Дата обновления: |
Знаменательные даты по
|
(даты, относящиеся ко всему году в целом) Вспомогательные указатели: |
“Календарь дат и событий Приморского края” – ежегодный справочник, издается с 1961 г. (в полнотекстовом формате с 2001 г.). Включает сведения, отражающие важнейшие даты истории и основные события политической, экономической, научной и культурной жизни края. В календарь включаются даты, кратные пяти годам. Справочник-календарь адресован библиотекарям, работникам культуры, специалистам архивов и музеев, историкам, педагогам, краеведам, работникам СМИ, книголюбам, экскурсоводам. Представленный перечень дат поможет спланировать работу по распространению знаний о своем крае. Материалы, включенные в справочник-календарь, могут быть использованы работниками библиотек края при организации книжных выставок, проведении обзоров, бесед, презентаций, для выполнения справок и пополнения краеведческих фондов. В персональных справках освещается в основном деятельность лица в период его пребывания в Приморском крае, а среди его трудов выделяются те, которые связаны с Приморьем. К каждой дате дана справка со ссылкой на источник – книги или статьи о данном событии. На повторные даты дается отсылка к справкам в “Календаре… на 2010 год” и указывается новая литература. Во вспомогательных указателях эти даты помечены знаком *. Издания, отсутствующие в библиотеке, можно заказать по межбиблиотечному абонементу. Ежегодно в календаре размещаются перечни: “Книги-юбиляры” и “Юбилеи городов, районов и сел края”. Выявленные даты календаря расположены в прямой хронологии. Ориентироваться в датах помогут вспомогательные указатели: именной, предприятий и организаций и тематический. Многие справки к датам – авторские. В работе над календарем приняли участие историки, искусствоведы, журналисты, экологи, краеведы, библиографы ЦБС края – всем им составители выражают свою благодарность. Электронные аналоги предыдущих календарей представлены на сайте ПКПБ им. А.М. Горького: http://old.pgpb.ru/cd/primor/main.htm Замечания и предложения просим направлять в отдел краеведческой библиографии 690002, г. Владивосток, ул. Некрасовская, 59A, ПКПБ им. А.М. Горького Тел. 2-45-62-84; e-mail: ivancova_nina@mail.ru; zev_2010@mail.ru |
Владивосток – административный центр Приморского края. Российский город на берегу Тихого океана, один из крупнейших городов на Дальнем Востоке. На 1 июня 2014 г. население Владивостока составляло почти 630 тыс. человек (в 2009 г. – 604,8 тыс. человек). Транспортный, промышленный, образовательный, научный, культурный центр Приморья и Дальнего Востока.
По меркам городов мира Владивосток, конечно, молод. Но по меркам нажитого исторического багажа, концентрации событий, ярких человеческих судеб и ярких эмоций Владивосток – город состоявшейся биографии, насыщенной, содержательной, увлекательной и удивительной.
Любой житель Владивостока знает и обязательно расскажет своим гостям из других городов эту замечательную историю – как 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 г. в бухту Золотой Рог вошел военный транспорт “Манджур” под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера, и на пустынный берег высадились 28 солдат, 2 унтер-офицера, а вместе с ними прапорщик Николай Васильевич Комаров, которым было предписано основать военный пост. Как строили первые казармы, баню, церковь, как пережили первую зиму…
С историей города связаны имена десятков исследователей и первопроходцев, целой плеяды блестящих офицеров российского флота, ученых, людей мужественных и благородных, настоящих патриотов страны, изучавших эти края. Муравьев-Амурский, Невельской, Казакевич, Путятин, Шкот, Венюков и многие-многие другие. Вслед за ними пришли люди, которые осваивали эти края, обустраивали, организовывали “большое переселение” людей из центральных российских губерний, укрепляли военную мощь, развивали промышленность, торговлю, строили жизнь. Унтербергер, Буссе, Янковский, Шевелев, Старцев, Альберс, Бринер… О каждом из них можно писать книги – о многих книги и написаны. Имена большинства – лишь упомянуты в тех или иных источниках.
Дольше века город развивался как военно-морская база России. Как город-крепость. В 1871 г. из Николаевска-на-Амуре во Владивосток были переведены главная база Сибирской военной флотилии и резиденция военного губернатора. В 1878 г. начинается строительство первых объектов Владивостокской крепости – оно будет идти вплоть до 30-х и даже 40-х гг. уже ХХ века. Крепость станет одной из самых мощных морских фортификационных сооружений в мире.
Вообще, военные страницы занимают в истории Владивостока особое место. И это при том, что город, по счастью, не переживал на своей территории серьезных боевых действий. Но – всегда оставался городом-воином, городом-защитником.
Так, годы русско-японской войны (1904–1905 гг.) отмечены успешными действиями Владивостокского отряда крейсеров. Это – наиболее яркие страницы истории тех лет. А благодаря созданию к этому времени крепости японцы, по мнению историков, даже не рискнули штурмовать Владивосток.
Неувядаемой славой покрыли себя воины-владивостокцы на полях сражений Первой мировой войны. Хасанские события 1938 г. подтвердили высокие боевые качества приморцев и владивостокцев.
Более 200 тыс. жителей Владивостока и Приморья участвовали в битвах Великой Отечественной войны. Наши земляки защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, штурмовали Берлин. Порт Владивосток стал ключевым в перевозках по ленд-лизу из США боевой техники, оружия и продовольствия: огненные рейсы – еще одна страница истории города.
Потом будут доставка морем продовольствия и других жизненно важных грузов Северному Вьетнаму, участие владивостокцев в локальных войнах и военных конфликтах – в Афганистане, в Чечне, на российско-таджикской границе…
В память о боевом прошлом нашего города в 2010 г. Владивостоку Указом Президента Российской Федерации присвоено почетное звание “Город воинской славы”, установлен мемориал “Город воинской славы”.
Конечно, история Владивостока – это еще и множество совсем других разнообразных, ярких мирных страниц. Порто-франко – вольный город. Город, населенный в основном японцами и китайцами (начало ХХ в.) – с его колоритной Миллионкой. Город искусств, театров. Город русских купцов и промышленников. Потом, уже в советское время, – город рыбаков и китобоев. База торгового и ледокольного флота. Город студентов и ученых (в 1971 г. здесь был создан и поныне работает крупный научный центр – сначала ДВНЦ, теперь – Дальневосточное отделение Российской Академии наук). Портовый город – с типичным ритмом жизни и своеобразным, не лишенным авантюрного начала характером. “Советский Сан-Франциско”… Словом, у Владивостока – множество образов.
И все же, несмотря на разнообразную историю, Владивосток – важнейшая военная база, форпост России на Тихом океане.
До 1992 г. город оставался закрытым портом – въезд иностранцев был запрещен, да и советские граждане могли приехать лишь по специальному пропуску. 1 января 1992 г., в соответствии с Указом № 123 “Об открытии г. Владивостока для посещения иностранными гражданами”, подписанным президентом РСФСР Борисом Ельциным, Владивосток был открыт.
Но настоящий исторический поворот “на 16 румбов” случился немного позже. 10 лет спустя, в 2002 г., во Владивостоке состоялось первое крупное международное мероприятие – VII Инвестиционный симпозиум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – авторитетной международной организации. После чего родилась эта амбициозная идея – выступить с заявкой на проведение саммита АТЭС во Владивостоке.
Идея, можно сказать, за несколько лет прожила “целую жизнь” – ее отвергали и вышучивали, ее нужно было защищать во властных коридорах, доказывать, продвигать открыто и кулуарно, на нее “покушались” конкуренты из других городов страны. Но идея имела один неоспоримый аргумент: территорию необходимо всерьез развивать. И для этого нужны самые разные программы и подходы.
27 января 2007 г. президент страны Владимир Путин во время своего визита во Владивосток заявил: “Россия подаст заявку на председательство в АТЭС в 2012 году, и саммит будет проводиться не в Москве, не в Санкт-Петербурге, не в Красноярске, а именно во Владивостоке.
…Нам, если мы хотим развивать Дальний Восток, Владивосток и Приморский край, одними разговорами не обойтись... В любом случае вложенные средства не пропадут. Вопрос только в том, куда вкладывать, как вкладывать и что потом мы будем иметь от этих вложений, что государство будет иметь и что люди, которые здесь живут”.
С этого момента Владивосток шагнул в свою новую историю. Радикально изменив вектор своего развития. И судьбу.
Итак, было принято решение – из военно-морского закрытого города-крепости Владивосток должен стать центром международного сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, своего рода воротами России в АТР. А значит – современным городом, комфортным для жителей, привлекательным для туристов, инвесторов и деловых партнеров.
В сентябре 2007 г. на очередном саммите АТЭС в Австралии лидеры стран-участниц АТЭС официально поддержали предложение нашей страны провести очередную встречу в верхах в 2012 г. в России. Соответствующее решение было зафиксировано в итоговой Сиднейской декларации.
И во Владивостоке началась активная подготовка к значимому международному событию. Оно стало красивой мечтой, достойной идеей. А главное – важным рубежом, которого городу нужно было достичь.
Были разработаны проекты масштабных преобразований города, принята специальная федеральная программа “Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества РФ со странами АТР”, предусмотрены крупные финансовые инвестиции. 15 января 2008 г. президент России утвердил “Схему размещения и архитектурно-градостроительную концепцию объектов делового центра саммита АТЭС-2012” на острове Русский во Владивостоке. А в конце июля 2008 г. во Владивостоке начались собственно строительные работы.
И тысячи людей, веря, а порой и не веря в результат – включились в работу. Скептиков было – море! Чего только за это время не говорили “на кухнях” и не писали в газетах и в Интернете – история сохранит это “народное творчество неверия”. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают…
И вот – фантастика стала реальностью. В рекордные сроки построены три моста (все они сданы в строй в августе 2012 г.), два из них входят в десятку крупнейших вантовых мостов в мире. И вот ведь “сюрприз” – пилоны достроены, половинки мостов, которые строители наращивали с двух противоположных берегов, сошлись, – опять же вопреки прогнозам скептиков!
Высота пилонов моста через пролив Босфор Восточный – 320 метров, длина пролета – 1104 метра, что представляет собой рекорд среди вантовых мостов. Мост через Золотой Рог тоже необычен – его пилоны составляют букву “V”. Владивостокцы увидели в этом символ – Vladivostok, Victory – то есть, победа!
Пожалуй, одним из самых ярких событий в 2012 г. стало открытие моста через бухту Золотой Рог. Совместным решением городских властей и мостостроителей мост на три дня – с 11 по 13 августа – был отдан во власть пешеходов. Десятки тысяч горожан и гостей города прогуливались по мосту и днем и ночью, обнимались, фотографировались, общались, танцевали, пели и не скрывали счастливых эмоций. А потом по мосту пошел транспорт: тяжелый, легкий, пассажирский – и это изменило будни многих жителей города. Так сбылась вековая мечта многих поколений жителей Владивостока.
К слову, вскоре после ввода в строй два красавца-моста получили имена – Русский и Золотой. И как-то сами собой стали визитной карточкой Владивостока.
Один из крупнейших объектов саммита АТЭС – большой международный и гостиничный центр на острове Русском, где проходил саммит АТЭС. После мероприятия весь комплекс передан в распоряжение Дальневосточного федерального университета. Теперь здесь размещаются научно-образовательный центр международного уровня, учебные корпуса, научно-исследовательские лаборатории, конференц-центр, гостиницы и общежития, спортивные комплексы, столовые и кафе, уникальная ландшафтно-парковая зона с озером, рекой и водопадами. С 1 июня 2014 г. ландшафтно-парковая зона открыта для свободного посещения (до этого она считалась закрытой территорией кампуса). И стала одним из ярчайших туристических объектов города. Планируется строительство второй очереди кампуса.
ДВФУ был создан на базе четырех вузов – Дальневосточного государственного университета, Дальневосточного государственного технического университета, Тихоокеанского государственного университета экономики и управления, Уссурийского государственного педагогического института. Все вузы имеют свою историю, традиции, сильные научные и образовательные школы. Теперь это единый вуз, имеющий федеральный статус.
Также к саммиту АТЭС построено несколько новых магистралей, призванных во многом решить транспортные проблемы растущего города. Гостей встречает новый международный аэропорт, самолеты садятся на новую взлетно-посадочную полосу, способную принять воздушные суда всех типов. В 2011 г. Минтранс России ввел во Владивостоке беспрецедентный для страны режим “открытого неба”, который позволяет любым российским и зарубежным авиакомпаниям летать сюда, совершать посадки, высаживать и брать на борт пассажиров и грузы.
Возведены десятки новых объектов энергетики, которые строились “на вырост” – теперь есть база для развития практически любых экономических мощностей и жилых микрорайонов.
Впервые за всю историю в городе появились современные очистные сооружения (сдача объекта в строй шла поэтапно, полное завершение – декабрь 2014 г.). И это значит, город больше не сливает стоки в море. Любопытная деталь: стандарт очищенной воды, прошедшей через очистные сооружения и попадающий через глубоководные выпуски в море, гораздо строже, чем во многих странах мира – он соответствует питьевой воде.
Введен в строй современный комплекс по переработке твердых бытовых отходов, а бывший “позор” города – чадящая свалка на берегу живописной бухты Горностай – с помощью технологии рекультивации превратилась в живописный зеленый холм.
Благодаря газопроводу “Сахалин–Хабаровск–Владивосток” идет процесс перевода крупнейших тепловых станций и котельных на газ, что значительно улучшает экологическую ситуацию в городе.
Уже после саммита АТЭС, осенью 2013 г., сдан в строй современный театр оперы и балета. И вот ведь какая история – сколько критики выдержала эта стройка! Конечно, люди высказывали недовольство дороговизной строительства, затраты называли неуместными в годы экономического кризиса. Но громче всего звучала другая претензия: “кто там будет петь?” и “кто это все будет слушать?”
И вот – театр достроен, создан полноценный творческий коллектив, приглашены артисты – в том числе, из других городов и стран, молодые и с именем. Возглавил Приморский государственный театр оперы и балета молодой талантливый музыкант и дирижер Антон Лубченко. Театр стремительно ворвался в культурную жизнь Владивостока и Приморья. Удивил, восхитил, вызвал полемику, и… добился главного – завоевал своего зрителя. Осенью 2014 г. успешно начал свой второй театральный сезон.
27 сентября 2013 г. во Владивостоке в районе станции Спутник торжественно открыт Концертно-спортивный комплекс “Фетисов Арена”. Многофункциональная концертно-спортивная площадка расположена рядом с федеральной трассой, вмещает до 7 тыс. зрителей. Комплекс практически сразу стал базой впервые созданной во Владивостоке хоккейной команды “Адмирал”, вошедшей в состав Континентальной хоккейной лиги. “Адмирал” также стал “родной” командой для тысяч любителей спорта, а его игры – поводом для эмоций и настоящих спортивных страстей.
А вот еще один масштабный проект, который на начальном этапе вызывал сомнения и бурные дискуссии: во Владивостоке запущено производство автомобилей. 29 декабря 2009 года при участии премьер-министра РФ Владимира Путина торжественно открыт завод “Соллерс – Дальний Восток”. Первой машиной, сошедшей с конвейера, стал внедорожник УАЗ Патриот, а его покупателем – премьер министр Италии Сильвио Берлускони. Свою производственную деятельность автозавод продолжил серийным выпуском внедорожников SsangYong. И если в 2010 г. было произведено 13 700 внедорожников, то в 2013 – уже 34 128 автомобилей. Так в городе заработало автосборочное производство – вопреки мнениям и прогнозам скептиков.
6 сентября 2012 г. состоялось торжественное открытие новой производственной линии – “Мазда – Соллерс Мануфэкчуринг Рус”. Это совместное предприятие 50/50 российской ОАО “Соллерс” и японской Mazda Motor Company. А в 2013 г. силами Mitsui & Co., Ltd. (Япония) и ОАО “Соллерс” и тоже в партнерстве 50/50 создано еще одно совместное автосборочное предприятие – “Соллерс-Буссан”. После некоторой реорганизации во Владивостоке теперь работают две автосборочные компании: ООО “Мазда – Соллерс Мануфэкчуринг Рус” и ООО “Соллерс-Буссан”. По итогам 2013 г. автосборочные предприятия во Владивостоке произвели почти 70 тыс. автомобилей!
На глазах преобразился и внешний облик Владивостока. В 2008 г. – в год начала подготовки к саммиту АТЭС – главой Владивостока в ходе общегородских выборов был избран Игорь Сергеевич Пушкарёв. Ему как раз и досталось готовить город к международному форуму. А также решать тысячи накопившихся хозяйственных проблем, вовсе не связанных с событием. И вот они – весомые события последних лет.
Отреставрированы десятки памятников и исторических зданий, которые составляют одну из главных ценностей Владивостока, обновлены фасады тысяч жилых и административных домов – город посвежел, засияв новыми красками. Реконструированы скверы и набережные, центральные улицы, пирсы, подпорные стенки, подземные переходы. Впервые во Владивостоке создана архитектурная подсветка десятков зданий – вечерний город стал еще наряднее и романтичнее. У владивостокцев появилась даже своя маленькая “Эйфелева башня” – на телевышке, что стоит на сопке Орлиной, вечером работает более тысячи стробоскопов.
Подпорные стены Владивостока – необходимый инженерный объект города на сопках – в эти годы стали массовыми арт-объектами: их расписали уличные художники, и город стал еще живописней.
В весомый факт повседневности вылилось также массовое строительство детских садов – за последние 5 лет их построено более двух десятков. В лихие 90-е и в начале 2000-х гг. город потерял 200 (!) детских садов – их продавали, приватизировали, сдавали в аренду или просто закрывали. И вот пришла пора собирать камни: стройки – по всему городу!
В районе Второй Речки – впервые в постсоветское время – вырос огромный новый жилой микрорайон Снеговая Падь: он построен для военнослужащих, в том числе уволенных в запас и их семей. Уже сейчас там живет около 20 тыс. человек, а будет по проекту – 50 тыс. В микрорайоне открыты три современных детских сада, две большие школы с бассейнами, поликлиники, торговый центр – строительство ведется комплексно. Квартиры их хозяева получают – бесплатно.
Конечно, во Владивостоке еще полно проблем. На любом интернет-форуме или в ходе любой высоконаучной дискуссии громко звучат они – проблемы, – очевидно, без такого критического взгляда невозможно развитие, объективность помогает в их решении.
Но вместе с тем, горожане как никогда прежде, с большим желанием и охотой стали признаваться в любви к своему городу. Его показывают гостям и им гордятся. Про него пишут книги, путеводители и снимают красивейшие видеоролики и кино. Его точно и без сомнения считают экзотичным, неповторимым, особенным.
В городе работают сотни общественных объединений. Выставки, залы модных инсталляций, фестивали, танцевальные и спортивные клубы, целое движение велосипедизации – все это повседневные свидетельства активной творческой жизни.
С 2003 г. во Владивостоке проводится международный кинофестиваль “Меридианы Тихого”, ставший одной из самых ярких страниц культурной жизни Приморья. И в 2015 г. планируется уже 13-й фестиваль. Каждые два года город становится центром биеннале визуальных искусств. А в 2012 г. здесь прошел яркий, многоцветный, экзотичный фестиваль стран Латинской Америки, который удивительным образом лег на душу и владивостокцам, и гостям из-за океана. Значит, есть что-то общее в характере?
Во Владивостоке на городские деньги и деньги меценатов активно создают памятники. Среди них – памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому (открыт в 2012 г.), уроженцу Владивостока, любимцу публики и оскароносцу Юлу Бриннеру (2012 г.), поэту и артисту Владимиру Высоцкому (2013 г.), американке, оставившей уникальный эпистолярный памятник о Владивостоке Элеоноре Прей (2014 г.). А есть еще новые городские скульптуры, эскизы которых бурно обсуждали тысячи жителей, – моряк загранплавания родом из 70-х и Катюша – героиня знаменитой песни.
Так уж сложилось – Владивосток был открыт и заселялся в основном “пассионариями” – людьми, которые домашнему уюту предпочитали путь в неизведанное. Владивосток и сейчас остается местом особой энергии.
Город устремлен в будущее. Да, его новая роль и новая миссия во многом определены – крупный российский экономический, политический и культурный центр, своего рода “контактная зона”, коммуникативная площадка России и стран АТР. Но – работа над “материализацией” этой трудной миссии, несмотря на созданную уже весомую базу, во многом только начинается.
Необходимо отметить: крупные проекты реализуются на многих территориях Приморского края – такие, как строительство нефтехимического производства (г. Находка), новых судостроительных верфей (г. Большой Камень), портовый угольный терминал (Хасанский район) и другие. И в этих условиях Владивосток опять примеривает на себя особую роль – стать центром Владивостокской агломерации, в которую входят города Уссурийск, Находка, Артем, Большой Камень, Фокино, и районы – Михайловский, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский и Хасанский.
В 2014 г. началась работа над новой концепцией генерального плана Владивостока – городу уже тесно в его прежних рамках и представлениях, и пора ломать голову – куда и как лучше направить развитие города.
По инициативе главы города И.С. Пушкарёва в 2014 г. началась работа по проектированию Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД), которая, по планам, должна пройти вдоль Амурского залива – частью по берегу, частью – на эстакадах и даже в подводном тоннеле, а также закольцевать транспортные пути по острову Русскому. ВКАД, по мнению большинства специалистов, – второе дыхание Владивостока!
Активно идет работа над проектами развития острова Русского, над проектами формирования нового делового центра города, новых набережных и общественных пространств. Появляются новые головокружительные планы и мечты: специалисты все более предметно обсуждают возможности строительства мостов на Песчаный, на Суходол, на остров Попова. Фантастика? Абсолютная. Но и мост через бухту Золотой Рог, и мост на остров Русский еще недавно были фантастикой, грезой, чем-то несбыточным.
Владивостоку – 155. Город открыл новый горизонт своей истории. Главное – не останавливаться в движении…
М.С. Ивлева