Дата обновления:
22 Июнь 2011

 
События: день за днем
МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ ВСПОМИНАЛИ НА СУШЕ

 

10 декабря в ПГПБ им. А.М. Горького состоялась презентация книги «Спасите нас на суше. Уроки морских катастроф». Ее автор - моряк, президент Дальневосточной ассоциации морских   капитанов П. Осичанский восстановил и проанализировал истории более 50 морских катастроф, произошедших в разные годы, в основном,  с дальневосточными судами.

«Аварии, которым посвящена книга Петра Осичанского, аварии особого рода,- говорил на открытии презентации ее ведущий, директор ПГПБ им. А.М.Горького А. Брюханов.- Ведь море для одних – романтическая безбрежность, для других стихия, работающая на человека. Во все времена мореплавания существовало золотое правило: считать себя рядом с опасностью. Если им пренебречь – жди беды».

Для Владивостока - города-порта тема кораблекрушений стала актуальной с того момента, когда в его гавань стали заходить первые парусники и пароходы. О происшествиях на море регулярно сообщал на страницах газеты «Владивосток» в конце ХIХ века капитан второго ранга, морской цензор и сотрудник газеты А. Новаковский. С установлением советской власти информация о  морских происшествиях  исчезла со страниц прессы. Только в исключительных случаях  появлялись документы с грифом «для служебного пользования».  Первым изданием с описанием морских трагедий стала  выпущенная в 2002 году   «Энциклопедия катастроф» приморского журналиста Е. Шолоха. Правда, бывший моряк - подводник рассказал о том, что было близко ему – о происшествиях с субмаринами за период с 1900 по 2000годы. Вот и ведущий А. Брюханов уточнил, книга П. Осичанского не первая в теме описания и исследования морских катастроф: «Но, что интересно, читаешь ее так, будто впервые открываешь для себя мир морских бедствий. Возможно, это происходит потому, что автора интересуют не сами по себе катастрофы, а уроки, извлекаемые из них человеком».

 Это предположение подтвердил сам автор. « Меня волновало, что ситуация на флоте в постсоветский период становилась тревожной,- говорил Петр Иванович.- Безопасность мореплавания стала отходить на второй план. Я убедился в этом, когда в 2004 году погибли два теплохода из Находки. Главной задачей я поставил перед собой разбор причин аварий с точки зрения капитана, человека, как говорили старые моряки, первого на судне после Бога. Другая причина заставившая взяться за перо – падение профессионального уровня капитана, подготовки судоводителей. Раньше мы с гордостью говорили: « Наша советская школа!». Сейчас на флот приходят люди с другим уровнем образования, иным отношением к делу. Кадровая проблема усугубляется недостаточным числом квалифицированных, грамотных специалистов, и  потому -  человеческий фактор в морских происшествиях будет преобладать. На днях я был приглашен на совещание с участием работников прокуратуры и на нем  привели цифру - 95%. Таков процент человеческого фактора – как основной причины  в происшествиях на транспорте.

И еще один важный момент, давший название книге. Анализ катастроф показывает, что практически  все они  начинались на берегу. Если на скамье подсудимых рядом с капитаном нет никого из береговых работников, не факт, что они невиновны. Сложным, трагическим является положение капитанов в малых судоходных компаниях. Ими помыкают, вынуждают перегружать сверх нормы теплоходы, выходить в море при сложных метеоусловиях, заниматься браконьерством, если капитан рыбак»…

Такой же точки зрения на причины морских катастроф придерживается и В. Миськов, академик Академии транспорта РФ, бывший генеральный директор Дальневосточного морского пароходства. Приняв участие в презентации книги «Спасите нас на суше», он вспомнил несколько случаев из своей практики спасения судов. «Я был и остаюсь при своем мнении -  безалаберности не место в море» - заключил свое выступление В. Миськов. Последний пример – декабрьская авария  парома «Приморец»  у причала острова Русский. Дал Виктор Михайлович и оценку труду Осичанского: «Если бы я сейчас был капитаном, купил бы четыре экземпляра книги и вручил своим помощникам. Эта книга должна стать настольной у судоводителей».

 - «Спасите нас на суше» - крик души,- говорил на презентации генеральный директор  ЗАО «Морская инженерная компания» Ю. Рыбалкин.- Петром Ивановичем совершен титанический труд. Из тысяч морских трагедий ему удалось составить классификатор аварийности флота, выбрать наиболее типичные ситуации. Он понимает, что капитаны зачастую заложники обстоятельств, ведь у определенной части судовладельцев  натура лавочников, и аварии последних времен на совести таких руководителей. Надеюсь, курсанты, молодые штурманы расценят книгу, как введение в специальность,  и она поможет им избежать трагедий.

Судя по тону, эмоциональности выступлений, люди высказывали мысли, которые волнуют  моряков, профессионалов. На презентации они получили возможность донести до общественности свое мнение, привлекли внимание к актуальной проблеме судовождения. В тот вечер в Большом читальном зале краевой библиотеки собрались опытные судоводители, ветераны ДВМП, моряки – тихоокеанцы, люди имеющие отношение к флоту. Большинство историй, изложенных в десяти частях книги, известны им в той или иной степени. Но на презентации присутствовали два моряка, непосредственные участники  морских катастроф, изложенных П. Осичанским.

… В 1981 году С. Иванов служил на подводной лодке «С-178». 21 октября она возвращалась на базу в надводном положении, и в районе острова Скрыплева в нее врезался  сухогруз «Рефрижератор -13». Получив пробоину, лодка  легла на грунт. 16 моряков погибли во время столкновения, еще 16 во время спасательной операции длившейся трое суток. Если Осичанский в главе «Столкновение у острова Скрыплева» привел ошибки судоводителей и спасателей, то Сергей Николаевич рассказал, что довелось пережить ему и его товарищам в затопленном корабле на глубине 32 метра. Даже спустя почти тридцать лет ему нелегко давались воспоминания. О судьбе еще одного члена экипажа «С-178», старпома С. Кубынина участники встречи узнали от моряка, автора нескольких поэтических сборников Олега Матвеева. Когда молодые матросы сидели в темноте в полузатопленных холодных отсеках, капитан – лейтенант Кубынин, чтобы их подбодрить, вручал каждому знаки «За дальний поход», поддерживал в ребятах веру в спасение. Он помогал морякам выйти на поверхность, сам покинул подлодку последним. Во время судебного разбирательства Сергей  не согласился с несправедливым приговором трибунала командиру, и в знак протеста уволился из ВМФ. Часто  приезжает он во Владивосток из Москвы, где работает в отряде МЧС, навещает мемориал на Морском кладбище. А в Петербурге

…каждый год, в один и тот же вечер,

Приходит в одиночку он в собор

И, зажигая поминально свечи,

Как будто объявляет «Большой сбор».

……………………………………………..

Тихонько оплывают воском свечи

И тянуться к старпому огоньки.

Обидно, что помочь мне другу нечем

В мгновения, что так ему горьки

.

   Поэтические строки Олега Матвеева заставили участников вечера с новой силой пережить трагедию «С-178».

 О другом происшествии, пожаре, случившемся на пассажирском теплоходе «Туркмения» 10 ноября 1986 года, рассказал В.Клим, командовавший тогда этим судном. Лайнер совершал круизный рейс. В Японском море на траверзе бухты Преображение в полночь в машинном отделении начался пожар. На борту 290 детей – участников краевого смотра художественной самодеятельности. Объявили пожарную тревогу. «Но когда я увидел, что дым по потолку проникает в пассажирские помещения, понял, что может случиться самое страшное, и объявил шлюпочную тревогу,- вспоминает Владимир Георгиевич.- По трансляции объявил, что нужно тепло одеться и выйти к шлюпкам. Операция прошла спокойно, многие дети были уверены, что это очередная учебная тревога». Сейчас, по прошествии стольких лет, капитан считает, что в форс-мажорных обстоятельствах ему помогла та школа, что существовала в Дальневосточном морском пароходстве. В первую очередь мощная служба наставников на берегу, знакомство с опытом судоводителей, помогавшее выработать интуицию…

В создании книги Петру Осичанскому  помогали специалисты разных дисциплин. Часть очерков снабжена схемами движения судов, таблицами. Доктор технических наук, профессор Морского государственного университета им. Г.И. Невельского А. Азовцев рассказал на презентации, что по просьбе П. Осичанского разрабатывали математические модели катастроф, давали консультации. «Книга эта необходима курсантам,- считает Анатолий Иванович,- лично мне понравилась глава «Аварии, которых не было». Если капитаны будут проявлять принципиальность,  готовность совершать, как пишет Петр Иванович, Поступок, то и катастроф будет меньше».

Достоинство книги «Спасите нас на суше» еще и в том, что очерки написаны доходчиво, хорошим слогом, излагаемые события понятны рядовому читателю. Впрочем, это закономерно. П. Осичанский кроме двух высших морских образований имеет гуманитарное - закончил отделение журналистики ДВГУ. В его творческом багаже уже три книги. Первые два сборника очерков вышли в серии «Капитаны», издаваемой Дальневосточной ассоциацией морских  капитанов.

Заключительным аккордом встречи автора книги с читателями стало выступление заслуженного артиста РФ, главного дирижера и художественного руководителя Тихоокеанского симфонического оркестра М. Аркадьева. В дни празднования 150- летнего юбилея Владивостока состоялась премьера его «Тихоокеанской сюиты». Она наполнена океаном, его стихией, его легендами и в этом чем-то созвучна  страницам книги П. Осичанского. Одна из частей, навеянная композитору подвигами античного героя Аякса и кораблекрушением его судна, была предложена в записи участникам вечера.

А затем музыкант исполнил на рояле пьесу Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к  пушкинской «Метели». Посвящалась она всем погибшим на море. Их вспоминают во Владивостоке в МГУ им. Невельского ежегодно 13 декабря в день гибели в проливе Лаперуза в 1939 году парохода «Индигирка». Эта память горька и поучительна, подтверждением чему и стала  книга П. Осичанского.

 

[наверх]



 
  Главная | О библиотеке | Краеведение | Каталоги | Новости | Услуги | Ссылки |
Copyright © 2002-2009 ПГПБ им. А. М. Горького