Выставка, открытие которой состоялось в ПГПБ им. А.М. Горького, была посвящена Театру.
«Лучшему месту на земле», - как однажды обмолвился Константин Сергеевич Станиславский. Произнес он эти слова давно. В позапрошлом веке. Время идет, а в наших взаимоотношениях с театром мало что меняется. Для многих театр продолжает оставаться «Лучшим местом на земле».
Как бы в подтверждение этого, Международный институт театра, созданный при ЮНЕСКО в 60-х гг. прошлого столетия, постановил ежегодно отмечать Всемирный День театра, положив считать им 27марта.
«27 марта, - напомнил, открывая Выставку «Театр: от истоков к современности» директор ПГПБ им. А.М. Горького А.Г. Брюханов, - Решением 2-го Венского Конгресса Международного Института театра названо Днем, когда «Люди на всем земном шаре прославляют театр как всеобщее выражение лица человеческого».
Устроители Выставки, и прежде всего, главный библиотекарь Универсального Читального зала Г.Л. Козлова, задумали ее экспозицию как бы в подтверждение этих, так проникновенно формулирующих задачу театра слов.
Под стеклом витрин – раритеты «Горьковки»: коллекция редких книг, охватывающая конец 18-го, вторую половину 19-го и начало 20-го веков. Представившая этот раздел экспозиции заведующая сектором редкой книги В.А. Мигачева остановила внимание посетителей на самых ценных изданиях. Среди них: «Иллюстрированная история русского театра 19 века» (выход в свет – 1903 г.). Настоящее произведение полиграфического искусства – великолепно оформленный альбом «История русского театра» под редакцией В. Калаша и Н. Эфроса. Иллюстрации Константина Коровина – бесценное дополнение к нему.
Несомненный интерес присутствующих вызвали «Сочинения Екатерины Второй» - сборник драматических произведений, изданный к 200- летию со дня кончины российской Государыни – императрицы.
Гордость театральной коллекции библиотеки – также представленные на Выставке Ежегодники Императорских театров, практически, целиком представленные в ПГПБ им. А.М. Горького с 1892 по 1915 гг.
На фоне десяти разделов Выставки, демонстрирующей самую разную литературу о театре: персоналии, научные труды, сочинения корифеев – от Станиславского до Товстоногова и Эфроса в России, от Брехта и Жана Вилара до Дж. Стреллера и Питера Брука в мировом театре – читатели смогли пообщаться с принявшими участие в открытии Выставки деканом театрального факультета ДВГАИ, профессором, заслуженным артистом РФ А.И. Запорожцем, художественным руководителем Приморского театра кукол В.В. Бусаренко, заслуженной артисткой России Г. Копыловой, искусствоведами – кандидатом искусствоведения, профессором ВГУЭС Л.В. Пресняковой и научным сотрудником Института истории, археологии, этнографии народов ДВ Э.В. Осиповой.
Их монологи о театре были проникнуты мыслью о современности искусства сцены, выдерживающей соревнование с кинематографом, телевидением и Интернет.
«Живой человек на сцене. Что может быть интереснее его души. Образа его мыслей?» - Александр Иванович Запорожец не склонен теоретизировать. Его рассказ – очень живой и эмоциональный вместил и воспоминания о новаторском подходе в работе над образом вождя Октября - В.И. Ленина. И оценку этой работы, сделанную в самом начале перестройки М.С. Горбачевым. И то, как замечательно поддерживает его учение К.С. Станиславского. Поделился он и своими зарубежными наблюдениями: в течение месяца ему пришлось преподавать в США, и он был приятно удивлен тем обстоятельством, как скрупулезно изучается метод Станиславского в американских театральных школах.
В.В. Бусаренко представил на встрече свое литературное творчество: изданные несколько лет назад так называемые «театральные байки» - сборник «Сундучок памяти» и новую работу «Алиса в закулисье», которую с авторским автографом преподнес библиотеке.
Монолог Галины Копыловой – вместил сложное послевоенное время – когда было принято решение строить Приморский ТЮЗ, с которым актриса связана всю свою творческую жизнь и день сегодняшний - с новым репертуаром, новыми театральными идеями, новыми подходами к классической пьесе. И в частности, к великой «Чайке» А.П. Чехова, над которой актриса имела счастье работать.
Живая театральная практика становится предметом научных трудов и многочисленных публикаций. Об этом с читателями говорили кандидат искусствоведения Л.В. Преснякова и научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов ДВ Э.В. Осипова.
Их выступления – это развернутые во времени и пространстве дальневосточной сцены – увлекательнейшие фрагменты нашей театральной истории. Портреты ее корифеев и сегодняшних наследников театральной славы Н. Колофидина, Е.Чалеевой – Бельской, Г. Антошенкова, Е. Шальникова, А. Михайлова, А. Бугреева, Т.Данильченко и т.д. Хочется думать, что счастливо в профессиональном смысле сложится и судьба студенток театрального факультета ДВГАИ – Эмили Залуговской и Дианы Закревской – победительниц традиционного студенческого конкурса чтецких работ Академии. В исполненных ими фрагментах из произведений А. Платонова и А. Приставкина было много искренности, свежести и добросовестно усвоенного у своих педагогов чтецкого мастерства.
Библиотека и театр в этот день демонстрировали свою верность замечательным духовным традициям, завещанным нам, дабы читатели и зрители помнили их, чтили и творчески развивали