Дата обновления:
22 Июнь 2011

 
События: день за днем
ОТ ИДЕИ К НАРОДУ

Клуб национальной жизни «Русский путь», открытый при ПГПБ им. А.М. Горького по благословению Архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, пригласил своих слушателей на очередную встречу – диспут «Что есть Русская идея и зачем она нужна России?»

В самой теме диспута – отразились современные поиски духовности, новый взгляд на национальную самобытность и новое представление о собственной истории России. По замыслу организаторов встречи она должна была пройти как диалог между Архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином и Председателем Законодательного собрания Приморского края, доктором технических наук В.В. Горчаковым. При участии той аудитории, кому небезразличны эти вечные русские вопросы: кто мы есть и кем нам следует быть? Таких интересующихся, готовых высказать свои собственные мысли и послушать мысли других, оказалось много.

Происходившее на вечере уже получило освещение в официальной прессе: освещение не однозначное, вызывающее желание поспорить и чем – то решительно не согласиться. Так или иначе, а состоявшийся живой обмен мнениями – лучшее свидетельство того, что Русская Идея продолжает оставаться любимейшим детищем отечественной мысли. Споры, которые начинались еще при И.Аксакове и сторонниках западного пути развития России в лице В. Белинского, продолжают волновать нынешние умы.

Можно согласиться: Россия потерпела интеллектуальное поражение в современном мире, но думать и мыслить не разучилась. Позитивный опыт клуба «Русский путь» - пусть и не очень убедительное для кого – то, но все же свидетельство – думающая Россия – не столько реальность вчерашнего дня, сколько самая что ни на есть - реальность дня сегодняшнего. Чтобы дать читателям сайта более полное представление о теме состоявшегося разговора, редакция решила опубликовать стенограмму заседания клуба «Русский путь». Разумеется, в сокращении.

Вел заседание директор ПГПБ им. А.М. Горького А.Г. Брюханов: А. Брюханов: Сегодня мы будем обсуждать такую культурную ценность, которая называется «Русская идея». Я уже предвижу вопросы несогласных: нужно ли это делать? Может нам подбрасывают эту тему, чтобы увести наше сознание, наше мироощущение от более важных и насущных проблем?

Зачем ворошить то, что сдано в исторический архив и благополучно забыто? Но, что сдано в архив, что забыто? В архив можно сдать формулы. А как быть с сутью, с тем, что известный апологет русской идеи религиозный философ Иван Ильин определяет следующим: «Как бы не были велики наши исторические несчастья и крушения, мы призваны самостоятельными быть, а не ползать перед другими; говорить, а не заимствовать, обращаться к Богу, а не подражать соседям, искать русского виденья, русского содержания и русской формы, а не ходить в «кусочки», собирая на мнимую бедность. Мы Западу не ученики, и не учителя, мы ученики Богу и учителя самим себе. Перед нами задача: творить русскую самобытную культуру из русского сердца, русским содержанием, русской свободе, раскрывая содержание, раскрывая русскую предметность. В этом смысл русской идеи». Это по Ивану Ильину. Мы можем соглашаться с этим, можем не соглашаться. Но согласимся, что самым важным и главным источником в русской идее будет православие. И поэтому, готовя сегодняшний вечер – будем называть его, памятуя традицию Петербурга, философским вечером – мы обратились к его Преосвященству архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину, принять участие в этом диалоге.

Владыка Вениамин: Друзья мои! Мы собрались поговорить о самом главном, что присуще русской душе, русской психологии, русской жизни. Весь мир пронизан идеями, логосами. В человеке они действуют свободно и сознательно. Наша позиция библейская: человек живет идеей. Идеей Божественной.Человек живет этой идеей, она зовет нас к бесконечному совершенству, богоподобию. Когда человеческие личности соединяются в общество, а это тоже создание – Бог создает народы – и каждый народ имеет свою главную идею, которой он должен жить. Мы ушли из советского времени, где отчетливо пропагандировалась коммунистическая идея, и попали в какой – то безыдейный вакуум. Начали рассуждать, что нет у нас идеи, надо примерять к России, русскому человеку одежду идейную с Запада, искать это за тридевять земель. Друзья мои! Не надо этого делать. У России есть своя идея. И она появилась тогда, когда появилась сама Русь. Родилась в великой купели Днепра, когда народ принял Христову веру, образ Христа. Возлюбила она всей душой своей, приняла Христа от Второго Рима – Византии. Полюбила Русь Христа, Божию матерь, святых, и с купели Днепра она загорелась, возжелала, воплотить Евангельскую идею в своей жизни. Эта идея, эта вера православная была силой государствообразующей. Она созидала великую и неделимую Русь, она соединяла враждующих русских князей воедино. И, если бросить взгляд на историю, идея эта материлизовалась таким образом, что Русь стала обладать шестой частью планеты. Это внешнее владычество, а внутреннее это преображение русского народа, стремление к святости, правде, к воплощению Евангельских идей. Поэтому стали называть Русь святою, а народ русский – народом богоносцем. Русский народ стремился к совершенству, идеалу. Христос говорил: « Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». А Отец наш небесный бесконечно совершен: абсолютное добро, абсолютное милосердие, абсолютная правда. Вот к этому стремилась Русь. Но не всегда она выполняла то, что требовала от нее русская идея, православие. Вопреки идее русский народ творил грязь, безобразия. Но даже в таком падшем состоянии, наступало у человека высшее духовное состояние, он все же хотел жить по идее.

Идея эта созидала государство, была культурнообразующей силой, она созидала лик русского народа, она созидала воина русского, благословляла его на войны, но войны отечественные, освободительные, справедливые войны. И так до сего дня. Посмотрите на литературу – Достоевского, Толстого, Лескова...всю классическую литературу. У Достоевского нет ни одного романа, чтобы не поднимал тему евангельскую. И это не только в литературе. А искусство, музыка, архитектура… всюду видим влияние церкви.

Какая задача была русского народа – это защита православия.И если бы Россия не жила этой верой, могла ли она татарское иго перенести, польско – литовское нашествие, и все войны, включая наполеоновские вплоть до Великой Отечественной войны?..Верой жила Русь, православной верой. И центр православия – это лик Христа.

А. Брюханов: Русскую идею, зародившуюся в великой купели Днепра развивали лучшие умы России. Авторство русской идеи принадлежит не только русским религиозным философам. Мы знаем, что они продолжили то, что до них начинали Карамзин, Хомяков, затем Соловьев и Достоевский. Федор Михайлович Достоевскому принадлежит сам термин.

В 1861 году он написал следующее: « Может быть, русская идея станет синтезом всех тех идей, которые упорно, с таким мужеством, развивает Европа в отдельных своих национальностях». Получается, что напитавшись от православия, русская идея начала вбирать в себя и некий объем общественного сознания т. е. из части религии она стала превращаться в часть общественного широкого сознания. Вот факты последних лет. В 1992 году Фонд Горбачева организовал международную конференцию «Русская идея и новая российская государственность». А в ответ на те тезисы, которые были провозглашены на ней, наши недруги на Западе, оппоненты, провели свою конференцию « Вопросы русской истории» и там тоже позиционировалась точка зрения: России не надо замыкаться на своей русской идее, поскольку это один из способов ее изоляции от внешнего цивилизованного мира. Александр Солженицын ответил на это своим трудом «Русский вопрос в конце ХХ века».

Мы сегодня вспоминаем события новейшей истории, это говорит о том, что русская идея продолжает волновать не только русский мир, но и западный. Она подчас предлагается некоторыми апологетами в качестве новой русской идеологии, поскольку этой идеологии на русских просторах мы не ощущаем. Так вот, полезно ли это новой русской государственности? Поскольку эта идея наполнилась гражданским содержанием. Эти вопросы я хотел бы адресовать человеку, который этой тематикой занимается – председателю Законодательного собрания Приморского края Виктору Васильевичу Горчакову.

В. Горчаков: Мой интерес к этому вопросу вызван тем, что мы пытаемся формировать государство, то что называется Российской федерацией. Она складывается не только из русских, но и представителей других национальностей. Поэтому говоря о русской идее, мы должны быть достаточно аккуратными, с точки зрения того что она должна быть приемлема для всех, а не только для части населения России. Несомненно, православие является стержневой частью русской идеи, но мне кажется, понятие русской идеи несколько шире, чем православие. Возникает вопрос: сможем ли мы попытаться найти некие точки соприкосновения с людьми, которые исповедуют другие конфессиональные принципы, но являются такими же гражданами Российской федерации.

Если мы говорим о поиске идеи, которая бы объединяла, а не просто об идее позволяющей какой – то группе жить комфортно, изолированно. Мы должны думать о принципах, которые бы объединяли максимально большое количеству людей, живущих в стране. В чем проблема, на мой взгляд? Важная составляющая русской идеи – это русская культура и русский язык. Здесь органы государственной власти могли бы работать более активно, чем работают на сегодняшний день. Принятое недавно нашим правительством решение по укреплению русского языка – это хорошее решение, так же как, например, акция, проходящая в Пекине – продвижение в Китай русского языка. У нас же чаще услышишь пропаганду английского языка, как средства продвижения к успеху. Я не против английского, но нам бы столько накала, энергии, рекламного времени по продвижению русского языка, русской культуры. Лет сорок назад была попытка формирования единого мирового языка, на эту функцию претендовал английский язык. Все прекратилось. Я хочу сказать, защита наших культурных ценностей – вещь необходимая, также как защита культурных ценностей – это защита русской идеи. Вопрос соборности одна из составляющих русской идеи. На мой взгляд, она ушла сейчас на второй план. Все разговоры переходят в плоскость о личном успехе, личном преуспевании. Произошла серьезная дифференциация нашего общества.

А. П. Егоров, писатель: Приятно, что здесь было произнесено слово «толерантность». Это ключевое слово на современном этапе развития нашей страны. В выступлениях патриарха Кирилла, думских политиков, политологов порой звучат эти слова «русская идея». Что это такое? Для многих не ясно в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране. Например, поговаривают о создании института капелланов в армии. Казалось бы хорошо. но ведь служат еще мусульмане, иудеи. И еще одна немаловажная деталь. Мы постепенно отдаем инициативу в руки ваххабитов. Вот, представьте себе, русская идея будет осуществлена в том обличье, как сейчас ее представляют политологи, то при нашей рождаемости через два – три поколения мусульман станет большинство и они могут вправе поставить вопрос о своем президенте России. У нас могла бы возникнуть русская национальная экономическая идея, подобие той, что возникла в свое время в США при Рузвельте: ограничить аппетиты чиновничества, повысить налогообложение толстосумов. У нас ничего подобного не происходит. Я не слышу об этом ни от думских деятелей, ни от общественных организаций.

Владыка Вениамин: Я бы задал встречный вопрос: « А что, эти ваххабиты не выдвинут своего президента, если мы будем умалчивать наши русские идеи?».

А. Егоров: Умалчивать не надо. Владыка Вениамин: Друзья мои! Русская идея – это значит Христос, это любовь, основа всего. Христос любит не только нас русских. Идея в православии, а центр православия лик Христа. Русская идея – значит воспринять Христа. В то время, когда на Западе человекобожие проповедуется, у нас – богочеловечество. Это значит - соединение человека с Богом, неба с землей. Русская идея – это всечеловеческая идея. Вспомните, когда в Советском Союзе говорили о дружбе народов, о братстве – это же христианская идея! А как сейчас разожгли националистические чувства.

А. Брюханов: Есть и такая точка зрения, которая считается опасной. Но все – таки, ставить знак равенства между русской идеей и русским национализмом было бы неверно. Эта мысль может возникнуть только у недобросовестных людей.

С.К. Песцов, заведующий кафедрой политических процессов Тихоокеанского института политики и права ДВГТУ: Ссылки на то, что наши недруги хотят подставить нам подножку, когда говорят не занимайтесь русской идеей и не заморачивайте себе голову, мне кажутся странными. Поскольку те, кто воспринимает нас извне, наши занятия русской идеей они трактуют следующим образом, что мы всегда придумываем что – то неожиданное, отчего не только нам самим становиться хуже, но и нашим соседям не сладко. Поиск русской идеи означает поиск пути, который позволит нам жить не так, как все остальные. Для меня это звучит, опять же, странно. Вообще, говоря о русской идее, мы должны понимать ее назначение: она может придавать смысл жизни. Мы не знаем, для чего живем, и поэтому должны придумать некую идею, ради которой стоит жить. Нам не нравится мысль, что нужно жить, чтобы воспитывать детей (у нас детских домов полно), заботиться о стариках. На том же Западе детских домов, как институтов не существует, хотя глобальной идеи вроде бы нет. Если мы считаем, что не стоит жить ради простых вещей, о которых говорит и церковь, то тогда действительно, нужно что – то глобальное придумать. Это, наверное, следствие нашего национального характера. Мы не умеем работать нормально изо дня в день. Мы умеем совершать подвиги. И если нет великой идеи, то жизнь теряет смысл. Это, на мой взгляд, совершенно неверно. И еще. Когда может использоваться понятие русской идеи? На мой взгляд это как ситуация с группой подростков, у которых нет умения, таланта играть на скрипке, возможностей посещать спортивную секцию, а хочется отличить себя, придать смысл своему особому существованию. И они придумывают формулу поведения, стиль одежды. Это тоже попытка идеи: если я не могу сделать то, чего достигают все – пойду другим путем, это будет моя идея.

Я с уважением отношусь к церкви. Мы убедились на своем опыте, что попытка избавиться от этого института приводит к плачевным результатам. Все, что наблюдаем сегодня это последствие негативного отношения к церкви. В то же время мы не можем сказать, что опираясь на то, что предлагает церковь, достигнем вершин. Есть цель, которую мы должны достичь и есть способы. Христианство определяет способы, которыми можно достигнуть любых целей. Но мы должны знать, что существуют рамки, в которых мы можем действовать, жить, двигаться к достижению этой цели…

От редакции сайта: Окончание дискуссии в следующем выпуске «Книжной среды».

 

 

[наверх]



 
  Главная | О библиотеке | Краеведение | Каталоги | Новости | Услуги | Ссылки |
Copyright © 2002-2009 ПГПБ им. А. М. Горького