О проекте

   Общие сведения
   Символика. Памятники    природы
   География. Климат
   Топонимика
   История
   Экономика
   Достопримечательности
   Известные земляки
   Занимательная    информация
   Библиография
   Указатели
   Составители

 


Экономика Приморского края

Основой экономики края являются богатые природные ресурсы как континентального, так и океанического характера. Ведущее место в структуре отраслей народного хозяйства занимает промышленность . Промышленный комплекс является наиболее развитой частью экономики Приморья. Основными являются рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли, электроэнергетика и угольная промышленность, машиностроение и судоремонт, горнодобывающая, лесная и деревообрабатывающая отрасли.

Одна из старейших отраслей экономики Приморского края – лесная и деревообрабатывающая промышленность. Основные лесозаготовительные базы расположены в Анучинском, Чугуевском и Красноармейском районах. Основными породами леса, пользующимися спросом как в стране, так и за рубежом, являются хвойные, лиственница, береза, ясень. Из добываемой древесины в крае производят пиломатериалы, мебель, тару и другую продукцию. Центрами деревообрабатывающей промышленности края являются города Лесозаводск и Дальнереченск.

Горнодобывающая промышленность представлена предприятиями цветной металлургии, горной химии, угледобывающей отрасли. Сыръевой базой цветной металлургии являются крупные месторождения полиметаллических руд, расположенные в северных районах края и месторождение плавикового шпата в Хорольском районе. Цветная металлургия представлена ОАО “Дальполиметалл” (г. Дальнегорск), специализирующемся на добыче свинцово-цинковых руд, выплавке свинца, висмута и серебра; ОАО “Приморский ГОК” (пос. Восток Красноармейского района) и ОАО “Лермонтовская горнорудная компания”, занимающимися добычей и переработкой вольфрамовых руд; АО “Русская горнорудная компания” (Ярославский ГОК), осваивающей месторождения плавикового шпата. Горнохимическая промышленность – самая молодая в крае и представлена АО “Бор” (г. Дальнегорск) – единственным производителем боропродуктов в России. “Бор” выпускает борную и серную кислоты, борат кальция.

Угольная промышленность - одна из старейших в крае. Ресурсной базой являются месторождения угля в основном в южной части Приморского края, крупнейшими из которых считаются Бикинское и Павловское.

Машиностроение и металлообработка являются одной из ключевых отраслей промышленного комплекса Приморского края. Основной специализацией являются: судоремонт и судостроение, машино - и приборостроение, авиастроение. На предприятиях отрасли осуществляется ремонт морских судов, производятся самолеты и вертолеты, навигационные приборы, трубопроводная арматура ручного и дистанционного управления, деревообрабатывающие станки и бытовая техника.

Пищевая промышленность представляет крупный комплекс из 13 отраслей, в состав которых входят около 350 предприятий, в том числе акционерных обществ. Среди предприятий наиболее известны ОАО “Уссурийский бальзам” (производство алкогольной продукции), АО “КМС Славда” (производство минеральной воды), АО “Пивоиндустрия Приморья” (производство различных сортов пива), ОАО “Приморский сахар” - один из крупнейших сахарных заводов России и единственный в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и др.

Рыбная промышленность занимает лидирующее место в структуре промышленности края. На территории края действуют более 130 промышленных предприятий отрасли. Ежегодно добывается более 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Всеми предприятиями вырабатывается около 800 тыс. тонн разнообразной пищевой рыбной продукции, консервированной продукции производится более 110 млн условных банок.

Транспорт – одна из ведущих отраслей народного хозяйства края. Железнодорожный транспорт осуществляет переброску основных объемов грузов из западных районов страны в восточные и обратно. Основной перевозчик – Владивостокское отделение Дальневосточной железной дороги .

Морской транспорт несет большую нагрузку по оказанию транспортных услуг в Дальневосточном бассейне. Наиболее крупные транспортные компании: ОАО “Дальневосточное морское пароходство” (г. Владивосток) и ОАО “Приморское морское пароходство” (г. Находка). ДВМП осуществляет заграничные перевозки и каботажные на север Дальнего Востока и в Арктику. ПМП ориентировано на транспортировку нефтепродуктов на каботажных и внешних линиях. В функционировании морского транспорта ключевую роль играют порты, являясь составными частями трех наиболее крупных промышленно-транспортных узлов Приморского края: владивостокского, находкинского, хасанского. Владивостокский транспортный узел включает торговый, рыбный порты и причальные сооружения ОАО “Примнефтепродукт”. Находкинский транспортный узел представляют порты: Находкинский морской торговый, Находкинский нефтеналивной, Находкинский морской рыбный, Восточный. В хасанский транспортный узел входят порты Посьет и Зарубино. На морском побережье Приморья расположены еще около 10 небольших портов и портовых пунктов, через которые в основном отгружается продукция лесной и горнорудной промышленности.

Воздушный транспорт осуществляет воздушные перевозки через главный аэропорт края “Владивосток”, допущенный к выполнению международных полетов. Местные авиалинии позволяют осуществлять полеты в населенные пункты края. Главное авиапредприятие края “Владивосток-авиа” оснащено надежной техникой, признано и зарегистрировано в международных организациях ИАТА и ИКАО.

Автомобильный транспорт – одна из составляющих транспорта края. Предприятия транспорта и других отраслей хозяйства используют для перевозок более 21 тыс. грузовых автомобилей и 4 тыс. автобусов.

Сельскохозяйственное производство в основном сконцентрировано в южной и юго-западной зоне Приморья, хотя ведется по всей территории края. Крупнейшими производителями сельскохозяйственной продукции являются город Артем, районы Уссурийский, Спасский, Надеждинский, Черниговский, Михайловский, Хорольский, Ханкайский. В крае выращивают сою, рис, бахчевые культуры. В сельскохозяйственном секторе, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, занято свыше 70 тыс. человек. В частном секторе производится мясо, молоко, картофель, овощи.

Природно-хозяйственные районы Приморского края

В народном хозяйстве края можно увидеть большие различия, обусловленные различиями природных условий и ресурсов. Кроме этого на размещение хозяйства оказали и оказывают влияние трассы освоения территории, созданные природой или руками человека. Такими трассами явились для Приморья морское побережье, река Уссури и ее притоки и Транссибирская железнодорожная магистраль. На трассах освоения сегодня расположены все города Приморского края, кроме г. Дальнегорска, большая часть поселков городского типа, размещены обрабатывающие производства. В районах, расположенных вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, производится 56,8 % промышленной продукции края (даже без учета Владивостока и Надеждинского района, расположенных одновременно и на Транссибирской магистрали и на морском побережье). А вместе вдоль Транссиба и на морском побережья производится 84,7 % промышленной продукции края. Учитывая территориальные сочетания природных ресурсов, хозяйственных предприятий и отраслей, Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН было проведено природно-хозяйственное районирование Приморского края. Полученное районирование не только фиксирует то, чем располагают города и районы, но и оценивает перспективы их экономического развития. Всего в крае выделено 8 природно-хозяйственных районов (ПХР):

Южно-Приморский район включает: города Владивосток, Артем, Находка, Партизанск и сельские районы – Хасанский, Надеждинский, Шкотовский и Партизанский .

Для г. Владивостока и Находки характерна мореходная хозяйственная специализация – в них работают морские и рыбные порты, предприятия по судоремонту и рыбообработке, морские пароходства, морские учебные заведения. Именно эти предприятия формируют хозяйственный облик городов. В настоящее время города Владивосток и Находка развиваются как центры внешнеэкономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом сотрудничестве большую роль играют Дальневосточное и Приморское морские пароходства. Южно-Приморский район является наиболее перспективным для дальнейшего хозяйственного развития. Выгодное транспортно-географическое положение, развитая промышленность, инфраструктура, наличие квалифицированных кадров, научной базы – эти факторы позволяют Южно-Приморскому району развиваться. Кроме того, существенную роль играют рекреационные возможности и доступность биоресурсов моря.

В Южно-Приморском районе развиты следующие виды хозяйственной деятельности: транспортные (в т.ч. морские) перевозки, отрасли промышленности, связанные с морем (рыбная, судостроение, судоремонт, марикультура, океанические исследования и др.), а также наукоемкое океаническое машиностроение, приборостроение, рекреация. Перспективной является работа предприятий, занимающихся производством лекарственных препаратов на основе биотехнологии. В малонарушенных активным хозяйственным освоением частях Южно-Приморского района могут быть созданы национальные парки, развиваться международный, в т.ч. морской туризм, рекреационное хозяйство.

Рудно-Сихотэ-Алиньский район – второй по перспективности природно-хозяйственный район Приморского края. Район включает основные горнопромышленные центры Приморского края - г. Дальнегорск и Кавалеровский район .
Специализируется на добыче и переработке полиметаллических руд, содержащих олово, свинец, цинк; горнохимического борного сырья. Развита добыча серебра, заготовка и переработка леса. В районе также развиты промысел пушных животных, заготовка дикорастущих пищевых и лекарственных растений. Район имеет перспективы развития: здесь сконцентрированы большие запасы горнохимического сырья (здесь сосредоточено 92% общегосударственных запасов борного сырья), полиметаллических руд, леса. Потенциал Рудно-Сихотэ-Алиньского района может существенно возрасти после строительства железной дороги от станции Новочугуевка до поселков Ольга и Рудная Пристань. Перспективными направлениями в развитии района могут стать: строительство современного предприятия по выплавке чистых металлов из концентратов полиметаллов; производство потребительских товаров и стройматериалов из древесины; охотничье-промысловые хозяйства с искусственным разведением молодняка кабанов, изюбрей и других ценных животных и регулированием численности хищников; малые и средние предприятия по заготовке и воспроизводству лекарственных и пищевых ресурсов леса; производство по переработке пищевых растительных и животных ресурсов леса, лекарственного сырья; производство отделочного строительного камня, сувениров из декоративных камней; выделка шкур пушного зверя и пошив меховых изделий; марикультура и прибрежный лов рыбы и других морепродуктов; разведение норок, нутрий, лис на основе кооперации с рыбодобывающими предприятиями; организация горно-таежного охотничьего туризма, в. т.ч. международного.

Ханкайский ПХР – является третьим по перспективности развития. Включает все районы Приханкайской долины – Ханкайский, Хорольский, Черниговский, Октябрьский, Михайловский, Спасский, г. Спасск-Дальний. Основными промышленными центрами являются г. Спасск-Дальний, поселки Сибирцево, Новошахтинский, Реттиховка, Ярославский, Липовцы, Черниговка. Хозяйственная специализация этих центров – производство строительных материалов, добыча угля и полевошпатового сырья, промышленная переработка сельскохозяйственного сырья, машиностроение и машиноремонт. Приханкайская равнина является основной сельскохозяйственной житницей Приморского края. Города и поселки в основном расположены на Транссибирской железнодорожной магистрали, проходящей с севера на юг по восточной окраине Приханкайской равнины. Перспективы района обусловлены его выгодным экономико-географическим положением относительно Китая и железной дороги, значительными запасами флюорита, углей, цементного сырья, сельскохозяйственных угодий и созданной производственной базой стройиндустрии, цветной металлургии, угледобычи.

Наиболее приоритетными для Ханкайского ПХР являются сельское хозяйство и пищевые предприятия, работающие на местном сельскохозяйственном сырье, предприятия по производству промышленных товаров для населения (одежды, обуви, бытовой и другой потребительской продукции), обслуживание транспорта. Значимыми производствами остаются добыча флюорита, углей, производство строительных материалов.

Среднеуссурийский ПХР – включает в себя Кировский и Лесозаводский районы и прилегающие к Транссибу части Дальнереченского, Красноармейского и Пожарского районов. Характерными производствами этого района являются лесопереработка (гг. Лесозаводск и Дальнереченск), добыча угля и тепло-электроэнергетика (пос. Лучегорск). Межрайонное значение имеет и рекреационный комплекс – “Шмаковские курорты”, расположенный в Кировском районе. В Среднеуссурийском ПХР получили развитие предприятия легкой и пищевой промышленности. Низкие равнины вдоль р. Уссури и небольшие горно-долинные равнины используются в сельском хозяйстве. Здесь производится: мясо, молоко, мед, картофель, гречиха, зерновые и фураж.

Приоритетными видами хозяйственной деятельности в данном районе могут стать угледобыча и электроэнергетика, рекреация, сельское хозяйство и переработка сельхозсырья, переработка завозной древесины.

Центральный Сихотэ-Алиньский ПХР включает Пожарский и Красноармейский районы, кроме их частей, расположенных вблизи Транссибирской магистрали. Это один из самых богатых природными ресурсами район, обладающий большими запасами минерального сырья и лесных ресурсов. Полиметаллы, вольфрам, золото составляют основу формирования здесь различных производств, строительства высоковольтных линий электропередач, автодорог. В настоящее время район остается слабо освоенным. Это связано с отдаленностью района от трасс освоения, с горным рельефом, слабой производственной и социальной инфраструктурой.

В перспективе здесь могут быть развиты: гидроэнергетика, традиционные для коренных народностей виды хозяйственной деятельности: охота, рыбная ловля, народные промыслы и т.п.; сбор и переработка продовольственных лекарственных ресурсов леса; добыча минерального сырья; заготовка и глубокая переработка древесины в бассейне р. Большая Уссурка; закрепление значительной части ПХР за проживающими здесь коренными малочисленными народами может способствовать охране уникальных природных систем района, развитию туризма.

Юго-Восточный ПХР – включает Лазовский и Ольгинский районы. Основными видами хозяйственной деятельности здесь являются добыча и переработка рыбопродукции (пос. Преображение, Валентин, Моряк-Рыболов, Веселый Яр), разведение беспозвоночных животных, водорослей (пос. Валентин, Глазовка, Веселый Яр), промысел пушных и пищевых диких животных, пищевых и лекарственных ресурсов леса. Важное значение в хозяйстве имеют рекреационно-оздоровительные объекты в поселках Чистоводное и Горноводное. В районе имеется судоремонтное предприятие в поселке Преображение, в небольших масштабах ведется добыча полиметаллических руд (с. Щербаковка). По долинам рек население занимается сельским хозяйством, производя молоко, мясо, картофель, мед. Хозяйственное освоение территории этого ПХР сдерживается наличием здесь Лазовского заповедника и отсутствием железной дороги.

Наиболее перспективным направлением хозяйственного развития Юго-Восточного ПРХ можно считать рациональное использование ресурсов суши (прежде всего древесных и недревесных ресурсов леса) и моря (промысел и переработка рыбы и других морепродуктов, организация марикультуры). Другие производства (судоремонт, сельское хозяйство) будут выполнять вспомогательную функцию. Новый и значительный импульс развития Юго-Восточный ПХР может получить при реализации проекта нового портово-железнодорожного комплекса. Портовые сооружения с судоверфью могут быть созданы в бухтах Ольги и Владимира. Параллельно с этим целесообразно строительство железной дороги от станции Новочугуевка до поселка Ольга. Дальнейшее развитие может получить и портово-рыбопромышленное хозяйство в поселке Преображение.

Верхне-Уссурийский ПХР включает Чугуевский, Яковлевский , Анучинский районы и г. Арсеньев. Эта территория расположена преимущественно в горнотаежной зоне, поэтому ведущими производствами стали лесозаготовка и лесопереработка, промысел пушных, пищевых и лекарственных ресурсов леса, сельское хозяйство. Специфической отраслью в районе является разнопрофильное машиностроение: производственное, бытовое авиастроение. Центром машиностроения является г. Арсеньев. Важными промышленно-транспортными пунктами становятся поселки Чугуевка, Новосысоевка, Варфоломеевка. Перспективным направлением для развития Верхне-Уссурийского ПХР можно считать переориентацию производств на комплексное использование ресурсов леса, организацию центров по сбору и комплексной переработке древесных и недревесных ресурсов леса. Целесообразно создание в г. Арсеньеве новых гибких машиностроительных производств, выпускающих нематериалоемкое оборудование для горнорудных, лесоперерабатывающих предприятий, биотехнологий.

Восточный ПХР включает всего один, но самый большой по площади район края – Тернейский. Этот район один из самых слабоосвоенных. Большая удаленность от районов основного расселения, железных дорог и городов, отсутствие глубоководных закрытых бухт, пригодных для строительства портов, более суровый климат характерны для Тернейского района. На территории района расположены Сихотэ-Алиньский заповедник и крупная этническая территория. Основными видами деятельности в районе является лесозаготовка, промысел рыбы в прибрежных акваториях и нерестовых реках, другой морепродукции, ее переработка, а также промысел пушных, пищевых и лекарственных ресурсов леса. На сельскохозяйственных предприятиях выращивают норку, производят в небольших количествах мясо-молочную продукцию, картофель. В перспективе хозяйственная деятельность в Восточном ПХР может быть тесно связана с рациональным использованием и восстановлением лесных ресурсов, рыбохозяйственным использованием нерестовых рек и прилегающих акваторий Японского моря. В более отдаленной перспективе возможна добыча нефтегазового сырья.

[к началу]


 
| О проекте | Общие сведения | Символика. Памятники    природы | География. Климат | Топонимика | История | Экономика |
| Достопримечательности | Известные земляки | Занимательная    информация | Библиография |
© 2007 ПГПБ им. А.М. Горького