| |||||
В Приморском крае формирование населения в конце ХIХ – начале ХХ века шло за счет сельских переселенцев с запада на восток. В этот период возникает значительная часть крестьянских поселений, названия которых соответствуют тем городам и областям, откуда прибыли поселенцы. В Ольгинском районе это представители Вятской и Пермской губерний. Как память о прошлой родине звучат названия сел Ветка и Пермское. Без далекой Пермской области не было бы и старейшего в Приморье села Пермского. Первые переселенцы поселились на берегу бухты Тихая Пристань и образовали небольшой поселок Новинка. Старожилы называли Новинкой место, где находятся сейчас стадион и предприятие электросетей. “Скоро крестьяне заметили, что чем дальше от моря, тем туманов бывает меньше. Тогда они перекочевали в долину Вай-Фудзина. В 1906 году в Новинке жил только один человек. Место, где раньше были крестьянские дома, видны и по сие время”. (В.К. Арсеньев). Так жители Новинки основали новое село Пермское. “Экономическое благосостояние пермских крестьян не заставляет желать ничего лучшего. Село это можно было назвать образцовым во всех отношениях. На добровольные пожертвования они построили у себя в деревне школу. У ребятишек было много книг по природоведению и географии России. Все крестьяне достаточно начитаны и развиты; некоторые из них интересовались техникой, применяя ее у себя в хозяйстве. Кабака в селе Пермское не было. Жили пермские крестьяне безбедно. Земля в долине Вай-Фудзина весьма плодородна. Крестьяне не помнят ни одного неурожайного года, несмотря на то, что в течение сорока лет пашут без удобрения на одних и тех же местах. Крестьяне села Пермское весьма серьезно и, что интереснее всего, особенно заботятся о сохранении зверя и вообще об охране дичи. Факт очень интересный и достойный быть отмеченным в делах охотничьих обществ. Факт этот интересен потому, что крестьяне в посту Святой Ольги буквально оторваны от России и культурной цивилизации в течение 50 лет, сами дошли до сознания о введении если не законов, то хотя бы своих временных правил о рациональном ведении охотничьего хозяйства. Крестьяне собрали сход и миром решили не бить самок, телят, сайков, зимой – самцов, а в особенности осенью во время гона и рева, не тревожить зверя весной, когда самки тяжелы и выхаживают молодняк. Кроме того, крестьяне решили строить заказник, для него сами установили условные границы и обещались там не охотиться”. (В.К. Арсеньев. “Путевой дневник 1906г.”). Приморский край всегда был многонационален и это также отражено в географических названиях. Выходцы из Молдавии в 1907 году основали село Молдавановку, а Крещатик (1909г.) произошел от названия главной улицы города Киева. Большая часть названий в Приморье и Ольгинском районе образована топонимами, перенесенными из мест раннего проживания переселенцев, а также от имен и фамилий первооснователей сел: Фурманово, Михайловка, Щербаковка. А село Маргаритово названо в честь учителя Владивостокской гимназии Василия Петровича Маргаритова. В свободное от работы время он подробно изучал Приморье и своей научной деятельностью оставил след на карте Ольгинского района. Некоторые названия отражают географические и природные особенности. Яр - это крутой или обрывистый берег. Возможно, был чудесный день, когда русские переселенцы залюбовались этим веселым местом. Вот и назвали село Веселый Яр. Соседнее село заселено, наверное, было в так знакомые нам туманные дни, когда не видно ни сопок, ни моря. Так появилось село Туманово . В результате исторического плавания пароходо-корвета “Америка” в 1857 году, гидрографической и топографической экспедиции в 60-70 годы прошлого века на карте Ольгинского района появились названия: река Аввакумовка, заливы и бухты Святой Ольги, Святого Валентина, Святого Владимира, Святого Евстафия, Успения, Преображения, Троицы . Река Аввакумовка, впадающая в залив Ольги, названа так в 1857 году экипажем п/к “Америка” в честь архимандрита Аввакума, видного ученого-китаеведа, дипломата. Первоначально на русских картах река называлась Аввакум. На восточном побережье Приморского края четыре залива названы в честь христианских святых, память их отмечается в разные дни июля. Самый северный из них - залив Владимира – открыт 15 июля 1857 года и назван заливом Святого Владимира в честь великого князя Киевского Владимира Святославовича, память которого Церковь отмечает 15 июля. Южнее находится залив Ольги. Он был открыт русскими мореплавателями 14 июля 1857 года вскоре после праздника Святой Ольги. Поэтому экипаж п/к “Америка” назвал залив в честь великой княгини Киевской Ольги. Память о Святой Ольге кроме залива на карте Приморья хранят поселок и хребет на восточных склонах Сихотэ-Алиня. Южнее залива Ольги находится бухта Евстафия , которая открыта, описана и названа 28 июля 1860 года экспедицией шхуны “Восток”. Православная церковь отмечает день Святого Евстафия 23 июля. Святой мученик Евстафий жил в конце Ш – начале IY веков, он был воином. За открытое исповедание христианской веры был предан мученической смерти. Еще одна бухта побережья носит имя православного святого – бухта Валентина . Открыта она 30 июля 1860 года в день священномученика Валентина экспедицией В.М. Бабкина. Она находится в соседнем Лазовском районе. Исчезло с карты Ольгинского района село Петропавловка, где звучат имена апостолов Петра и Павла. В шестидесятые годы в ходе геологических и гидрогеологических исследований на карте появились названия двух минеральных источников: Покровский и Церковный . Источник Церковный расположен в долине реки Церковной в пяти километрах от села Фурманово. В селе Михайловка есть несколько семей с фамилией Уболин. В тех же местах есть Уболиновая падь – где до 1937 года жили тазы, переселенные затем в Михайловку. До 1969 г. село Моряк-Рыболов имело название Пфусунг, в переводе с китайского языка “Ворота ветров”, и действительно, эта бухта соответствовала названию, т.к. совершенно открыта к морю, только с двух сторон скалы, а посредине песчаный берег. В 1972 г. были переименованы поселок Пфусунг в Моряк-Рыболов и Сандагоу в Горноводное. Старожилы помнят рассказы своих родителей о первых здешних жилищах – китайских фанзах; это легкое строение из жердей, обмазанное глиной, пол земляной, отапливается дымом по деревянным трубам – канам. У Горбатого моста стояла фанза китайца На-дэ-ка-на – отсюда сегодняшнее название ключа Деканов. Ещё есть в районе Корявая падь – здесь когда-то жил корявый китаец. А в бухте Хунтаез” первыми поселенцами были корейцы, они ловили морскую капусту. Потом там стали жить переселенцы с Прибалтики, а корейцев выселили. Интересное название и история у Фасольной пади. В тех местах жил единоличник и сколько не садил он в глухой тайге пшеницу, картофель и др., всё съедали дикие кабаны. Тогда он стал садить фасоль. Федькова падь – там жила семья единоличников Федьковых, семья была большая. Сеяли хлеб, держали скот – так по этой семье и держится название, хотя там никто не живет. Недалеко от пос. Ольга есть Половинкина падь , оказывается в тех местах жили люди очень маленького роста и про них говорили: “Пойдем к половинкиным”. Интересна история об Акулькином ключе. Молодая китаянка в жаркий день присела у ручья умыться, а свою трехлетнюю девочку усадила на камень. Из-за шума горного ручья она не слышала, как тигр схватил ребёнка и утащил в лес. Девочку звали Акулькой, и с тех пор этот горный ключ зовется ее именем.
| |||||