Топонимика города Владивостока

Имя – это предзнаменование”.
(Латинское изречение)

Именослов каждого народа формируется в течение веков. Имя человека, имена мест, его окружающих, неразрывно связаны с его историей и культурой. Памятником духовной культуры особого рода являются исторические географические названия (ИГН) – имена наших градов и весей, улиц и площадей, застав и слобод. Топонимикон народа представляет собой коллективное произведение народного гения. Они служат ориентирами во времени и пространстве, создавая историко-культурный облик страны. Утрата исторических названий ведет к деградации культурной традиции народа, к обеднению исторического, культурного сознания …

Лихачев Д.С.

Русский этнограф Н.И. Надеждин еще в 1837 году писал: "Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре", а академик Д.С. Лихачев в своем обращении "Достоинство имени" сказал, что " исторические названия - это культурообразующие скрепы между прошлым, настоящим и будущим".

Владивосток

В привычной суматохе будней мы чуть ли не ежедневно “мотаемся” на Чуркин, заглядываем на Эгершельд, проходим мимо Бурачка и Комарова. Летом отдыхаем на Попова и Рейнеке, рыбачим в Новике, Бабкина и Посьете, частенько держим курс мимо Шкота, Шефнера, Путятина … Все так буднично и привычно, будто названия эти родились сами собой. Что ж, тем приятнее будет читателю открыть для себя светлой памяти имена Павла Филипповича Чуркина, Евгения Степановича Бурачка, Густава Христофоровича Эгершельда и десятков других их соотечественников – славных первопроходцев земли приморской.

Остров Коврижка

На Седанке находится интересный памятник природы – это остров Коврижка. Вот что о нем писала газета “Красное знамя” в 1986 году. “Всем владивостокцам и приезжающим на отдых в местные санатории известна Коврижка – пустынный скалистый остров в Амурском заливе, покрытый редкой зеленью. Этот кусочек суши имеет свою историю. Первое из известных русских названий острова – Восточный. Этому можно найти подтверждение в рапорте начальника Владивостокского порта Е. Бурачека военному губернатору Приморской области П.В. Казакевичу. На современных картах он существует под названием остров Скребцова. Так остров назван в 1862 году по фамилии 20-летнего прапорщика Михаила Скребцова, штурмана корвета “Новик”, проводившего в это время промеры в Амурском заливе. Иногда остров называют Седанкинским, по названию дачного района на противоположном берегу. Какое-то время жители Седанки садили на острове картошку, но вскоре прекратили – на остров постоянно налетали “пираты” и то, что оставалось от урожая, не стоило усилий, затраченных на посадку. Однако, несмотря на наличие других официальных и неофициальных названий, местные жители по-прежнему называют его просто Коврижкой. Когда и кто так нарек остров, сейчас трудно сказать. Во всяком случае, в отчете Иллариона Чайковского за 1879 год отмечено, что "коврижка - род пряника". Такие пряники пекли морякам и солдатам матери в те далекие времена, когда их сыновья не вели еще жизнь Робинзонов в далеком Приморье. Наверное, желание поселенцев иметь здесь частицу душевного уюта, и родило звучное название Коврижка.

5 августа 1961 года ПримТАСС передало следующее сообщение под заголовком: "Археологическая находка на Коврижке": "раньше остров считался только своеобразной геологической достопримечательностью. Постепенно скапливались целые холмы из раковин, обломков глиняных сосудов, костей рыб и животных, обломков орудия труда. Все это имеется на Коврижке. Раковинная куча на этом острове хранит много тайн. Сейчас этот остров необитаемый, а в конце XIX века, в начале ХХ, сюда приходили на отдых киты”.

Кроме того, на Седанке находятся форты № 6, № 7 и литер “Z” Владивостокской крепости. За время советской власти эти сооружения сильно пострадали, были засыпаны многие подземные ходы, замурованы проходы, комнаты. Сейчас все это восстанавливается.

Муравьев-Амурский, полуостров

Назван 19.06.1859 г. во время плавания в залив Петра Великого пароходо-корвета “Америка” с Н.Н. Муравьевым-Амурским на борту.

Петра Великого, залив

Начиная с 1858 г. русские моряки приступили к систематическим исследованиям залива Петра Великого. 19.06. 1859 г. в ходе морской экспедиции на пароходе-корвете “Америка” Н.Н. Муравьев-Амурский дал заливу имя Петра Великого, русского царя.

Рейнеке, остров

Обследован и назван в 1863 году экипажем корвета “Калевала” по фамилии М.Ф. Рейнеке, одного из инициаторов создания Императорского Русского Географического общества.

Рейнеке, поселок

Образован в 1929 году.

Рикорда, остров

Отделен от острова Рейнеке Амурским проливом (до 1972 – пролив Японец). Обследован и назван в 1863 году экипажем корвета “Калевала” по фамилии П.И. Рикорда, который в 1817-1822 году в чине капитана I ранга состоял начальником Камчатской области, внеся значительный вклад в освоение края.

Владивосток – первые улицы

Самые первые здания Владивостока были выстроены вдоль северного берега бухты Золотой Рог - примерно в промежутке от нынешнего городского почтамта до улицы Пушкинской (тогда, конечно, не существовавшей). Располагались они произвольными группами, поэтому говорить о вполне определенных улицах теперь трудно.

По свидетельству очевидцев, в свои первые десятилетия Владивосток с моря был почти незаметен - немногочисленные, беспорядочно разбросанные дома терялись среди зелени. Позже в густом лесу прорубили параллельно берегу просеку, по которой и пролегла Американская улица . Она была названа в честь пароходо-корвета "Америка"- первого российского судна, исследовавшего залив Петра Великого в 1859 году. Американская улица стала главной и вроде бы первой улицей нашего города. В 1873 году она была переименована в Светланскую - дабы увековечить не менее известный фрегат "Светлана", на котором тогда посетил Владивосток Великий князь Алексей Александрович. В январе 1924 года "Светланка" стала улицей товарища “Ленина”, или просто Ленинской (вполне понятно, почему). Главная улица города носила имя вождя мирового пролетариата до 1992 года, когда на волне демократии ей вернули историческое название (но почему - то второе по счету). Так что, если исходить из количества переименований и их причин, Американская – Светланская - Ленинская является самой политизированной улицей Владивостока.

А на звание самой первой вполне могла претендовать ныне почти забытая улица Прудовая. Там, где сейчас находится улица Петра Великого, в советское время носившая имя 1 Мая, протекал ручей, в котором даже водилась рыба. Основатели Владивостока перегородили его плотиной и брали воду из образовавшегося пруда, потому и появилось название Прудовая. Если же вернуться к Американской-Светланской, то следует заметить, что она была значительно короче нынешней. К берегу Амурского залива она вышла лишь в 1893 году, к тому же вплоть до 1907 года заканчивалась в районе Матросского сада {остановка "ДВГТУ"). Далее начиналась 1-я Портовая, также идущая вдоль берега Золотого Рога.

Разделял эти улицы глубокий естественный ров, промытый на склоне сопки потоками воды. Когда-то он назывался Машкин овраг - по фамилии некоего поручика Машкина, батареи которого стояла на берегу бухты в этом месте. В 80-х годах прошлого века овраг стал называться Клубным - по выстроенному тут в 1885 году клубу Морского собрания. Полностью этот овраг был засыпан лишь в 1892 году. Вообще-то весь северный берег бухты Золотой Рог был разбит на отрезки оврагами, остатки которых можно заметить и сейчас - в виде так называемых скверов. Знаменитые владивостокские овраги являлись естественными границами городских районов, в роли которых выступали тогда слободки.

Офицерская слободка, главной улицей которой в 70-х годах прошлого века была Афанасьевская, располагалась между Жариковским и Мальцевским оврагами. Огромный Жариковский овраг выходил прямо к берегу Золотого Рога и был назван по фамилии землевладельца В. А. Жарикова. Его дом, выстроенный в конце прошлого века, хорошо известен всем - в нем теперь располагается Приморская краевая библиотека имени Горького. На месте засыпанного Жариковского оврага теперь располагается сквер на остановке "Дальзаводская". А Мальцевский овраг находился там, где ныне проходит улица Капитана Шефнера. Вначале она называлась Японской, затем - Авангардной. Его остатки сейчас имеют вид довольно глубокой лощины позади нынешнего краевого центра народной культуры.

Между Мальцевским и Гайдамакским оврагами располагалась Экипажная слободка. С 70-х годов прошлого века земельные участки здесь раздавались матросам Сибирского флотского экипажа - отсюда и название. Главная улица слободки была поименована без фантазии - тоже Экипажной. Зато другие улицы этого района увековечили имена кораблей, на которых служили матросы: так, появились довольно зкзотические Абрекская, Тунгусская, Манджурская, Японская... От очередного, Гайдамакского оврага начиналась главная улица Матросской слободки - Поротовская, названная по фамилии землемера, размечавшего этот район города. Сам овраг носил имя знаменитого клипера "Гайдамак". Матросская слободка протянулась вплоть до Госпитальной пади, или нынешней улицы Луговой (тогда еще не существовавшей).

Кстати, здесь сохранилось немало старых домов - как деревянных, так и каменных, а также остатки улиц с 1-й до 7-й Матросской. В течение долгого времени это был самый отдаленный район Владивостока. В 1881 году, городской голова докладывал Думе: “Матросская слобода - это громадная часть города, не имевшая прямого сообщения. Я обращался к командиру Сибирского флотского экипажа... просил его оказать содействие по засыпке рва, отделяющего город от слободки, и получил полнейшее желание содействовать". Однако одного желания, конечно, было мало - Гайдамакский овраг был окончательно засыпан только в 1908 году. А довольно обширные остатки его, по традиции, получили название Гайдамакского сквера...

"Гайдамак", клипер парусно-винтовой, деревянный. Построен в 1860 в Норфолке (Англия). Выполнял гидрографические работы в заливах Америка и Восток. С 21.10.73 по 9.9.74 гг. под командованием капитана-лейтенанта С.П. Тыртова перешел из Кронштадта во Владивосток с включением в состав ТОЭ. С 8 июня по 23 сент. 1875 года выйдя из Хакодате, находился в крейсерстве в Беринговом море, где экипаж "Гайдамака" провел гидрографические работы в Анадырском заливе и далее на Север до селения Уэлен. На основе выполненных астрономических исследований составил новую карту Анадырского лимана, открыл и описал 6ухту Провидения. В 1876-77 гг. находился в распоряжении российского министра-резидента в Японии. Во Владивостоке имя "Гайдамак" увековечено в названии сквера.

Горностай, бухта

Вдается в юго-западный берег полуострова Муравьев-Амурский между мысами Анерта и Иванова. Названа в 1886 году в честь канонерской лодки “Горностай”.

"Горностай", канонерская лодка, винтовая. Построена в 1863 г. на Бьёрнеборгском заводе (Финляндия). В 1869 г. под командованием капитан-лейтенанта А.А. Остолопова обеспечивала гидрографические работы лейтенанта К.С. Старицкого в заливе Петра Великого и на северо-западном побережье Японского моря. В 1887-1893 гг. обеспечивала гидрографические работы Отдельных съемок Восточного океана в заливе Петра Великого. В 1893 исключена из списков флота.

Манджур, бухта

Вдается в западный берег залива Петра Великого. Нанесена на карту в 1862 году экипажем корвета “Новик”. Не позже 1873 года названа бухта Манджур в честь транспорта “Манджур”. С 1972 года – бухта Баклан.

"Манджур", транспорт, парусно-винтовой, деревянный. Построен в 1858 г. в Бостоне. В 1859 г. участвовал в морской экспедиции Н.Н. Муравьева-Амурского в южной гавани Приморья. 20 июня 18бО г. на северном берегу бухты Золотой Рог развернул пост Владивосток, высадив команду из 28 нижних чинов 3-й роты 4-го отделения линейного батальона Восточной Сибири во главе с прапорщиком Н.В. Комаровым с имуществом, оружием и продовольствием. Модель "Манджура" венчает ростральную колонну при въезде во Владивосток.

На месте высадки транспорта в 1985 г., к 125-летию Владивостока, был открыт памятный знак - стела.

Бурачок, гора

В южной части Владивостока между бухтами Золотой Рог, Диомид и Улисс высится гора, отдаленно напоминающая вулкан. Две ее каменистые вершины, окруженные со всех сторон многоэтажными домами, видны намного километров вокруг. Владивостокцы называют ее Двугорбой сопкой, официально же она именуется горой Бурачок. Евгений Степанович Бурачок был первым командиром Владивостокского военного порта. Прибыл он сюда в июне 1861 года на клипере “Разбойник”, совершавшем переход из Кронштадта. Геодезист М.А. Клыков, составлявший план полуострова Муравьев-Амурский, нанес на карту и назвал именем Е.С. Бурачка одну из сопок в окрестностях Владивостока.

Минный городок

В начале 60-х годов нынешнего века в самый разгар создания Большого Владивостока на его восточной окраине развернулось строительство нового микрорайона, получившего официальное название Минный городок. Основой его стала улица Патриса Лумумбы. Ее дома террасами расположились по обеим сторонам оврага, круто уходящего к вершинам высоких сопок. В нижней части этого оврага, почти вплотную приблизившись к базарной площади на улице Луговой, за полуразвалившейся каменной стеной в тени раскидистых дубов и ясеней доживают свой век старые армейские постройки, переоборудованные под промтоварные и продовольственные склады. Это остатки некогда обширного минно-артиллерийского хозяйства порта и крепости Владивосток. Рядом с этими складами в середине 90-х годов прошлого столетия владивостокские минеры построили казармы и особняки для офицеров. Военный поселок был назван Минным городком.

Руководителем строительства минно-артиллерийских складов и Минного городка был напитан 2 ранга Николай Михайлович Токаревский, потомственный русский военный моряк, уроженец Кронштадта, прослуживший на Дальнем Востоке около 20 лет. В 1886 году, став главным минером Тихоокеанского флота, он начал создавать минную защиту Владивостокского порта. Токаревский проявил в этом деле высокое профессиональное мастерство, изобретательность. На территории Минного городка в наши дни расположен самый большой парк нашего города.

Эгершельда, мыс

Выступает от западного берега бухты Золотой Рог. Исследован в 1860-1861 гг. экипажем корвета “Гридень”. Назван в 1862 г. экспедицией В.М. Бабкина по фамилии Г.Х. Эгершельда.

Эгершельд (Егершельд) Густав Христофорович

Даты жизни (4 июня 1831 г. – 1 февраля 1871 г.). 18 июня 1841 года Егершельд стал кадетом Морского корпуса. В 1846 году он был гардемарином и в следующую кампанию плавал на корабле “Лефорт” и фрегате “Цесаревич” в Немецком море. После производства в мичманы Егершельд несколько лет прослужил на Балтийском море на различных кораблях, а в 1853 году был зачислен на транспорт “Неман”, направляющийся в кругосветное плавание. Но оно оказалось неудачным. После крушения транспорта в шведских шхерах у маяка Винто Егершельд возвратился в Кронштадт.

Во время Крымской войны он находился в отряде канонерских лодок, которые защищали крепость Свеаборг, в 1854 году был произведен за отличие в лейтенанты. 1856-1857 годы Егершельд занимался гидрографическими работами в Финском заливе. В 1858 году он был назначен командиром корвета “Гридень”, который в составе эскадры А. А. Попова, состоящей еще из корвета “Рында” и клипера “Опричник”, отправлялся на Дальний Восток.

1 января 1862 года он был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом Станислава 2 степени. Вся последующая служба Г. Х. Егершельда прошла на Балтийском море, в Финляндии, в Свеаборге. Скончался он 1 февраля 1871 года совсем еще молодым, ему было немногим за сорок лет.

В разные годы, начиная с 1974-го, делали попытки разыскать следы Егершельда в Финляндии, но все они оказались безрезультатными. И еще одно уточнение, которое заимствовано из статьи Б.Г. Масленникова, знатока происхождения названий на карте Дальнего Востока: “В повседневном обиходе Эгершельдом (сейчас стали писать и произносить так, а в прошлом веке существовало одно написание - Егершельд, да и сам владелец фамилии подписывался таким образом) называют весь район Владивостока, начиная от Привокзальной площади и кончая мысом, на котором стоит маяк Токаревский. На самом деле этот район расположен на полуострове, носящем имя военного моряка Н. Шкота. В честь Эгершельда же первые исследователи назвали мыс, выступающий от полуострова в сторону бухты Золотой Рог.

Чуркина, полуостров

Чуркин - устоявшееся неофициальное название района Владивостока, расположен на полуострове, образованном бухтой Золотой Рог, средней частью пролива Босфор-Восточный и бухтой Улисс, назван по фамилии П.Ф. Чуркина.

Чуркин Павел Филиппович

В 1858-1859 гг. в должности штурмана офицера корвета "Гридень" перешел на Дальний Восток. Несколько слов о штурмане Чуркине, именем которого во Владивостоке назван мыс, а точнее, как утверждает Б. Г. Масленников, полуостров. Дело в том, что полуостров, называемый теперь именем Голдобина, сначала назван был полуостровом Чуркина, на котором есть мысы Голдобина и Чуркина. “Мыс Чуркина расположен ближе к выходу из бухты Золотой Рог. Сейчас за причальной стенкой его трудно опознать. Но хорошим ориентиром для него служит здание холодильника”.

Павел Филиппович Чуркин, один из трех братьев-штурманов Чуркиных, получивших известность на флоте, родился в 1828 году в Архангельской губернии и с десятилетнего возраста надел морской мундир, поступив в Кронштадтское штурманское училище. По окончании его прапорщик Павел Чуркин долго служил на Балтике, занимаясь сначала гидрографическими работами в Финском и Рижском заливах, а затем был вахтенным штурманом на фрегате “Аврора” и корабле “Св. Георгий Победоносец” и тендере “Копчик”. В Крымскую войну 1853 - 1856 годов он служил на “Копчике”, обороняя Ревель (Таллин). С 1857 и по 1862 год П. Ф. Чуркин плавал на корвете “Гридень”, перейдя с ним на Дальний Восток. Зима 1860/61 года прошла во Владивостоке, во время которой был выполнен зимний промер бухты Золотой Рог и ряда других мест. В 1862 году Чуркин стал поручиком. Возвратясь на Балтику, он получил назначение штурманом на корвет “Витязь”. Дальнейшая судьба его, к сожалению, не выяснена.

Возрождение внутригородской топонимии

Городская топонимика складывается из двух основных компонентов: первый – названия улиц и площадей, второй – наименования фабрик, заводов, школ, больниц, учебных заведений, организаций и учреждений.

Первые названия – у просвещенных владивостокцев остаются в памяти и поныне.

В 1964г. были переименованы: ул. Суйфунская - в ул. Уборевича, ул. Пекинския - в ул. Адмирала Фокина; Китайская улица была объединена с Океанским проспектом и стала считаться его началом.

Были в разные годы также переименованы улицы: Ермаковская (Буденновская), Никифоровская (Пионерская), Ручейная (40 лет ВЛКСМ), Сретенская (Советская), политработника Адмирала Захарова (бывшая 2-я Морская, ул. Нерчинская в ул. Яниса Лациса .

Часть городских улиц названа в честь вождей, деятелей партии и правительства, комсомола и т.д.: Карла Маркса, Энгельса, Горийская, Свердлова, Кирова, Куйбышева, политработника Вице-адмирала Сабанеева, 50 лет ВЛКСМ, 50 лет Комсомолу, Комсомольская пристань, Борцов Революции, Интернациональная, Коммуны, Коммунаров, Мира.

Наименования четырёх из пяти районов Владивостока - Ленинский, Фрунзенский, Первомайский, Советский не имеют под собой никакой топонимической, исторической или географической основы.

Владивосток также не остался в стороне от общественно-политических процессов, происходящих в России. В 1992 г. в историческом центре города восстановлены названия семи улицам: Светланская (Ленинская), Фонтанная (Дзержинского), Пологая (Менжинского), Петра Великого (I Мая), Алеутская (25 0ктября), Семеновская (Колхозная), Нерчинская (Яниса Лациса).

Принцип наименования должен быть краеведческим: название должно отражать характерные признаки местности, её топографию, географию, достопримечательные особенности места и т.п. (ул. Фонтанная - в этом месте из-под земли били ключи, ул. Последняя - в начале ХХ века была самой крайней улицей на севере города, ул. Экипажная - по месту дислокации Сибирского флотского экипажа).

При определении критерия для восстановления одного из нескольких бывших названий улицы необходимо руководствоваться принципом: чем дольше просуществовало название, тем выше его историческая ценность и тем больше вероятность попадания его во всевозможные письменные и печатные свидетельства и документы (во Владивостоке ул. 1-го Мая имела раннее название ул. Прудовая, позднее - Петра Великого; ул. С. Лазо - соответственно Миссионерская, Полтавская).

Имеется достаточно примеров, когда улица в законодательном порядке переименовывалась, однако в народном употреблении старое название оставалось более устойчивым. Следует руководствоваться историко-культурной ценностью, то есть неразрывной ассоциацией в сознании людей названия улицы с историческими событиями или именами выдающихся людей, деяния которых непосредственно связаны с данной местностью. Названия улиц и слобод старого Владивостока документально точно отражали картину зарождения порта и города: улицы Светланская, Аскольдовская, Алеутская, Гайдамакская, Японская, Маньчжурская - в честь кораблей-пионеров освоения русского Дальнего Востока середины ХIХ века. Названия слобод - Матросская, Экипажная, Солдатская, Офицерская, Рабочая и другие - без дополнительных объяснений дают нам ясное представление о социальной картине расселения в городе.

[к началу]