С 6 по 10 июля во Владивостоке проходила Летняя Школа руководителей библиотек с участием ведущих специалистов 28 муниципальных учреждений культуры края. Программа пяти дней занятий была насыщена выступлениями, обменом опытом, семинарами – тренингами, встречами с членами общественного Комитета содействия развитию библиотек Приморского края, культурными мероприятиями. Корреспондент сайта встретился с заведующей научно – методическим отделом Приморской государственной библиотеки имени А.М. Горького, организатором и ректором Школы З. Коваленко и попросил рассказать о том, как проходила учеба, и какие задачи руководители Школы ставили в этом учебном году перед ее слушателями.
- Летняя школа руководителей библиотек стала уже традиционной и в этом году занятия проходили в восьмой раз. В числе ее организаторов управление культуры Приморского края, краевая библиотека имени А.М. Горького, Хабаровский государственный институт искусства и культуры, администрация Владивостока, Владивостокская централизованная библиотечная система. Когда Школа только создавалась, мы ставили перед ней задачи найти новые формы повышения квалификации руководителей, сохранить и поддерживать единое библиотечное пространство, содействовать инновационному развитию библиотек Приморского края. Здесь стоит сказать, что со временем рамки Школы расширились, возникла идея создания Дальневосточной школы инноватики в библиотечном деле.
Тематика на каждый год формируется с учетом актуальности проблем и состояния развития библиотек.
В 2008 году была завершена продолжавшаяся с 2004 г., их реорганизация в соответствии со 131 – м Законом об административном устройстве РФ. Реализация положений 131 – ФЗ, а также 94-ого ФЗ –о закупках, регламентирующего комплектование библиотечных фондов, вызвала неоднозначную реакцию в библиотечном сообществе, изменила складывающуюся десятилетиями систему существования и финансирования библиотек. Вот мы и решили построить программу УIII – ой Летней Школы так, чтобы она помогла библиотекам освоить новые формы работы, повысить качество обслуживания, расширить перечень библиотечных услуг, активнее использовать информационные технологии.
- Но решение этих проблем зависит не только от работников библиотек, особенно в сельской местности.
- Конечно, поэтому в первый день прошло выездное заседание Общественного Комитета содействия развитию библиотек Приморского края под председательством В. Горчакова, председателя Законодательного собрания Приморья. Вместе с ним в заседании участвовали краевые депутаты Л. Премингер, В. Николаева, В. Каткова, А. Передня, И. Берданова. А также городские и краевые управленцы - С. Запорожец, заместитель начальника Управления культуры Приморского края, Е. Гавро, заместитель главы г.Владивостока, Л. Калинина, председатель краевого Профсоюза работников культуры, В. Ускова, начальник отдела целевых программ, прогнозирования и статистики Управления культуры Приморского края. Хочется надеяться, что при таком внимании к проблемам библиотечного дела, в нашей отрасли наступят лучшие времена.
- Зинаида Петровна, а как в результате реорганизации библиотечного обслуживания смотрится наш край по сравнению с центральными регионами России?
- Я выступала на одном из занятий с анализом эффективности деятельности библиотечной отрасли в условиях местного самоуправления, используя статистические данные. Цифры не в нашу пользу. Новых изданий приморские библиотеки получают почти в два раза меньше, книгообеспечение тоже значительно снизилось, отсюда и уменьшение численности читателей.
- И как в таких условиях работают библиотеки?
- Большинство творчески. Как отметила доктор педагогических наук, профессор Е. Качанова, заведующая кафедрой книговедения и библиотечно – информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры, Приморье - лидер в инновационном развитии. Во время творческой конференции участники школы продемонстрировали 22 электронных презентации инновационных проектов. На мой взгляд, интересные формы работы применяют в Находке, Фокино, Арсеньеве. Разнообразные и оригинальные способы донести до читателя книгу придумали библиотекари Фокино. Например, проект «Песочница» предусматривает выдачу книг отдыхающим на пляжах в бухте Тинкан, «Книга в тельняшке» - обслуживание моряков на боевых кораблях Тихоокеанского флота.
- Что полезного, нового смогли узнать участники Школы?
- Думаю, творческий импульс дал семинар – тренинг «Эффективность и качество деятельности в контексте инновационного развития библиотеки», который вела профессор Е. Качанова. Полезные сообщения сделали Ю. Потехина, директор библиотеки ХГАЭП «Качественный сайт, как условие инновационного развития библиотеки». И. Бочкова, доцент кафедры библиотечно – информационной деятельности ХГИИК - « Реализация авторских прав в деятельности публичных библиотек». Лекции, консультации, тренинги на темы менеджмента качества, информационного обслуживания,
конкурентноспособности библиотек,- эти и другие понятия необходимы для современного уровня в ведении библиотечного дела. В практическом плане полезным стало знакомство с опытом работы владивостокских библиотек № 6 и имени И. Басаргина.
Лекции и семинары чередовались с культурной программой. Работники ПГПБ имени А.М. Горького провели два литературных вечера. В театре - студии «Балаганчик» Т. Пустовая, заведующая фондом редкой книги краевой библиотеки представила поэзо - вечер «Белый генерал, черная орхидея», посвященный русскому писателю, генералу царской армии Юрию Галичу. Провести его ей помогли краевед Нелли Мизь и артисты владивостокских театров.
А вечер устного рассказа «Образ: Руфина Нифонтова» прошел в исполнении автора, директора краевой библиотеки А. Брюханова. Перед его началом руководитель Центра культурных программ библиотеки И. Романова рассказала о некогда популярном жанре устного рассказа. Посмотрели участники Школы также выступление артистов передвижного театра «Перекресток» под руководством С. Рыбалко.
- Что на Ваш взгляд дают занятия в летней Школе?
- Лекции, семинары, установление межличностных отношений кроме пополнения знаний формируют и поддерживают корпоративность библиотечной среды. Участники Школы осознают, что они едины, готовы поддержать друг друга. Здесь важна психологическая установка. Мы даем понять человеку, что задачи, которые перед ним стоят, - выполнимы, что нужно стремиться их решать. Главное, чтобы появилась уверенность в собственных силах…