Занимательная информация о г. Спасск-Дальний

Наш край с фантастической красотой горно-таежных перевалов, с озером Ханка, в золотую осень с щедротами лесов, лугов, полей, великих и малых речек, с прекрасным здоровым воздухом, райским щебетом птиц сохранил для нашего времени, для нас дивное предание о народе, жившим на этой земле. Ученые до сих пор гадают - каковы его обычаи, верования, традиции.

Предание “Сказ о Большеголовом олене и его голубой колеснице"

Предание говорит: из рода в род у Охотничьей реки к югу и от Синих гор к востоку жило племя белоречных людей по прозванию мирные. С древних времен не знали они правителей, рабов, разбойников, не носили кос и одежд фиолетового и малинового цветов, население не платило дани с хлеба, быка, сохи, вина и соли. Они были знатными охотниками. Хотя племя малочисленное, но храбростью и телесной силой белоречные превосходили троих, искусно стреляли из лука, могли попасть в глаз летящего лебедя.

Земля дарила хорошие урожаи конопли, хлебных злаков, женьшеня, кедровых орехов, меда, самородного золота. Искусные в стрельбе и охоте, они любили рыбную ловлю, к священным праздникам откармливали медведей. Три белоречных охотника стоили одного тигра, как говорит предание.

Предание говорит: к северу от Охотничьей реки и озера Благоденствия жили по горам и лесам красноречные, по прозванию Непокорные. Хотя реки и горы были другие, они тоже жили по заветам предков, не враждовали с могущественными племенами северных варваров, земли которых простирались в бесконечность. Они не подзывали оленей рогом из березовой коры, не делали ям и загонов, но на зверя охотились с луком и стрелами, отравленные ядами. Они не знали тяжб и не враждовали с мирными.

В год черного солнца великий мор на скот был. Вождя сменили, свиней принесли божествам, камланье шаманов продолжалось несколько ходов Луны. С утра и до ночи, и вновь по десяткам и тысячам раз били в бубны, взывали трубами к духам, беспрестанно дымили жертвенниками.

Предание говорит: к Непокореным из страны северных варваров прибыл посланник в пурпурной одежде, с косой на затылке, со свитой, исполнив военный танец, сказал:

- Все роды пользуются водой и железом, умеют пить воду и варить вкусную пищу, а не знают, что у ней есть хозяин. Вам следовало бы прийти в мою страну и оплатить за щедроты Тигровому Глазу.

В ту пору на защиту непокоренных встал охотник из белореченского рода, соперник Ветра, первый жених самой красивой из танцовщиц на празднике Лотоса, Большеголовый Олень. Говорил старейшинам, говорил народу слова истины:

- Не верьте, красноречные люди, посланнику Тигрового Глаза!

Все роды пользуются водой и железом, у кого сколько имеется, в год черного Солнца пришел ты, о посланник грозных варваров, прислав с собой новые беды. Не станут Непокоренные и Мирные рабами жестоких и грубых варваров севера, не станет их повелителем Тигровый Глаз. На земле предков останутся кости наши, священного Лотоса не коснется рука злодея!

Тигровый Глаз, зная тайну Соколиной тропы, выступил из засады и выстрелил из лука. Пламя выбилось из лука, пламя выбилось из под ног его и загорелись на копьях воинов факелы. Сверкнули голодной смертью черные топоры, ископытилось тысячами кобылиц поле битвы. Солнце потускнело, Большеголовый олень сражался с тысячами варваров - голубая колесница возвестила победу.

От жилища к жилищу, от урочища к урочищу, от рода к роду летал Большеголовый Олень на быстрых конях, и все ожидали голубую колесницу благовестий. Говорил старейшинам, говорил народу слова истины: - Повелитель Золотой империи готовит страдания Непокоренным и Мирным, скудную пищу и одежду, засыплет колодцы песком, наши женщины станут угождать воинам в желтых панцирях, наши запасы хлебные заберут чиновники - сборщики налогов, а земля достанется Тигровому Глазу. Слушайте! Памятью предков заклинаю, становитесь под святыни божественных хоругвей, берите топоры, луки, пики, ройте ловушки, стройте крепостные стены, шейте панцири воинам, пусть повелитель молнии испошлет кару Тигровому Глазу!

Предание говорит: к непокоренному народу из страны северных варваров прибыл посланник в малиновой одежде, с косой на затылке, со свитой, исполнив военный танец, сказал:

- Все роды пользуются солью и железом, умеют только есть соль, а не знают, что у нее есть хозяин. Вам следовало бы прийти в мою страну и оплатить за щедроты Тигровому Глазу.

В ту пору на защиту Непокоренных выступил Большеголовый Олень, хозяин голубой колесницы и сказал:

-Не верьте, красноречные люди, посланнику Тигрового глаза. Великое Озеро соли лежит на границе земель наших предков. Солью пользуются люди, звери, птицы, сытый и голодный, охотник и землепашец. О, посланник грозных варваров, Тигровый глаз алчен и желает хитростью завладеть озером соли, а нам платить дани. По закону наших предков смерть ждет злодея! Но роды не послушались Большеголового Оленя, хозяина голубой колесницы. Старейшины подняли глаза на посланника, а луни опустили к земле, согласились и пришли к соленому озеру с быками и вином. У Великого Озера соли ожидала засада Тигрового Глаза, а когда старейшины всех родов перепились на пиру враждебном, они были перебиты.

От рода к роду, от племени к племени летал Большеголовый Олень на быстрых конях и повсюду ожидали голубую колесницу благовестий. Говорил старейшинам, говорил народу слова истины:

- Жестокие и коварные варвары севера перешли границу земли наших предков. Они угрожают разрушить наши жилища, их жестокость внушает страх, и мы будем вынуждены подчиниться их могуществу. Повелитель Золотой империи превратит в пепел нашу страну, наши плодородные нивы, наши жилища, уничтожит священный Лотос. Соедините ваши сердца и руки, увеличивайте мой отряд! День, когда сила Тигрового Глаза будет сломлена, будет днем свободы и процветания для всех родов, соседних народов и племен на все времена.

Предание говорит: из страны северных варваров прибыл посланник в фиолетовой одежде, с косой на затылке, со свитой, исполнив военный танец, сказал:

- Все роды пользуются золотом, а не знают, что у него есть хозяин, вам следовало бы прийти в мою страну и оплатить за щедроты Тигровому Глазу.

В ту пору на защиту Непокорных и мирных выступил Большеголовый Олень, хозяин голубой колесницы и сказал:

- У золота столько хозяев, сколько у Красного Солнца лучей. У каждого народа рассыпано на земле его самородное золото, подарок Неба. Пусть зависть Тигрового Глаза и его правителей не ослепит разум красноречных и белоречных людей. Уходи прочь, о посланник грозных варваров, по закону наших предков смерть ждет злодея!

Но роды не послушались Большого оленя, а посланник Тигрового Глаза, прельщая сладкой речью и тонкими роскошными тканями, сверканьем драгоценностей и дурным поведением, поссорил младших братьев со старшими, сыновей с отцами, старейшинам пожаловал постельные принадлежности и петухов, злым и жадным - желтые монетки, влил злости красноречным, чтобы не слушались белоречных и их предводителя Большеголового Оленя.

И добрые люди, придя в умственное расстройство, потеряли волю и силу, хорошие люди часто становились беспокойными и жестокими, плохие люди разбойничали, убийцы потеряли страх, они бежали в тайгу и горы, чтобы начав мятеж, возглавить восстание. Там, на землях Непокоренных и Мирных водворилась смута, начало всех бед и беспорядков.

Пришел Тигровый Глаз с колесницами, несметным войском варварского народа с носами на затылках, в желтых панцирях, съев всю хлебную пищу красноречных и белоречных, требовали с каждого охотника - кафтан, несколько шкур соболиных, горностаевых, леопардовых, оленьих, медвежьих, с каждого рода без ограничения - самородного золота, серебра, меди, железа, соли, вина. Засыпал колодцы песком, сжег божницы, перебил шаманов, забрал всех жен, уничтожил священный цветок лотос, приказал поклоняться Черепахе, не стало рода Непокорных, не стало рода Мирных.

От сироты к сироте, от пожарища и пожарищу, от поля к полю летал Большеголовый Олень на быстрых конях и некому узнавать голубую колесницу благовестий. Говорил диким и блуждающим слово печали:

- Памятью предков наших, не кляните жен, не гоните братьев младших, забудьте ссоры, сыновья и отцы, белоречные и красноречные люди могут посвятить себя хлебопашеству, охоте, рыбной ловле, поклоняться божествам и священному Лотосу. Откажитесь от желтых денег, пурпурных, фиолетовых и малиновых одежд, срежьте косы с затылков, убейте Тигрового Глаза, прогоните его войско, и тогда одежда и пища будут изобильными, племена и роды свободными.

Никто не ответил на призыв Большеголового Оленя, - нет жилого там, где собаки воют и вороны каркают. Старейшины признали себя подданными с коленопреклоненными главами. Красноречные и белоречные люди народу северных варваров стали рабами своим крепким мужским потомством и рабынями своим чистым женским потомством. Непокоренные и Мирные сложили свои знамена, потеряли духов, землю, волю и свободу. Большеголовый Олень, забрав в жены себе самую красивую из танцовщиц на празднике Лотоса, улетел на голубой колеснице в Страну Солнечного Восхода. Много и много лет протекло с той поры, и он ходил на северных варваров войною вплоть до Великого Озера соли, назад он ходил войною вплоть до Великого Океана, но не смог более отыскать ни белоречных, ни красноречных людей, ни прежней свободной Родины. Так говорит преданье.

***

В городе Спасске-Дальнем немало одаренных людей, которые посвящают своему любимому городу стихи.

И. Строгий.

Город далекий

На ветку железной дороги
Нанизан простой городок,
Зовется он Спасском далеким,
И жизнь здесь неспешно идет.
И нет здесь высоких материй,
Коммерческих громких высот.
Клубника в июле здесь зреет
И славно картошка растет.
Здесь, белые крылья расправив,
Над речкой журавль плывет,
И тут же в кустах недалеко
Семейство фазанов растет.
Здесь жизнью центральной не пахнет,
Роскошно кто вряд ли живет,
Властям попеняет порою,
В сердцах лишь рукою махнет.
А в мире все нынче не просто,
И в воздухе пахнет грозой.
Спаситель мой город, надеюсь,
Останется с мирной судьбой.

Елена Александренко

Спасск-Дальний

Я, верю, он будет любимым и близким,
И все мы о нем еще вспомним не раз.
Я верю, он будет и ярким и чистым,
И самым приветливым, город мой Спасск.
Пусть звон колокольный плывет во спасенье
Стекается в скверы, дворы и сердца,
И прочь прогоняет тревоги, сомненья…
В воздухе вьется не пыль, а пыльца.
Я верю, он будет в цветах и улыбках,
И в свежем асфальте спасенных дорог.
Мы будем учиться на прошлых ошибках,
Ведь Спасск – это жизни грядущей исток

***

Александр Фадеев и Спасск –Дальний

Спасск и А. Фадеев – эти два слова неразрывно связаны между собой.

Наш город сыграл немалую роль в литературном творчестве писателя.

С большой любовью и теплотой он писал в своих воспоминаниях: “Городок моего детства и юности…”, “Мне пришлось сражаться за этот маленький городок, и я был в первый раз ранен на одной из его улиц”, “Штурмовые ночи Спасска до сих пор стоят в моей памяти”, “Вот, наконец, и я пишу Вам…, потому что Вы тоже – моя далекая, милая юность… И потому, что Вы живете в Спасске, городке, с которым связаны и годы моего детства и юности…”

(А. Фадеев, из писем в Спасск-Дальний А.Ф. Колесниковой).

Имя А. Фадеева носит парк в микрорайоне им. 50-летия Спасска, одна из улиц города.

[к началу]