Матюшин Михаил Ильич
"Благодарю судьбу свою
За то, что не был путь напрасным,
За то, что в этом жил краю
И был к его делам причастным."
Петр Нефедов
Михаил Ильич Матюшин родился 1 января 1924 года в деревне Коха Красноярского
края. С семи лет рос с отцом и мачехой. В 1939 году уехал во Владивосток к матери. В 1942 году окончил девять
классов Тернейсмой средней школы, ему исполнилось 18 лет. В июле 1942 года Михаил Матюшин распрощался с друзьями
и ушел в Военно-Морской флот. Служил на Каспии и Тихом океане. Участвовал в войне с империалистической Японией.
Демобилизовался в 1948 году.
Прежде чем стать профессиональным писателем М. Матюшин много лет посвятил
журналистской деятельности, принесшей ему знание жизни. Работал в редакции газеты "Тихоокеанский моряк". Был
собственным корреспондентом "Учительской газеты" по Дальнему Востоку. Первые литературные шаги М. Матюшиным были
сделаны еще во время службы на флоте. В 1948 году первый рассказ "Рождение художника" был опубликован в газете
"Боевая вахта".
Михаил Матюшин в 1953 году заканчивает заочно десятый класс Владивостокской
школы № 1. В 1954 году поступает на заочное отделение Литературного института им М Горького и в 1960 году
заканчивает его с отличием. Свою дипломную работу Матюшин назвал "Гренада моя" Ознакомившись с ней Всеволод
Иванов написал "Эта работа даровитого писателя у которого, невидимому, отличное будущее". В этом же году Матюшин
был принят в Союз писателей страны. С 1962 по 1972 гг. работал редактором Приморского книжного издательства.
Будучи редактором он помогал молодым писателям найти дорогу к читателю. Был ответственным секретарем Приморской
писательской организации (1967-1972 гг.).
И продолжал писать, его статьи, очерки, рассказы и повести публиковались в
газетах, журналах, альманахах и сборниках, выходили в различных издательствах страны.
В произведениях М. Матюшина отразился его сложный и многосторонний жизненный
опыт. Замысел своих книг писатель брал из самой жизни. Большинство его произведений автобиографичные.
Большое место в творчестве М.И. Матюшина занимает тема детства. Хорошо зная
психологию детей, их непосредственное мировосприятие, он избирает форму повествования от первого лица - от лица
ребенка. Тема детства раскрывается в повестях "Светлые будни" (1953 г.), "Ледяная ловушка", "В большой семье"
(1954 г.), в романе "Рожденный в рубашке" (1962 г.).
Повесть "В большой семье" о жизни ребят одного из Приморских детдомов. В
главном герое повести - директоре детдома Николае Семеновиче Гагарине прослеживаются черты сходства с реальным
его прототипом Николаем Семеновичем Гагаровым, человеком необычной доброты, деликатности и твердости из
"Педагогической поэмы" А. Макаренко. В трудные послевоенные годы герои повести, руководствуясь не только
профессиональным долгом, взяли на себя заботу о детдомовцах и отдали им тепло своих сердец и щедрость души.
В романе "Рожденный в рубашке" автор рассуждает о нелегком писательском
призвании, о судьбе художника своего времени, ставит проблему внутренней честности и требовательности писателя к
себе. В романе герой М.Матюшина осознает, что право называться настоящим писателем надо завоевывать участием в
жизни своего народа. Ермаков близок нам своей прямотой, чуткостью к людям, своими поисками и раздумьями о жизни.
Через образ героя писатель рассказал и о себе - своих потерях, удачах и находках.
В шестидесятые годы М. Матюшин обращается к остросюжетной приключенческой
тематике для юношества. В книгах "Сокровища ангуонов" и "Загадка амулета" дана широкая панорама событий в годы
гражданской войны на Дальнем Востоке.
Сюжет повести "Сокровища ангуонов" (1964 г) прост: интервенты, отступая,
мечтают завладеть сокровищами легендарной страны Ангуонии. Приключенческий жанр дает автору возможность
драматические события гражданской войны соединить с древней, сказочно богатой, страной ангуонов. Более тысячи лет
существует легенда о том, что "монах Дагомар, пользуясь способностью усыплять людей пристальным взглядом, объявил
себя верховным кармелином" и присвоил несметные сокровища ангуонов. Из золота были выплавлены идолы и зарыты
служителями храма Благоденствия. Это золото белогвардейцы и надеялись найти. Они заставляют старого археолога
профессора Арканова вести по тайге за сокровищами их экспедицию. Но профессор, жертвуя жизнью, приводит ее к
засаде партизан. На этом пути интервентов ждала неминуемая гибель, ибо сокровища молодой, нарождающейся
республики принадлежат новому поколению, которое "во много раз ценнее всех золотых запасов земли".
В таком же приключенческом ключе написан роман "Загадка амулета" (1969 г.).
Проводя через страницы романа чисто приключенческую линию, автор стремится показать грандиозную картину
партизанского движения в Приморье. Место действия - маленькая деревенька "Бухта оленя". Главные герои романа -
обыкновенные люди: врач Мостин, подпольщик Алексей Морской, художник, удегеец - юноша Монгули, партизанские
вожаки Бурлай и Шатров, юный партизан Борька и др. Основное внимание уделено психологическим переживаниям героев
на фоне сложных событий гражданской войны.
В романе автор делает попытку показать социальную картину классовой борьбы,
для чего вводит психологически сложный образ предателя Бекасова. Вырванный обстоятельствами из привычного потока
жизни он оказывается в противоположном лагере. Решительный, умный Бекасов чувствует близкий конец борьбы, видит
свое поражение, но, лишенный реальной почвы под ногами, не может трезво оценить ситуацию. Попав в партизанский
отряд, ненавидя большевиков, он готов возглавить поход против них и собирается "разложить революцию изнутри".
Дальнейшие его действия носят призрачно - фантастический оттенок. Силой
прихотливого воображения автора Бекасов мечтает завладеть сокровищами царицы Лаилы и, став обладателем сказочных
богатств, надеется осуществить свой план. В этом и состоит крах Бекасова, который не может понять, что в
непримиримой борьбе, справедливость всегда на стороне угнетенных.
"Сокровища", созданные руками древних, нельзя использовать как орудие
разрушения. Они несут в себе высокий моральный заряд и могут быть только реальной помощью революции.
Определенной вехой в писательской биографии М. Матюшина являются
документально-художественные произведения, в которых проявилась творческая индивидуальность автора. Героев этих
произведений объединяет нравственное отношение к жизни, высокое мужество, преданность идее народного счастья.
Взявшись за разработку историко-революционной темы, автор обращается к
документальным материалам. Используя художественный вымысел и соблюдая достоверность событий, ему удается
показать не только исторические личности высокой душевной красоты, но и незаметные подвиги рядовых героев,
беззаветно преданных делу революции. В 1976 году в серии "Пламенные революционеры" вышла повесть М. Матюшина
"Преданность" о выдающемся революционере Николае Васильевиче Крыленко. Прослеживая жизненный путь главного героя,
автор дает подробную характеристику становления его, как личности бескомпромиссной, честной, мужественной,
достойной подражания.
Характер профессионального революционера формировался еще в школьные годы,
позднее в университете. В армии Николай Крыленко приобщается к партийной работе, приобретая опыт революционной
борьбы, он вырастает в одного из первых главнокомандующих Красной Армии, а позже и прокурора республики.
Вводя антигероя в повесть о Николае Крыленко автор акцентирует наше внимание
на контрасте добра и зла, чести и бесчестия, доблести и предательства. Используя уже проверенный прием "исповеди"
М. Матюшин убедительно характеризует безнравственный портрет провокатора Романа Малиновского, предавшего интересы
революции ради корысти и честолюбия. Провокатор Роман Малиновский реальное историческое лицо.
Продолжением летописи о пламенных революционерах является "Повесть о
Константине Пшеницине", вышедшая в 1986 году. Участник революционных событий на Дальнем Востоке Константин
Пшеницин был незаурядной личностью, бесстрашным чекистом, одним из авторитетных руководителей партизанского
движения. Именно здесь, в огне революционных боев за освобождение Приморья Константин Пшеницин получил
большевистскую закалку, вырос в крупного руководителя, секретаря первого Приморского губкома.
Задачу, поставленную перед собой, М. Матюшин выполнил сполна. Используя
богатый документальный материал, автор показывает своего героя в развитии, представляет нам его не только как
легендарную личность, но и как человека скромного, благородного.
В книгах героико-революционной направленности М.И. Матюшин стремится выявить
наиболее яркие индивидуальные черты характера героев.
В 1986 году появилась лирическая повесть М. Матюшина "Медовый год". Это
повествование о любви, о праве человека на подлинное человеческое счастье. Обращение к лирической теме говорит о
душевной зрелости писателя. Мысли автора в защиту искренних чувств героев, о крепкой и надежной семье, основанной
на взаимной любви.
Любимый прием писателя "дневниковых записей" помогает показать лучшие стороны
характера героев повести. С первых же страниц наши симпатии на стороне главных героев Виктории Степановой и
Александра Левашова. Мы искренне верим в их неизбежную встречу, в любовь с первого взгляда, в их долгую и
счастливую жизнь. И хочется думать, что счастливая семья Левашовых до сих пор живет в нашем городе, ведь они наши
современники.
Герои разнообразных по жанру произведений М.И. Матюшина обыкновенные люди,
взрослые и дети, стремятся отстоять свое право на счастье, духовную свободу, подлинные ценности в жизни. За
каждым героем мир поисков, испытаний и надежд.
Михаил Ильич Матюшин - ветеран Приморского отделения писательской организации
России, по-прежнему, живет во Владивостоке и несмотря на свой почтенный возраст продолжает писать.
Библиография
Полный текст рассказа "Снегирь"
|