Дата обновления:
22 Июнь 2011

 
События: день за днем
ОТ ИДЕИ К НАРОДУ

Мы завершаем публикацию стенограммы Вечера – диспута «Что есть русская идея и зачем она нужна России?», состоявшегося 27 марта в рамках программы клуба национальной жизни «Русский путь» ПГПБ им. А.М. Горького.
Участники – Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, председатель Законодательного собрания Приморского края В.В. Горчаков, представители вузовской науки, общественные деятели, духовные иерархи, творческая интеллигенция, библиотечная общественность.
Ведущий – Александр Брюханов.


Брюханов: Я понимаю Вас так (обращение к предыдущему оратору – доктору политологических наук С.К. Песцову), что сегодня Россия нуждается не в Русской национальной идее, а в универсальных общечеловеческих ценностях? Но что такое универсальные общечеловеческие ценности? То же, что и христианские? Универсальные – это благополучие, комфортная, безопасная жизнь, имущество, достаток, добришко?..
Но в Нагорной проповеди мы читаем о другом. Ваше высокопреосвященство, можно ли поставить знак равенства между ценностями общечеловеческими и ценностями христианскими?
Владыка Вениамин: Вот говорят, мировые ценности и ценности нашей русской идеи. Нужно посмотреть, откуда они исходят. И что это за ценности. Если « не убий», « не укради», то это совпадает с евангельской истиной, а если общечеловеческая - « живи для себя» - то это уже не евангельская категория. Все рассматривается на основе истины христианской. Какой критерий общечеловеческих ценностей, если они не совпадают с откровенной истиной? Религия является основой нравственности. В Евангелии говорится: « Покажи мне твоего Бога, и я скажу кто ты». Я буду с радостью к тебе идти, если у тебя Бог любви, жертвенной любви, умирающей за тебя. И если ты истинный христианин, ты - тоже должен таким быть. А если у тебя другой Бог? Покажи мне своего Бога, свою идею и я скажу кто ты. Общечеловеческие ценности и Евангельские надо рассматривать отдельно.
А. Брюханов: Русская идея – это принцип всеединства. Не глобализации, а всеединства! Глобальный мир и русская идея – есть надежда, что уживутся? Ваша точка зрения, Виктор Васильевич!..
В. Горчаков: Влияет ли глобализация? Конечно, даже сомнений нет. Есть некоторые процессы, которые всех нас волнуют: экономика, система коммуникаций. Мир открыт и сам принимает решение, какую философию исповедовать. И здесь вопрос: нам смириться, что все будем одинаковые, или пытаться сохранять самобытность, целостность национальной культуры. По - видимому, в далеком будущем появится мировая сообщность людей, живущих одинаково, исповедующих одинаковую культуру. Если мы пытаемся защитить свои национальные интересы, должны реально воспринимать глобализацию. Я бы поборолся за то, что какую – то идею, базирующуюся на русской национальной идее избрать для сообщества наших государств. Люди не могут жить без идеи. Поиск каких – то ее общих агитационных параметров необходим. Нечеткость, которая сейчас существует, позволяющая всем все толковать на свой лад рождает дополнительный хаос...
Галина Геннадьевна Ермак (Институт истории ДВО РАН): Недавняя перепись зафиксировала, что в Приморье 90 процентов населения русские. Остальные десять процентов национальные меньшинства. Законодательство позволяет создавать им национально – культурные автономии, организовывать свою этнокультурную жизнь. Почему же мы стесняемся говорить про русский народ, про русскую идею?
В. Горчаков: У нас около сорока общин национальных укладов. Говоря о русской идее, мы должны думать, что живем в одном сообществе, чтобы наши идеалы не вступали в конфронтацию с идеалами этих самых национальных общин. Я - против экстремизма, так как есть тонкая грань впадения в русский национализм.
Владыка Вениамин: Человечество всегда стремилось к глобализации. Примеры: Александр Македонский, Тамерлан, Наполеон, Сталин…Что будет дальше?.. Такое общеполитическое государство апокалипсично с нашей точки зрения. Если человекобог создает глобализацию, то человеку свойственно ошибаться. Куда мы идем, кто нас ведет, что мы получим? А вот русская идея – чистая идея. Знаем, куда идем. Это не национализм. Россия подняла крест, она приняла Христа, его учение. Она сама должна очиститься, преобразиться. Ведь в чем замысел Божий о России? Есть сказание о Первом Риме, Втором Риме. Третий Рим – Москва. А Четвертому не бывать.
Покажите народ, который бы взял у России тяжелый крест, перенял эстафету православия и сохранил его? Русский народ должен был взять этот крест, тяжелый крест, очистить себя от страстей, преобразиться, пронести его сквозь века, и когда Запад разложится окончательно, подарить его народам Истину. Достоевский говорил: « Мы должны быть слуги». Вот, что мы должны делать, вот в чем величие России в духовном плане. Это не позор для России. Куда бы нас ни вела глобализация, мы должны держаться русской идеи... А. Брюханов: С трибуны государства собственно русские проблемы почти не обсуждаются. Их вроде бы и нет. Если государство не формулирует «русских вопросов», они формулируются общественностью. Возникают самые различные организации, в которые нас собирает русская тема.
К примеру, сегодня в крае работает организация по продвижению проекта « Народный собор», и у нас на вечере - диспуте присутствует координатор этого проекта – Ю.М. Корсаков.
Корсаков Юрий Михайлович: Наше движение заявило о себе во многих регионах России. Курс, обозначенный в 1993 году, по которому идем в течение 15-ти лет позволяет увидеть определенные результаты – это поиск русского пути. Участники этого движения понимают под русской национальной идеей отказ от либеральных демократических ценностей, навязываемых Западом. Они основной массе нашего народа чужды. Этот отказ делается в целях сохранения России: страны русских и россиян.Мы ко всем этносам относимся одинаково: все равноправные граждане страны. Но если мы исторически православное государство, то и православию должна быть поддержка на государственном уровне. Этносам, проживающим в регионах, где доминируют те или иные конфессии, должна быть поддержка на региональном уровне. Мы видим, что подрастающее поколение, которое придет на смену нам, воспитывается в бездуховной среде по подобию и образу Запада: личный успех, богатство, достижение личных целей. И ничего общинного, общественного. Вот в чем пагубность западного образа жизни. Российскому народу он не подходит, мы привыкли к общности. Поэтому проводим общественным движением акцию: собрать народный Собор и выразить волю народа: по какому пути идти, как воплощать национальную идею. Олег, участник вечера: Не кажется ли вам, что мысль о русской идее смешанная с такой религией как православие, уводит нас от ценностей демократического общества. Разве не прекрасно, когда человек думает, чтобы у него была здоровая семья, чтобы дети учились в нормальной школе, чтобы было у нас нормальное здравоохранение? Почему нас обращают опять к какой – то идеологии. Не закончиться ли это тем, что ради национальной идеи будут попираться права личности? Мы уже это проходили: если не принадлежишь к православной идее, просто исповедуешь христианство, живешь по справедливости, то будешь не такой как все. Не спасаем ли мир ценой жизни одного человека, ради светлого будущего?
Ю. Корсаков: Мы не спасаем весь мир. Мы озвучили идею, которая не направлена на то, чтобы задавить индивидуум человека. Вы говорите про демократию. В России она была создана раньше, чем в Америке, вспомните Народное вече. Америка, существующая 200 лет, пытается навязать нашему народу, насчитывающему тысячелетнюю историю свою демократию. Соборность – это и есть демократия. А задавить человека можно и в той, и в другой ситуации. Мы говорим, что сегодня несколько десятков российских граждан получили огромные народные богатства в свои руки и совершенно забыли про народ. Как может при таком положении проявить обычный человек свою гражданскую сущность? Главная ценность должна состоять в том, чтобы все общество имело идеологию «Все для человека».
А. Брюханов: Точка зрения, которая прозвучала, имеет под собой почву. Критика русской идеи сводится к тому, что она не может осуществиться, так как не затрагивает бытовую сторону жизни человека. Она обращена к «слишком высокому». Наш оппонент говорит, что быт человека должен быть устроен. Значит, идем от русской идее к американской мечте, которая предусматривает комфортабельное существование человека? Русская идея слишком духовна, а жизнь человека замешана на быте решении простых вещей и вопросов…
Владыка Венамин: Коммунизма мы никогда не построим на земле и не удовлетворим каждого человека. Для чего живет человек? Он рангом выше растительного, минерального мира. Он человек! Царь природы! Вот и живи по – человечески, по – Божьи. Если живем по идее русской, если Христос в основе нашей жизни – жизнь не оканчивается 70 – 80 годами земного существования. Это бессмыслица. Если нет Бога, нет вечности.
Олег: Я русский, я хочу жить в России, я люблю русский народ, но не желаю быть православным. Куда вы поместите меня, в какой этнос?
Владыка Вениамин: Да мы будем молиться за вас, чтобы Господь привел вас к православию. А мусульмане будут молиться, чтобы мусульманином стали. Варламова Людмила Ивановна, искусствовед Приморской картинной галереи: Друзья, Америка это большая голова, а Россия огромное, все вмещаюшее сердце. Америка – это космополитизм, крайний индивидуализм, а Россия – это общинное жительство, способность положить душу за други своя и даже за идею. Все мы русские люди, если не по крови, то по культурной почве. Г – н Горчаков совершенно прав, что русская идея - это наша русская национальная культура. Но совершенно прав Владыка Вениамин, потому что культурообразующие ее лики русского народа вот уже тысячу лет являются православными. Соборная национальная идея нужна, чтобы человек решил для себя главный вопрос о смысле жизни: зачем мы приходим в этот мир. Жизнь такая короткая. Жизнь тайна, и смерть тайна. Тайна святая. И рождение души. Жизнь - экзамен, который рано или поздно кончается, и каждому человеку ставится оценка.
В. Горчаков: Я готов согласиться с молодым человеком. Я с большой осторожностью говорил о русской идее, и ее практической реализации. Есть мировая практика, когда некоторые идеи сильно деформировали мир. У наших соседей в Северной Корее есть идея чучхе, из – за осуществления которой нелегко приходится простым людям. Мы должны понимать, какова цена, и какова цель. Моя точка зрения: в русской идее есть рациональное зерно, и надо искать пути ее осуществления. Анатолий Георгиевич Смирнов, писатель, полковник пограничных войн, кавалер Звезды республики Афганистан: Я рос в религиозной, православной семье и в детстве прочитал много церковных книг. Потом, по долгу службы, пришлось изучить Коран. Если сравнивать Библию и Коран - основная нравственная идея у них общая. Другой вопрос, как православные и мусульмане идут к ней. Я был в разных «горячих точках» и могу сказать, что православие у нас в крови. В те годы речь в открытую не шла о русской идее, но вся жизнь людей, с которыми довелось встречаться, строилась на ее принципах. На моей памяти множество примеров стойкости духа наших бойцов, патриотизма, самопожертвования ради товарища. Обо всем этом я рассказываю в своих книгах. Ольга Юрьевна Кожемяко: Все что говорили – правильно. Но вот что осталось в стороне. Земное человечество вошло в пору системного кризиса. Финансовый кризис одна из его ипостасей. Системный - характеризуется одной главной чертой – бездуховность. Об этом говорят и со стороны церковных кругов, и политики, и философы. Что такое бездуховность? Отсутствие высокого нравственного начала. Время анализа, редукции, нарастания противоречий в мире заканчивается. Идет поиск объединяющего начала. Консолидации. Поэтому правы те, кто говорит: формулируя русскую идею, мы должны учесть интересы других народов и не обидеть их. Ибо хватит уже противоречий. Что может объединить поиски философов, радение церкви, политиков, культурологов. Есть ли нечто, что еще и связано с нашими национальными корнями? Это есть. Формируется новая научная парадигма, которая включает один из параметров – принятие духовного начала в мире. Найден физический параметр, позволяющий увидеть светимость человека, который жестко корелирует с его человеческими качествами. Если человек трудится честно, если он следует к поиску Господа, он будет светиться!
Будущее за тем, что русский народ совершит прорыв в духовной сфере. Как мы когда – то повели весь мир в космос, так мы должны повести в космос духовный. Фетисова Лидия Евгеньевна, доктор филологических наук Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН: Представление о русской идее трансформировалось на протяжении времени, и светское понимание отличается от того, какое сложилось в умах религиозных философов. Когда мы говорим о русских как о нации, а не как об этнической группе, то имеем некое объединение разных людей по крови. Любой человек, кто ощущает единство с теми, кто говорит на русском языке, кто вырос в русской культуре, но не исповедует православие, все равно остается русским. У Виктора Васильевича прозвучала фраза «Сохранить русский язык». Для меня, фольклориста, огорчительно, что он (русский язык) утрачивает свои позиции. Все решения правительства носят декларативный характер. Возможно ли, развитие, сохранение русского языка на отдельно взятом пространстве?.. Наверное, да, если это самое отдельное пространство этой проблемой серьезно озаботится!..
Голос из зала: Товарищи, сохранение языка невозможно без сохранения носителя. Сбережение русского народа – вот пожелание власти.
А. Брюханов: Замечательная реплика! Мы говорили о существе русской идеи, а я все ждал, когда же кто –нибудь предложит ее формулировку. И вот под самый конец нашего вечера встает человек и говорит: сбережение народа. Эту формулу я слышал от Александра Солженицына. Я вспоминаю 1994 год. Последний день весны. Мы ждем Солженицына. Он вознамерился возвращаться в Россию, проехав всю ее из края в край. Была пресс- конференция, я приготовил ему вопрос, на который он отказался отвечать. Вопрос был о Ельцине. О том, удалась ли России его прививка Западом? Потом подобный вопрос повторил американец. Солженицын опять уклонился от ответа. Ему, видимо, не хотелось начинать свое возвращение в Россию со скандала с Ельциным.
Мне удалось зазвать его на Приморском радио: удача неимоверная. Он никому не давал интервью. Когда запись была закончена, я спросил его: мы влетели в какое – то безыдейное время, без идеи жить неуютно. Американскую мечту русский человек за идею не примет. Что делать?..
Александр Исаевич ответил: «Народ поберечь нужно. Слишком мы им разбрасывались. Многого уже не соберешь. Сберечь бы то, что осталось»… Он так и сказал: народ. Без уточнения – русский. Народ, пребывающий в этих немерянных просторах.
«Сбережение народа – чем не идея? Сбережем народ, чтобы было, кому идеи усваивать»…
Вот на этом и завершимся.
Я хочу поблагодарить от Вашего имени наших гостей – Преосвященнейшего и друга нашей библиотеки – архиепископа Вениамина и Председателя Законодательного Собрания Приморского края – Виктора Васильевича Горчакова. И всех вас, присутствующих, идущих русским путем…

В заключение вечера Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин прочитал отрывок проповеди Иоанна Шанхайского, опубликованной в книге «Слова».

 

[наверх]



 
  Главная | О библиотеке | Краеведение | Каталоги | Новости | Услуги | Ссылки |
Copyright © 2002-2009 ПГПБ им. А. М. Горького