В этом году исполняется 100 лет со дня начала Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на военных ледокольных транспортах «Таймыр» и Вайгач». Накануне юбилея ПГПБ им. Горького получила ценный подарок: книгу Н. И. Евгеновой «Студеные вахты. Воспоминания об исследователе Арктики». Наталья Николаевна рассказывает в ней о своем муже, известном полярном исследователе Николае Ивановиче Евгенове, его товарищах по экспедиции 1910-1915 годов, искавшей навигационный путь с востока на запад Северным морским путем, о драматических и славных страницах истории освоения Ледовитого океана.
Издала эту интересную, познавательную книгу дочь полярника Ирина Николаевна. Для приморцев воспоминания интересны тем, что все три этапа экспедиции начинались во Владивостоке. Многие офицеры экспедиции еще раньше бывали в нашем городе – крепости, служили на кораблях Тихоокеанской эскадры, участвовали в русско – японской войне 1904- 1905 годов. Судьба каждого из них достойна отдельного рассказа.
Н. Евгенова пишет, что идея организовать рейсы северными морями возникла среди морских гидрографов, судоводителей после поражения, нанесенного русскому флоту японцами. Одним из тех, кто доказывал возможность полярного плавания, был А. Колчак. И он принял участие при проектировании первых русских ледокольных транспортов «Таймыр» и «Вайгач». Они были построены на Невском судостроительном заводе под общим руководством Р. Матросова. 16 октября 1909 года суда взяли курс на восток. Командиром «Таймыра» был Ф. Матисен, на «Вайгаче» А. Колчак. По пути проводиди исследования в Индийском и Тихом океанах. В Золотой Рог суда вошли 20 июня 1910 года. После починки котлов они совершили рекогносцировочное плавание на север. Прошли Берингов пролив и, встретив в Чукотском море сплошные льды и сильную метель, повернули обратно.
Сама экспедиция была сформирована в ноябре 1910 года, когда приказом морского министра полковник Корпуса флотских штурманов И. Сергеев был назначен ее начальником. Его помощниками стали лейтенанты К. Ломан 3-й – командиром «Вайгача» и Б. Давыдов – командиром «Таймыра». В июле 1911 г. транспорты вновь вышли в Арктику. Они дошли до устья реки Колыма. Исследователи описали побережье, провели промеры глубин, наблюдения за ледовой обстановкой. «Вайгач» поднялся выше, впервые обошел остров Врангеля с севера. Команда установила на берегу русский флаг. Как писали владивостокские газеты, плавание ледоколов доказало возможность рейсов на Колыму и открывает большие возможности для смелых и предприимчивых промышленников и купцов.
В следующую навигацию суда продолжили продвижение на запад, и дошли до Таймыра. Но самый трудный и продолжительный рейс, принесший славу русским мореплавателям, начался 25 июня 1913 года. Вот в нем – то штурманским офицером «Вайгача» и принял участие 25-и летний лейтенант Николай Евгенов. За плечами - учеба в Морском корпусе, участие гардемарином в спасении жителей итальянского порта Мессина, пострадавшего от землетрясения, служба на Балтике. В этом плавании экспедиция описала побережье от устья Лены до Таймыра и сделала гидрографический разрез по меридиану на север от мыса Челюскина, нанесла на карту неизвестные острова. Один из них, впоследствии по предложению Николая II, был назван островом Генерала Вилькицкого главного гидрографа Морского министерства (чтобы не путали с его сыном капитаном II ранга Борисом Андреевичем Вилькицким, который возглавил в 1913 году экспедицию). Затем моряки увидели среди льдов еще одну сушу. Обошли остров и назвали его в честь наследника престола цесаревича Алексея. Пройдя на север, 22 августа ранним утром вахтенные увидели гористый кряж, протянувшийся с юга на север. Насколько позволили льды приблизились к суше. Как пишет Наталья Николаевна, моряки решили назвать открытую ими землю ТайВай в память своих судов (по первым слогам). Но начальство было иного мнения. В 1913 году отмечалось 300 –летие Дома Романовых и Б.Вилькицкий предложил назвать сушу Землей императора Николая II. Командир «Вайгача» П. Новопашенный заложил на берегу астрономический знак, вычислил географические координаты. Вечером у поднятого флага, начальник экспедиции торжественно объявил ее участникам о присоединении новых земель к Империи и поздравил моряков с этим событием. Открытие архипелага Николая II (Северная Земля) считается величайшим географическим событием ХХ века.
Вернувшись во Владивосток, суда стали готовиться к решающему прорыву на запад. Заготовили на полтора года провианта, утеплили каюты, все члены экспедиции были снабжены зимней одеждой, лыжами. Взяли для ледовой разведки аэроплан «Фарман». До открытых в предыдущий рейс островов дошли можно сказать благополучно, а дальше встретили сплошные льды. Вначале сентября стало понятно, что зимовки не избежать. Но к ней люди и суда были готовы. В июне 1915 года вокруг «Таймыра» и «Вайгача» образовались полыньи и транспорты продолжили плавание к Белому морю. 21 августа в сопровождении военного корабля они вошли в устье Северной Двины. Встречать их на Соборную площадь Архангельска вышел чуть ли не весь город. Ступив на берег, моряки отправились в собор, где была отслужена литургия.
Все участники экспедиции получили награды: серебряные и золотые медалями, офицеры ордена. На топонимической карте Ледовитого океана появились новые имена, и среди них мыс Евгенова. Подвиг русских моряков признали ученые многих морских держав. Но шла Первая мировая война и другие события волновали людей. Как справедливо заметил полярный исследователь Рауль Амундсен: « В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир».
Северная эпопея навсегда связала Николая Ивановича Евгенова с Арктикой. В годы гражданской войны он оставил службу, так как был не согласен с тем, как поступали большевики с флотом. Ему предложили разобрать в Вашингтоне архив Морского ведомства. Так он снова оказался во Владивостоке, ожидал попутного парохода. Жил на Шефнеровской, 11 на квартире бывшего командира Б. Давыдова. Но вскоре его пригласил находящийся в Сибири Колчак. Адмирал, несмотря на боевые действия, не оставлял мысль продолжить изучение Севера. Во время отступления белых войск Евгенов оказался в плену у красных, но после 4-х месяцев тюрьмы был освобожден.
В 1920 –е и последующие годы Н.Евгенов не прекращал практические работы по изучению Арктики, руководил рядом экспедиций. Был удостоен Золотой медали Географического общества. Возглавлял Особую Северо – Восточную экспедицию, был зам. начальника Гидрографического управления Главсевморпути, готовил и проводил экспедиции на полярных судах.
В 1938 году Николая Ивановича арестовали за «контрреволюционную деятельность» и досрочно освободили в 1943 году. До самой кончины в 1964 году он занимался делом, которому посвятил свою жизнь.
В1985 году была опубликована монография «Научные результаты полярной экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах». Это посмертное издание Евгенова увидело свет при содействии его соратника и соавтора В. Купецкого. Работа эта отмечена премией Ю.Шокальского.
И теперь вот это издание - книга об исследованиях Ледовитого океана. Стоит сказать, что в Приморской государственной публичной библиотеке имени А.М. Горького она оказалась благодаря давнему нашему другу, гидрографу – тихоокеанцу Александру Ивановичу Груздеву. Он сейчас живет в Петербурге, но не прерывает связь с Владивостоком. Он рассказал об Ирине Николаевне и ее стараниях издать книгу об отце. ПГПБ им. А.М. Горького связалась с Ириной Николаевной. И стала обладателем неожиданного, ценного подарка.