Книга
Литературное Приморье

Дункай Николай Семенович


"Лыжи и я - одно целое... По накатанной лыжне они так славно влекут меня, что кажется, я лечу, подобно птице, на крыльях радости, сгорая от нетерпения.
...Мне чудится, что не я, а сам прославленный Дерсу Узала в современ ном облике сошел со страниц книги Владимира Клавдиевича Арсеньева и идет по лыжне..."

   Н. Дункай "Песня старого кедра"

    Современному удэгейскому писателю, работнику культуры, фольклористу, сказочнику, создателю краеведческого этнографического музея, хранителю народной удэгейской истории и культуры, и просто замечательному человеку - подвижнику Николаю Семеновичу Дункаю в 1995 году исполнилось 65 лет.

    Его называют удэгейским Пришвиным, сравнивают с Арсеньевым, считают продолжателем традиций первого удэгейского писателя Джанси Кимонко - и все это естественно, закономерно, все это так, но при всем этом надо сказать сразу главное: живет на приморской земле самобытный удэгейский писатель Николай Дункай. Он пишет художественную историю своего народа - пишет со знанием жизни, души народа, сокровенных ее движений, обычаев, преданий, проблем, радостей и болей. И творчество его самоценно.

    Родился Николай Семенович Дункай 31 декабря 1930 года в селе Мартынова Поляна Калининского ( ныне Дальнереченский ) района Приморского края. Родословная его связана с нанайским родом, как, очевидно, родословная многих русских связана с украинским происхождением: семья - то народов одна. Когда будущему писателю шел пятый год, семья переехала в удэгейское село Сяин, где, по мысли отца было более щедрое охотничье угодье.

    В семье потомственного охотника жизнь шла во многом по своему обычному кругу : не только новое - школа, мальчишечьи заботы, но и раннее приобщение к охотничьему промыслу, выход на тропу охотника. Детали раннего взросления можно прочитать в его повести "Скала сокровищ", посвященной отцу : "Сразу после экзаменов за 9 класс отец впервые взял меня на пантовку, доверил право первого выстрела ... Горжусь, что он оказался метким...". И сразу же походы по сопкам в поисках корня жизни . "Искать женьшень ничуть не легче, чем идти за зверем" (с.35). Мало найти - надо умело добыть костяной палочкой, чтобы не повредить или не оторвать хоть один волосок. Первый корень, выкопанный мной, отнял почти час" (с. 42).

    О чем мечталось сыну охотника ? "Через год, когда получу аттестат зрелости, зимой стану охотником, обучусь ловить соболей. Потом поступлю в Иркутский сельскохозяйственный институт на факультет, где готовят охотоведов. И вся моя жизнь будет связана с охотой и тайгой " (с. 35). Это сказано о герое "Скалы сокровищ", но это, очевидно , и о себе, автобиографическое. Так мечталось, но вышло далеко не все так.

    Школьные годы выпали на тяжелые военные... Удэгейцы уходили в тайгу, добывали пушнину, женьшень, помогали фронту. Об этом тоже рассыпаны сведения в повестях и рассказах Николая Дункая. В 1954 году он окончил Хабаровскую школу культработы. Одна из его повестей "Здравствуй, жизнь !", фрагменты которой были напечатаны в местной газете, поведала об этом периоде жизни - в большом городе, который еще недавно представлялся "громадным стойбищем", "где живет столько людей, сколько в лесу деревьев".

    После учебы вернулся к своим землякам, чтобы нести им и их детям "разумное, доброе, вечное". Работал заведующим клубом, организовывал краеведческий музей, как тогда водилось, на общественных началах, всегда был в деле - и люди это видели. Сыну потомственного охотника никогда не была в тягость и охотничья страсть, уходил не раз "охотничьей тропой" зимой и летом, в таежные дебри. Познавал тайгу отнюдь не по книгам, а по своей судьбе. Но и книги были всегда рядом, особенно Арсеньев с его таким близким следопытом, как Дерсу Узала. Еще с детства и юности - рядом был отец, следопыт и сказочник. "Отец - ходячий сборник сказок и легенд. Он дарит мне свои повествования, а я их записываю". Не отсюда ли интерес не только к природе, но и к психологии охотника ? Так песня зрела в душе. Накапливалось в ней то, что не может придумать один человек - художник вбирает в себя народное.

    Писать начал в 1955 году. Появились заметки, очерки, статьи в газетах, а потом в журнале "Дальний Восток". В 1963 г. Приморское книжное издательство выпустило его книгу "Легенда о любви". Бывают книги просто грамотные, внешне занимательные, но появилась книга глубоко поэтичная, пронизанная национальным колоритом. Ясно было, что в литературу пришел талантливый человек.

    Но ... После первой книги Николай Дункай на многие годы замолчал. "Затем в моей жизни, имеется в виду литературной, наступил период летаргического сна", - обронил как - то писатель. Шла жизнь " не литературная". Уходил в тайгу, воспитывал детей... Отстаивал интересы своих сородичей. Да и молчание, очевидно, требует своих более сложных объяснений. Издательство забыло о своем талантливом авторе, не встревожились братья - писатели.

    У самого Дункая есть в " Скале сокровищ" интересное наблюдение ."Женьшень - капризное растение : при малейших неблагоприятных условиях приостанавливается рост, впадает в спячку и может спать многие годы, а потом, подобно фениксу, вновь возродиться из пепла" (с.40). Не так ли и у человека ? Одно слово здесь я бы уточнил : вместо "капризное" - чуткое... И как важно, чтобы человеку пришли на помощь в такую неблагоприятную пору люди... Но - возродился.

    В 1989 году во Владивостоке Приморское книжное издательство выпустило его книгу "Скала сокровищ". А через год здесь же была издана для детей "Хитрая Сайнака". "Скалу сокровищ" украсили рисунки родственника, племянника писателя, художника Ивана Дункая. А после Всесоюзного семинара писателей народов Крайнего Севера и Дальнего Востока в Пицунде ( 1988 г.), где довелось побывать и Николаю Дункаю, у него появилась надежда на издание книги в Москве. Но, увы, столичные издательства так и не открылись перед писателем дальневосточной окраины, с ее самой глубинки. В итоговом докладе В. П. Рослякова на этом семинаре было сказано о Н.С. Дункае так : "Он похож на всех писателей - Арсеньева, Пришвина, Соколова - Микитова. Путешествует по родной земле. С большой любовью относится к пичужкам,зверушкам. Его отличает доскональное знание жизни народа, природы... Содержание его очерков художественное ..."

    В дальнейшем появились публикации в сборниках, даже за рубежом, в Америке. Большинство же публикаций выходило в дальневосточных газетах, прежде всего привечали и привечают в своей, районной... Несколько лет выходила литературная страница творческого клуба "Ласточка"газеты "Победа", благодаря которой земляки смогли познакомиться со многими произведениями писателя. В 1991 г. его приняли в Союз писателей России.

    Николай Дункай пишет "тайгой", жизнью своих сородичей. Каждая фраза построена по - своему. Это как листик с каждого дерева... Как рождается фраза ? Так же как лист - у каждого дерева свой рисунок. Вот тут и секрет. И дело редактора не только помочь этому росту, но и не навредить...

    В произведеняих Н. Дункая есть своя музыка, свой лад, свой строй речи. Жизнь современных удэге, их быт, охота, мытарства, особенно связанные с наступлением цивилизации не всегда лучшего свойства, с так называемым "покорением природы", - все это дано колоритно, с массой деталей, тонких наблюдений. И с живой болью ! Писатель обращается к жанрам сказки, рассказа, легенды, повести.

    Через все повествование книги "Скала сокровищ" ( ее можно было бы назвать и "Легенда о любви" и "Плач кедра") проходит образ отца, следопыта и сказочника, балагура и мудреца. А рядом с ним и образ рассказчика, мальчишки, становящегося юношей, и тех, кто их окружает, кто хранит тепло родного очага... Среди самых заметных образов - образ русской девушки - учительницы Саши. Ведь историю появления письменности, распространения грамотности не вычеркнешь из памяти, как это делают сейчас новоявленные крикливые господа... По - своему, иногда ненавязчиво, а иногда с прямым назиданием, но всегда по случаю внушает отец сыну "закон тайги", свою науку жизни, и сам в чем - то испытывает ответное влияние.

    "Легенда о любви" - это красивая легенда о человеческой любви, способной на подвиг. Удэгейская девушка Илга силой своей любви спасает любимого. Мотив любви проходит через все творчество писателя.

    Колоритны сказки Николая Дункая. В них житейская мудрость, неприятие зависти, подлости, лени. То, что идет от народной мудрости. Сказки вошли в книгу "Скала сокровищ", одна из них издана отдельной книжкой, которую мы уже назвали.

    Отдельная, яркая страница жизни Н. Дункая - это работа в этнографическом музее с. Красный Яр. С начала основания и по сегодняшний день Николай Семенович его бессменный директор. Удэгейской "кунсткамерой" называют музей журналисты и это оправданно. Музей был открыт 1 декабря 1986 г., в 1991 г. получил официальный статус народного. Ныне в нем накоплено свыше 500 различных экспонатов - национальная одежда, обувь, предметы обихода, образцы прикладного искусства и т.д.

    Книга отзывов музея включает десятки самых разных откликов, в основе своей очень эмоциональных. Восхищение, удивление, благодарность. Вот только одна из записей : "Посетили краеведческий музей, впечатления колоссальные ! Здесь, на севере края, среди тайги, на берегу р. Бикин, люди образовали оазис культуры. Культуры людей, населяющих этот богатейший край. Выражаем глубокую благодарность энтузиасту, человеку, посвятившему жизнь сбору национальных реликвий. Человеку, рассказывающему о своем народе." ( Группа художников г. Бикин, Владивосток).

    И все - таки главное, это дар слова, данный писателю . У Н. Дункая написано значительно больше, чем сейчас напечатано. Уникальное его творчество, пусть и не очень масштабное по количеству произведений, ждет во многом своего издателя. Рассказы и легенды - это главная его художественная книга. А параллельно сейчас он занят научной задачей - создает "удэгейский словарь". Тут у него, пишут, есть помощники - Александр Канчуга, специалисты из Академии наук. Но в центре этой большой работы именно он - писатель Николай Дункай. Он защищает землю отцов, он думает о будущем, он вселяет любовь и надежду.

С. Ф. КРИВШЕНКО, член Союза писателей России, профессор ДВГУ
доктор филологических наук.

январь 1995 г.

Библиография

Полный текст рассказа