Дата обновления:
22 Июнь 2011

 
События: день за днем
Театр: сегодня и всегда

    Выставка, открытие которой состоялось в ПГПБ им. А.М. Горького, была посвящена Театру.

     «Лучшему месту на земле», -  как  однажды обмолвился Константин Сергеевич Станиславский. Произнес он эти слова давно. В позапрошлом веке. Время идет, а в наших взаимоотношениях с театром  мало что меняется. Для многих театр  продолжает оставаться «Лучшим местом на земле».

     Как бы в подтверждение этого,  Международный институт театра, созданный при ЮНЕСКО в 60-х  гг. прошлого столетия, постановил ежегодно  отмечать  Всемирный День театра, положив считать им  27марта.

    «27 марта, - напомнил, открывая Выставку «Театр: от истоков к современности» директор ПГПБ им. А.М. Горького А.Г. Брюханов, -  Решением 2-го Венского Конгресса Международного Института театра названо Днем, когда «Люди  на всем земном шаре прославляют театр как всеобщее выражение лица человеческого».

    Устроители Выставки, и прежде всего, главный библиотекарь Универсального Читального зала Г.Л. Козлова, задумали ее экспозицию как бы в подтверждение этих, так проникновенно формулирующих задачу театра слов.

    Под стеклом витрин – раритеты «Горьковки»: коллекция редких книг, охватывающая  конец 18-го, вторую половину 19-го и начало 20-го веков. Представившая этот раздел экспозиции заведующая сектором редкой книги В.А. Мигачева остановила внимание посетителей на самых ценных изданиях. Среди них:  «Иллюстрированная история русского театра 19 века» (выход в свет – 1903 г.). Настоящее произведение полиграфического искусства – великолепно оформленный альбом «История русского театра»  под редакцией В. Калаша и Н. Эфроса. Иллюстрации Константина Коровина – бесценное дополнение к нему.

   Несомненный интерес присутствующих вызвали «Сочинения Екатерины  Второй» - сборник драматических произведений, изданный к 200- летию со дня кончины российской Государыни – императрицы.

   Гордость театральной  коллекции библиотеки – также представленные  на Выставке Ежегодники Императорских театров, практически, целиком представленные в  ПГПБ им. А.М. Горького с 1892 по 1915 гг.

   На фоне десяти разделов  Выставки, демонстрирующей самую разную литературу о театре: персоналии, научные труды, сочинения корифеев – от Станиславского до Товстоногова и Эфроса в России, от Брехта и Жана Вилара до Дж. Стреллера и Питера Брука в мировом театре – читатели смогли пообщаться с принявшими  участие в открытии Выставки деканом театрального факультета ДВГАИ, профессором, заслуженным артистом РФ А.И. Запорожцем,  художественным руководителем Приморского театра кукол В.В. Бусаренко, заслуженной артисткой России Г. Копыловой, искусствоведами – кандидатом искусствоведения,  профессором ВГУЭС Л.В. Пресняковой и научным сотрудником Института  истории, археологии,  этнографии народов ДВ Э.В. Осиповой.

   Их монологи о театре были проникнуты мыслью о  современности искусства сцены, выдерживающей  соревнование с кинематографом,  телевидением и Интернет.

   «Живой человек на сцене. Что может быть интереснее  его души. Образа его мыслей?» - Александр Иванович Запорожец не склонен теоретизировать. Его рассказ – очень живой и эмоциональный вместил и воспоминания  о новаторском подходе  в работе над образом  вождя  Октября -  В.И. Ленина.  И  оценку этой работы, сделанную в самом начале перестройки М.С. Горбачевым. И то, как  замечательно   поддерживает его  учение К.С. Станиславского. Поделился он и своими зарубежными наблюдениями: в течение месяца ему пришлось преподавать в США, и он был приятно удивлен тем обстоятельством, как скрупулезно  изучается метод  Станиславского в американских театральных школах.

   В.В. Бусаренко представил на встрече свое литературное творчество: изданные несколько лет  назад так называемые «театральные байки» - сборник «Сундучок памяти» и новую работу «Алиса в закулисье», которую с авторским автографом преподнес библиотеке.

  Монолог Галины Копыловой – вместил сложное послевоенное время – когда было принято решение строить Приморский ТЮЗ, с которым актриса связана всю свою творческую жизнь и день сегодняшний  -  с новым репертуаром, новыми театральными идеями, новыми подходами к классической пьесе. И в частности, к  великой «Чайке» А.П. Чехова, над которой  актриса имела счастье работать.

  Живая театральная  практика становится предметом научных трудов и многочисленных публикаций. Об этом  с читателями говорили  кандидат искусствоведения Л.В. Преснякова и научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов ДВ Э.В. Осипова.

   Их выступления – это развернутые во времени и пространстве дальневосточной сцены – увлекательнейшие фрагменты нашей  театральной  истории. Портреты ее корифеев и сегодняшних  наследников театральной славы Н. Колофидина, Е.Чалеевой – Бельской, Г. Антошенкова, Е. Шальникова, А. Михайлова, А. Бугреева, Т.Данильченко и т.д. Хочется думать, что счастливо в профессиональном смысле сложится и судьба студенток театрального факультета ДВГАИ – Эмили Залуговской и Дианы Закревской – победительниц традиционного студенческого конкурса чтецких  работ Академии. В исполненных  ими фрагментах  из произведений А. Платонова и А. Приставкина  было много искренности, свежести и добросовестно   усвоенного  у  своих  педагогов чтецкого  мастерства.

   Библиотека и театр в этот день демонстрировали свою верность замечательным духовным традициям, завещанным   нам, дабы читатели и зрители  помнили  их, чтили и  творчески развивали

 

[наверх]



 
  Главная | О библиотеке | Краеведение | Каталоги | Новости | Услуги | Ссылки |
Copyright © 2002-2009 ПГПБ им. А. М. Горького