Дата обновления:
22 Июнь 2011

 
События: день за днем
НЕЗАТЕЙЛИВОЕ РЕМЕСЛО АКТЕРА

 

 Задник импровизированной сцены был обклеен афишами Приморского академического театра имени М. Горького, в котором  вот  уже 35 лет служит артист. Здесь же кронштейн со сценическими костюмами персонажей, которых ему довелось играть. Кронштейн, по замыслу организаторов вечера должен был   олицетворять собой ту самую  легендарную вешалку, с «которой начинается театр».

 Автор и  ведущий вечер «Актерство – вещь незатейливая…», директор библиотеки А. Брюханов, представляя своего героя,  счел нужным напомнить, что артист, по его выражению, «прилепился»  к театру  в хорошее время, когда его коллектив возглавлял режиссер Ефим Табачников, а в спектаклях играли непревзойденные Анатолий Бугреев, Евгений Шальников, Павлина Конопчук, Лариса Сорока…

 Начало жизни не сулило актерской стези  нашему  герою. Как вспоминал на вечере Владимир Николаевич, родом он из семьи охотника небольшого станка – поселка на Енисее под Туруханском. Одно из ярких воспоминаний детства -  белый, трехпалубный дизельэлектроход,  проплывший по реке. Носил он имя «Чехов»… Затем служба в армии, поиск своего места в жизни, приезд во Владивосток по оргнабору. Здесь Сергияков увидел приглашение в Народный театр клуба имени  Ильича при Дальзаводе. Руководил этим коллективом декан театрального факультета Дальневосточного института искусств С. Гришко. Он и ввел рабочего паренька в волшебный мир театра.

- Это, будто, тот белый пароход ко мне приплыл, - говорит актер. – Когда я сейчас выхожу на сцену, особенно в «Проминальной молитве», мне хочется, чтобы  среди зрителей в зале был  Сергей Захарович, светлая ему память.

В «Поминальной молитве» Владимир Сергияков сыграл Тевье – молочника. В этом спектакле он вместе со своим героем размышляет о сложностях жизни,  задается вечными вопросами Бытия. По мнению ведущего вечера – роль Тевье, обильно цитирующего Священное писание, - это оживший Талмуд. Оспорить эту точку зрения или согласиться с ней он попросил театрального обозревателя Г. Островскую: «Я видела постановки, в которых были заняты Евгений Леонов, Владимир Стеклов. Тевье Владимира Сергиякова совсем иной человек - это философ с поэтической душой, который выкладывает свою душу, заставляет зал переживать, размышлять». Галина Яковлевна на протяжении не одного десятка лет   наблюдает театральную жизнь Приморья,  становление многих актеров происходило у нее на глазах. Поэтому так авторитетно звучала ее высокая оценка творчества   Владимира Сергиякова.

И в ее подтверждение перед участниками вечера была сыграна сцена из «Поминальной молитвы». Партнершей Сергиякова  была заслуженная артистка РФ Светлана Салахутдинова - Голда. Логическим завершением сцены  стало выступление скрипача, заслуженного артиста РФ А. Боргардта, исполнившего поппури на темы  еврейских песен.

Театральное амплуа В. Сергиякова многообразно: он и простак, и комик, и трагик. Режиссерским дебютом его стал спектакль по пьесе А. Володина «Пять вечеров», в нем же Владимир Николаевич исполнил главную роль. Эта работа для актера своеобразная веха на творческом пути. Ведь в далеком 1975 году он исполнял в «Вечерах»  роль студента Славы. В новом обращении к хорошо известной пьесе Александра Володина  артист играет  прошедшего войну, повидавшего жизнь Александра Ильина. Что это за человек, каков его характер показала  сцена из спектакля, в которой вместе с Сергияковым приняла участие  артистка театра Яна Мялк.

…Красавец – теплоход «Чехов» - одно из ярких детских воспоминаний – воплотился в жизни Владимира Сергиякова не только  в чувстве прекрасного, которое  нам дарит искусство, но и в конкретном обращении к драматургии Антона Павловича…

В спектакле  по драме «Иванов» Сергияков (Лебедев) играет с давним коллегой по ремеслу и другом по жизни народным артистом России Александром Славским (Иванов). Они бережно хранят и передают особую, наработанную годами атмосферу спектакля, определяемую как «чеховский тон», «чеховское настроение». И на этом вечере друзья – актеры, помня об этом, особенном чеховском тоне  сыграли  сцену из этого замечательного спектакля.

О том, что есть актерство и простое ли это ремесло, Владимир Сергияков размышлял  и на телеэкране, о чем напомнил нам сюжет  из видеофильма Виктории Подлесной, снятый на ПТР. Зная страсть   артиста  к рыбалке, тележурналистка   организовала съемку  актера с его приятелями заслуженными артистами А. Пономаренко и Н. Тимошенко на берегу моря. И вот, возле костерка, состоялся обстоятельный актерский разговор, перемежавшийся рыбацкими  байками. Фрагменты из видеофильма «Творческий портрет в рыбацком интерьере» также  демонстрировались на вечере. А сама автор решила продолжить импровизированный  диалог со своим героем.

В  ближайшее время приморцы смогут оценить В. Сергиякова в качестве киноактера. Молодой энтузиаст приморского авторского кино С. Боровков завершает работу над художественным фильмом «Ночь», список исполнителей  которого открывает заслуженная артистка РФ Лариса Белоброва. Эта лента о беспокойстве, которое вдруг охватывает человека. Автор, постановщик фильма Сергей Боровков был немногословен, сказал только, что при съемке он чувствовал поддержку мэтров приморской сцены. Фильм монтируется и, возможно, его премьера состоится в клубе любителей эксклюзивного кино «Зеркало», работающего при ПГПБ  им. А.М.Горького.

Среди последних работ Владимира Сергиякова мсье Дюпон из пьесы французского комедиографа Жака Деваля «Tovarish». Написанная 80 лет назад, она рассказывает авантюрную историю охоты за мнимыми богатствами наследников царской семьи, российских эмигрантов. Одну из них – великую княжну Татьяну  Романову играет Л. Белоброва. По ходу спектакля она нанимается горничной к банкиру Дюпону. На вечере артисты с блеском разыграли одну из сцен спектакля. А потом Л. Белоброва рассказала зрителям о том, какой тонкий и чуткий актер Владимир Сергияков, какой он надежный товарищ и мастеровитый, хозяйственный человек. Однажды он взялся отремонтировать актерские гримерки. Получилось не хуже, чем у иных профессиональных строителей.

Круг профессионального общения у Владимира Сергиякова широк, он подпитывает актера идеями, энергией, подсказывает нюансы исполнения той или иной роли. Одним из таких событий, повлиявшем на творческое кредо актера, стало его участие  в 1975 году  в съемках «оскароносного» фильма Акиры Куросава «Дерсу Узала». Студент театрального факультета несколько месяцев провел со съемочной группой, состоящей из мастеров кинематографа, театра. Он снимался в роли стрелка. Об этом напомнил А. Брюханов, автор фотокниги «Возвращение Дерсу Узала», посвященной съемкам фильма.  Вот там, в Уссурийской тайге, Владимир усвоил уроки величайшего кинорежиссера современности Акиры Куросава. А на  своем творческом  вечере  он поделился воспоминаниями о тех незабываемых днях.

Завершая  вечер, А. Брюханов пожелал Владимиру Николаевичу, чтобы его путь в искусстве был таким же долгим, как маршрут арсеньевских стрелков,  снятый Куросавой в тайге, и чтобы он не забывал приобретенных в этом маршруте представлений о простых истинах, простом ремесле и художественной  простоте  – как о высшем проявлении большого искусства.

 

[наверх]



 
  Главная | О библиотеке | Краеведение | Каталоги | Новости | Услуги | Ссылки |
Copyright © 2002-2009 ПГПБ им. А. М. Горького