Судоремонтные заводы Находки производят ремонт рыболовецких, сухогрузных, наливных морских судов. Эти предприятия по технической оснащенности, технологии судоремонта и уровню цен конкурентоспособны не только на российском, но и на международном рынке услуг по ремонту судов.

Более или менее стабильный спрос позволяет предприятиям пищевой промышленности города поддерживать показатели своей деятельности на неплохом уровне. Продукция, выпускаемая этими предприятиями, успешно соперничает с аналогичной продукцией из других городов и районов края.

Международное сотрудничество, инвестиционная политика

Исключительное геополитическое положение Находки определило роль города как перспективного центра международной торговли. Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали формируют базу для международных транзитных перевозок и создают предпосылки для приграничного экономического сотрудничества.

Основную долю в географической структуре экспорта традиционно занимают страны Юго-Восточной Азии: Япония, Китай, Республика Корея. Они также наиболее крупные импортеры.

Кроме внешнеторговых операций в Находке широко распространены такие формы сотрудничества, как создание совместных предприятий. Наибольшее количество СП образовано с участием Японии, Китая, США, Кореи. Круг иностранных партнеров, создавших СП в городе, весьма широк (около 20 зарубежных стран). Совместные предприятия экспортируют свою продукцию и услуги в 12 зарубежных государств, наиболее крупным импортером осталась Япония.

Находка - один из наиболее привлекательных в инвестиционном плане городов.

В рамках инвестиционной деятельности для администрации города основное место занимают вопросы по предоставлению гарантий под проекты, имеющие высокую степень бюджетной эффективности: по муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в городе разработан пакет нормативных документов.

[к началу]