Экономика города Владивостока

Хотя на долю Владивостока приходится всего 0,3 процента территории Приморья, он, как и положено столице края, занимает ведущее место в экономике края. На территории города зарегистрировано 24,6 тысячи предприятий, это 57 процентов всех предприятий, фирм и организаций, работающих в Приморском крае. Они производят 41 процент объема краевой промышленной продукции, 57 - всех потребительских товаров, 52 - товарной пищевой продукции, 92 - рыбных консервов, 53 - макаронных изделий, 88 процентов пива.

Во Владивостоке довольно широко развита судоремонтная, деревообрабатывающая, строительная, химическая, энергетическая, пищевая (в том числе рыбная, мясомолочная, пищевкусовая), полиграфическая, медицинская промышленность. Из непродовольственных видов товаров с владивостокской маркой можно отметить швейные изделия, фарфорофаянсовую посуду, поттеры, синтетические моющие средства, мебель, школьные тетради. Важнейшую роль в жизнедеятельности города играют Дальневосточное морское пароходство, морской торговый и рыбный порты, акционерные общества “Приморский кондитер”, “Владхлеб”, “Пивоиндустрия Приморья”, “Владивостокский молочный комбинат”, холдинговая компания “Дальморепродукт”.

Среди других отраслей, которые в перспективе могут оказать значительное влияние на структуру промышленности Владивостока, следует отметить ОАО “Дальхимпром”, которое способно производить широкий ассортимент синтетических моющих средств.

Наиболее развивающейся отраслью экономики города является торговля. Для нее характерны увеличение количества пунктов продажи, появление новых типов магазинов, возрождение сети фирменных магазинов, разнообразие форм и методов торговли. Руководство города взяло твердый курс на поддержку частного бизнеса. Были отрегулированы и взаимоотношения налоговых служб и структур бизнеса. На местном уровне, используя возможности города, здесь стали осуществлять регулирование арендных отношений, плату за пользование землей и создание нормальных условий деятельности местным и иностранным инвесторам. В результате удалось активизировать экономическую жизнь города и значительно пополнить местный бюджет.

Железнодорожный узел

Владивосток - это, прежде всего, мощнейший транспортный узел, во многом определяющий состояние всей экономики не только края, но и других территорий Дальнего Востока. Здесь сосредоточено около 13,6 процента стоимости основных фондов, 9,2 процента занятого населения края. В общем объеме валового регионального продукта, создаваемого в крае, около 20 процентов обеспечивается именно транспортом. Структуру видов транспорта по уровню грузооборота можно представить следующим образом: на долю морского транспорта приходится 57,8 процента всех перевозок, железнодорожного - 41,85, автомобильного - 0,25 и воздушного транспорта - 0,11 процента. Начинающаяся во Владивостоке Транссибирская железнодорожная магистраль, благодаря проводимым мероприятиям, превращается в надежный дешевый путь для транзитных грузопотоков из стран Юго-Восточной Азии в Европу, готова перевозить транзитные контейнерные грузы в страны СНГ, в состоянии разгрузить Транскитайскую дорогу, приняв потоки грузов из Северного Китая. Большие перспективы открыты в случае реализации проекта соединения Транссиба с Транскорейской железной дорогой.

Ключевую роль в железнодорожной сетке края выполняет магистраль Владивосток - Хабаровск. Общая численность работающих на железной дороге составляет 21236 человек, в том числе занятых на эксплуатационной работе - 18694 человека. Благодаря им принимаются меры по увеличению провозной и пропускной способности станций и участков, внедрению прогрессивных технологий, перевод на новый вид тяги. Планомерно ведется работа по завершению электрификации главного хода, по развитию информационных систем и прокладке оптико-волоконных линий связи, устанавливаются наземные спутниковые комплексы системы связи “VSАТ”.

Все железнодорожные пути ведут в город у моря к сказочно красивому зданию Владивостокского железнодорожного вокзала, закладка которого состоялась еще в позапрошлом веке. В торжестве принимал участие наследник российского престола будущий император Николай II. В 1912 году оно было реконструировано по проекту архитектора Н. Коновалова и считалось лучшим на всей Транссибирской магистрали. В середине 90-х годов прошлого столетия железнодорожный вокзал во Владивостоке, находящийся от Москвы на расстоянии 9288 километров, пережил еще одно свое рождение. Итальянская фирма “Тегола Канадезе” выполнила здесь все ремонтно-реставрационные работы. В результате вокзал в приморском городе стал не просто памятником русской архитектуры, но и символом железнодорожной отрасли на берегах Тихого океана, своеобразной визитной карточкой Владивостока. Решением Приморского крайисполкома здание принято под государственную охрану как памятник истории и культуры, а постановлением Совета Министров СССР оно отнесено к категории памятников республиканского значения.

Морской транспорт

Из Владивостока начинаются морские трансконтинентальные линии во все моря и океаны земного шара. Морские суда Дальневосточного морского пароходства ежегодно посещают более 300 портов в 60 странах мира. Это крупнейшее акционерное предприятие, где трудится сегодня более семи тысяч специалистов самого различного профиля, осуществляет заграничные и каботажные перевозки на север Дальнего Востока и в Арктику. Морской флот края представлен различными типами судов. Значительная часть их работает в режиме фрахта на международных линиях.

Важное место в структуре морских перевозок занимает Владивостокский морской торговый порт. Он расположен на западном берегу незамерзающей бухты Золотой Рог на полуострове Шкота. Близость к центру морских торговых путей, а также к трансконтинентальным маршрутам сделала порт крупнейшей компанией региона по перевалке и хранению грузов, причем компанией, имеющей неплохие перспективы на будущее. Ежегодно владивостокские докеры-механизаторы перерабатывают до четырех миллионов тонн генеральных и навалочных грузов, порт отправляет и принимает машины, оборудование, черные и цветные металлы, лес, большегрузные контейнеры и многое другое. Возможности для этого идеальные. Порт имеет 17 причалов общей длиной 4200 метров. Глубины на подходах к порту составляют 20 - 30 метров, что позволяет принимать крупнотоннажные суда. Здесь готовы представить клиентуре весь комплекс стивидорных услуг, а также шипчандлерские услуги, услуги по агентированию грузов, бункеровке судов. Специализированные подразделения порта занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками.

В собственности порта два морских вокзала, расположенных в центре города. Пассажирские перевозки осуществляет ОАО “Владморпасс”, которое обслуживает до 700 тысяч пассажиров.

Сам порт оснащен современной перегрузочной техникой. Действующий контейнерный терминал обеспечивает доставку грузов в северо-восточные районы России и в страны Юго-Восточной Азии. Протяженность терминала более 300 метров, он способен переработать до 70 тысяч двадцатифутовых контейнеров международного стандарта в год.

Удобное географическое положение, сравнительно развитая транспортная инфраструктура, благоприятные естественные условия предопределяют конкурентоспособность порта Владивосток по перевалке грузов Китая. Возможны две схемы транспортировки контейнеров с Западного побережья США до центрального города Северо-Восточного Китая - Харбина. Первая предусматривает транспортировку контейнеров через региональные центры - порты Кобе, Пусан. Вторая, минуя их, непосредственно через порт Владивосток и далее по железной дороге или автотранспортом до пунктов пограничных переходов.

Воздушный транспорт

Владивостокский аэропорт имеет статус международного. Авиамаршрутами он связан с 34 городами России и СНГ. Местные авиалинии позволяют осуществлять регулярные полеты в 17 населенных пунктов края. Отсюда открыты прямые авиалинии в Ниигату, Тояму (Япония), Сеул (Республика Корея), Харбин (Китай).

Автомобильный транспорт

Важное значение в транспортной инфраструктуре имеет автотранспорт. Число автохозяйств города составляет 25, протяженность автобусных маршрутов - 473 километра. А общая протяженность дорог в городе составляет 770 километров. Правда, состояние автодорожного полотна ниже всякой критики - протяженность дорог с твердым покрытием лишь 519 километров, что, естественно, беспокоит автодорожников города. Ведь Владивосток чрезвычайно автомобилизированный город. Общее число автомобилей составляет здесь почти 220 тысяч единиц. Поэтому совершенствование транспортных коммуникаций для властей города представляется весьма актуальным. В последние годы здесь все более активно берутся за капитальный ремонт внутригородских дорог, строятся дорожные развязки, пешеходные переходы.

Внутригородское сообщение осуществляется автобусами, трамваями, троллейбусами, фуникулером, такси, морским транспортом - катерами, паромами. На пассажирских автобусных маршрутах преобладает коммерческий транспорт (85 процентов). Пассажирооборот здесь составляет 344 411 тысяч пассажиро-километров. 133 тысячи жителей и гостей Владивостока ежегодно предпочитают пользоваться услугами трамваев и троллейбусов.

Рыбопромышленный комплекс

Подробнее следует сказать о холдинговой компании “Дальморепродукт”. В состав холдинга входит сегодня 22 дочерних предприятия с общим числом работающих 16 тысяч человек. Это достаточно развитый производственно-хозяйственный комплекс, обладающий мощным рыбопромысловым и рыбообрабатывающим флотом, насчитывающим 83 судна различных типов. Структурные подразделения “Дальморепродукта” обеспечивают транспортировку и хранение рыбной продукции, текущий и капитальный ремонт судов, гостиничное и медицинское обслуживание работников, подготовку специалистов морских профессий.

В настоящее время компания “Дальморепродукт” способна выпускать до 1027 тысяч тонн мороженой рыбопродукции 57 наименований, 214 миллионов условных банок консервов 15 наименований и 152 тысячи тонн технической рыбопродукции. Предприятие имеет развитую береговую инфраструктуру: причалы протяженностью 631 метр, холодильники вместимостью 7 тысяч тонн, складские помещения для хранения грузов и снабжения судов, 6 портальных кранов, ремонтную базу добывающих судов, плавучий док.

Заметное место в рыбной отрасли занимает Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота ТУРНИФ, созданное в 1970 году. На сегодняшний день ТУРНИФ остался одним из крупных рыбодобывающих предприятий Дальневосточного бассейна, имеющий в собственности 10 судов различных типов, которые успешно ведут промысел минтая, сельди, камбалы, терпуга, трески, наваги, бычков, кальмара, краба, креветки в Беринговом, Охотском, Японском морях и прилегающих районах Тихого океана. За счет внедрения новейших и модернизации существующих орудий лова, навигационных и рыбопоисковых приборов, технологического оборудования для переработки сырца расширился ассортимент выпускаемой продукции.

Топливно-энергетический комплекс

В том, что топливно-энергетический комплекс является сердцем любой экономики, никого не надо убеждать. Это аксиома, как аксиомой является то, что владивостокское “энергетическое” сердце в последние годы работает, к сожалению, неритмично. Особенно это касается электроснабжения. Порой с перебоями идет подача электроэнергии с Приморской ГРЭС, с других электростанций, находящихся вне пределов Владивостока. Пришедшие к власти края и города новые люди пытаются эту проблему решать. В результате напряженной работы специалистов “Дальэнерго”, тепловых сетей, центральной диспетчерской городу удается проходить отопительные сезоны без больших потерь. Но практика показала, что обеспечение электроэнергией города зависит не только от наличия топлива на станциях, но и от координации и слаженности работы городских диспетчерских служб. С этой целью проводятся мероприятия по включению их в единую компьютерную сеть управления городом.

С теплоснабжением дела обстоят намного лучше благодаря тому, что эта проблема почти полностью решается на территории Владивостока. И город сам может существенно влиять на работу тепловых станций. И не только в плане подготовки и ремонта оборудования, но и в вопросах обеспечения их углем с Павловского угольного разреза.

Головное предприятие ТЭКа во Владивостоке - теплоэлектроцентраль № 2 - введена в строй в 1970 году и сегодня закрывает примерно половину всего потребляемого городом тепла. В последнее время власти стали больше уделять внимания организации четкой работы ТЭЦ-1, котельных “Северная”, “Вторая Речка”, “Снеговая” и других, содержанию тепловых сетей. Это дает предпосылки надеяться, что Владивосток наконец-то сможет избавиться от печальной славы вечно замерзающего города.

Связь

Владивосток, как и весь Приморский край, обеспечен всеми современными видами связи: электронной, почтовой с экспресс-почтой DHL, телеграфно-телефонной, в том числе с использованием систем спутниковой связи, а также телексной, факсимильной. Действуют системы электронной почты, сети INTERNЕТ, система связи “ИНМАРСАТ” (связь с судами в море), центры сетей передачи данных “Инфотел”, “Релком”, “Спринт”. Монтированная емкость телефонной сети связи ОАО “Электросвязь” составляет 355,6 тысячи номеров телефонов. Вся сеть зоновой связи Приморья имеет выход на Владивостокскую междугородную телефонную станцию по цифровым каналам. Владивостокская междугородная телефонная станция смонтирована на оборудовании фирмы “Сименс-2”, имеет монтируемую емкость 4590 каналов. Городская связь постоянно совершенствуется. Введена еще одна базовая станция системы беспроводной связи СDМА АТС-35, что позволило существенно увеличить зону покрытия сети и довести ее емкость до шести тысяч абонентов. Введена в эксплуатацию система абонентского радиодоступа DЕСТ производства фирмы “Сименс” на АТС-40. Широкая работа проводится по модернизации таксофонной сети. Во Владивостоке вся сеть городских таксофонов уже полностью переведена на карточную систему оплаты.

Строительство

С завершением эпохи развитого социализма и переходом на рыночную экономику Владивосток, наконец, обратил внимание на однообразие своей архитектурной застройки, которую не спасало даже своеобразие городского ландшафта. В данный момент общая площадь жилищного фонда города составляет 11086,4 тысячи квадратных метров. Средняя обеспеченность жильем одного жителя составляет 17,6 квадратных метров. Практически все жилье оборудовано центральным отоплением, водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением. Но надо создавать для горожан лучшие условия для проживания. Поэтому в строительство все чаще приходит новая архитектура. Одним из лидеров в вопросах строительства жилья на принципиально новых подходах во Владивостоке является производственно-коммерческая строительная компания “Спеко и Ко”. Элитные по планировке и отделке квартиры фирма продает практически по цене обычных, компания смело идет в отдаленные районы города - активно строит в районах Второй Речки, в ближайших планах освоение пустырей мыса Чуркина, который в перспективе, несомненно, станет вторым крупным деловым центром приморской столицы.

Среди строительных компаний, которые уверенно держатся на рынке, “Динас”, предлагающая городу оригинальные офисные и жилые здания. Престижно стало строить в черте города и пригороде индивидуальные дома. Это небольшие и сравнительно недорогие коттеджи, опять же по современным технологиям и с применением современных материалов. СП “Канадские технологии”, ЗАО “Косандра”, НПС “Галактика”, 000 СП “Вахта” и другие компании могут построить индивидуальное жилье на любой вкус - из дерева, железобетонных блоков, с любой отделкой и любым дизайном. И цена за квадратный метр не такая уж большая - 450 - 500 долларов США. Важно то, что строительные компании стремятся все больше исполъзовать материалы местного производства. Это позволяет снизить себестоимость сооружения объектов и, в свою очередь, загрузить мощности местной индустрии строительных материалов.

Развитие малого бизнеса

Финансовый кризис 1998 года, как это ни странно, создал благоприятные условия и послужил толчком к увеличению числа малых предприятий, которые быстро стали наращивать объемы выпускаемой продукции. Недоступность импортных товаров для широкого круга потребителей в связи с резким ростом курса доллара позволила предприятиям малого бизнеса занять освобожденные ниши в производстве импортозаменяющих товаров. Результатом явился рост реально действующих малых предприятий на протяжении последних трех лет - на 3,9 процента. Распределение численности работающих на малых предприятиях Владивостока по отраслям экономики следующее: в промышленности работает 20,8 процента, на транспорте - 7,8, в торговле и общественном питании - 35,3, в сфере операций с недвижимым имуществом - 3,4 процента.

Объем платных услуг, оказанных малыми предприятиями населению города, увеличился на 41,6 процента, оборот розничной торговли - на 13, общественного питания - на 85, объем произведенной продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 83,5 процента.

[к началу]