Дата обновления:
22 Июнь 2011

 
Архивариус
«С УССУРИ»

Теплый ясный день. Я сижу за столом и закусываю с приятелем. Так все мирно, хорошо. На р. Уссури после недавней бури наступило затишье…Вдруг раздаются странные неслыханные звуки труб. Мы выскочили из – за стола и бросились вон из комнаты. Перед нами оригинальная картина. Прямо к нашему берегу несется пароход «Ингода», а за ним на буксире две манзовские шхуны. На всех трех судах множество народу. На пароходе, на мостике стоят русские офицеры. Один из них в ярко зеленом костюме. На палубах китайцы и русские. На первой шхуне теснятся китайские солдаты в синих куртках, в черных штанах и с черными повязками на головах. У некоторых в руках ружья. На носу стоят два китайских солдата и трубят в длинные трубы. Они издают только три длинные ноты (До – соль – до), но в их сочетании есть что – то торжественное и страшное. Говорят, что этот мотив они обыкновенно играют при казни. Мирная картина вдруг нарушена приходом страшного судьи – китайского офицера. Невольно все манзы задрожали при этих звуках. Страшный генерал (так его величают, хотя он в чине полковника) переберет всю публику с косами, произведет самый тщательный осмотр их паспортов и выделит из них всех хунхузов, чтобы казнить отсечением головы…

На другой шхуне стояли русские солдаты. У некоторых зеленые рубахи и зеленые шапки под цвет травы, чтобы удобно было скрываться в кустах от хунхузских выстрелов. Между ними торчали ружья со штыками.

Я подъехал на пароход. Битком набит! Тут и русские солдаты, и китайские в длинных юбках с красною обшивкою, и служители парохода. Но самое интересное – это, конечно, пойманные хунхузы. На палубе между кожухами гребных колес сидят обыкновенные манзы. На ногах железные кандалы. Лопатки рук стянуты назад веревкою, конец которой привязан на верху под мостиком. В руках у каждого веревка. Это и есть хунхузы. Они смотрят на меня очень спокойно, тогда как я стараюсь прочесть в глазах их страх перед смертью. Иные спят. Только один старый китаец, тоже связанный, стоит на ногах. Это купец, поставщик хунхузов. Я боялся, что будут сейчас казнить их, как это случилось в ст. Венюковой и в Покровской. Но… пароход снялся с якоря и быстро исчез из глаз. Многие манзы вздохнули облегченно…

Где теперь «Ингода»? Где трубит трубы синего воинства «небесной истории»? Говорят, страшный судья отправился казнить хунхузов в ст. Казакевича. Хорошо еще, что дают приговоренным к смерти, опиум!

«Владивосток», 1895г.

 

[наверх]



 
  Главная | О библиотеке | Краеведение | Каталоги | Новости | Услуги | Ссылки |
Copyright © 2002-2009 ПГПБ им. А. М. Горького