Из 44 –х лет жизни Антона Павловича Владивосток в его биографии занял всего 5 дней. Он провел их в нашем городе с 13 по 19 октября 1890 года, следуя с острова Сахалин на пароходе «Петербург» в Одессу. И пока в Золотом Роге судно принимало уголь, снабжение, писатель оформлял заграничный паспорт в полицейском управлении, знакомился с городом. В своих заметках Чехов посвятил Владивостоку несколько описательных строк: про солнечную погоду, кита, увиденного в Амурском заливе, больших устрицах. В письме же своему другу, издателю Суворину он дал городу нелицеприятную оценку: грязь, пьянство, невежество и бедность…
Несмотря на скудность фактов о пребывании писателя в нашем городе, владивостокцы, чтя память и творчество Чехова, спустя десятилетия восстановили историю тех давних дней.
Об этом, открывая вечер, напомнила руководитель Центра культурных программ библиотеки Ирина Романова. Она предложила участникам посмотреть видеосюжет об одном из краеведов, разрабатывавших чеховскую тему - Б.Д. Лищинском, записанный в 2005 году директором краевой библиотеки Александром Брюхановым. Как рассказывает сам Борис Давыдович, его интерес к Чехову вызван случайным обстоятельством. В давние годы его мама купила в почтовом киоске открытку с портретом писателя, отпечатанную более ста лет назад в фотографии «Юг» города Ялта, где жил Чехов. Позднее, поселившись во Владивостоке Лищинский, врач по профессии, решил восстановить малоизвестные страницы дальневосточной биографии Антона Павловича. Поиск в библиотеках, архивах, в Приморском отделении Географического общества СССР, переписка с сотрудниками Домов – музеев Чехова заняла 10 лет. И в результате этих многолетних изысканий в 1985 году в Дальневосточном книжном издательстве вышла книжка «Путешествие с Чеховым».
Отдельные дома, которые посещал писатель и о которых поведал Лищинский, сохранились. Об этих адресах рассказал на вечере профессор архитектуры, член Общества изучения Амурского края Виктор Обертас. В свое время он помогал Лищинскому определить объекты, упомянутые в различных источниках. Но, все равно, на карте города остались «белые пятна», ждущие своих исследователей. Виктор Александрович вспомнил, что однажды прочитал письмо внучки врача Б. Перлина, с которым Чехов познакомился на сахалинской каторге. Елизавета Борисовна писала, что Чехов был в доме деда во Владивостоке на улице Пологая (Бородинская), 58. Но каких – то подтверждений этому краеведам пока не удалось найти.
Люди, которым дорог Чехов, всегда пытались узнать и пополнить биографию писателя даже незначительными на первый взгляд сюжетами. Удивительную историю рассказал директор краевой библиотеки Александр Брюханов. Оказывается, первым человеком, написавшим о пребывании Чехова во Владивостоке стал писатель Василий Кучерявенко. Мало того, он был знаком с женщиной, которая знала Антона Павловича. Ее звали Любовь Ивановна Гриб – Федорова и жила она во Владивостоке на ул. Ворошиловской (Шефнеровская) 19 кв. 2. По этому адресу ей в течение долгих лет приходили письма из Ялты от младшей сестры писателя Марии Павловны.
Любовь Ивановна узнала семью Чеховых в начале прошлого века. Ее мама помогала по хозяйству матери писателя Евгении Яковлевне и 14 – летняя девочка по мере сил выполняла порученные обязанности. Она запомнила не только Антона Павловича, но Горького, Куприна, Бунина других известных людей того времени. По странному стечению обстоятельств судьба привела Любовь Ивановну, как и Чехова, в медицину. Она была медсестрой на фронтах Первой мировой войны, в Красной армии во время гражданской. В годы Великой Отечественной, уже во владивостокских госпиталях, выхаживала раненных. Затем работала библиотекарем в Приморском радиокомитете.
Тогда же, Василий Кучерявенко и узнал о чеховской странице ее жизни и о переписке с Марией Павловной, создательницей Дома – музея Чехова в Ялте.
В 1960 году страна готовилась отмечать вековой юбилей великого русского писателя, и Кучерявенко предложил Любовь Ивановне написать воспоминания – каким ей запомнился Чехов. В то время Василий Трофимович пользовался в Приморье авторитетом как автор нескольких книг и не сомневался, что рассказ Гриб – Федоровой будет опубликован. Однако редакторы Дальиздата посчитали воспоминания незначительными, мелкими… После смерти Кучерявенко его вдова передала Александру Брюханову рукопись Любови Ивановны, а также письма М.П. Чеховой к ней, и он на их основе написал эссе «Рассказ для себя», которое было опубликовано в журнале «Дальний Восток».
Все эти удивительные эпизоды, вплетающиеся в канву литературного вечера, подтверждаются экспонатами выставки, развернутой в читальном зале библиотеки. Здесь фотооткрытка А.П. Чехова, которая подтолкнула Б.Д. Лищинского к краеведческому поиску и его книга о Чехове, снимки парохода «Петербург», Владивостока, привезенные писателем из путешествия, телеграмма и письма М.П. Чеховой, присланные Л.И. Гриб – Федоровой, книга «Остров Сахалин», вышедшая в 1895 году отдельным изданием, и иные документы и литература, связанные с именем Антона Павловича.
О некоторых приморских реликвиях и людях имевших отношение к писателю, рассказал действительный член Общества изучения Амурского края Иван Егорчев. В первую очередь это научные работы первых исследователей Приамурья, с которыми знакомился Чехов в библиотеке Общества, комплект газеты «Владивосток», письма, которые Антон Павлович присылал литератору и военному юристу Борису Александровичу Лазаревскому, служившему во Владивостоке.
Поездка Чехова на сахалинскую каторгу, публикация его книги об увиденном на острове, оказала влияние на общественное мнение России о целесообразности наказания каторжными работами, не прошла она бесследно и для творчества самого писателя. Автор легких, увлекательных рассказов, юморесок, водевилей отходит от жанра, принесшего ему первоначальную известность. После публикаций «Человека в футляре», «Мужиков», «Дамы с собачкой» о нем заговорили как о «мастере жизни». А пьесы, несмотря на провал премьер, позволили говорить о новой, чеховской драматургии.
На приморской сцене Чехов постоянно прописался полвека назад. Из всех спектаклей самую продолжительную жизнь имеет «Иванов», поставленный в 1995 году в Приморском краевом академическом театре им М. Горького режиссером Ефимом Звеняцким. По мнению Александра Брюханова, постановка аккумулировала в себе настроения, присущие нашему обществу в то переходное время и поэтому спектакль стал долгожителем. Высказать свое суждение по поводу «загадки» «Иванова» и поговорить о Чехове - драматурге он пригласил исполнителей главных ролей народного артиста РФ Александра Славского и заслуженного артиста России Владимира Сергиякова. Их рассказы о своем виденье чеховских героев, гастролях со спектаклем по российским и зарубежным сценам вызвали оживленный интерес у зрителей. Но все же, по мнению А.Славского, спектакль любопытно посмотреть из-за кулис, увидеть какая там атмосфера, почувствовать, как все пропитано Чеховым.
…Последнюю страницу литературного вечера перевернул скульптор Эдуард Барсегов, показавший планшеты со своими работами, посвященными корифеям российской словесности. Среди них и проект памятника Антону Павловичу Чехову. Примечательно, что в этот день были подведены итоги опроса горожан, кому из писателей они хотели бы поставить памятник во Владивостоке. Большинство высказалось за Чехова. Так что, может быть, в скором времени в сквере на Набережной мы увидим Антона Павловича, сидящего на скамейке. …Небрежно брошен плащ, рядом лежит его знаменитая шляпа, а сам писатель смотрит на волны Амурского залива. Вдруг он увидит знакомую по 1890 году картину, как по заливу «ходит кит и плескает хвостищем».