23 ноября 1974 года во Владивостоке началась встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева и президента США Джеральда Рудольфа Форда. Она имела большое значение, так как подписание главами двух мировых держав Владивостокского соглашения ограничивало стратегическое наступательное вооружение. Это историческое событие помнят в нашем городе, периодически устраивая конференции, фотовыставки. Последнее такое мероприятие состоялось несколько дней назад, 24 ноября, в Приморской государственной публичной библиотеке имени А.М. Горького. Вечер воспоминаний «СССР – США: Встреча во Владивостоке 1974г.» был посвящен 35 – летию подписания документа, положившего начало прекращению гонки вооружений.
В Американском культурном центре краевой библиотеки собрались участники и свидетели тех двух памятных дней, читатели. На встречу пришли Генеральный консул консульства США во Владивостоке Том Армбрустер; специально приехавший в наш город исполнительный директор Фонда президента Дж. Форда Джозеф Кальварусо с супругой. Открывая вечер, директор библиотеки Александр Брюханов представил гостей и сказал, что вот таким же ноябрьским днем во Владивостоке было принято историческое решение, изменившее многое в мире. Встреча лидеров двух ядерных держав вошла в число значительных итогов ХХ века.
« Владивосток особый, гостеприимный город и возможно это обстоятельство способствовало успешным переговорам,- поделился своим мнением Генеральный консул США Том Армбрустер.- Тогда был заложен фундамент дружбы между нашими странами на многие годы».
38 – й президент Соединенных Штатов приехал на встречу с советским руководителем через 4 месяца после того, как был назначен на этот пост. « Переговоры во Владивостоке явились для него наивысшей точкой в политической карьере,- считает Джозеф Кальварусо.- Я убедился, что идеи той ноябрьской встречи продолжают успешно работать и сегодня. Направление во взаимоотношениях наших стран, выбранное Брежневым и Фордом, оказалось очень перспективным…
Наш Фонд управляет музеем Форда, где хранятся свидетельства владивостокской встречи, и я счастлив, что мне довелось приехать в ваш город. Для меня большая честь видеть людей, которые способствовали проведению переговоров, внесли вклад в понимание важности встречи двух великих персон».
О том, какой след в жизни Владивостока, горожан оставил приезд двух политических деятелей, как успешные переговоры сказались на развитие международных отношений говорили вице – мэр краевого центра Александр Зубрицкий, декан Российско – Американского факультета ДВГУ Алексей Фалалеев.
… К 70 – м годам прошлого века гонка вооружений достигла критической точки. Количество ядерных зарядов, межконтинентальных ракет, атомных подводных лодок бомбардировщиков дальней авиации превзошло все разумные пределы. Это отлично понимали руководители ведущих стран мира, но остановить это безумие могли только лидеры Советского Союза и США. Необходимо было в первую очередь ограничить стратегические вооружения. Подготовка к очередному этапу переговоров шла два года. Владивосток для подписания Договора был выбран не случайно. База мощного Тихоокеанского флота, город с рядом оборонных предприятий был в течение тридцати лет закрытым для иностранцев. Поэтому, когда по городу пошел слух, что приедет Форд, многие сочли его «уткой». Партийное начальство призывало «не верить сплетням». Но вдоль аэропортовской трассы стали сносить ветхие дома, другие загораживали зеленым забором. В самом Владивостоке исчезло несколько бараков, стоящих на «правительственной трассе». Жильцам, не взирая на их статус, предоставляли приличное жилье в новых домах. Как говорили потом про этих счастливчиков, им «подфордило». Наконец, осенью официально объявили о месте встречи. Интерес к Владивостоку во всем мире был огромен. Этакий неведомый монстр. Появление в нем, кроме президента США, десятков сопровождающих лиц, журналистов, свидетельствовало бы о желании советского правительства смягчить международную обстановку, проявить доверие по отношению к партнеру. Вот это обстоятельство и определило место встречи, неофициальную программу переговоров.
Как они проходили, присутствующим напомнил просмотр документального фильма «Встреча во Владивостоке», предложенный ведущей вечера, директором Центра культурных программ библиотеки Ириной Романовой. А комментарий к тому, что осталось «за кадром» дал бывший оператор и режиссер студии «Дальтелефильм» Владимир Патрушев. Как «добывали» съемочные камеры, чтобы снимать сюжеты с разных точек, какие были ограничения со стороны охраны, как трое суток работал напряженно коллектив телестудии, чтобы подготовить 10 – минутную ленту к просмотру в Москве.
Особый интерес представляли воспоминания, что называется из первых уст, бывшего первого секретаря Приморского крайкома КПСС В. П. Ломакина. В период подготовки вечера с ним по телефону связался Александр Брюханов и записал на магнитофон интервью. Виктор Павлович рассказал, как все происходило, опроверг многие легенды. Например, что не Брежнев подарил Форду и госсекретарю Киссинджеру меховые шапки, а советский посол в Вашингтоне Добрынин. Что американскому президенту вручили на память не тигренка, а инкрустированный из приморской древесины портрет Форда, изготовленный местным умельцем. Вспомнил Виктор Павлович, как давал разрешение на экскурсию по вечернему Владивостоку американским журналистам. Сенсация по тем временам.
Возможность взглянуть на встречу двух лидеров с другой стороны – глазами американских репортеров – предоставил г-н Кальварусо, показав серию фотографий из архива Фонда Форда. А Владимир Павлович Чубай, работавший в те годы заведующим отделом рыбной промышленности, вспомнил, как приходилось подстраиваться под пожелания американского высокого гостя. Когда Форд пожелал поплавать в бассейне – особых проблем не было: бассейн находился в санатории МВД, где располагался пресс – центр. Но вот когда он заказал поварам пирожки с тыквой, пришлось подключить авиаторов. Овощ срочным порядком доставили рейсовыми самолетами из Ташкента, так как в Приморье выращивали только кормовые сорта. Вообще, по словам Владимира Павловича, члены делегаций не шиковали. «Я хотел стащить на память меню,- рассказывал он,- но не удалось. Хотя запомнил, что было в один из дней на обед: морепродукты, уха с тайменем, медвежатина тушеная с клюквой, чай.
Но все же приморцы постарались не ударить в грязь лицом. Корреспондент одной из американских газет писал в репортаже, что русские пытались расположить к себе пельменями. Действительно, как рассказывала на вечере Галина Тимофеевна Крыжановская, кавалер орденов Трудового Красного знамени и Октябрьской революции, повар общепита, участникам переговоров понравились не только пельмени, но и корюшка. Несколько раз по просьбе американцев ее жарили. «Мы так переживали: договорятся – не договорятся, ведь по слухам переговоры шли трудно. Думали, на сытый желудок скорее договориться можно. Вот и работали от души». За вкусные обеды – ужины президент США подарил Галине Тимофеевне свою именную авторучку, она показала ее участникам вечера.
Кульминационный момент подписания соглашения происходил поздней ночью. Среди журналистов от приморской прессы был всего один – фотокорреспондент газеты «Красное знамя» Анатолий Ештокин. Его кандидатуру предложил редактор В.Г. Чухланцев и согласовал В.П. Ломакин. Но прежде, чем Ештокин вошел в группу журналистов, освещавших визит, его командировали в Москву и Киев для получения хороших фотокамер с объективами. А перед ответственной съемкой приодели в ГУМе: трикотиновый костюм, белая нейлоновая сорочка, черные полуботинки, куртка. Весь прикид японский.
« Когда я вошел в зал, увидел, что с одной стороны плотной стеной стоят журналисты, в центре этой группы стационарная телекамера на штативе,- рассказывал А. Ештокин.- Напротив стол, за которым будут подписывать документ. Что мне делать? Я взял и сел на пол под телекамерой. А про себя думаю: « Прилично ли сидеть на полу перед такими высокими особами? ». Свой рассказ Анатолий сопровождал показом снимков, которые уже стали достоянием истории.
Подписание Владивостокского соглашения стало очередным этапом к разрядке международной напряженности. СССР и США обязались ограничить количество стратегических носителей до 2400 единиц, из которых 1320 могли быть оснащены головными частями с боеголовками индивидуального наведения.
Выполнив свою миссию, делегации покинули Владивосток. На прощание им вручили наборы шоколадных изделий Владивостокской кондитерской фабрики. Готовились они под руководством технолога, мастера – кондитера А. Ф. Чулковой. Большинству приморцев она знакома, как автор популярных конфет «Птичье молоко». Поэтому и попросили ее придумать что – то «эдакое, приморское». «Мы стали решать, чем же можно удивить гостей,- вспоминает Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии Анна Федоровна,- Так как там были одни мужчины, предложили изготовить 100 граммовые шоколадные бутылочки с ликером из целебных приморских растений и конфеты с сиропом лимонника. Задумали сделать их в форме рога и назвать «Золотой Рог». Предложение утвердили. Конфеты наши понравились и Леониду Ильичу Брежневу, и Джеральду Форду.
Чтобы продолжить традицию гостеприимства, на встречу в библиотеку пришла главный маркетолог фабрики «Приморский кондитер» Николь Андреева и вручила Джозефу Кальварусу шоколадный набор и легендарное «Птичье молоко».
«Как это похоже на то, о чем написал Форд в своих воспоминаниях,- сказал г-н Кальварус,- Я увожу с благодарностью впечатления о сегодняшнем вечере, материалы о нем будут помещены в нашем музее. Встреча в ноябре 1974 года показала, что мы можем договариваться. Она проложила дружбу между нашими народами. Надеюсь, что ваше гостеприимство почувствуют и участники предстоящего форума АТЭС во Владивостоке».
И еще одна небольшая деталь. Некоторые выступавшие говорили о встрече во Владивостоке президента России и президента США Барака Обамы. Что это? Предположение или утечка информации?
Г. Климов.