Знаменательные даты по
Приморскому краю на 2010 год

Апрель

4 апреля | 8 апреля | 10 апреля | 12 апреля | 13 апреля | 14 апреля | 15 апреля | 19 апреля | 21 апреля | 23 апреля | 24 апреля | 25 апреля | 28 апреля

4 (по уточненным данным – 15 апреля)

130 лет со дня рождения Чалеевой-Бельской Елизаветы Ивановны (1880 – 22 ноября 1966), заслуженной артистки РСФСР.

Елизавета Ивановна Чалеева-Бельская родилась в семье офицера. Место рождения – город Кострома. Город, в котором поселил свою “Бесприданницу” драматург А.Н. Островский.

Театральная легенда прижилась. И теперь в Кострому едут, чтобы увидеть знаменитую беседку, в которой объяснялись герои драмы “Бесприданница” и посочувствовать бедной девушке, так горячо полюбившей неверного человека.

Известно, что Е.И. Чалеева-Бельская за свою долгую сценическую жизнь переиграла, практически, всего Островского. Однако, театральный Владивосток запомнил актрису в двух созданиях этого драматурга – Гурмыжская в “Лесе” и Кабаниха в “Грозе”. И та, и другая роль были сыграны в лучших традициях отечественного театра. С мастерством, азы которого актриса постигала в стенах училища Московского Императорского Малого театра, принимая его из рук великого артиста и педагога А.П. Ленского.

Занятия в училище чередовались с выступлениями на сцене. Играть, пусть в массовке, в спектаклях, в которых блистали М. Ермолова и А. Южин – такое выпадает не каждой дебютантке. Чалеева-Бельская навсегда сохранит память об этих днях. Свидетельство тому – ее переписка с величайшей артисткой ХХ века – А.А. Яблочкиной, составившая основу личного фонда Е.И. Чалеевой-Бельской, переданного ею в Государственный Архив Приморского края в 1961 году.

Впоследствии, дата поступления фонда актрисы в архив почему-то стала упоминаться, как дата ухода Чалеевой-Бельской из жизни. Мы находим эту дату в справочнике “Фонды личного происхождения Государственного архива Приморского края”. Отметкой 1961 год – итожится жизнь Чалеевой-Бельской публикатором ее воспоминаний, театроведом Г.Островской (“На сцене и за кулисами”. Народная издательская программа “Новая книга”, Владивосток, 2001 год). Эти же годы – 1880– 1961 – обозначены под парадным портретом артистки, выставленном в верхнем фойе Приморского академического театра драмы им. А.М. Горького.

На самом деле жизненный путь Елизаветы Ивановны Чалеевой – Бельской завершился 22 ноября 1966 года. Ей, одной из первых в Приморье, было присвоено звание заслуженной артистки России. Грамоту Верховного Совета РСФСР, подтверждающую звание, она получила в 1946 году вместе с другим корифеем приморских подмостков – Н.Г. Колофидиным. По этому случаю в театре проходил торжественный вечер, который живо напомнил старейшей актрисе ее первый театральный сезон во Владивостоке.

1905 год… Только что завершилась русско-японская война. “Город, – вспоминала в своих мемуарах артистка, – наводнили военные. И в зрительном зале золотились сплошь офицерские погоны. Солдат и матросов не было видно. Соответственно, подбирался и репертуар – русская и зарубежная классика, салонная комедия, нередко более или менее приличные фарсы”.

Однако Владивосток отдавал должное таланту молодой Чалеевой-Бельской не за участие в водевильных пустячках, а за роли серьезные и глубокие, такие, как роль Нади в спектакле по пьесе А.М. Горького “Враги”. Зрителям полюбились искренность и чистота ее героини, мечтающей о жизни деятельной и полезной и без сожаления рвущей со своим классом.

Актриса вспоминала, что репетировались и ставились “Враги” по рукописи. Режиссер Г.Ф. Дюмер получил ее из рук автора. Горький по дружбе передал ему неопубликованный текст в надежде, что вдали от центра цензура будет более лояльна к пьесе.

Успех у спектакля был исключительный, однако, постановка выдержала только три представления. Власти распорядились снять ее из репертуара, дабы не подогревать ею и без того “подогретые” настроения общественности, готовой к возмущению и организации массовых беспорядков.

Образ горьковской Нади остался одним из любимых у актрисы. Чалеева-Бельская считала, что он многое определил в ее взглядах на жизнь и актерскую профессию.

Все первое десятилетие прошлого века Елизавета Ивановна проработала в театрах Владивостока, Хабаровска и Харбина, затем – в театрах средней полосы России. Уже имея крупное театральное имя, актриса вдруг принимает решение вступить в красноармейскую труппу 10-й Армии, с которой она проделает двухлетний боевой путь от Поволжья до Кавказских гор. Она любила вспоминать об этом не из идеологических соображений, а потому что это было незабываемое время! Монологи Лауренсии – героини народной драмы “Овечий источник”, которыми она пыталась перекричать рвущиеся неподалеку снаряды, или первый спектакль в освобожденном Царицыне, и отправленная на этом спектакле телеграмма в Москву: “Царицын взят! Наступление продолжается”… Разве подобное забывается?!

В 1936 году Чалеева-Бельская навсегда возвращается во Владивосток. Здесь будут сыграны роли, которыми она по праву будет гордиться. Гурмыжская и Кабаниха в пьесах “Лес” и “Гроза” А.Н. Островского, Мария Львовна (“Беспокойная старость” Л. Рахманова), Квашня в “На дне” и Меланья в “Егоре Булычеве и других” А.М. Горького, мать Марины (драма Н. Лескова “Расточитель”) и мать героя в спектакле “Слава” (по пьесе в стихах В. Гусева), Горностаева в “Любови Яровой” К. Тренева и т.д.

4 апреля 1955 г. общественность Владивостока широко отметит 75-летие со дня рождения и 50-летие сценической и общественной деятельности актрисы. По этому случаю состоится большой Творческий вечер. Театр, как и в памятном 1905 году – году ее дебюта во Владивостоке – будет полон. Поздравить Елизавету Ивановну придут те, кому она дарила все эти годы свой огромный талант, кого посвящала в мир характеров и судеб своих непростых героинь. За годы ее актерского служения их сыграно более тысячи. Чтобы разобраться в них, нужно было быть не просто хорошей актрисой, нужно было быть человеком с большим сердцем и большой душой.

А еще нужно было обладать особой “ермоловской” интонацией, которую Е.И. Чалеева – Бельская усвоила в далекой театральной юности, освященной присутствием в ней легендарных для русской сцены М. Ермоловой, А. Южина, А. Остужева, А. Яблочкиной.

Елизавета Ивановна покинула этот мир на 87-м году жизни. В ее судьбе соединились разные театральные времена, разные общественные эпохи. Неизменным оставалось одно: ее отношение к театру как к кафедре, с которой, по выражению Н.В. Гоголя, можно сказать много доброго людям.

См.: Чалеева-Бельская Е. На Дальний Восток, за судьбой. Из воспоминаний актрисы / публ. Г.Я. Островской // Островская Г.Я. На сцене и за кулисами: театр. Владивосток: творч. портр., рец., публикации. – Владивосток, 2001. – С. 191–216. – (Благодарная память ; Кн.3); Гнедич Н. 40 лет на сцене // Красное знамя. – 1942. – 30 мая; Побегалов А. Полвека на сцене // Красное знамя. – 1955. – 3 апр.; Ясноморский А. Старейшая актриса Приморья // Театр. жизнь. – 1960. – № 9. – С. 4; Новикова А. Большой путь актрисы // Красное знамя. – 1962. – 13 янв.; Е.И. Чалеева – Бельская: некролог // Красное знамя. – 1966. – 23 нояб.

А.Г. Брюханов

8

60 лет со дня рождения Сергиякова Владимира Николаевича (1950), артиста Приморского академического театра драмы им. А.М. Горького, заслуженного артиста РФ (1998).

Поколение, к которому принадлежит В. Сергияков, напрямую наследует актерские традиции, сложившиеся в приморском театре в эпоху так называемого “большого стиля”. Эпоху Г. Антошенкова, А. Присяжнюка, П. Попова, Е. Шальникова, Н. Михеева, В. Мялка, Е. Соловьевой, С. Зимы, Т. Данильченко, В. Никитина, А. Бугреева, режиссерской деятельности Н. Басина и Е. Табачникова.

В. Сергияков дебютировал в 1977 году, в поэтическом эпосе Иона Друце “Святая святых” (постановка Е. Табачникова) в образе молдавского юноши Санду – нескладного подростка с большими крестьянскими руками. С душой, чистой, как воздух Карпатских гор. Его партнерами были мощнейший Евгений Шальников (мастер актерского курса на театральном факультете ДВ института искусств, который В. Сергияков закончил в 1977 году) и Валерий Никитин, артист особенной, “хмелевской складки”. Рядом с ними В. Сергияков смотрелся начинающим, и мало кто из тогдашних зрителей знал, что до выхода на большую сцену, он целый год провел в Уссурийской тайге, принимая участие в съемках “оскароносного” фильма “Дерсу Узала”.

Артист появляется в этом знаменитом фильме в нескольких эпизодах – молодой стрелок из арсеньевского отряда. Три – четыре общих плана, но съемкой этих планов руководил величайший кинорежиссер современности – Акира Куросава. Вот почему

В. Сергияков считает время, проведенное в совместной работе с Куросавой, своим настоящим звездным часом.

Позже, заняв ведущее положение в театре, артист часто будет обращаться к этому своему уже давнему кинематографическому опыту. Он пригодится ему в работе над центральным в его сценической биографии образом – Тевье – молочника в спектакле по пьесе Г. Горина “Поминальная молитва”. Артист играет Тевье с “тихим сердцем”. Так, как когда-то великий Куросава учил Максима Мунзука играть своего Дерсу.

Другая крупнейшая работа артиста – Петр Первый в “потешном” спектакле “Шут Балакирев”, поставленном по пьесе все того же Г. Горина. Петр В. Сергиякова – это попытка охватить образ по – шекспировски емко. Сыграть внутреннее буйство с невозмутимым внешне лицом. Его Петр подводит итоги, живет в предчувствии последнего удара своего, давно уставшего от жизни сердца.

Иное дело, пройдоха и сатрап, античный правитель Тиссаферн в комедии “Забыть Герострата”. Роль сыграна как будто бы другим В. Сергияковым – мастером сатирической комедии, усвоившим ее уроки от непревзойденного в этом жанре народного артиста СССР Андрея Присяжнюка. В 2007 году Приморское отделение Союза театральных деятелей, оценив эту преемственность, удостоило артиста премии, носящей имя этого выдающегося артиста.

В Сергиякове – как ни в каком другом артисте нынешней труппы Приморского академического театра драмы им. Горького ощущается это самое к о р н е в о е , накопленное родной сценой. Он наследует и развивает его, примеривая к своему лицу то маски чеховских типажей (Лебедев в “Иванове” и Кулыгин в “Трех сестрах”), то густую гоголевскую характерность (Земляника в “Ревизоре”), то ощущая на своем лице неяркий свет человечности, которым освещена одинокая жизнь его героя Ильина из драмы А. Володина “Пять вечеров”. Героя того, потерянного на войне, и воскресшего после победы поколения.

“Пять вечеров” – режиссерский дебют Владимира Сергиякова на сцене театра, где он только что с большой силой сыграл характер другого, помеченного войной человека – пехотинца Дервоеда (пьеса А.Дударева “Рядовые”). Дервоед у него чем – то напоминает шолоховского Андрея Соколова. У него такие же, подернутые пеплом глаза. Он несет в себе тот же знак судьбы. Судьбы человека.

Играть не характер, играть судьбу. Как играли учившие его Евгений Шальников, Андрей Присяжнюк, Валерий Никитин. Того же умения Владимир Сергияков добивается сегодня от своих воспитанников – студентов театрального факультета Дальневосточной Академии искусств, где он с 2002 года преподает актерское мастерство. В 2009 году состоялся второй выпуск его мастерской. Дипломная работа – спектакль “Васса Железнова” по пьесе М. Горького – был показан на фестивале студенческих работ в Ярославле.

Ярославль – родина русского театра – аплодировал будущей актерской смене Приморья и нынешнему корифею его театральных подмостков – заслуженному артисту РФ Владимиру Сергиякову.

См.: Сергияков В.Н. Актеру важно встретить учителя // Вестник. – 1998. – 13 февр. – С.14; Батова Т. И звание красит актера: [о присвоении звания заслуж. артист РФ артисту Примор. акад. театра драмы им. А.М. Горького В. Сергиякову] // Владивосток – 1998. – 4 авг. – С. 2; Петренко Е. Попадание в образ как путь к успеху // Примор. вести. – 1999. – 27 окт.; Куликов А. Ваше благородие театральная удача // Утро России. – 2000. – 2 июля; Потемкина В. Фаталист, мечтающий сыграть Отелло // Новости. – 2000. – 20 апр.; Вороной А. Кино Владимира Сергиякова // Примор. вести. – 2003. – 27 авг.; Гусейнова Ю. Я часто думаю, кто мы… // Новости. – 2004. – 9 апр.; Калашникова Ю. Я от себя ничего не скрываю // Дальневост. ведомости. – 2005. – 16–23 марта. – С. 25; Островская Г.Я. На сцене и за кулисами: театр. Владивосток: творч. портр., рец., публикации. – Владивосток, 2001. – С. 142–146; Брюханов А.Г. Возвращение Дерсу Узала. – Владивосток: Примор. краев. отд-ние ВООПИК, 2004.

А.Г. Брюханов

10

60 лет со дня рождения Киселева Алексея Николаевича (1950 – 29 января 2005), ученого, доктора географических наук, профессора, заведующего лабораторией биогеографии и экологии Тихоокеанского института географии (ТИГ) ДВО РАН.

Родился в г. Ленинграде, откуда через два года семья переехала в г. Дубну Московской области. В 1972 г. после окончания Московского государственного института геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК), по распределению был направлен на работу во вновь созданный институт географии ДВНЦ АН СССР сначала стажером-исследователем, а затем м.н.с. в лабораторию медицинской географии. Еще в конце 70-х гг. ХХ в. он много сделал для развития методов составления средне- и крупномасштабных карт лесной растительности с помощью ЭВМ. Эти разработки носили пионерный характер и не утратили своей актуальности и в настоящее время. За время работы в лаборатории медицинской географии, составленная с его участием карта распределения иксодовых клещей была отмечена медалью на ВДНХ СССР.

В 1981 г., окончив аспирантуру, А.Н. Киселев успешно защитил кандидатскую диссертацию по специальности “биогеография” и его работа была опубликована в виде монографии. Им разработана методика прогнозного биогеографического картографирования, составлены оригинальные карты прогнозной, или расчетной, лесной растительности Дальнего Востока. Предложен метод создания карт для оценки сложности территории, являющихся основой организации наблюдения за поведением объекта в разнообразных условиях среды. С 1982 г., возглавив лабораторию биогеографии ТИГ ДВО РАН, А.Н. Киселев непосредственно занимался организацией и проведением эколого-географических исследований в регионе и на островах Тихого океана.

В 1999 г. А.Н. Киселев защитил докторскую диссертацию по теме “Пространственно-временная организация экосистем в Дальневосточном регионе”. Является автором более 100 научных статей и 5 монографий, в том числе: “Прогнозное биогеографическое картографирование” (1985); “Географические аспекты оценки биоразнообразия: юг российского Дальнего Востока” (1997); учебное пособие “Биогеография” (2005). На его счету редактирование ряда монографий и сборников. Неоднократно А.Н. Киселев принимал участие в международных, региональных и российских конференциях, совещаниях и съездах. А.Н. Киселев развивал уникальное научное направление – использование математических и картографических методов в биогеографии. По этой теме он читал лекции во ВГУЭС, подготовил учебную программу и написал учебное пособие. В 2000 г. ему было присвоено почетное звание “Ветеран Дальневосточного отделения РАН”.

См.: Бакланов П.Я. Об авторе / П.Я. Бакланов, Б.И. Семкин, В.М. Урусов, А.Н. Качур // Киселев А.Н. Биогеография: учеб. пособие / А.Н. Киселев. – Владивосток, 2005. – С. 3–5: фот.

Е.Б. Моисеевская

12

130 лет со дня образования Дальневосточного морского пароходства (1880).

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2005 год. – Владивосток, 2004. – С. 65–67; Приморье – 2010: календарь дат (CD-версия).

12

60 лет со дня рождения Моора Валерия Климентьевича (1950), архитектора, ученого, педагога.

Родился в г. Чарске Семипалатинской области (ныне Республика Казахстан). В 1967 г. окончил среднюю школу и поступил на архитектурный факультет Усть-Каменогорского строительно-дорожного института, который окончил в 1972 г. по специальности “архитектура”.

В 1973 г. был призван на 2 года в армию в звании лейтенанта-инженера. Службу проходил в г. Хабаровске в институте “Военпроект” в качестве архитектора-проектировщика. За время прохождения службы запроектировал ряд объектов в Дальневосточном военном округе, большинство из которых реализовано.

После демобилизации в 1975 г. В.К. Моор был избран по конкурсу на должность старшего преподавателя кафедры архитектуры Дальневосточного политехнического института. С 1984 г. и по настоящее время он работает в должности заведующего кафедрой архитектуры и градостроительства Дальневосточного государственного технического университета, с 1997 г. является также деканом архитектурного факультета ДВГТУ.

В 1978 г. В.К. Моор поступил и в 1982 г. закончил аспирантуру при Московском Архитектурном институте. В 1983 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры. В 1986 г. ему было присвоено ученое звание доцента, а в 1997 г. – ученое звание профессора. В 1979 г. В.К. Моор был принят в члены Союза архитекторов СССР (ныне член Союза архитекторов России), в 1998 г. избран членом-корреспондентом Жилищно-коммунальной академии, в 2000 г. – советником Российской академии архитектуры и строительных наук, в 2004 г. – действительным членом Академии архитектурного наследия.

В.К. Моор автор 143 научных работ по фундаментальным и региональным проблемам архитектуры и градостроительства. Результаты его научной работы докладывались на международных (Сиэтл, Сан-Диего, Пулмен, Олимпия, Спокан, Пусан, Пекин, Харбин, Янтай, Дрезден) и отечественных (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Пенза и др.) научных конференциях и симпозиумах. Является руководителем научно-исследовательских работ кафедры архитектуры и градостроительства, а также руководителем аспирантуры по архитектурно-градостроительной тематике Института архитектуры, искусства и дизайна ДВГТУ. Результаты деятельности Моора В.К. и возглавляемого им коллектива позволяют говорить о формировании во Владивостоке региональной научно-творческой школы.

Наряду с научной работой В.К. Моор активно занимается проектно-творческой деятельностью. Он автор 109 архитектурных, градостроительных и дизайнерских проектов, 47 из которых реализованы. В.К. Моор лауреат многочисленных смотров и конкурсов, его проектная деятельность отмечена 49 медалями, дипломами и премиями (дипломы Международного Союза архитекторов, Международного фестиваля “Зодчество” в Москве, Дальневосточного архитектурного фестиваля “ДВ Зодчество” в г. Хабаровске, краевого смотра-конкурса лучших архитектурных произведений “Зодчество Приморья” в г. Владивостоке и др.).

В.К. Моор лауреат премии г. Владивостока в области архитектуры в 2003 г., премии имени В.К. Арсеньева (2002 г.). Среди реализованных объектов, получивших общественное признание, такие, как храм-часовня Святой Татианы по ул. Пушкинской, воссоздание Николаевской Триумфальной арки по улице Петра Великого, храм-часовня Андрея Первозванного на Корабельной набережной, Свято-Игоревский храм по ул. Пограничной и другие.

Многие ученики В.К. Моора являются членами Союза архитекторов и Союза дизайнеров России (42 человека), руководителями и главными архитекторами проектных организаций, главными архитекторами городов и районов Приморского края и всего дальневосточного региона. Многочисленные дипломные и конкурсные архитектурные проекты, выполненные под непосредственным руководством В.К. Моора, неоднократно отмечались дипломами и премиями (22 студента отмечены дипломами Всесоюзных и Международным смотров-конкурсов, 17 студентов – дипломами и премиями регионального Дальневосточного архитектурного фестиваля, 49 студентов – дипломами и премиями краевых конкурсов).

Более 26 лет Моор В.К. является членом Градостроительного совета Владивостока. Он является автором многочисленных публикаций и проектных работ по перспективам развития Владивостока. По этой проблематике им опубликовано 45 статей и 3 учебных пособия, под его руководством выполнено большое количество поисково-экспериментальных проектов, формулирующих новые идеи развития краевого центра.

За заслуги в области архитектуры и архитектурного образования награжден нагрудным знаком “Почетный работник высшего профессионального образования России” (1999 г.), медалью “За вклад в развитие города Владивостока”, нагрудным знаком “70 лет Приморскому краю”. В 2002 г. указом Президента Российской федерации В.К. Моору присвоено почетное звание “Заслуженный архитектор Российской Федерации”.

Е.А. Ерышева

13

75 лет со дня рождения Александровской Ларисы Витальевны (1935), краеведа, кандидата филологических наук, профессора ДВГУ.

Родилась в пос. Ольга Приморского края. В 1953 г. окончила среднюю школу № 9 г. Владивостока, затем Дальневосточный государственный университет по специальности романо-германские языки и литература в 1958 г. Работала в Краснореченской средней школе Тетюхинкого района (ныне Дальнегорского городского округа).

Через три года была избрана вторым секретарем Тетюхинского райкома комсомола, а через год – первым секретарем. Позднее возглавила сектор культуры Крайкома комсомола. Занималась театрами, газетами, художниками, писателями, всесоюзным театральным обществом (ВТО), обществом знаний и молодыми учеными, отделением туристического бюро “Спутник”. Участвовала в организации ежегодных смотров самодеятельных театров вместе с ВТО, конкурсов на лучшего профессионального актера, творческих командировок по краю и Дальнему Востоку молодых писателей и поэтов.

Работала в Дальрыбвтузе, далее училась в аспирантуре на кафедре лексикологии и стилистики при Московском государственном институте иностранных языков им. М. Тореза, которую окончила в ноябре 1972 г. В сентябре 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию.

Продолжала работать в Дальрыбвтузе, затем в 1977 г. перешла в ТОВВМУ им. С.О. Макарова на должность зав. кафедрой иностранных языков, где оставалась до сентября 1991 г. (14 лет). После стажировки на факультете повышения квалификации преподавателей при Ленинградском ордена Ленина электротехническом институте им. В.И. Ульянова (Ленина) с 18 февраля 1981 г. по 15 июня 1981 г. Л.В. Александровской присвоено ученое звание профессора по кафедре иностранных языков.

С 1991 по 1997 г. работала в должности профессора-координатора Высшей коммерческой школы при ДВПИ. Разработала программу шести ступеней подготовки переводчиков, рассчитанную на один год дневного обучения.

С 1997 г. является профессором кафедры иностранных языков Института менеджмента и бизнеса ДВГУ и заместителем заведующей кафедрой. Имеет свыше 160 научных трудов, в том числе по краеведению, ведет научную и методическую работу кафедры.

Действительный член Общества изучения Амурского края с 1987 г. Первоначально занималась сбором материалов о Владивостокской крепости. Работала в Московских и Ленинградских архивах, в том числе в течение двух летних периодов переписывала вручную дневник Шошина в музее артиллерии и связи Ленинграда, поскольку копировальных машин тогда не существовало в стране. Все материалы были обработаны и переданы в дар клубу “Владивостокская крепость” для использования в вышедшей позднее монографии, а дубликаты поступили в архив ОИАК.

Вторая тема исследования краеведа – о первом переселении в Южно-Уссурийский край морским путем. Итогом работы стала книга с названием “Опыт первого морского переселения в Южно-Уссурийский край в конце 60-х годов Х1Х в.” (1990).

Следующим этапом работы стал сбор материала о Фридольфе Геке, известном на Тихом океане китобое, шкипере и исследователе дальневосточных морей. Удалось найти его личные письма, статьи, духовное завещание, автограф, отчет об экспедиции на Север и пр. По старинным картам обнаружено место первого поселения Гека и его людей в заливе Стрелок. Итогом исследований стала катерная экспедиция вдоль побережья от Владивостока до Находки с заходом в места проживания финских колонистов. Книга “Одиссея Фридольфа Гека” была издана в 1999 г.

В 2003 г. вышла новая книга Л.В. Александровской “Удивительная жизнь Отто Линдгольма” (в соавторстве с Б. Ингемансон, США), приславшей фотографии семьи Линдгольмов и их дома, письма с упоминанием четы Линдгольмов и сделавшей перевод со шведского на английский отрывка из его дневника. (Книга “Удивительная жизнь Отто Линдгольма” на 7-й Дальневосточной выставке-ярмарке “Печатный двор – 2003” получила диплом 2-ой степени).

В дальнейшем, были подготовлены ко второму изданию исправленные и дополненные две первые книги. Все три книги вышли под общим названием “Тихоокеанская трилогия”.

Л.В. Александровской все отработанные материалы были отданы в архив ОИАК и музей им. В.К.Арсеньева, в частности документы Ф.К. Гека, С.В. Масленникова, А.В. Линдгольма, О.В. Линдгольма, К. Шульца, Сибирского удельного ведомства и пр.

Помимо авторской деятельности, участвует в деятельности ОИАК. В 1987 г. избиралась членом Ученого совета. С 1991 г. входила в состав редакционной коллегии общества, избрана членом библиотечного совета, выступала периодически на темы исследования в самом обществе, а также на международных, региональных и городских семинарах и конференциях. В ноябре 2001 г. подготовила и провела выставку работ Карла Шульца, первого фотографа молодого Владивостока, а в ноябре 2004 г. фотовыставку на базе материалов Элеоноры Прей. Л.В. Александровская 30 сентября 2005 г. получила диплом третьей степени и медаль лауреата конкурса им. В.К. Арсеньева за “Тихоокеанскую трилогию” и краеведческую работу.

13

90 лет со дня рождения Хомрача Владимира Гавриловича (1920), десантника, Героя Советского Союза. Родился в г. Уссурийске в семье учителя. В Советской Армии с мая 1941 г., на фронте с сентября 1943 г. В ночь на 28 сентября 1943 г. в районе с. Мысы Репкинского района Черниговской области гвардии старший сержант В. Хомрач одним из первых переправился через Днепр и ворвался в траншеи противника. Был ранен, но продолжал вести бой. За героизм и мужество, проявленные в боях за Днепр, 15 января 1944 г. В.Г. Хомрачу было присвоено звание Героя Советского Союза.

См.: Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. – М., 1988. – Т. 2. – С. 690; Золотые звезды Приморья. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1983. – С. 233–236.

14

80 лет со дня рождения Евтушенко Валерия Петровича (1930), журналиста, краеведа, историка, внука Н.П. Матвеева-Амурского. Ныне проживает в д. Городьки, Республика Беларусь.

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2005 год. – Владивосток, 2004. – С. 21; Приморье – 2010: календарь дат (CD-версия).

15 апреля – 30 августа

90 лет со времени проведения во Владивостоке первой “Международной выставки художников” (1920), организованной художником-футуристом Д.Д. Бурлюком. Давид Давидович Бурлюк родился 9 июля 1882 г. в с. Семиротовщина Харьковской губернии в семье агронома. Под влиянием матери-художницы еще в детстве увлекся живописью. После окончания Харьковской гимназии учился в Одесском художественном училище, а затем в Художественной академии Мюнхена в Баварии, где увлекся авангардным искусством. Вернувшись в 1902 г. в Россию, учился еще три года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Стал одним из организаторов объединения художников-футуристов “Гилея”. В 1912–1917 гг. жил, занимался творчеством и общественной деятельностью в Петербурге. В апреле 1918 г. не приняв советскую власть, уехал с семьей в Уфу. С сентября 1918 г. по июль 1919 г. совершил длительную поездку по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока “для пропаганды левого искусства”. Выступал с лекциями, читал стихи, демонстрировал свои художественные произведения. Во время этой поездки в июне 1919 г. впервые посетил Владивосток, насыщенная творческая атмосфера которого ему очень понравилась. В июле того же года он вернулся в Уфу, забрал семью (жену и двух сыновей) и в сентябре снова приехал во Владивосток, где прожил год – до 20 сентября 1920 г. Во Владивостоке Бурлюк занимался художественным творчеством, активно участвовал в деятельности Литературно-художественного объединения (ЛХО), организованного в начале 1919 г. группой поэтов, художников, артистов, близких Бурлюку по направлению творчества, был некоторое время директором театра-кабаре “Би-Ба-Бо”. В апреле 1920 г. он совместно с художником Владиславом Пальмовым и Вацлавом Арсовым (псевдоним чешского художника Вацлава Фиала) организовал “Международную выставку художников”, проходившую с 15 апреля по 30 августа и пользовавшуюся большим успехом. В сентябре Д. Бурлюк и В. Пальмов повезли русскую часть выставки – около трехсот полотен в Японию, где она открылась 30 октября 1920 г. под названием “Выставка картин русских художников” и демонстрировалась последовательно в Токио, Киото, Осака, Нагасаки. Во Владивосток Бурлюк уже не вернулся. В Японии он прожил два года, занимаясь живописью и торговлей произведениями искусства. В начале 1923 г., после того как к нему приехала из Владивостока семья, он уехал с женой и детьми в США. Умер Д. Бурлюк в 1967 г.

В.А. Обертас

19 (2 мая)

95 лет со дня рождения Александровой Александры Васильевны (1915 – 9 июля 2001), библиотечного работника, заслуженного работника культуры РФ (1966). Родилась в г. Туле Тульской области. Воспитывалась в детском доме, где жила до 1934 г. С сентября 1938 г. после окончания Московского библиотечного института работала в Приморской краевой научной библиотеке им. А.М. Горького (ныне – Приморская государственная публичная библиотека (ПГПБ): заведующей абонементом, справочно-библиографическим отделом, книгохранением до 1970 г., затем в отделе обработки литературы и каталогов до 1982 г. В 1946 г. награждена медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.”, медалью “За доблестный труд” в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970), значком Министерства культуры РФ “За отличную работу”. В 1966 г. ей первой в библиотеке присвоено звание “Заслуженный работник культуры РФ”.

См.: Библиотека: взгляд в историю / ПГПБ им. А.М. Горького; сост. Л.Г. Осадчук. – Владивосток, 2007. – С. 59.

Л.Г. Осадчук

21

100 лет со дня рождения Василия Трофимовича Кучерявенко (1910 – 3 декабря 1982), писателя, члена Союза писателей СССР.

100-летие В.Т. Кучерявенко – повод для того, чтобы оценить жизнь и творчество этого писателя во всей полноте и значимости. Осмыслить его литературный и общественный труд как частицу духовного опыта ушедшей советской цивилизации. В.Т. Кучерявенко – типичнейший представитель того самого рабоче-крестьянского государства, которое было создано в октябре 1917 г. волей народных масс и их революционных вождей. Он родился в пролетарском районе города Днепропетровска, в рабочей семье, чтобы тоже стать рабочим.

Свой первый литературный опус – рассказ “Под песнь стали” (1928) он посылает на рецензию А.М. Горькому. Самому классово близкому для себя писателю. Алексей Максимович очень внимательно отнесется к рукописи. Тщательно отредактирует ее. Больше в воспитательных целях, поскольку для публикации она не годилась. Посоветует учиться.

Советом Горького начинающий автор очень скоро воспользуется. В личном архиве писателя, поступившем в отдел рукописей и мемориальной работы ПГПБ им. А.М. Горького, хранится любопытный документ, датированный 1 августа 1931 г. со штампом Новороссийской (вся семья Кучерявенко перебралась к тому времени в Новороссийск) Ассоциации пролетарских писателей: “Согласно разверстки Р.А.П.П., командируется член Новороссийской ассоциации пролетарских писателей тов. Кучерявенко В.Т. на учебу в В. / литфак. Ответственный секретарь РАПП Сагайдак”.

Школа воинственного РАППа, которую пройдет Кучерявенко, объясняет излишнюю резкость его литературных суждений и досадные крайности, в которые он иногда впадал при решении тех или иных вопросов. Однако, отзывчивость Василия Трофимовича, его творческая неутомимость, писательская самобытность, исследовательский дух и общественное служение всегда будут превалировать в этом не простом, очень созвучном своей эпохе человеческом характере.

Биография Кучерявенко один в один повторяет биографию страны. Вот ее схема. Отъезд на Дальний Восток (отклик на призыв партии). Служба на Тихоокеанском флоте. Работа комсорга на строительстве Тавричанского рудника. Затем выдвижение на партийную и советскую работу. Все годы Великой Отечественной войны Кучерявенко плавает на судах ДВМП в должности помполита. Это будут легендарные транспорты “Трансбалт”, “Донбасс”, “Кингиссеп”, “Кузнецкстрой”.

С 1945 г. он всецело занят только журналистской и литературной работой. В качестве корреспондента газеты “Красное знамя” принимает участие в боях за освобождение Кореи. Много публикуется в местной и общесоюзной прессе. В 1948 г. Кучерявенко – ответственный секретарь альманаха “Советское Приморье” – печатного органа, объединившего всю пишущую братию Приморского края. В эти годы его окружают А. Вахов, Н. Колбин, М. Самунин, Г. Халилецкий, К. Майбогов – костяк писательской организации, которую они создают организационно и творчески.

В литературном активе В. Кучерявенко – пока принесшие ему известность “Сказки Дальнего Востока” (1939) и сборник морских легенд “Золотые насечки”(1946). “Тов. Кучерявенко, – читаем мы в примечании к “Сказкам Дальнего Востока”, – ревностный собиратель фольклора народов, населяющих наш край. Предлагаемый сборник, надо полагать, войдет в культурный обиход народов Советского Союза”. Издатели не ошиблись: собранное и обработанное Кучерявенко сказочно обогатило российский фольклор. Сказочно – в смысле щедро. Иначе и быть не могло. Именно этой работой ему советовал заняться А.М. Горький. Начинающий автор хотел оправдаться ею в глазах Алексея Максимовича за тот свой первый неуклюжий, кустарный литературный опыт.

Позже, в диалог с молодым дальневосточным сказителем вступит сам создатель уральских сказов Павел Бажов. Он оценит простоту и красочность опубликованных В.Т. Кучерявенко сказок, легенд и преданий (в 1952 г. к ним прибавятся “Сказки страны утренней свежести”, созданные на материале корейского фольклора) и посоветует ему искать очень важную для этого жанра простоту стиля и народную интонацию.

Кучерявенко воспользуется уроками Бажова, но отрабатывать простоту стиля и народность интонации он будет не только на материале местного фольклора. К середине 50-х гг. в его творчестве сильно прозвучат публицистические мотивы. Возникнет интерес к документальной прозе. С этим жанром будет связана вся дальнейшая писательская работа этого автора, с ним он и войдет в историю дальневосточной литературы.

Все начнется со сборника очерков и документальных рассказов “В Америке” (1950). Год спустя, благодаря своей актуальности, книга будет переиздана в Москве, уже под названием “На американском берегу”. Один из рассказов сборника “На родине Джека Лондона” заставит нас задуматься о сходстве жизненных биографий двух этих художников.

Ведь в документальном эпосе “Перекоп” ушел на юг” (1955), “Люди идут по льду” (1963) и “Пламя над океаном” (1967) – можно обнаружить много похожего на то, что пережил сам автор, всю войну следовавший “огненными курсами” в фарватере того же “Перекопа” или погибшего среди льдов парохода “Белоруссия”.

Рейсы, о которых повествует В.Т. Кучерявенко, трагичны. Один транспорт (“Перекоп”) расстрелян с воздуха. Его экипаж высаживается на малообитаемый остров, затем попадает в лапы японской военщины. Другой – пароход “Белоруссия” торпедирован. Высадившиеся на лед моряки пытаются добраться до берега. Из всей команды это удается двоим.

Но читатель запоминает всех. Всех, кто числился в судовой роли и “Перекопа”, и “Белоруссии”. В этом – мастерство автора и особое свойство его прозы: документальная маринистика В. Кучерявенко обладает несомненными художественными достоинствами.

Историк дальневосточной литературы, ученый-филолог С. Крившенко отметил у Василия Кучерявенко присутствие этого, “собственно художественного” в “ собственно – документальном”. Вот что он пишет: “В них (книгах – прим. авт.) много живописного, портреты людей выписаны зримо, с вниманием к главному в человеке – его трудолюбию, мужеству, убежденности”.

Любопытная деталь. Вся жизнь Василия Трофимовича Кучерявенко прошла в окружении его героев. В его гостеприимный дом на ул. Уборевича мог постучаться кто – нибудь из команды “Перекопа”, или товарищи боевой юности Александра Фадеева (в 1960 г. Кучерявенко подготовит и издаст сборник “А. Фадеев. Письма дальневосточникам. А. Фадеев в воспоминаниях”), или побывавшие во Владивостоке гости из Москвы А. Твардовский, Л. Соболев, М. Дудин, Е. Евтушенко. Примечателен следующий факт. В июле 1959 г. Приморье посетил А. Твардовский. Он заканчивал работу над своей эпохальной поэмой “За далью – даль” и с этой целью объезжал страну.

Так получилось, что на вокзале его никто не встретил. Единственная фамилия, которую он знал – была Кучерявенко. Он обратился к первому попавшему на глаза прохожему: не знает ли он такого? И человек привел поэта на улицу Уборевича дом 6. На этот адрес, пока писатель был жив, шла корреспонденция от старейшего писателя Н. Телешова, от Павла Бажова, Марии Павловны Чеховой из Ялты…

Последние годы он переписывался со знатоками жизни и творчества художника И. Айвазовского: собирал материал для документальной повести о нем – “Русское море”. В его обширнейшем архиве – ценные раритеты, письма, открытки, экслибрисы, начальные главы повести об Айвазовском.

Подобно В.К. Арсеньеву (В. Кучерявенко был членом редколлегии, работавшей над 6-ти томным изданием его сочинений в первые послевоенные годы) Василий Трофимович во многом был первопроходцем. Только один прокладывал свои тропы в тайге, а другой – в краеведении, увлеченно собирая материалы о Приморье, его прошлом, о людях подвижнической души, которые либо трудились в крае, либо посещали его. Он первым описал пребывание А.П. Чехова во Владивостоке в 1890 г. Личные вещи А.А. Фадеева, привезенные Кучерявенко из Москвы, заложили основу будущей музейной экспозиции в селе Чугуевка…

Уже упоминавшийся исследователь дальневосточной литературы С.Ф. Крившенко выразил мнение о том, что без книг В. Кучерявенко представить литературу Дальнего Востока нельзя. Вот как он объясняет эту свою точку зрения:

“Все написанное Василием Кучерявенко и собранное им – и морские героико-документальные повести, и американские очерки, и краеведческие статьи, и фольклорные книжки сказок и легенд, и воспоминания о подвижниках – дальневосточниках, – все это рождено одним чувством – чувством любви к родному краю, форпосту нашей социалистической Отчизны на Тихом океане, чувством любви к людям высокого мужества и благородства.

А рожденное подлинной любовью живет и греет по – настоящему человеческие сердца”.

Добавим от себя: до сих пор живет и до сих пор согревает.

См.: Скорино Л. Морские легенды // Лит. газ. – 1946. – 17 авг.; Изаков Б. Советские люди за океаном // Вокруг света. – 1952. – № 3. – С. 61–62; Вахов А. Дети, лишенные счастья // Дальний Восток. – 1955. – № 3. – С. 190–191; Демьянчук А. Быль о мужестве // Сов. Приморье: альманах. – Владивосток, 1955. – Вып. 18. – С. 320–328; Халилецкий Г. Певец моря // Литература и жизнь. – 1960. – 21 окт.; Занин Н. По следам подвига // Дальний Восток. – 1964. –№ 2. – С.185–187; Рогаль Н. Писатель – документалист // Дальний Восток. – 1970. – № 5. – С. 151–152; Крившенко С. Писатель – моряк: предисл. // Кучерявенко В. Золотые насечки. – Владивосток, 1982; Крившенко С. Книги остаются в строю // Красное знамя. – 1985. – 2 мая; Обоймина Е. Был такой писатель... // Владивост. время. – 1995. – 4 мая. – С. 6; Кучерявенко В.Т.: к 85-летию со дня рождения: биобиблиогр. список лит. / предисл. С.Ф. Крившенко. – Владивосток: ПГПБ им. А. М. Горького, 1995. – 10 с. – (Лит. юбилеи); Крившенко С. Писатели Приморья: справочник. – Владивосток: изд-во ДВГУ, 2006. – С. 124–125.

А.Г. Брюханов

23

150 лет со дня создания оркестра штаба Тихоокеанского флота (1860).

См.: Календарь дат и событий Приморского края на 2005 год. – Владивосток, 2004. – С. 22–24; Приморье – 2010: календарь дат (CD- версия).

24

55 лет назад в заливе Стрелок сформировано военно-морское строительное управлении “Дальвоенморстрой” (ВМСУ “ДВМС”) (1955).

На основании директивы начальника штаба ТОФ № 10/00390 от 07.04.1955 г. местом постоянной дислокации ВМСУ “ДВМС” определен пос. Крым Шкотовского района с районами строительства: город Находка, деревни Сергеевка, Козьмино, Романовка, Николаевка, поселки Промысловка, Большой Камень и Новонежино, бухты Разбойник, Чажма, Конюшкова, Павловского. Главная задача вновь созданного управления состояла в обеспечении строительства военно-морской базы Стрелок. Первым начальником управления назначен полковник Гордиенко Григорий Харитонович.

См.: Чтоб память добрая осталась. 50 лет военно-морскому строительному управлению “Дальвоенморстрой” / В.Г. Алисов, В.Е. Арсеньев, И.А. Губарь, В.И. Иванков, Е.И. Нестерова. – Владивосток: Изд-во “Демиург–АРТ”, 2005.

В.Г. Островский

25

100 лет со дня рождения Карацупы Никиты Федоровича (1910 – ноябрь 1994), полковника Пограничных войск СССР, Героя Советского Союза (1965).

Родился в селе Алексеевка Куйбышевского района Запорожской области в Украине, в крестьянской семье. Он рано лишился родителей и в семилетнем возрасте был определен в Щучинский детский дом в Кокчетавской области. В 1932 г. Никита пришел в военкомат и сказал, что хочет служить там, где всего тяжелее. Так он оказался в Хабаровской школе – питомнике служебных собак каптенармусом. Но не долго сметливый боец заведовал имуществом части. Как-то, возвращаясь в казарму, заметил под мостом двух щенят. Одного взял себе, другого отдал товарищу. В то время породистых овчарок в погранчастях было мало, и Никита решил воспитать служебную собаку из дворняги. Назвал его Индусом за темный окрас. Щенок оказался слабым: случалось, что после занятий на площадке не мог идти и Карацупа на руках нес его в вольер. Потихоньку подкармливал, тренировал Индуса. И непородистый щенок превратился в большого, сильного пса. Вот вместе с ним после окончания школы служебных собак отправился Н. Карацупа на границу, на заставу “Полтавка” Гродековского отряда в Приморском крае. На этом участке неспокойной границы и совершили они большинство задержаний нарушителей, составивших легенду пограничных войск страны. Наблюдательный, физически крепкий, сметливый, Карацупа часами скрытно сидел в засаде, поджидая нарушителя, мог по бездорожью пробежать не один десяток километров. И все равно сослуживцы удивились, когда он, вдвоем с Индусом, задержал ночью девять вооруженных нарушителей. Самому же Никите Федоровичу был памятен случай, когда пришлось бегом 40 км преследовать нарушителя границы от Полтавки. Задержал он его лишь в Уссурийске, во время просмотра фильма в кинотеатре. Определил по кепке.

В 1936 г. большую группу дальневосточных защитников рубежей наградили орденами. Инструктору служебно-розыскной собаки Н. Карацупе вручили орден Красной Звезды. В Приморье приехали спецкоры “Комсомольской правды” Сергей Диковский и Евгений Рябчиков рассказать об орденоносцах. Первый отправился к морским пограничникам и написал впоследствии увлекательную книгу “Приключения катера “Смелый”. А Рябчиков несколько недель жил на заставе Полтавка. Очерки в газете и книга его документальных рассказов “Следопыт” принесли Никите Карацупе всесоюзную славу. Мальчишки играли в пограничников, большинство дворняг стали Индусами. В военкоматах призывники писали заявления о желании стать пограничником.

После Дальнего Востока Никита Федорович служил в войсках Западного, Закавказского пограничных округов. За 20 лет службы на границе Карацупа участвовал в 120 вооруженных столкновениях с врагами, задержал 467 нарушителей (280 диверсантов и лазутчиков в Приморье), воспитал около 800 следопытов. Его сын Анатолий продолжил профессию отца. С 1957 по 1961 г. Н. Карацупа служил в Главном управлении погранвойск СССР в Москве. Был в его послужном списке период, когда он помогал организовывать пограничную службу в Северном Вьетнаме. Везде с ним находились овчарки, носившие имя его первого четвероногого помощника. Правда, в середине 50–х гг. прошлого века, когда Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев посетил Индию, и с этой страной установились дружественные связи, по этическим соображениям в новых публикациях о Карацупе и в переизданиях Индус превратился в Ингуса. Всего у Карацупы было шесть служебно-розыскных собак под этим именем. О своей службе на границе, богатом опыте Никита Федорович написал книгу “Записки следопыта”. Родина высоко ценила заслуги пограничника: он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. 21 июня 1965 г. за образцовое выполнение заданий командования по защите государственной границы, проявленные при этом мужество и героизм, Никите Карацупе присвоено звание Героя Советского Союза.

Находясь в запасе, Никита Федорович одно время работал в Центральном музее Погранвойск СССР, был начальником охраны оборонного предприятия в Москве. Он не раз приезжал в Приморье, встречался с молодежью, посещал пограничные заставы.

Имя Карацупы внесено в список заставы “Полтавка”, и она названа в честь легендарного пограничника. Есть именная застава в Демократической Республике Вьетнам. О жизни и службе Н. Карацупы снят документальный фильм “Следопыт”.

Скончался Никита Федорович Карацупа в ноябре 1994 года. Соболезнование по поводу смерти Героя Советского Союза, создавшего в пограничных войсках страны школу следопытов, выразил президент РФ Б.Н. Ельцин.

См.: Рябчиков Е. Гордость советской границы // Граница рождает героев. – М., 1978. – С. 131–133; Докучаев А. 338 задержано, 129 уничтожено // Красная звезда. – 1998. – 5 сент.; Смирнов А. Гордость советской границы // Смирнов А. Гродековские пограничники : история Краснознамен. Гродеков. погран. отряда в лицах : рассказы и очерки. – Владивосток, 2008. – С. 164–168; Пименов А. Где дозором ходил Карацупа: [о буднях заставы им. Н. Карацупы] // Владивосток. – 1995. – 21 окт.; Днепров Н. “Следопыты”: [о съемках в Приморье фильма о Н. Карацупе] // Пограничник на Тихом океане. – 1990. – 2 янв.; [Б.Н.] Ельцин соболезнует в связи со смертью легендарного пограничника // Владивосток. – 1994. – 23 нояб. – С. 15.

Г.Г. Климов

28

70 лет со дня рождения Луценко Валерия Федоровича (1940), Председателя Приморского крайисполкома (1986–1990).

Родился на станции Лазо Дальнереченского района Приморского края в семье служащих. Учился в школе-интернате на станции Ружино ДВЖД, затем поступил в ДВПИ им. В.В. Куйбышева. Окончил институт с отличием, получив диплом инженера-механика. С 1962 г. его трудовая деятельность была связана с Арсеньевским машиностроительным заводом “Прогресс”. Начинал помощником мастера, затем работал мастером, заместителем начальника цеха. В 1973–1980 гг. – начальник цеха, заместитель главного контролера, исполняющий обязанности главного инженера завода. В 1980–1986 гг. – главный инженер, генеральный директор Арсеньевского авиационного производственного объединения им. Н.И. Сазыкина. 26 октября 1986 г. на VIII-й сессии Краевого Совета народных депутатов В.Ф. Луценко был избран председателем исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов. Руководить Приморским краем В.Ф. Луценко пришлось в начальный период перестройки и он отдавал много сил и энергии повышению эффективности работы экономического комплекса Приморья, совершенствованию работы местных органов власти в новых условиях хозяйствования, дальнейшему повышению жизненного уровня трудящихся. Впервые в крае были разработаны и утверждены на заседаниях сессий целевые программы: “Интенсификация-2000”, “Экономия”, “Вторичные ресурсы”, “Металл”, “Цемент”, “Лес”. Построены и введены хлебозаводы во Владивостоке и порту “Восточный Порт”, колбасный цех и холодильник на мясокомбинате в Находке, молокозавод в Арсеньеве, фабрика по ремонту и пошиву одежды во Владивостоке, Глуховский комплекс по откорму 10-ти тысяч голов крупного рогатого скота в год и др. В рамках реализации Продовольственной программы с 1 января 1988 г. все совхозы, колхозы, предприятия и строительные организации агропромышленного комплекса были переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. После ухода с должности председателя крайисполкома В.Ф. Луценко работал генеральным представителем по Дальневосточному экономическому району фирмы зрелищных мероприятий СП “РОМОС”, с августа 1990 г. – генеральным директором Ассоциации производителей “Редпайн”.

См.: Меринов Ю.Н. От генерал-губернатора... до губернатора. 1847–2008: биогр. очерки. – Владивосток: Русский Остров, 2008. – С. 216–218; Луценко В.Ф. Слово крепить делом: [речь пред. крайисполкома на ХХII Примор. краев. парт. конф.] // Красное знамя. – 1989. – 29 янв. – С. 2.

В апреле исполняется

75 лет газете Хорольского района “Рассвет” (1935).

В апреле 1935 г. вышел первый номер газеты “По пути Сталина”– орган бюро Хорольского районного комитета ВКП(б). Выпуск был приурочен к дню рождения В. И. Ленина – основателя коммунистической печати. А своим появлением газета обязана образованию в том же году в Приморской области Хорольского района.

Как и все издания тех лет, районка освещала работу колхозов, организовывала соревнование за стахановский труд, выявляла “классовых врагов”. Выходила она два раза в неделю на двух страницах. А в годы Великой Отечественной войны ее выпуск, из–за отсутствия бумаги временно приостанавливался.

В 1956 г., после разоблачения культа И. Сталина, газета меняет название. Теперь на первой странице логотип “По пути Ильича”. Редактором обновленного издания назначается Н.Г. Потапов, затем его сменяет А.М. Иващенко. 25 лет коллектив журналистов возглавлял Николай Павлович Мирошниченко. Объем газеты увеличивается до 4 страниц, периодичность – три раза в неделю. Она становится популярной у хорольцев, ведь на ее страницах регулярно выступали руководители района, специалисты сельского хозяйства, при редакции были созданы отделы нештатных корреспондентов. Газета делалась “руками масс”. На протяжении ряда лет на страницах газеты был сатирический раздел, который вел остроумный, наблюдательный персонаж Фома Протира.

С распадом Советского Союза редакция сменила название. Приняв новые веяния, с надеждой на будущее, она стала общественно–политической газетой Хорольского района “Рассвет”. Газета, одна из немногих в крае, стремясь сохранить свою типографию, долго держалась за “горячий набор”, но, в итоге, все же перешла на компьютерную технологию.

Очередной юбилей “Рассвет” встречает с большой читательской аудиторией – его тираж около 4 тысяч экземпляров, издание выписывает почти каждая семья.

См.: Газете “Рассвет” – 60 лет // Рассвет (Хорол. р-н). – 1995. – 15 апр.

Г.Г. Климов



[наверх]