21 октября в нашей библиотеке состоялось занятие краеведческого лектория «Малоизвестные страницы истории Приморского края». Тема, которую разработала краевед Н. Мизь, называлась «Остров Русский – прибежище петроградских детей».
Перед началом лекции директор ПГПБ им А.М. Горького А. Брюханов проинформировал слушателей, что к наступившему сезону библиотека расширила свою просветительскую деятельность. Так, днем раньше, прошел первый сеанс в Клубе любителей эксклюзивного кино «Зеркало», возобновил работу исторический лекторий, в ноябре откроется «Диггер – клуб», исследующий тайны подземного Владивостока. В ближайших планах презентация книги президента Дальневосточной ассоциации капитанов П. Осичанского «Спасите нас на суше» о морских катастрофах, вечер памяти писателя, литературоведа, историка дальневосточной литературы С. Крившенко и другие мероприятия.
Лекция Н. Мизь продолжила знакомство с беспримерной эпопеей кругосветного скитания 830 петроградских детей и 17 сотрудников американского Красного креста в годы гражданской войны. Отправленные русской общественной организацией «Союз городов» для поправки здоровья в «питательную колонию» на Урал, они оказались в районе боев Красной и Белой армий. Спасая их, советское правительство и американский Красный крест эвакуировали колонистов на восток. 11 месяцев, с августа 1919 года по июнь 1920, они жили колонией во Владивостоке. Спустя 90 лет место их временного обитания посетили потомки колонистов и автор книг и документального фильма «Миссия» В. Липовецкий – Куперман. В Американском центре ПГПБ им. А.М. Горького они встречались с читателями, информация об этой встрече помещена на нашем сайте (Кругосветка «Ковчега детей»).
Рассказ же Нелли Григорьевны содержал факты, которые не отражены в книгах и фильме. Это, прежде всего, участие городских властей и владивостокцев в судьбе колонистов. Так, например, она зачитала документы, свидетельствующие, как городская управа подыскивала для них помещения - пустовавшие казармы - сначала на Второй речке, затем на острове Русском, помогала в приобретении обуви, создавала условия для учебы. Интерес вызвали эпизоды о жизни детей на острове, фотографии зданий, связанных с деятельностью колонии. Привела краевед и такой любопытный факт. Когда дети на японском пароходе отправились через Тихий океан домой, в Петроград, сопровождать их вызвалось 85 русских горожан: учителя, врачи, обслуживающий персонал.
Несомненно, поиск Н. Мизь и ее рассказ о колонии на Русском острове - только первые шаги в малоизвестную, почти годовую эпопею жизни петроградских детей во Владивостоке, и, возможно, вскоре последует продолжение этого интереснейшего повествования.