Экономика Приморского края

Основой экономики края являются богатые природные ресурсы как континентального, так и океанического характера. Ведущее место в структуре отраслей народного хозяйства занимает промышленность . Промышленный комплекс является наиболее развитой частью экономики Приморья. Основными являются рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли, электроэнергетика и угольная промышленность, машиностроение и судоремонт, горнодобывающая, лесная и деревообрабатывающая отрасли.

Одна из старейших отраслей экономики Приморского края – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Основные лесозаготовительные базы расположены в Анучинском, Чугуевском и Красноармейском районах. Основными породами леса, пользующимися спросом как в стране, так и за рубежом, являются хвойные, лиственница, береза, ясень. Из добываемой древесины в крае производят пиломатериалы, мебель, тару и другую продукцию. Центрами деревообрабатывающей промышленности края являются города Лесозаводск и Дальнереченск.

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. Сыръевой базой цветной металлургии являются крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Цветная металлургия представлена ОАО “Дальполиметалл” (г. Дальнегорск), специализирующемся на добыче свинцово-цинковых руд, выплавке свинца, висмута и серебра; ОАО “Приморский ГОК” (пос. Восток Красноармейского района) и ОАО “Лермонтовская горнорудная компания”, занимающимися добычей и переработкой вольфрамовых руд; АО “Русская горнорудная компания” (Ярославский ГОК), осваивающей месторождения плавикового шпата. Горнохимическая промышленность – самая молодая в крае и представлена АО “Бор” (г. Дальнегорск) – единственным производителем боропродуктов в России. “Бор” выпускает борную и серную кислоты, борат кальция.

Угольная промышленность - одна из старейших в крае. Ресурсной базой являются месторождения угля в основном в южной части Приморского края, крупнейшими из которых считаются Бикинское и Павловское.

Машиностроение и металлообработка являются одной из ключевых отраслей промышленного комплекса Приморского края. Основной специализацией являются: судоремонт и судостроение, машино - и приборостроение, авиастроение. На предприятиях отрасли осуществляется ремонт морских судов, производятся самолеты и вертолеты, навигационные приборы, трубопроводная арматура ручного и дистанционного управления, деревообрабатывающие станки и бытовая техника.

Пищевая промышленность представляет крупный комплекс из 13 отраслей, в состав которых входят около 350 предприятий, в том числе акционерных обществ. Среди предприятий наиболее известны ОАО “Уссурийский бальзам” (производство алкогольной продукции), АО “КМС Славда” (производство минеральной воды), АО “Пивоиндустрия Приморья” (производство различных сортов пива), ОАО “Приморский сахар” - один из крупнейших сахарных заводов России и единственный в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и др.

Рыбная промышленность занимает лидирующее место в структуре промышленности края. На территории края действуют более 130 промышленных предприятий отрасли. Ежегодно добывается более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Всеми предприятиями вырабатывается около 800 тыс. тонн разнообразной пищевой рыбной продукции, консервированной продукции производится более 110 млн условных банок.

Транспорт – одна из ведущих отраслей народного хозяйства края. Железнодорожный транспорт осуществляет переброску основных объемов грузов из западных районов страны в восточные и обратно. Основной перевозчик – Владивостокское отделение Дальневосточной железной дороги .

Морской транспорт несет большую нагрузку по оказанию транспортных услуг в Дальневосточном бассейне. Наиболее крупные транспортные компании: ОАО “Дальневосточное морское пароходство” (г. Владивосток) и ОАО “Приморское морское пароходство” (г. Находка). ДВМП осуществляет заграничные перевозки и каботажные на север Дальнего Востока и в Арктику. ПМП ориентировано на транспортировку нефтепродуктов на каботажных и внешних линиях. В функционировании морского транспорта ключевую роль играют порты, являясь составными частями трех наиболее крупных промышленно-транспортных узлов Приморского края: владивостокского, находкинского, хасанского. Владивостокский транспортный узел включает торговый, рыбный порты и причальные сооружения ОАО “Примнефтепродукт”. Находкинский транспортный узел представляют порты: Находкинский морской торговый, Находкинский нефтеналивной, Находкинский морской рыбный, Восточный. В хасанский транспортный узел входят порты Посьет и Зарубино. На морском побережье Приморья расположены еще около 10 небольших портов и портовых пунктов, через которые в основном отгружается продукция лесной и горнорудной промышленности.

Воздушный транспорт осуществляет воздушные перевозки через главный аэропорт края “Владивосток”, допущенный к выполнению международных полетов. Местные авиалинии позволяют осуществлять полеты в населенные пункты края. Главное авиапредприятие края “Владивосток-авиа” оснащено надежной техникой, признано и зарегистрировано в международных организациях ИАТА и ИКАО.

Автомобильный транспорт – одна из составляющих транспорта края. Предприятия транспорта и других отраслей хозяйства используют для перевозок более 21 тыс. грузовых автомобилей и 4 тыс. автобусов.

Сельскохозяйственное производство в основном сконцентрировано в южной и юго-западной зоне Приморья, хотя ведется по всей территории края. Крупнейшими производителями сельскохозяйственной продукции являются город Артем, районы Уссурийский, Спасский, Надеждинский, Черниговский, Михайловский, Хорольский, Ханкайский. В крае выращивают сою, рис, бахчевые культуры. В сельскохозяйственном секторе, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, занято свыше 70 тыс. человек. В частном секторе производится мясо, молоко, картофель, овощи.

Природно-хозяйственные районы Приморского края

В народном хозяйстве края можно увидеть большие различия, обусловленные различиями природных условий и ресурсов. Кроме этого на размещение хозяйства оказали и оказывают влияние трассы освоения территории, созданные природой или руками человека. Такими трассами явились для Приморья морское побережье, река Уссури и ее притоки и Транссибирская железнодорожная магистраль. На трассах освоения сегодня расположены все города Приморского края, кроме г. Дальнегорска, большая часть поселков городского типа, размещены обрабатывающие производства. В районах, расположенных вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, производится 56,8 % промышленной продукции края (даже без учета Владивостока и Надеждинского района, расположенных одновременно и на Транссибирской магистрали и на морском побережье). А вместе вдоль Транссиба и на морском побережья производится 84,7 % промышленной продукции края. Учитывая территориальные сочетания природных ресурсов, хозяйственных предприятий и отраслей, Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН было проведено природно-хозяйственное районирование Приморского края. Полученное районирование не только фиксирует то, чем располагают города и районы, но и оценивает перспективы их экономического развития. Всего в крае выделено 8 природно-хозяйственных районов (ПХР):

Южно-Приморский район включает: города Владивосток, Артем, Находка, Партизанск и сельские районы – Хасанский, Надеждинский, Шкотовский и Партизанский .

Для г. Владивостока и Находки характерна мореходная хозяйственная специализация – в них работают морские и рыбные порты, предприятия по судоремонту и рыбообработке, морские пароходства, морские учебные заведения. Именно эти предприятия формируют хозяйственный облик городов. В настоящее время города Владивосток и Находка развиваются как центры внешнеэкономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом сотрудничестве большую роль играют Дальневосточное и Приморское морские пароходства. Южно-Приморский район является наиболее перспективным для дальнейшего хозяйственного развития. Выгодное транспортно-географическое положение, развитая промышленность, инфраструктура, наличие квалифицированных кадров, научной базы – эти факторы позволяют Южно-Приморскому району развиваться. Кроме того, существенную роль играют рекреационные возможности и доступность биоресурсов моря.

В Южно-Приморском районе развиты следующие виды хозяйственной деятельности: транспортные (в т.ч. морские) перевозки, отрасли промышленности, связанные с морем (рыбная, судостроение, судоремонт, марикультура, океанические исследования и др.), а также наукоемкое океаническое машиностроение, приборостроение, рекреация. Перспективной является работа предприятий, занимающихся производством лекарственных препаратов на основе биотехнологии. В малонарушенных активным хозяйственным освоением частях Южно-Приморского района могут быть созданы национальные парки, развиваться международный, в т.ч. морской туризм, рекреационное хозяйство.

Рудно-Сихотэ-Алиньский район – второй по перспективности природно-хозяйственный район Приморского края. Район включает основные горнопромышленные центры Приморского края - г. Дальнегорск и Кавалеровский район .
Специализируется на добыче и переработке полиметаллических руд, содержащих олово, свинец, цинк; горнохимического борного сырья. Развита добыча серебра, заготовка и переработка леса. В районе также развиты промысел пушных животных, заготовка дикорастущих пищевых и лекарственных растений. Район имеет перспективы развития: здесь сконцентрированы большие запасы горнохимического сырья (здесь сосредоточено 92% общегосударственных запасов борного сырья), полиметаллических руд, леса. Потенциал Рудно-Сихотэ-Алиньского района может существенно возрасти после строительства железной дороги от станции Новочугуевка до поселков Ольга и Рудная Пристань. Перспективными направлениями в развитии района могут стать: строительство современного предприятия по выплавке чистых металлов из концентратов полиметаллов; производство потребительских товаров и стройматериалов из древесины; охотничье-промысловые хозяйства с искусственным разведением молодняка кабанов, изюбрей и других ценных животных и регулированием численности хищников; малые и средние предприятия по заготовке и воспроизводству лекарственных и пищевых ресурсов леса; производство по переработке пищевых растительных и животных ресурсов леса, лекарственного сырья; производство отделочного строительного камня, сувениров из декоративных камней; выделка шкур пушного зверя и пошив меховых изделий; марикультура и прибрежный лов рыбы и других морепродуктов; разведение норок, нутрий, лис на основе кооперации с рыбодобывающими предприятиями; организация горно-таежного охотничьего туризма, в. т.ч. международного.

Ханкайский ПХР – является третьим по перспективности развития. Включает все районы Приханкайской долины – Ханкайский, Хорольский, Черниговский, Октябрьский, Михайловский, Спасский, г. Спасск-Дальний. Основными промышленными центрами являются г. Спасск-Дальний, поселки Сибирцево, Новошахтинский, Реттиховка, Ярославский, Липовцы, Черниговка. Хозяйственная специализация этих центров – производство строительных материалов, добыча угля и полевошпатового сырья, промышленная переработка сельскохозяйственного сырья, машиностроение и машиноремонт. Приханкайская равнина является основной сельскохозяйственной житницей Приморского края. Города и поселки в основном расположены на Транссибирской железнодорожной магистрали, проходящей с севера на юг по восточной окраине Приханкайской равнины. Перспективы района обусловлены его выгодным экономико-географическим положением относительно Китая и железной дороги, значительными запасами флюорита, углей, цементного сырья, сельскохозяйственных угодий и созданной производственной базой стройиндустрии, цветной металлургии, угледобычи.

Наиболее приоритетными для Ханкайского ПХР являются сельское хозяйство и пищевые предприятия, работающие на местном сельскохозяйственном сырье, предприятия по производству промышленных товаров для населения (одежды, обуви, бытовой и другой потребительской продукции), обслуживание транспорта. Значимыми производствами остаются добыча флюорита, углей, производство строительных материалов.

Среднеуссурийский ПХР – включает в себя Кировский и Лесозаводский районы и прилегающие к Транссибу части Дальнереченского, Красноармейского и Пожарского районов. Характерными производствами этого района являются лесопереработка (гг. Лесозаводск и Дальнереченск), добыча угля и тепло-электроэнергетика (пос. Лучегорск). Межрайонное значение имеет и рекреационный комплекс – “Шмаковские курорты”, расположенный в Кировском районе. В Среднеуссурийском ПХР получили развитие предприятия легкой и пищевой промышленности. Низкие равнины вдоль р. Уссури и небольшие горно-долинные равнины используются в сельском хозяйстве. Здесь производится: мясо, молоко, мед, картофель, гречиха, зерновые и фураж.

Приоритетными видами хозяйственной деятельности в данном районе могут стать угледобыча и электроэнергетика, рекреация, сельское хозяйство и переработка сельхозсырья, переработка завозной древесины.

Центральный Сихотэ-Алиньский ПХР включает Пожарский и Красноармейский районы, кроме их частей, расположенных вблизи Транссибирской магистрали. Это один из самых богатых природными ресурсами район, обладающий большими запасами минерального сырья и лесных ресурсов. Полиметаллы, вольфрам, золото составляют основу формирования здесь различных производств, строительства высоковольтных линий электропередач, автодорог. В настоящее время район остается слабо освоенным. Это связано с отдаленностью района от трасс освоения, с горным рельефом, слабой производственной и социальной инфраструктурой.

В перспективе здесь могут быть развиты: гидроэнергетика, традиционные для коренных народностей виды хозяйственной деятельности: охота, рыбная ловля, народные промыслы и т.п.; сбор и переработка продовольственных лекарственных ресурсов леса; добыча минерального сырья; заготовка и глубокая переработка древесины в бассейне р. Большая Уссурка; закрепление значительной части ПХР за проживающими здесь коренными малочисленными народами может способствовать охране уникальных природных систем района, развитию туризма.

Юго-Восточный ПХР – включает Лазовский и Ольгинский районы. Основными видами хозяйственной деятельности здесь являются добыча и переработка рыбопродукции (пос. Преображение, Валентин, Моряк-Рыболов, Веселый Яр), разведение беспозвоночных животных, водорослей (пос. Валентин, Глазовка, Веселый Яр), промысел пушных и пищевых диких животных, пищевых и лекарственных ресурсов леса. Важное значение в хозяйстве имеют рекреационно-оздоровительные объекты в поселках Чистоводное и Горноводное. В районе имеется судоремонтное предприятие в поселке Преображение, в небольших масштабах ведется добыча полиметаллических руд (с. Щербаковка). По долинам рек население занимается сельским хозяйством, производя молоко, мясо, картофель, мед. Хозяйственное освоение территории этого ПХР сдерживается наличием здесь Лазовского заповедника и отсутствием железной дороги.

Наиболее перспективным направлением хозяйственного развития Юго-Восточного ПРХ можно считать рациональное использование ресурсов суши (прежде всего древесных и недревесных ресурсов леса) и моря (промысел и переработка рыбы и других морепродуктов, организация марикультуры). Другие производства (судоремонт, сельское хозяйство) будут выполнять вспомогательную функцию. Новый и значительный импульс развития Юго-Восточный ПХР может получить при реализации проекта нового портово-железнодорожного комплекса. Портовые сооружения с судоверфью могут быть созданы в бухтах Ольги и Владимира. Параллельно с этим целесообразно строительство железной дороги от станции Новочугуевка до поселка Ольга. Дальнейшее развитие может получить и портово-рыбопромышленное хозяйство в поселке Преображение.

Верхне-Уссурийский ПХР включает Чугуевский, Яковлевский , Анучинский районы и г. Арсеньев. Эта территория расположена преимущественно в горнотаежной зоне, поэтому ведущими производствами стали лесозаготовка и лесопереработка, промысел пушных, пищевых и лекарственных ресурсов леса, сельское хозяйство. Специфической отраслью в районе является разнопрофильное машиностроение: производственное, бытовое авиастроение. Центром машиностроения является г. Арсеньев. Важными промышленно-транспортными пунктами становятся поселки Чугуевка, Новосысоевка, Варфоломеевка. Перспективным направлением для развития Верхне-Уссурийского ПХР можно считать переориентацию производств на комплексное использование ресурсов леса, организацию центров по сбору и комплексной переработке древесных и недревесных ресурсов леса. Целесообразно создание в г. Арсеньеве новых гибких машиностроительных производств, выпускающих нематериалоемкое оборудование для горнорудных, лесоперерабатывающих предприятий, биотехнологий.

Восточный ПХР включает всего один, но самый большой по площади район края – Тернейский. Этот район один из самых слабоосвоенных. Большая удаленность от районов основного расселения, железных дорог и городов, отсутствие глубоководных закрытых бухт, пригодных для строительства портов, более суровый климат характерны для Тернейского района. На территории района расположены Сихотэ-Алиньский заповедник и крупная этническая территория. Основными видами деятельности в районе является лесозаготовка, промысел рыбы в прибрежных акваториях и нерестовых реках, другой морепродукции, ее переработка, а также промысел пушных, пищевых и лекарственных ресурсов леса. На сельскохозяйственных предприятиях выращивают норку, производят в небольших количествах мясо-молочную продукцию, картофель. В перспективе хозяйственная деятельность в Восточном ПХР может быть тесно связана с рациональным использованием и восстановлением лесных ресурсов, рыбохозяйственным использованием нерестовых рек и прилегающих акваторий Японского моря. В более отдаленной перспективе возможна добыча нефтегазового сырья.

[к началу]