История и современное состояние Шкотовского района

История освоения Шкотовского района, как и Приморья в целом, неотделима от истории всего Дальнего Востока. Открытие этого региона состоялось в 30-х годах Х1Х века. В 1850 году после освоения Г.И. Невельским Николаевского поста на Амуре стала заселяться южная часть Дальнего Востока. Переселенцы добирались сушей – своим ходом, либо морем – южным путем. В среднем государству переселение одной семьи обходилось в 1300 рублей.

Село Шкотово. Первое заселенное село в районе. Страницы истории рассказывают нам, что сто сорок лет назад, осенью 1865 года из Николаевского порта вышел транспорт сибирской флотилии “Гиляк” с грузом строительных материалов и пассажирами на борту. Корабль спешил во Владивосток, где его ожидали рабочие судоремонтных мастерских – “адмиралтейства” как любил называть предприятие Николай Яковлевич Шкот, назначенный главным начальником Южных гаваней Восточного океана

Стоя на палубе “Гиляка” и глядя на удаляющие берега, Шкот мысленно подводил итоги сделанного, всё больше убеждаясь в правильности своего предположения создать вблизи Владивостока хлебородное село, которое могло бы стать продовольственной базой растущего порта. Он выбрал и место для села – побережье Уссурийского залива - бухту Муравьиную (Майтун), там, где в нее впадает река, в наши дни называемая Шкотовкой (Цемухэ, Цимухе). Руководство Сибирской флотилии одобрило этот план, и вот из пятидесяти пассажиров, находившихся на “Гиляке”, шестеро отставных солдат, матросов и ссыльных переселенцев следовали в Южное Приморье, чтобы заняться крестьянским трудом на месте, которое будет указано им Николаем Яковлевичем Шкотом.

Н.Я. Шкот был потомственным моряком. Его далекие предки переселились в Россию из Шотландии, но у Николая Яковлевича и всех его братьев, кроме фамилии, ничего не осталось иноземного. Будучи людьми по духу русскими, они искренне гордились родством с известным писателем Н.С. Лесковым. Шкоты никогда не были богатыми. На жизнь они зарабатывали морской службой Отечеству. Николай Шкот после окончания морского училища попал на Черное море. Защищая Севастополь в период Крымской войны, он был тяжело ранен. После длительного лечения подал рапорт с просьбой направить его в Сибирскую флотилию, главная база которой тогда находилась в Николаевске.

В 1864 году Шкот был назначен командиром Южных гаваней Сибирской флотилии. Под его началом оказались Владивосток, Посьет и Ольга. Резиденцией начальника Южных гаваней стал город Владивосток. Здесь Николай Яковлевич прожил четыре года, полностью посвятив себя развитию порта. Он руководил прокладкой морских и сухопутных дорог, организовывал почтовую связь, создавал новые села. За каждую работу Шкот брался не только по долгу службы, но и по призванию патриотического, добросовестного и бескорыстного человека. Но в 1868 году у Николая Яковлевича обострилась болезнь, развившаяся после ранения в Севастополе, он вынужден был уйти в отставку и уехать на Родину, в Костромскую губернию. 7 сентября 1870 года Н.Я. Шкот умер.

Уже на третье лето после поселения, в Шкотово было шесть крестьянских домов и тридцать четыре жителя. А в 1878 году из поселка Святая Ольга прибыло еще 35 крестьянских семей. Поселенцы занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. В селении находились: паровая мельница, лесопилка, конная маслобойка, известковый и кирпичный заводы. Поскольку в селе стояли войска, то жители продавали для их нужд сено, солому и овес. В 1889 году на средства крестьян была построена церковь, а в 1907 году было построено здание школы, при этом крестьяне снабжали строительство кирпичом, известью, камнем, лесом и песком. В селе имелось волостное правление, врачебный и фельдшерский пункты, станция Сучанской железной дороги, проходили сельскохозяйственные ярмарки.

Постановлением ВЦИК от 4 января 1926 года был образован Шкотовский район с центром в селе Шкотово. К 1930 году в с. Шкотово проживало около 3 тысяч человек, в районном центре находился государственный конный завод. В связи с потерей районом значения поставщика угля, на первое место в экономике выдвинулись рыбная промышленность и производство строительных материалов. В настоящее время Шкотово - это крупная железнодорожная станция на линии Угловая – Находка, через село проходит междугородняя автомобильная трасса. В селе работают авторемонтный и консервный заводы, молокозавод, ООО “Шкотовский пищекомбинат”, славящийся своей пряничной продукцией.

Село Штыково (Майхе), расположенное в живописной долине реки Артемовки (Майхе), основано 13 апреля 1883 года переселенцами (25 семей) из Полесских сел Черниговской губернии. Это были георгиевские кавалеры русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Село окружала тайга со всем ее богатством, речка со множеством рыбы. Жили переселенцы очень большими семьями. Главой семьи была бабушка. Работали много, но жили бедно. Большой роскошью были сапоги. Даже в церковь в Шкотово шли в лаптях, а сапоги несли в руках. В Шкотово на перевале переобувались. Жители занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством и мелким лесным промыслом. Ткали холсты из льна, шили рубахи, которые вывозили на базар во Владивосток. С весны до осени работали в поле. Первый улей приобрели в 1903 году в с. Шкотово у священника. Пасеки были устроены в усадьбах. Мед сбывался на базаре во Владивостоке, а воск покупали приезжие торговцы и монахи местного монастыря.

Расцвет Майхэ пришелся на 60-70 годы ХХ века. Была построена птицеферма, работающие в совхозе стали получать хорошие деньги, у сельчан появилась возможность покупать мебель, а позже – автомобили, развито было строительство жилья. В 1972 году село Майхэ было переименовано в село Штыково. Штыков Терентий Фомич был награжден тремя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 1 степени, тремя орденами Кутузова 1-й степени и многими медалями. Будучи первым секретарем Приморского краевого комитета партии, он содействовал разработке плана строительства Артемовского гидроузла, чтобы обеспечить город Владивосток водой.

Сегодня в Штыково практически нет безработицы, здесь любят селиться дачники. Людей привлекают здешние красивые места – кругом сопки, прозрачный воздух, яркая зелень тайги. На гострассе Владивосток-Находка Штыково первым открывает границу Шкотовского района. Проживает в нем около 1300 человек. Основная масса населения живет в многоквартирных домах с коммунальными услугами. Развит придорожный сервис. Так появилась шиномонтажная мастерская, автозаправочная станция, придорожные закусочные. Стал развиваться местный бизнес. Одним из первых было создано предприятие ООО “Стройсервис” (руководитель – В.Д. Ким). Его продукция – двери – известна на весь край. Рабочими местами обеспечивают подразделение Артемовского гидроузла КГУП “ВКХ юга Приморья” и корейская швейная фабрика “Комекс Рашша”.

Село Многоудобное, расположенное в долине между гор при реке Артемовке (Майхе), было основано в 1884 году. В первый год поселилось 10 семей, во второй – 5. Появились на участке, отведенном для поселения осенью, для построек рубили лес на своем наделе. Скот покупали у китайцев, а сельскохозяйственный инвентарь приобретали в переселенческом управлении во Владивостоке. Ухода семей из селения не было. В 1887 году прибыло две семьи, а затем поселилось еще одиннадцать семей. В 1898 году была построена церковь, перевезенная из с. Шкотово в виде сруба. С 1907 по 1909 годы в селе работала церковно-приходская школа, ставшая затем школой Министерства народного просвещения. Через село и надел проходила проселочная дорога от с. Шкотово до с. Ново-Хотуничи, выстроенная обществом и им ремонтируемая. В 3- верстах от села находился угольный рудник, открытый в октябре 1910 года. Жители селения занимались земледелием, скотоводством, лесными промыслами и охотой.

Село Новороссия расположено в долине реки Шкотовка (Цемухе), между селами Стеклянуха и Центральное. В селе проживают 450 человек, из них женщин –300, детей около 60 человек. Первые поселенцы приехали в село в 1893 году, это дата освоения села. Место для поселения выбрано ходоками при помощи проводника, крестьянина из с. Романовка. Первое время переселенцы занимались постройкой жилищ, посевом хлебом и овощей. Хозяйственные принадлежности и инвентарь приобретали во Владивостоке и с. Шкотово. В 1895 году прибыло несколько человек из Черниговской области, потомки их живут и поныне - это Дрогваль, Жеренок, Машко и другие. Через село проходила проселочная дорога из с. Шкотово до Сучана, кроме того, из Новороссии идут проселочные дороги в следующие селения: Венедиктовку, Смяличи, Веприно и хутор Чеботарь. Дорога в Веприно была построена обществом, остальные существовали еще до образования села. Жители занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством и сдачей земли в аренду китайцам. В селе была построена церковь, с 1905 по 1909 годы была церковно-приходская школа, которая помещалась в доме священника, с 1909 года открыта одноклассная школа. Раньше в документах название села писалось через дефис: Ново-Россия. Этим и объясняется его происхождение.

В 1887 году шхуной “Алеут” под командованием капитана 2-го ранга И.И. Подъяпольского была открыта бухта, позднее названная его именем.

Подъяпольский Иван Иванович родился в 1857 году. По окончании морского корпуса служил на Балтике и Черном море. В 1871 году произведен в лейтенанты. В 1875-1879 годах в чине капитан-лейтенанта служил младшим отдельным начальником морского корпуса. В начале 80-х годов ХIХ века переведен на Дальний Восток, где некоторое время командовал канонерской лодкой, а затем миноносной. В 1887 году в чине капитана второго ранга назначен командовать только что прибывшей на Дальний Восток шхуной “Алеут”, обслуживающей маячное строительство и навигационное ограждение. В 1888 году ходил на шхуне в Охотское море. В начале 90-х годов занимал должность помощника командира Сибирского флотского экипажа, а с 1895 года командовал канонерской лодкой “Манчжур” и отрядом миноносцев Сибирской флотилии.

Первыми переселенцами бухты Подъяпольского стали Пяру, Кырве, Мюйр, Валк, Рейсберг, Вахмар и другие, Назвали они свое селение Линда. В ведомости к карте Уссурийского края, составленной в 1905 году (Приморский архив) указано, что деревня Линда образована в 1903 году на Первом гористом участке, имеет удобренной земли 2252 десятины, населения 150 душ.

Деревня Линда послужила началом создания села Подъяпольского, названного так же, как и бухта, на берегу которой оно расположено. Сегодня здесь проживают около 3 тысяч человек.

Село Новонежино расположено частью в долине и частью по увалу при сплавной речке Суходол (Кангауз), впадающей в Уссурийский залив. Село было образовано в 1885 году из 7 семей, выселившихся из с. Нежинка Раздольнинской волости. В последующие годы еще прибывали переселенцы, например, в 1891 году - 4 семьи, с 1893 по 1895 годы – 26 семей. Большинство коренного населения села составляли малороссы. Основатели села в первый же год принялись за распашку земель, построили землянки, в которых прожили первую зиму. Избы выстроили к началу второго года. Различные хозяйственные принадлежности приобретали в соседних селах Романовка, Речица, в селе Петровка приобретали зерно для посева. Скот привели с собой с прежнего места жительства из с. Нежинка, сельскохозяйственный инвентарь был выдан во Владивостоке из переселенческого склада. Особых невзгод переселенцы не терпели, исключая сильное наводнение в 1895 году, после которого пашни были перенесены на более возвышенные места. В 1902 году была построена церковь, действовала церковно-приходская школа. При школе имелась библиотека, в которой насчитывалось до 2000 томов. В селе находились волостное правление и ст. Кангауз Сучанской ветки. В окрестностях села был кирпичный завод, 6 водяных мельниц, принадлежащих односельчанам, расквартированы войска. Заработки населения были значительны, характер носили смешанный: земледелие, скотоводство и отхожие и местные промыслы. Для развития садоводства приобретали яблони и груши с заимки купца М.Г. Шевелева. На железнодорожной станции продавали разведенную малину и крыжовник.

В 1905 году в селе Новонежино была построена первая железная дорога. Она протянулась до села Анисимовка, а дальше была узкоколейка. В этом же 1905 году был построен и зал ожидания. Сначала станция называлась Нежино, а в 1906 году была переименована в Новонежино. Железнодорожная ветка имела большое значение для развития промышленности всего района. Много лет село Новонежино являлось волостным центром, в который входили села, деревни, хутора: Романовка, Речица, Лукьяновка, Рождественка, Анисимовка и другие.

Село Стеклянуха (Саинбар) основано в марте 1907 года, когда из Белоруссии приехали семь семей переселенцев, выбрали делегацию и отправились во Владивосток в земский отдел, где получили разрешение на поселение.

Кто же они, первые поселенцы села Стеклянуха?

1. Бобрик Пелагея – вдова с тремя взрослыми сыновьями и дочерью.
2. Чайка Михаил Евсеевич с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми.
3. Данченко Андрей с сыном.
4. Путник Иван Григорьевич с двумя сыновьями и двумя дочерьми.
5. Путник Иван Иванович с двумя сыновьями.
6. Сучков Матвей с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми.
7. Ярусов Семен Матвеевич с тремя детьми.
8. Черняков Иван с четырьмя сыновьями.
9. Ярусов Филимон Матвеевич с тремя детьми.
10. Ковалев Ефим Захарович – 17 лет со старшей сестрой Ярусовой А.З.

Таким образом всего 8 фамилий и семь семей.

Село Романовка было основано в 1885 году крестьянами-переселенцами из Черниговской губернии. (Село было названо в честь военного инженера Романова Дмитрия Ивановича. Он был человеком необычайной судьбы, успевшим многое сделать в жизни. Его грандиозные проекты первого Дальневосточного телеграфа и железной дороги буквально всех зачаровали, а еще его знали в России как отличного журналиста, зачитываясь прекрасными репортажами Романова с Дальнего Востока. Дмитрий Иванович вступил в армию в 14 лет, когда его зачислили в списки главного инженерного училища. Через пять лет юноша закончил это учебное заведение, а в 1856 году его направляют служить на Дальний Восток. Самым главным проектом Дмитрия Ивановича было строительство приморского телеграфа. Летом в 1863 году с топографом Романов прошел пешком от Хабаровска до Владивостока. За успешное строительство телеграфа в Приморье Романова представили к званию генерал – майора). В народе (старожилы) часто называют Романовку Щеголевкой, в честь любимого и почитаемого сельчанами первого учителя Моисея Щеголева, приехавшего в село в 1918 году и расстрелянного карателями в 20-е годы.

Село расположено на низменности при реке Суходол (Кангауз). Главное занятие крестьян: земледелие, скотоводство, пчеловодство и мелкие заработки в лесу и на железной дороге. В селении были построены две церкви, первая в 1890, а новая в 1910 году. Церковно-приходская школа с 1900 по 1907 год была одноклассной, а затем – 2-х классной. Своим рождением село обязано проложенной здесь железнодорожной ветке, соединившей Владивосток с шахтерским Сучаном (Партизанск).

В 1957 году был образован совхоз и до 1973 года его возглавлял Петр Баглай. Занимались животноводством и растениеводством. На всю округу славились знаменитый романовский сад и садовод Илья Сощук. Из года в год сад радовал богатым урожаем крупноплодных яблок и груш, принося селу прибыль и славу. В последующие годы, под руководством следующего директора совхоза Ю.Н. Валуйского, хозяйство получало устойчивые урожаи зерновых и овощей, молока и мяса, в селе были построены детский сад, школа, дороги. Сегодня в Романовке работает ФСП “Романовское”, которое вот уже много лет поставляет свою продукцию на Тихоокеанский флот.

[к началу]